Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.01.2013 ПО ДЕЛУ N А21-7609/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2013 г. по делу N А21-7609/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Е.В.Черняк
при участии:
от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 71789)
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 71790);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23252/2012) ООО "ЖЭУ-18" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.10.2012 по делу N А21-7609/2012 (судья Сычевская С.Н.),принятое
по заявлению ООО "ЖЭУ-18"
к Государственной жилищной инспекции Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

ООО "ЖЭУ-18" (236010, г. Калининград, ул. Бородинская, д. 14, ОГРН 1083925036711, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калининградской области (236040, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4, далее - административный орган) от 12.07.2012 N 163 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано в связи с правомерным привлечением его к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт по тем основаниям, что ООО "ЖЭУ-18" не является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, поскольку не только не является ресурсоснабжающей организацией, но и не имеет договорных отношений с такой организацией. Общество полагает, что административным органом не доказано, что именно по вине общества, как управляющей компании, следящей за техническим состоянием оборудования и коммуникаций, допущено снижение (ниже нормативной) температуры горячей воды, подаваемой жильцам многоквартирного дома.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в суд не явились.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 02.07.2012 на основании приказа заместителя директора Государственной жилищной инспекции Калининградской области от 27.06.2010 N 181пгв по жалобе гражданина Соловьева А.Г. была проведена проверка соответствия качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг в жилом многоквартирном доме N 15 по улице Огарева в городе Калининграде.
В ходе проверки установлено, что управляющей компанией, обслуживающей дом N 15 по улице Огарева, является ООО "ЖЭУ-18" на основании договора от 01.01.2011.
По результатам проверки составлен акт от 02.07.2012, в котором проверяющим органом было зафиксировано, что на вводе в указанном доме установлен прибор учета тепловой энергии ВКТ-7, согласно которому параметры температуры горячей воды на вводе в дом Т1-57,56 °C, Т2-52,16 °C. Замеры производились портативным измерителем температуры ИТ-17 (зав N 9119, сертификат о калибровке N 003260, проверка до 20.10.2012)
Согласно проведенным температурным замерам горячей воды в точке водозабора:
- - в квартире N 15 температура составила (на кухне Т-26,9 °C, в ванной комнате - Т-39,3 °C);
- - в квартире N 18 (на кухне Т-27,3 °C, в ванной комнате - Т-37,2 °C);
- - в квартире N 12 (на кухне Т-35,8 °C, в ванной комнате - Т-33,6 °C);
- - в квартире N 7 (на кухне Т-34,0 °C, в ванной комнате - Т-33,0 °C).
По факту несоответствия температуры горячей воды в жилых помещениях нормативным показателям 03.07.2012 в отношении управляющей компании ООО "ЖЭУ-18" составлен протокол об административном правонарушении N 140 о наличии в действиях общества признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
12.07.2012 постановлением руководителя Государственной жилищной инспекции по Калининградской области ООО "ЖЭУ-18" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 рублей.
ООО "ЖЭУ-18" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях объективную сторону вмененного обществу административного правонарушения образует нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. В данном случае объективная сторона вменяемого обществу правонарушения характеризуется необеспечением нормативной температуры горячей воды граждан, проживающих в жилом помещении.
Порядок предоставления коммунальных услуг, установлен Правилами представления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Пунктом 1 указанных Правил предусмотрено, что настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Под исполнителем согласно пункту 3 Правил N 307 понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5, подпунктами "а", "б" пункта 49 и подпунктом "а" пункта 51 Правил N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями, в обязанности исполнителя входит предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества, безопасных для его жизни, здоровья и не причиняющих вреда его имуществу, а, в свою очередь, потребитель имеет право получать эти коммунальные услуги.
Пунктом 9 Правил N 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 75 Правил N 304 установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг несет исполнитель.
Нарушение юридическим лицом режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет административную ответственность по статье 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из диспозиции указанной статьи во взаимосвязи с приведенными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил следует, что субъектом данного административного правонарушения может быть лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг.
В рассматриваемом случае согласно договору по управлению многоквартирным домом N 15 по улице Огарева в городе Калининграде от 01.01.2011 исполнителем коммунальной услуги по предоставлению горячего водоснабжения является ООО "ЖЭУ-18". Пунктом 1.1.3 указанного договора прямо предусмотрено, что управляющая компания за плату принимает на себя полномочия по предоставлению собственникам коммунальных услуг: отопление, холодное, горячее водоснабжение, водоотведение.
Следовательно, общество обязано в соответствии с вышеизложенными условиями выполнять принятые обязательства в полном объеме, в том числе, нормативного обеспечения температуры горячей воды в жилых помещениях.
На основании пункта 6 Правил горячее водоснабжение входит в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю соответствующие коммунальные услуги. Горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

На основании пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С.
Согласно пункту 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
В силу пункта 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 °C.
Аналогичные требования установлены пунктом 5 раздела II Приложения N 1 Правил.
Материалами дела подтверждается, что на вводе в многоквартирный жилой дом N 15 по улице Огарева в городе Калининграде установлен прибор учета тепловой энергии ВКТ-7, согласно которому параметры температуры горячей воды поступающей от ресурсоснабжающей организации на вводе в дом составляют - Т1-57,56 °C, Т2-52,16 °C. Между тем, в квартирах NN 7, 12, 15, 18 указанного дома фактическая температура горячей воды значительно ниже нормативно предусмотренной.
Факт несоответствия нормативным показателям температуры горячей воды в обследуемых органом контроля квартирах подтверждается материалами административного дела и управляющей компанией не опровергнут.
Апелляционной инстанцией не принимается ссылка общества на то, что оно не является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения в связи с незаключением (отсутствием) соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией, поскольку в силу подпункта "в" пункта 49 Правил N 304 исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, с учетом фактических обстоятельств дела, обоснованно пришел к выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения,
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства. В рассматриваемом случае, обстоятельств объективной невозможности соблюдения управляющей организацией Правил N 307 не представлено.
Ссылка общества на недоказанность административным органом факта технической неисправности оборудования или эксплуатируемых обществом коммуникаций, как причины снижения температуры горячей воды, поступающей от ресурсоснабжающей организации, необоснованна, поскольку в обязанность контролирующего органа не входит установление причин снижения качества коммунальных услуг, а только установление самого факта нарушения нормативов, чистота проведенных измерений и выявление субъекта виновного в правонарушении. В свою очередь организация занимающаяся обеспечением коммунальными услугами, во избежание потерь ресурсов, должна выявить такие причины и в случае объективной невозможности их устранения указать на них административному органу для последующей их оценки, могущей повлиять на вывод о виновности (невиновности) общества.
Поскольку, обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил представления коммунальных услуг, следовательно, вина заявителя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказана.
При производстве по делу об административном правонарушении Государственной жилищной инспекцией Калининградской области не было допущено процессуальных нарушений, а равно и нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Размер штрафных санкций определен административным органом с учетом обстоятельств совершения правонарушения, отношения заявителя к совершенному деянию, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22 октября 2012 года по делу N А21-7609/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЖЭУ-18" без удовлетворения.
Возвратить ООО "ЖЭУ-18" из средств федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)