Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ижтехсервис" (ОГРН 1071840003289, ИНН 1834040122): представители не явились,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045): представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 29 августа 2012 года по делу N А71-8792/2012,
принятое судьей Глуховым Л.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ижтехсервис"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ижтехсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным п. 1 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление) от 30.03.2012 N 259.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.08.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы Управление ссылается на то, что в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, то есть один прибор. Управление полагает, что показания трех приборов учета (прибор учета электрической энергии на лифты, прибор учета на МОП, прибор учета на квартиры) не могут использоваться в качестве показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В связи с чем, по мнению Управления, начисление платы за услугу "электроэнергия МОП" должно осуществляться по нормативу.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Приложенные к апелляционной жалобе Управления копия письма от 29.03.2012 N 748, копия письма от 02.04.2012 N 11/1423 приобщению к материалам настоящего дела не подлежат, поскольку соответствующее ходатайство Управлением не заявлено, кроме того, перечисленные письма имеются в материалах дела (л.д. 56, 71).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением собственников многоквартирных домов по адресам: г. Ижевск, ул. Гагарина, 3а (вх. N 878 от 07.03.2012), г. Ижевск, Заречное шоссе, 19 (вх. N 829 от 02.03.2012, вх. N 738 от 27.02.2012, вх. N 909 от 11.03.2012), г. Ижевск, ул. Клубная, 74, корп. 7 (вх. N 145-ж от 01.03.2012) по вопросам начисления платы за коммунальные услуги, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления (л.д. 68-70) в период с 28.03.2012 по 30.03.2012 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей.
При проведении проверки Управлением установлено, что в период с марта 2011 года по январь 2012 года Общество производило начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению мест общего пользования гражданам, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, Заречное шоссе, 19, не по нормативу потребления коммунальных услуг. При этом Управлением установлено, что в жилом доме по адресу: г. Ижевск, Заречное шоссе, 19, МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети" 11.05.2011 произведена опломбировка приборов учета электрической энергии отдельно на лифты, МОП, квартиры (всего три прибора), данное обстоятельство расценено Управлением как отсутствие общедомового прибора учета электроэнергии.
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.03.2012 N 307 (л.д. 51-54).
В целях устранения выявленных нарушений Управлением вынесено предписание от 30.03.2012 N 259, в п. 1 которого указано, что в нарушение ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, п. 25 Приложения к указанным Правилам, начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению мест общего пользования в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, Заречное шоссе, 19, осуществлялось не по нормативу потребления коммунальных услуг; а также предписано прекратить нарушения требований законодательства, представить в Управление документы, подтверждающие правильность начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению мест общего пользования в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, Заречное шоссе, 19 (л.д. 13-15).
Полагая, что п. 1 указанного предписания не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недействительности п. 1 предписания. При этом суд первой инстанции исходил из того, что общедомовой узел учета электроэнергии в многоквартирном доме N 19 на Заречном шоссе в г. Ижевске состоит из трех счетчиков; расчет платы за коммунальную услугу "электроснабжение мест общего пользования" производился Обществом согласно подп. 1 п. 3 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, что соответствует подп. "а" п. 23 данных Правил.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 настоящей статьи.
Собственники дома N 19 на Заречном шоссе в г. Ижевске в качестве управляющей компании избрали ООО Управляющая компания "Ижтехсервис", с которой заключен соответствующий договор управления многоквартирным домом 01.07.2007 N 74/7-9-2.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии на момент спорных правоотношений были урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В п. 3 Правил N 307 содержится понятие коллективного (общедомового) прибора учета как средства измерения, используемого для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Из содержания данного понятия не следует, что такое средство измерения как коллективный (общедомовой) прибор учета состоит исключительно из одного прибора и не может рассматриваться как совокупность приборов.
Судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами (акт от 11.05.11, л.д. 16-17) подтверждается, что инспектором МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети" Нелюбиным М.В., инспектором ООО СК "Дом" Зворыгиным А.А., представителем ООО УК "Ижтехсервис" Кожевниковым В.А. в доме N 19 по ул. Заречное шоссе произведен осмотр и опломбирование общедомового узла учета электроэнергии, состоящего из трех счетчиков (один на электроснабжение квартир, другой на электроснабжение лифтов, мест общего пользования, третий - общедомовой). В материалах дела (л.д. 18) имеется расчетная схема питающих кабелей дом N 19 (схема из рабочего проекта данного дома). Согласно этой схеме к вводно-распределительной панели (типа ВРУ9) дома N 19 подведены четыре питающих кабеля по 0,4 кВт от ТП 306, то есть данные обстоятельства позволяют независимо друг от друга запитывать разных потребителе, что и осуществлено в этом доме, все эти три счетчика установлены на входе в дом.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что совокупность указанных приборов учета электроэнергии и есть общедомовой узел учета электроэнергии.
В рассматриваемом случае при определении платы за услугу "электроснабжение мест общего пользования" Общество использовало показания приборов учета электрической энергии: 1) N 062225992 (МОП, лифты); 2) N 06225617 (квартиры); 3) N 06225595 (общедомовой). Показания вышеназванных приборов позволяют в совокупности определить как общедомовое потребление электроэнергии в целом, так и количество электроэнергии, потребленной в местах общего пользования и в квартирах.
Доказательств обратного Управлением не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Общество исчисляло плату за коммунальную услугу "электроснабжение мест общего пользования" на основании подп. "а" п. 23 Правил N 307 в соответствии с формулой, содержащейся в подп. 1 п. 3 приложения N 2 указанных Правил.
В п. 23 Правил N 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подп. 1 п. 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
V
D
P = ---------- x V x T
ky3.i V + V i ky
n.p n.n , (9)
где:
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей
D
воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный
период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора
- учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);
- V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной
n.p
воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за
расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами
учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных
- квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);
- V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной
n.n
воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за
расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами
учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления
коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в
- соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей
i
воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в
i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный
индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим
(квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не
оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из
нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого
- помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- T - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с
ky
законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения,
горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для
- электроснабжения - руб./кВт-час);
-
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при наличии общедомового прибора учета электроэнергии расчет платы за коммунальные услуги, потребленные в нежилых помещениях ("электроснабжение мест общего пользования") не противоречит положениям Правил N 307.
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, Управление не обосновало требование о необходимости расчета платы за коммунальные услуги, потребленные в нежилых помещениях ("электроснабжение мест общего пользования"), исходя именно из норматива потребления коммунальных услуг. При этом суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В п. 16 Правил N 307 предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с подп. "б" п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения производится на основании формулы, указанной в подп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
В подп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 указано, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) в i-том нежилом помещении многоквартирного дома определяется в соответствии с п. 20 настоящих Правил, в жилом доме или в i-том жилом помещении многоквартирного дома - по формуле:
P = n x N x T , (3)
ky.i i j ky
где: n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том
i
- жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
- N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для
j
холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в
- месяц на 1 чел.;
- T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в
ky
соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного
- водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м);
-
Согласно п. 20 Правил N 307 при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются: в) при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета газа и(или) электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств. При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отдельных помещений в таком доме индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с подп. 1 п. 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из содержания указанных положений Правил N 307 следует, что расчет платы за электроэнергию по нормативам осуществляется в отношении жилых помещений при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов.
Расчет платы за электроэнергию в нежилых помещениях многоквартирного дома (в том числе, местах общего пользования) определяется в соответствии с п. 20 Правил N 307, а именно, по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета газа и(или) электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств; а при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отдельных помещений в таком доме индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета - в соответствии с подп. 1 п. 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Следовательно, Управление не обосновало требование о необходимости расчета платы за коммунальные услуги, потребленные в нежилых помещениях ("электроснабжение мест общего пользования"), исходя именно из норматива потребления коммунальных услуг.
При вынесении оспариваемого предписания Управление основывалось на п.п. 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, п. 25 Приложения к указанным Правилам (в редакции, действовавшей до 30.06.2012), в которых было указано, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей; расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека.
Вместе с тем ссылка Управления на п. 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, п. 25 Приложения к указанным Правилам (в редакции, действовавшей до 30.06.2012), обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку в соответствии с п. 1 данных Правил они определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Следовательно, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, не применяются при расчете платы за коммунальные услуги. При расчете платы за коммунальные услуги необходимо руководствоваться положениями Правил N 307.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы Управления судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что п. 1 оспариваемого предписания Управления не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 августа 2012 года по делу N А71-8792/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2012 N 17АП-11324/2012-АК ПО ДЕЛУ N А71-8792/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2012 г. N 17АП-11324/2012-АК
Дело N А71-8792/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ижтехсервис" (ОГРН 1071840003289, ИНН 1834040122): представители не явились,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045): представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 29 августа 2012 года по делу N А71-8792/2012,
принятое судьей Глуховым Л.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ижтехсервис"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ижтехсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным п. 1 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление) от 30.03.2012 N 259.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.08.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы Управление ссылается на то, что в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, то есть один прибор. Управление полагает, что показания трех приборов учета (прибор учета электрической энергии на лифты, прибор учета на МОП, прибор учета на квартиры) не могут использоваться в качестве показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В связи с чем, по мнению Управления, начисление платы за услугу "электроэнергия МОП" должно осуществляться по нормативу.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Приложенные к апелляционной жалобе Управления копия письма от 29.03.2012 N 748, копия письма от 02.04.2012 N 11/1423 приобщению к материалам настоящего дела не подлежат, поскольку соответствующее ходатайство Управлением не заявлено, кроме того, перечисленные письма имеются в материалах дела (л.д. 56, 71).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением собственников многоквартирных домов по адресам: г. Ижевск, ул. Гагарина, 3а (вх. N 878 от 07.03.2012), г. Ижевск, Заречное шоссе, 19 (вх. N 829 от 02.03.2012, вх. N 738 от 27.02.2012, вх. N 909 от 11.03.2012), г. Ижевск, ул. Клубная, 74, корп. 7 (вх. N 145-ж от 01.03.2012) по вопросам начисления платы за коммунальные услуги, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления (л.д. 68-70) в период с 28.03.2012 по 30.03.2012 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей.
При проведении проверки Управлением установлено, что в период с марта 2011 года по январь 2012 года Общество производило начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению мест общего пользования гражданам, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, Заречное шоссе, 19, не по нормативу потребления коммунальных услуг. При этом Управлением установлено, что в жилом доме по адресу: г. Ижевск, Заречное шоссе, 19, МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети" 11.05.2011 произведена опломбировка приборов учета электрической энергии отдельно на лифты, МОП, квартиры (всего три прибора), данное обстоятельство расценено Управлением как отсутствие общедомового прибора учета электроэнергии.
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.03.2012 N 307 (л.д. 51-54).
В целях устранения выявленных нарушений Управлением вынесено предписание от 30.03.2012 N 259, в п. 1 которого указано, что в нарушение ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, п. 25 Приложения к указанным Правилам, начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению мест общего пользования в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, Заречное шоссе, 19, осуществлялось не по нормативу потребления коммунальных услуг; а также предписано прекратить нарушения требований законодательства, представить в Управление документы, подтверждающие правильность начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению мест общего пользования в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, Заречное шоссе, 19 (л.д. 13-15).
Полагая, что п. 1 указанного предписания не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недействительности п. 1 предписания. При этом суд первой инстанции исходил из того, что общедомовой узел учета электроэнергии в многоквартирном доме N 19 на Заречном шоссе в г. Ижевске состоит из трех счетчиков; расчет платы за коммунальную услугу "электроснабжение мест общего пользования" производился Обществом согласно подп. 1 п. 3 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, что соответствует подп. "а" п. 23 данных Правил.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 настоящей статьи.
Собственники дома N 19 на Заречном шоссе в г. Ижевске в качестве управляющей компании избрали ООО Управляющая компания "Ижтехсервис", с которой заключен соответствующий договор управления многоквартирным домом 01.07.2007 N 74/7-9-2.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии на момент спорных правоотношений были урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В п. 3 Правил N 307 содержится понятие коллективного (общедомового) прибора учета как средства измерения, используемого для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Из содержания данного понятия не следует, что такое средство измерения как коллективный (общедомовой) прибор учета состоит исключительно из одного прибора и не может рассматриваться как совокупность приборов.
Судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами (акт от 11.05.11, л.д. 16-17) подтверждается, что инспектором МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети" Нелюбиным М.В., инспектором ООО СК "Дом" Зворыгиным А.А., представителем ООО УК "Ижтехсервис" Кожевниковым В.А. в доме N 19 по ул. Заречное шоссе произведен осмотр и опломбирование общедомового узла учета электроэнергии, состоящего из трех счетчиков (один на электроснабжение квартир, другой на электроснабжение лифтов, мест общего пользования, третий - общедомовой). В материалах дела (л.д. 18) имеется расчетная схема питающих кабелей дом N 19 (схема из рабочего проекта данного дома). Согласно этой схеме к вводно-распределительной панели (типа ВРУ9) дома N 19 подведены четыре питающих кабеля по 0,4 кВт от ТП 306, то есть данные обстоятельства позволяют независимо друг от друга запитывать разных потребителе, что и осуществлено в этом доме, все эти три счетчика установлены на входе в дом.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что совокупность указанных приборов учета электроэнергии и есть общедомовой узел учета электроэнергии.
В рассматриваемом случае при определении платы за услугу "электроснабжение мест общего пользования" Общество использовало показания приборов учета электрической энергии: 1) N 062225992 (МОП, лифты); 2) N 06225617 (квартиры); 3) N 06225595 (общедомовой). Показания вышеназванных приборов позволяют в совокупности определить как общедомовое потребление электроэнергии в целом, так и количество электроэнергии, потребленной в местах общего пользования и в квартирах.
Доказательств обратного Управлением не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Общество исчисляло плату за коммунальную услугу "электроснабжение мест общего пользования" на основании подп. "а" п. 23 Правил N 307 в соответствии с формулой, содержащейся в подп. 1 п. 3 приложения N 2 указанных Правил.
В п. 23 Правил N 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подп. 1 п. 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
V
D
P = ---------- x V x T
ky3.i V + V i ky
n.p n.n , (9)
где:
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей
D
воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный
период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора
- учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);
- V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной
n.p
воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за
расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами
учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных
- квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);
- V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной
n.n
воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за
расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами
учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления
коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в
- соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей
i
воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в
i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный
индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим
(квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не
оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из
нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого
- помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- T - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с
ky
законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения,
горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для
- электроснабжения - руб./кВт-час);
-
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при наличии общедомового прибора учета электроэнергии расчет платы за коммунальные услуги, потребленные в нежилых помещениях ("электроснабжение мест общего пользования") не противоречит положениям Правил N 307.
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, Управление не обосновало требование о необходимости расчета платы за коммунальные услуги, потребленные в нежилых помещениях ("электроснабжение мест общего пользования"), исходя именно из норматива потребления коммунальных услуг. При этом суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В п. 16 Правил N 307 предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с подп. "б" п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения производится на основании формулы, указанной в подп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
В подп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 указано, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) в i-том нежилом помещении многоквартирного дома определяется в соответствии с п. 20 настоящих Правил, в жилом доме или в i-том жилом помещении многоквартирного дома - по формуле:
P = n x N x T , (3)
ky.i i j ky
где: n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том
i
- жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
- N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для
j
холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в
- месяц на 1 чел.;
- T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в
ky
соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного
- водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м);
-
Согласно п. 20 Правил N 307 при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются: в) при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета газа и(или) электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств. При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отдельных помещений в таком доме индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с подп. 1 п. 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из содержания указанных положений Правил N 307 следует, что расчет платы за электроэнергию по нормативам осуществляется в отношении жилых помещений при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов.
Расчет платы за электроэнергию в нежилых помещениях многоквартирного дома (в том числе, местах общего пользования) определяется в соответствии с п. 20 Правил N 307, а именно, по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета газа и(или) электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств; а при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отдельных помещений в таком доме индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета - в соответствии с подп. 1 п. 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Следовательно, Управление не обосновало требование о необходимости расчета платы за коммунальные услуги, потребленные в нежилых помещениях ("электроснабжение мест общего пользования"), исходя именно из норматива потребления коммунальных услуг.
При вынесении оспариваемого предписания Управление основывалось на п.п. 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, п. 25 Приложения к указанным Правилам (в редакции, действовавшей до 30.06.2012), в которых было указано, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей; расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека.
Вместе с тем ссылка Управления на п. 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, п. 25 Приложения к указанным Правилам (в редакции, действовавшей до 30.06.2012), обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку в соответствии с п. 1 данных Правил они определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Следовательно, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, не применяются при расчете платы за коммунальные услуги. При расчете платы за коммунальные услуги необходимо руководствоваться положениями Правил N 307.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы Управления судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что п. 1 оспариваемого предписания Управления не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 августа 2012 года по делу N А71-8792/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)