Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Журавлева А.В. и Моисеевой И.Н.
при ведении протокола без применения аудиозаписи секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 марта 2011 года по делу N А66-7794/2010 (судья Истомина О.Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тверская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Тверьрегионгаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному образованию "Городское поселение поселок Красномайский" Вышневолоцкого района Тверской области в лице администрации городского поселения поселок Красномайский (далее - Администрация городского поселения) о взыскании 132 222 руб. 99 коп. задолженности по оплате фактически поставленного газа потребителям, проживающим в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, поселок Красномайский, улица Ленинградская, дом 7, за период с февраля 2010 года по июнь 2010 года.
В судебном заседании 03.12.2010 истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил размер исковых требований и просил взыскать с ответчика 58 710 руб. 58 коп. задолженности по оплате фактически поставленного газа потребителям, проживающим в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, поселок Красномайский, улица Ленинградская, дом 7, за период с февраля 2010 года по июнь 2010 года. Уменьшение исковых требований судом принято.
Определением от 27.09.2010 судом на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) и муниципальное образование "Вышневолоцкий район" в лице администрации Вышневолоцкого района Тверской области (далее - Администрация района).
Решением суда от 29 марта 2011 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 29 марта 2011 года) в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Тверь") (ранее - ООО "Тверьрегионгаз") с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования. Считает, что суд при вынесении решения не применил закон, подлежащий применению, что повлекло принятие незаконного решения. Полагает, что поскольку в отношении многоквартирного жилого дома не был выбран способ управления, то обязанность по перечислению денежных средств за коммунальные услуги должна лежать на ответчике до выбора способа управления. Кроме того указывает, что наниматели жилых помещений должны оплачивать природный газ ответчику, а последний - производить перечисление денежных средств истцу.
Истец, ответчик и третьи лица извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Администрация городского поселения в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилась, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" - без удовлетворения.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена истца - ООО "Тверьрегионгаз" на его правопреемника - ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" в связи с переименованием.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения Комитета от 28.12.2009 N 2504 "О передаче государственного имущества Тверской области в муниципальную собственность городского поселения - поселок Красномайский Вышневолоцкого района" (далее - Распоряжение N 2504) в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации Тверской области от 17.03.2009 N 92-па "Об утверждении региональной программы "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год", на основании решения Совета депутатов городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района от 16.12.2009 N 37 имущество, находящееся в государственной собственности Тверской области, указанное в приложении к настоящему распоряжению, передано в муниципальную собственность городского поселения поселок Красномайский (том 1, листы 52 - 55).
Согласно пункту 3 Распоряжения N 2504 право собственности городского поселения - поселок Красномайский на имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения, возникает с момента подписания актов приема-передачи, указанных в пункте 2 настоящего распоряжения.
В соответствии с приложением к Распоряжению N 2504, в котором указан перечень государственного имущества Тверской области, подлежащего передаче в муниципальную собственность городского поселения - поселок Красномайский, передаче подлежат квартиры с 1 по 27 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, поселок Красномайский, улица Ленинградская, дом 7.
Комитет 11.01.2010 по актам приема-передачи N 1 - 27 передал Администрации городского поселения - поселок Красномайский, квартиры, расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, поселок Красномайский, улица Ленинградская, дом 7.
После поступления жилого дома в муниципальную собственность квартиры в нем заселены гражданами по договорам социального найма.
На момент рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции право муниципальной собственности Красномайского городского поселения зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на все квартиры указанного жилого дома, кроме квартир N 19, 20, 23, 26.
Квартиры N 19, 20, 23, 26, расположенные в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, Администрацией городского поселения переданы Попову Олегу Юрьевичу, Поповой Людмиле Владимировне, Крипак Ине Ивановне, Ратиковой Клавдии Николаевне и Волдайцевой Ольге Борисовне на основании договоров мены жилыми помещениями.
Указанные квартиры зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Квартиры, находящиеся в муниципальной собственности, предоставлены гражданам на основании договоров социального найма.
Управляющая компания в спорный период в установленном законом порядке в данном жилом доме избрана не была.
Истец, в отсутствие договора заключенного с ответчиком, а также с гражданами, проживающими в указанном многоквартирном жилом доме, в спорный период осуществил поставку природного газа через присоединенные сети, на сумму 58 710 руб. 58 коп. Количество потребленного газа определялось в соответствии с приборами учета.
Поскольку оплата за поставленный газ не была произведена, истец, полагая, что обязанность по уплате задолженности за поставленный газ возложена на ответчика, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное, а кредитор имеет право требований от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств действующим законодательством не предусмотрен.
Факт поставки газа в квартиры, расположенные в жилом доме по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, поселок Красномайский, улица Ленинградская, дом 7, подтверждается материалами дела в их совокупности, и Администрацией городского поселения, а также гражданами, проживающими в нем, не оспаривается.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора. Органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченными ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 3 статьи 153 ЖК РФ).
В пункте 3 статьи 678 ГК РФ установлена обязанность нанимателя своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Из пункта 2 статьи 154 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Согласно пункту 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
В соответствии с пунктами 4, 7 статьи 155 ЖК РФ как собственники помещений в многоквартирном доме, так и наниматели жилых помещений плату за коммунальные услуги вносят управляющей организации, избранной собственниками помещений в многоквартирном доме или установленной соответствующими органами местного самоуправления в порядке статьи 161 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ проводит до 01.05.2008 открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01.01.2007 не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. В силу пункта 2 указанной статьи, ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, в спорный период жильцами дома способ управления не избран, конкурс по выбору управляющей организации органом местного самоуправления не проводился.
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (пункт 3 статьи 153 ЖК РФ).
В спорный период квартиры, расположенные в многоквартирном жилом доме были сданы по договорам социального найма, которые имеются в материалах дела, а часть из них принадлежала гражданам на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
Следовательно, оплату за потребленный газ в данном жилом доме должны производить наниматели и собственники квартир.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке (пункт 3 статьи 153 ЖК РФ).
Условиями типового договора социального найма, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315 "Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения", не предусмотрена обязанность нанимателя жилого помещения по внесению платы за коммунальные услуги наймодателю.
Как следует из договоров социального найма, имеющихся в материалах дела (подпункт "з" пункта 4 раздела 2 договора) наниматель обязан своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за жилое помещение и коммунальные услуги по утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам и тарифам.
Таким образом, обязанность нанимателя по внесению платы за коммунальные услуги наймодателю договорами социального найма, действующими в спорный период, не предусмотрена.
По мнению суда апелляционной инстанции, в силу статьи 678 ГК РФ наниматель обязан вносить плату за коммунальные услуги самостоятельно либо управляющей компании (при наличии договора на управление многоквартирным домом), либо ресурсоснабжающей организации (при отсутствии договора на управление многоквартирным домом).
С учетом изложенного апелляционная инстанция полагает, что судом первой инстанции спор разрешен согласно действующему законодательству, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств. Доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 48, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
произвести замену общества с ограниченной ответственностью "Тверская региональная компания по реализации газа" на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь".
Решение Арбитражного суда Тверской области от 29 марта 2011 года по делу N А66-7794/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2011 ПО ДЕЛУ N А66-7794/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2011 г. по делу N А66-7794/2010
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Журавлева А.В. и Моисеевой И.Н.
при ведении протокола без применения аудиозаписи секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 марта 2011 года по делу N А66-7794/2010 (судья Истомина О.Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тверская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Тверьрегионгаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному образованию "Городское поселение поселок Красномайский" Вышневолоцкого района Тверской области в лице администрации городского поселения поселок Красномайский (далее - Администрация городского поселения) о взыскании 132 222 руб. 99 коп. задолженности по оплате фактически поставленного газа потребителям, проживающим в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, поселок Красномайский, улица Ленинградская, дом 7, за период с февраля 2010 года по июнь 2010 года.
В судебном заседании 03.12.2010 истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил размер исковых требований и просил взыскать с ответчика 58 710 руб. 58 коп. задолженности по оплате фактически поставленного газа потребителям, проживающим в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, поселок Красномайский, улица Ленинградская, дом 7, за период с февраля 2010 года по июнь 2010 года. Уменьшение исковых требований судом принято.
Определением от 27.09.2010 судом на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) и муниципальное образование "Вышневолоцкий район" в лице администрации Вышневолоцкого района Тверской области (далее - Администрация района).
Решением суда от 29 марта 2011 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 29 марта 2011 года) в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Тверь") (ранее - ООО "Тверьрегионгаз") с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования. Считает, что суд при вынесении решения не применил закон, подлежащий применению, что повлекло принятие незаконного решения. Полагает, что поскольку в отношении многоквартирного жилого дома не был выбран способ управления, то обязанность по перечислению денежных средств за коммунальные услуги должна лежать на ответчике до выбора способа управления. Кроме того указывает, что наниматели жилых помещений должны оплачивать природный газ ответчику, а последний - производить перечисление денежных средств истцу.
Истец, ответчик и третьи лица извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Администрация городского поселения в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилась, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" - без удовлетворения.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена истца - ООО "Тверьрегионгаз" на его правопреемника - ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" в связи с переименованием.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения Комитета от 28.12.2009 N 2504 "О передаче государственного имущества Тверской области в муниципальную собственность городского поселения - поселок Красномайский Вышневолоцкого района" (далее - Распоряжение N 2504) в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации Тверской области от 17.03.2009 N 92-па "Об утверждении региональной программы "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год", на основании решения Совета депутатов городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района от 16.12.2009 N 37 имущество, находящееся в государственной собственности Тверской области, указанное в приложении к настоящему распоряжению, передано в муниципальную собственность городского поселения поселок Красномайский (том 1, листы 52 - 55).
Согласно пункту 3 Распоряжения N 2504 право собственности городского поселения - поселок Красномайский на имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения, возникает с момента подписания актов приема-передачи, указанных в пункте 2 настоящего распоряжения.
В соответствии с приложением к Распоряжению N 2504, в котором указан перечень государственного имущества Тверской области, подлежащего передаче в муниципальную собственность городского поселения - поселок Красномайский, передаче подлежат квартиры с 1 по 27 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, поселок Красномайский, улица Ленинградская, дом 7.
Комитет 11.01.2010 по актам приема-передачи N 1 - 27 передал Администрации городского поселения - поселок Красномайский, квартиры, расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, поселок Красномайский, улица Ленинградская, дом 7.
После поступления жилого дома в муниципальную собственность квартиры в нем заселены гражданами по договорам социального найма.
На момент рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции право муниципальной собственности Красномайского городского поселения зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на все квартиры указанного жилого дома, кроме квартир N 19, 20, 23, 26.
Квартиры N 19, 20, 23, 26, расположенные в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, Администрацией городского поселения переданы Попову Олегу Юрьевичу, Поповой Людмиле Владимировне, Крипак Ине Ивановне, Ратиковой Клавдии Николаевне и Волдайцевой Ольге Борисовне на основании договоров мены жилыми помещениями.
Указанные квартиры зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Квартиры, находящиеся в муниципальной собственности, предоставлены гражданам на основании договоров социального найма.
Управляющая компания в спорный период в установленном законом порядке в данном жилом доме избрана не была.
Истец, в отсутствие договора заключенного с ответчиком, а также с гражданами, проживающими в указанном многоквартирном жилом доме, в спорный период осуществил поставку природного газа через присоединенные сети, на сумму 58 710 руб. 58 коп. Количество потребленного газа определялось в соответствии с приборами учета.
Поскольку оплата за поставленный газ не была произведена, истец, полагая, что обязанность по уплате задолженности за поставленный газ возложена на ответчика, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное, а кредитор имеет право требований от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств действующим законодательством не предусмотрен.
Факт поставки газа в квартиры, расположенные в жилом доме по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, поселок Красномайский, улица Ленинградская, дом 7, подтверждается материалами дела в их совокупности, и Администрацией городского поселения, а также гражданами, проживающими в нем, не оспаривается.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора. Органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченными ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 3 статьи 153 ЖК РФ).
В пункте 3 статьи 678 ГК РФ установлена обязанность нанимателя своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Из пункта 2 статьи 154 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Согласно пункту 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
В соответствии с пунктами 4, 7 статьи 155 ЖК РФ как собственники помещений в многоквартирном доме, так и наниматели жилых помещений плату за коммунальные услуги вносят управляющей организации, избранной собственниками помещений в многоквартирном доме или установленной соответствующими органами местного самоуправления в порядке статьи 161 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ проводит до 01.05.2008 открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01.01.2007 не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. В силу пункта 2 указанной статьи, ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, в спорный период жильцами дома способ управления не избран, конкурс по выбору управляющей организации органом местного самоуправления не проводился.
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (пункт 3 статьи 153 ЖК РФ).
В спорный период квартиры, расположенные в многоквартирном жилом доме были сданы по договорам социального найма, которые имеются в материалах дела, а часть из них принадлежала гражданам на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
Следовательно, оплату за потребленный газ в данном жилом доме должны производить наниматели и собственники квартир.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке (пункт 3 статьи 153 ЖК РФ).
Условиями типового договора социального найма, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315 "Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения", не предусмотрена обязанность нанимателя жилого помещения по внесению платы за коммунальные услуги наймодателю.
Как следует из договоров социального найма, имеющихся в материалах дела (подпункт "з" пункта 4 раздела 2 договора) наниматель обязан своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за жилое помещение и коммунальные услуги по утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам и тарифам.
Таким образом, обязанность нанимателя по внесению платы за коммунальные услуги наймодателю договорами социального найма, действующими в спорный период, не предусмотрена.
По мнению суда апелляционной инстанции, в силу статьи 678 ГК РФ наниматель обязан вносить плату за коммунальные услуги самостоятельно либо управляющей компании (при наличии договора на управление многоквартирным домом), либо ресурсоснабжающей организации (при отсутствии договора на управление многоквартирным домом).
С учетом изложенного апелляционная инстанция полагает, что судом первой инстанции спор разрешен согласно действующему законодательству, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств. Доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 48, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
произвести замену общества с ограниченной ответственностью "Тверская региональная компания по реализации газа" на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь".
Решение Арбитражного суда Тверской области от 29 марта 2011 года по делу N А66-7794/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.К.ЕЛАГИНА
О.К.ЕЛАГИНА
Судьи
А.В.ЖУРАВЛЕВ
И.Н.МОИСЕЕВА
А.В.ЖУРАВЛЕВ
И.Н.МОИСЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)