Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
25 октября 2010 года
Мурманский областной суд
в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.А.
при секретаре Уховой Н.Г.
с участием прокурора Коньялыоглу И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мурманске гражданское дело по заявлению Бадьина Андрея Юрьевича об оспаривании приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 и утвержденных данным приказом Методических указаний о порядке передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом,
установил:
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 утверждены Методические указания о порядке передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом (далее - Методические указания).
Бадьин А.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконными, недействующими и не подлежащими применению данного приказа и Методических указаний, ссылаясь на то, что при их издании Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области превысило свои полномочия. Оспариваемыми нормами на него, как на собственника жилого помещения в многоквартирном жилом доме, возложены дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, чем ущемлены его права.
Также полагает, что пунктами 2, 4, 5, 6, 10 и 11 Методических указаний нарушено его право на жилище, на благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг. Пунктом 3 Методических указаний незаконно изменен порядок доведения принятых на общем собрании решений до самих собственников, по сравнению с тем, как это установлено статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, пунктами 4 и 6 Методических указаний предусмотрены полномочия администрации городского округа в части рассмотрения вопроса соблюдения процедуры проведения собрания, и в зависимости от этого ставится реализация решения большинства собственников жилых помещений о смене управляющей организации.
В судебном заседании Бадьин А.Ю. свое заявление поддержал и пояснил, что заявленные им требования связаны с нарушением его прав, как собственника жилого помещения.
Считает, что установленный Методическими указаниями порядок передачи полномочий вновь выбранной управляющей организации незаконен, поскольку договор управления многоквартирным домом может быть заключен только после того, как администрация муниципального образования проведет проверку и рассмотрит документы о соблюдении общим собранием порядка принятия решения по выбору управляющей организации, предусмотренный Методическими указаниями. Это создает для него препятствия к своевременному заключению договора управления многоквартирным домом, получению коммунальных услуг, услуг по содержанию дома и придомовой территории. По мнению заявителя, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, издав Методические указания, наделило администрацию муниципального образования дополнительными, не предусмотренными действующим законодательством правами, в том числе, по проверке законности решения общего собрания собственников, что относится к компетенции суда.
Представители Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области - Буркадзе Д.Д. и Давыдкин И.Е. возражали против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемые заявителем приказ и Методические указания, не являются нормативными правовыми актами, носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения. Методические указания изданы на основании пункта 2.2.3.28 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления. Приказ от 10 июня 2010 года N 28 и Методические рекомендации не были опубликованы в установленном порядке.
Выслушав объяснения заявителя Бадьина А.Ю., представителей Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области - Буркадзе Д.Д. и Давыдкина И.Е., исследовав материалы, заслушав заключение прокурора Мурманской областной прокуратуры Коньялыоглу Н.Б., полагавшей об удовлетворении заявления, Мурманский областной суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области 10 июня 2010 года издан приказ N 28 "Об утверждении Методических указаний о порядке передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом".
Приказ от 10 июня 2010 года N 28 и Методические указания размещены 16 июня 2010 года в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном портале органов исполнительной власти Мурманской области - интернет-сайте Правительства Мурманской области http://www.gov-murman.ru, что подтверждено материалами дела и объяснениями представителей Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.
Таким образом, заинтересованным лицам была обеспечена возможность ознакомления с приказом и Методическими указаниями и это обстоятельство не свидетельствует о нарушении порядка их официального опубликования.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Мурманской области от 29 декабря 2008 года N 1063-01-ЗМО "О системе органов исполнительной власти Мурманской области" систему органов исполнительной власти Мурманской области составляют: Правительство Мурманской области - высший орган исполнительной власти Мурманской области; иные органы исполнительной власти Мурманской области, в том числе, министерства.
Частью 1 статьи 4 данного Закона установлено, что министерства Мурманской области являются органами исполнительной власти Мурманской области, осуществляющими функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики, в том числе по нормативно-правовому регулированию в наиболее важных сферах деятельности, определяемых Правительством Мурманской области, функции по контролю и надзору в этих сферах деятельности, а также функции по оказанию государственных услуг, правоприменительные функции.
Положением о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 18 июня 2009 года N 258-ПП, предусмотрено, что Министерство является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики Мурманской области в сферах энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также функции контроля и надзора в этих сферах деятельности (пункт 1.1).
На основании статьи 73 Устава Мурманской области, принятого Мурманской областной Думой 26 ноября 1997 года, Правительство Мурманской области в пределах своих полномочий принимает постановления и издает распоряжения. Иные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий издают следующие акты: постановления, распоряжения и приказы, в том числе, нормативно-правового характера. Акты Губернатора области, акты Правительства области, акты иных органов исполнительной власти области, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в Мурманской области.
Пунктом 11.1 Регламента исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 25 сентября 2009 года N 447-ПП предусмотрено, что нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Мурманской области, законов Мурманской области, постановлений и распоряжений Губернатора, постановлений и распоряжений Правительства, а также по инициативе исполнительных органов в пределах их компетенции.
Согласно пункту 11.2 Регламента, нормативные правовые акты могут издаваться исполнительным органом в виде постановлений, распоряжений и приказов. Распоряжение и приказ исполнительного органа государственной власти Мурманской области - правовые акты нормативного характера, принятые по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти Мурманской области, имеющие обязательную силу для должностных лиц и организаций, которым они адресованы.
Положением о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 18 июня 2009 года N 258-ПП, предусмотрено, что основными его задачами являются:
- реализация государственной политики в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства (п. 2.1.1);
- формирование государственной политики Мурманской области, а также нормативно-правовое регулирование в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства (п. 2.1.2);
- определение и реализация стратегии и приоритетных направлений развития энергетического и жилищно-коммунального комплекса области (п. 2.1.4);
- создание правил и условий устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства и прозрачности рынка жилищно-коммунальных услуг в интересах населения Мурманской области (п. 2.1.5);
- повышения эффективности деятельности в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства путем содействия внедрению инноваций, новых технологий, прогрессивных методов управления (п. 2.1.6).
Министерство в установленных сферах деятельности во исполнение норм действующего законодательства принимает нормативные правовые акты, в том числе, по вопросу осуществления организационно-методических функций (п. 2.2.2).
Министерство осуществляет функции, включая методическую поддержку органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, дает юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства (п. 2.2.3.28).
Из анализа приведенных положений следует вывод о том, что Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, являясь исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Мурманской области, вправе в пределах предоставленных полномочий издавать нормативные правовые акты в сфере жилищно-коммунального хозяйства по вопросам, относящимся к его компетенции.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 утверждены Методические указания о порядке передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом (пункт 1).
Пунктом 2 установлено, что передача полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными настоящим приказом.
Пунктом 3 приказа рекомендовано органам местного самоуправления Мурманской области:
- - определить муниципальным нормативно-правовым актом порядок создания и деятельности согласительной комиссии по рассмотрению мотивированных возражений управляющих организаций, ТСЖ, либо собственников по результатам рассмотрения администрацией муниципального образования, как собственника муниципальных помещений, документов о соблюдении порядка проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома;
- - создать и поддерживать актуальность базы данных многоквартирных домов - в которой содержится перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, содержащий информацию, необходимую для создания условий на территории муниципального образования для управления многоквартирными домами, а также в целях осуществления контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Пунктом 4 контроль за исполнением настоящего приказа возложен на В.И. Полиэктова (заместитель министра).
Таким образом, предметом правового регулирования оспариваемых актов явилось установление порядка передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирными домами на территории муниципальных образований.
Пунктом 1 утвержденных Методических указаний на собственника, который является инициатором проведения общего собрания, возложена обязанность по направлению в администрацию городского округа либо городского или сельского поселения, на территории которого находится многоквартирный дом, а также в управляющую организацию либо ТСЖ сообщения о дате проведения общего собрания при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом.
Пунктом 3 Методических указаний предусмотрено, что уполномоченное общим собранием собственников лицо, инициатор проведения общего собрания или выбранное правление ТСЖ при переходе полномочий по управлению многоквартирным домом совершает, в том числе, следующие действия:
- доводить до сведения управляющей организации либо ТСЖ решения, принятые общим собранием, а также итоги голосования не позднее чем через 10 дней со дня их принятия;
- направляет в администрацию как собственнику помещений в многоквартирном доме копии листов голосования и протокола общего собрания не позднее чем через 3 дня после подведения итогов голосования.
Пунктами 4 и 6 Методических указаний для вновь выбранной управляющей организации или ТСЖ право на совершение действий, связанных с заключением договоров управления, по направлению в ресурсоснабжающие организации предложений о заключении договоров, приему технической, проектной и иной документации, поставлено в зависимость от результатов рассмотрения администрацией муниципального образования документов, свидетельствующих о соблюдении порядка проведения общего собрания собственников жилья.
Аналогичное условие установлено и в пункте 5 Методических указаний для действующей управляющей организации либо ТСЖ при передаче полномочий по управлению многоквартирным домом.
Как указано в пункте 7 Методических указаний, при передаче полномочий по управлению многоквартирным домом в целях создания условий на территории муниципального образования для управления многоквартирным домом, осуществления контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда администрация органа местного самоуправления обеспечивает надлежащее исполнение настоящих Методических указаний на территории соответствующего муниципального образования.
Пунктами 8 и 9 Методических указаний регламентированы сроки и порядок рассмотрения администрацией представленных документов, направления заявителю, вновь выбранной и управляющей организации либо ТСЖ, а также ранее управлявшей домом организации либо ТСЖ информации о результатах рассмотрения, внесение в базу данных многоквартирных домов информации о способе управления, наименовании управляющей организации и другое.
Согласно пункту 10 Методических указаний, при наличии со стороны управляющей организации или ТСЖ возражений относительно результатов рассмотрения общего собрания администрацией органа местного самоуправления создается согласительная комиссия, которая принимает решение об обоснованности возражений, наличии либо об отсутствии нарушений при проведении общего собрания и подтверждении необходимости передачи полномочий по управлению многоквартирным домом. В случае неподтверждения доводов, изложенных в возражениях, стороны подписывают акт приемки-передачи о передаче технической документации на многоквартирный дом, оформленный в соответствии с утвержденной настоящими Методическими указаниями формой акта (приложение к настоящему Положению), а администрация на основании представленного акта вносит соответствующие изменения в базу данных.
Пунктом 11 Методических указаний предусмотрено, что в случае непредоставления вновь выбранной управляющей организацией либо ТСЖ в установленный пунктом 4 срок доказательств, подтверждающих реализацию выбранного способа управления, администрация вносит в базу данных многоквартирных домов о том, что в соответствующем многоквартирном доме не реализован способ управления.
Указанная информация является основанием в порядке, предусмотренном законодательством, для включения соответствующим органом местного самоуправления многоквартирного дома в лот для проведения конкурса по отбору управляющей организации, а в случае с ТСЖ - для принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме о ликвидации ТСЖ.
Анализ содержания приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 и Методических указаний свидетельствует о том, что оспариваемые нормативные акты устанавливают конкретные правовые нормы, являющиеся обязательными для собственников жилых помещений многоквартирных домов, управляющих организаций, ТСЖ и администраций органов местного самоуправления Мурманской области. Данные нормы рассчитаны на неоднократное применение и направлены на регулирование жилищных отношений по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования.
Указание в пункте 2 приказа от 10 июня 2010 года N 28 на передачу полномочий по управлению многоквартирным домом в соответствии с утвержденными Методическими указаниями, а также в пункте 4 на контроль за исполнением приказа позволяет суду сделать вывод об отсутствии рекомендательного характера оспариваемых норм.
При этом, как следует из преамбулы Методических указаний, они разработаны в целях реализации раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующего вопросы управления многоквартирным домом, и предусматривают обеспечение единообразного подхода к организации системы передачи полномочий по управлению многоквартирным домом, технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом, от одной управляющей организации либо ТСЖ, другой управляющей организации либо ТСЖ.
Содержание пунктов 1, 3 - 11 Методических указаний, предписывающих совершение конкретных действий лицами, которым они адресованы, при передаче полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления подтверждают нормативный характер данных норм.
Правовая оценка содержащихся в Методических указаниях положений, регулирующих порядок передачи полномочий по управлению многоквартирным домом с установлением процедуры контроля со стороны органов местного самоуправления, свидетельствует об обязательности исполнения Методических указаний.
О необходимости надлежащего исполнения Методических указаний на территории соответствующего муниципального образования прямо указано в пункте 7, который не допускает иного толкования в их применении.
Во исполнение приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 администрацией города Мурманска издано постановление от 13 июля 2010 года N 1207 "О создании согласительной комиссии при администрации города Мурманска по рассмотрению мотивированных возражений по результатам рассмотрения документов о соблюдении порядка проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома", которым утверждено соответствующее Положение.
Постановление администрации города Мурманска от 13 июля 2010 года N 1207 опубликовано 28 июля 2010 года в официальном печатном издании органов местного самоуправления города Мурманска в газете "Вечерний Мурманск" и является действующим правовым актом.
Таким образом, определенность содержания приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 и утвержденных им Методических указаний по установлению правового регулирования в области управления многоквартирными домами, обязательности их исполнения субъектами регулируемых отношений, свидетельствует о том, что они являются нормативными правовым актами, проверка законности которых в рамках судебного контроля должна осуществляться по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемыми нормами с очевидностью затрагиваются права и свободы заявителя, поскольку он, как собственник жилого помещения, является участником жилищных отношений, урегулированных Методическими указаниями.
Статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Заявитель в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе созвать внеочередное собрание либо на общем собрании заявить об изменении способа управления, изменении или расторжении договора управления.
Исходя из положений статей 46, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является основанием для изменения способа управления домом и смены управляющей организации.
При таких обстоятельствах довод представителей заинтересованного лица о том, что права заявителя оспариваемыми нормами не нарушаются, несостоятелен.
Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, суд исходит из того, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации действующим законодательством ограничены.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений закреплены в статье 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и не наделяют органы власти субъекта Российской Федерации полномочиями на регулирование вопросов управления многоквартирными домами в частном и муниципальном жилищных фондах.
На основании части 1 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Из содержания приведенных норм следует, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе решать вопросы по установлению порядка управления многоквартирным домом при условии, если все помещения находятся в собственности субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Закона Мурманской области от 11 июля 2006 года N 782-01-ЗМО, жилищный фонд Мурманской области - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Мурманской области, и включает в себя жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд.
При таком положении установление порядка передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления собственниками в отношении принадлежащего им жилья, находящегося на территории муниципального образования, к компетенции органов субъекта Российской Федерации не относится.
По мнению суда, установление обязанностей собственников жилых помещений, связанных с порядком проведения общего собрания, доведением информации о принятом решении до сведения органа местного самоуправления, установление обязательной процедуры проверки органом местного самоуправления соблюдения порядка проведения общего собрания и в связи с этим наделение органа местного самоуправления контрольными функциями, действующим законодательством не предусмотрено и создает дополнительный административный барьер для собственников частного жилищного фонда, ТСЖ и управляющих организаций.
Администрация муниципального образования вправе реализовать свои полномочия в принятии решений по передаче полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления как собственник муниципального жилищного фонда.
Кроме того, в силу части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, в связи с чем, в компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации не входит правовое регулирование данных отношений.
Обсуждая заявленное требование, судом также учтено, что задачей Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области является осуществление методической поддержки органов местного самоуправления по вопросам, входящим в его компетенцию (пункт 2.2.3.28 Положения).
Постановлением Правительства Мурманской области от 16 января 2009 года N 15-ПП/1 утвержден План мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в соответствии с которым Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области проводит подготовку публикаций в средствах массовой информации с разъяснениями по выбору собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления (пункт 2.1.1); проводит областные семинары с представителями органов местного самоуправления по вопросам управления многоквартирным домом (пункт 2.1.2); проводит совещания по обсуждению проблемных вопросов деятельности управляющих организаций (пункт 2.1.3); занимается подготовкой материалов об управляющих компаниях, действующих на территории Мурманской области для опубликования в средствах массовой информации (пункт 2.1.7).
Следовательно, компетенция Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области по осуществлению методической поддержки органов местного самоуправления установлена постановлением Правительства Мурманской области от 16 января 2009 года N 15-ПП/1 и не наделяет Минэнерго и ЖКХ правом на издание актов по вопросам управления многоквартирными домами частного жилищного фонда и самостоятельному нормативному регулированию.
Кроме того, приказ от 10 июня 2010 года N 28 об утверждении Методических указаний принят с нарушением и порядка его принятия, установленного Регламентом исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 25 сентября 2009 года N 447-ПП.
Постановления и распоряжения высшими исполнительными органами Мурманской области о принятии и утверждении Методических указаний не издавались, их согласование также не производилось.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемых актов, как принятых с нарушением порядка и компетенции издавшего его исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку на основании оспариваемого приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 администрацией города Мурманска издано постановление от 13 июля 2010 года N 1207 "О создании согласительной комиссии при администрации города Мурманска по рассмотрению мотивированных возражений по результатам рассмотрения документов о соблюдении порядка проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома", суд считает необходимым признать данный приказ и утвержденные им Методические рекомендации недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Мурманский областной суд
решил:
заявление Бадьина Андрея Юрьевича удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 "Об утверждении Методических указаний о порядке передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом" и Методические указания о порядке передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.10.2010 (ПО ДЕЛУ N 3-27)
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2010 г. по делу N 3-27
25 октября 2010 года
Мурманский областной суд
в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.А.
при секретаре Уховой Н.Г.
с участием прокурора Коньялыоглу И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мурманске гражданское дело по заявлению Бадьина Андрея Юрьевича об оспаривании приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 и утвержденных данным приказом Методических указаний о порядке передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом,
установил:
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 утверждены Методические указания о порядке передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом (далее - Методические указания).
Бадьин А.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконными, недействующими и не подлежащими применению данного приказа и Методических указаний, ссылаясь на то, что при их издании Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области превысило свои полномочия. Оспариваемыми нормами на него, как на собственника жилого помещения в многоквартирном жилом доме, возложены дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, чем ущемлены его права.
Также полагает, что пунктами 2, 4, 5, 6, 10 и 11 Методических указаний нарушено его право на жилище, на благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг. Пунктом 3 Методических указаний незаконно изменен порядок доведения принятых на общем собрании решений до самих собственников, по сравнению с тем, как это установлено статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, пунктами 4 и 6 Методических указаний предусмотрены полномочия администрации городского округа в части рассмотрения вопроса соблюдения процедуры проведения собрания, и в зависимости от этого ставится реализация решения большинства собственников жилых помещений о смене управляющей организации.
В судебном заседании Бадьин А.Ю. свое заявление поддержал и пояснил, что заявленные им требования связаны с нарушением его прав, как собственника жилого помещения.
Считает, что установленный Методическими указаниями порядок передачи полномочий вновь выбранной управляющей организации незаконен, поскольку договор управления многоквартирным домом может быть заключен только после того, как администрация муниципального образования проведет проверку и рассмотрит документы о соблюдении общим собранием порядка принятия решения по выбору управляющей организации, предусмотренный Методическими указаниями. Это создает для него препятствия к своевременному заключению договора управления многоквартирным домом, получению коммунальных услуг, услуг по содержанию дома и придомовой территории. По мнению заявителя, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, издав Методические указания, наделило администрацию муниципального образования дополнительными, не предусмотренными действующим законодательством правами, в том числе, по проверке законности решения общего собрания собственников, что относится к компетенции суда.
Представители Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области - Буркадзе Д.Д. и Давыдкин И.Е. возражали против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемые заявителем приказ и Методические указания, не являются нормативными правовыми актами, носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения. Методические указания изданы на основании пункта 2.2.3.28 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления. Приказ от 10 июня 2010 года N 28 и Методические рекомендации не были опубликованы в установленном порядке.
Выслушав объяснения заявителя Бадьина А.Ю., представителей Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области - Буркадзе Д.Д. и Давыдкина И.Е., исследовав материалы, заслушав заключение прокурора Мурманской областной прокуратуры Коньялыоглу Н.Б., полагавшей об удовлетворении заявления, Мурманский областной суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области 10 июня 2010 года издан приказ N 28 "Об утверждении Методических указаний о порядке передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом".
Приказ от 10 июня 2010 года N 28 и Методические указания размещены 16 июня 2010 года в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном портале органов исполнительной власти Мурманской области - интернет-сайте Правительства Мурманской области http://www.gov-murman.ru, что подтверждено материалами дела и объяснениями представителей Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.
Таким образом, заинтересованным лицам была обеспечена возможность ознакомления с приказом и Методическими указаниями и это обстоятельство не свидетельствует о нарушении порядка их официального опубликования.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Мурманской области от 29 декабря 2008 года N 1063-01-ЗМО "О системе органов исполнительной власти Мурманской области" систему органов исполнительной власти Мурманской области составляют: Правительство Мурманской области - высший орган исполнительной власти Мурманской области; иные органы исполнительной власти Мурманской области, в том числе, министерства.
Частью 1 статьи 4 данного Закона установлено, что министерства Мурманской области являются органами исполнительной власти Мурманской области, осуществляющими функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики, в том числе по нормативно-правовому регулированию в наиболее важных сферах деятельности, определяемых Правительством Мурманской области, функции по контролю и надзору в этих сферах деятельности, а также функции по оказанию государственных услуг, правоприменительные функции.
Положением о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 18 июня 2009 года N 258-ПП, предусмотрено, что Министерство является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики Мурманской области в сферах энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также функции контроля и надзора в этих сферах деятельности (пункт 1.1).
На основании статьи 73 Устава Мурманской области, принятого Мурманской областной Думой 26 ноября 1997 года, Правительство Мурманской области в пределах своих полномочий принимает постановления и издает распоряжения. Иные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий издают следующие акты: постановления, распоряжения и приказы, в том числе, нормативно-правового характера. Акты Губернатора области, акты Правительства области, акты иных органов исполнительной власти области, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в Мурманской области.
Пунктом 11.1 Регламента исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 25 сентября 2009 года N 447-ПП предусмотрено, что нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Мурманской области, законов Мурманской области, постановлений и распоряжений Губернатора, постановлений и распоряжений Правительства, а также по инициативе исполнительных органов в пределах их компетенции.
Согласно пункту 11.2 Регламента, нормативные правовые акты могут издаваться исполнительным органом в виде постановлений, распоряжений и приказов. Распоряжение и приказ исполнительного органа государственной власти Мурманской области - правовые акты нормативного характера, принятые по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти Мурманской области, имеющие обязательную силу для должностных лиц и организаций, которым они адресованы.
Положением о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 18 июня 2009 года N 258-ПП, предусмотрено, что основными его задачами являются:
- реализация государственной политики в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства (п. 2.1.1);
- формирование государственной политики Мурманской области, а также нормативно-правовое регулирование в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства (п. 2.1.2);
- определение и реализация стратегии и приоритетных направлений развития энергетического и жилищно-коммунального комплекса области (п. 2.1.4);
- создание правил и условий устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства и прозрачности рынка жилищно-коммунальных услуг в интересах населения Мурманской области (п. 2.1.5);
- повышения эффективности деятельности в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства путем содействия внедрению инноваций, новых технологий, прогрессивных методов управления (п. 2.1.6).
Министерство в установленных сферах деятельности во исполнение норм действующего законодательства принимает нормативные правовые акты, в том числе, по вопросу осуществления организационно-методических функций (п. 2.2.2).
Министерство осуществляет функции, включая методическую поддержку органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, дает юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства (п. 2.2.3.28).
Из анализа приведенных положений следует вывод о том, что Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, являясь исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Мурманской области, вправе в пределах предоставленных полномочий издавать нормативные правовые акты в сфере жилищно-коммунального хозяйства по вопросам, относящимся к его компетенции.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 утверждены Методические указания о порядке передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом (пункт 1).
Пунктом 2 установлено, что передача полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными настоящим приказом.
Пунктом 3 приказа рекомендовано органам местного самоуправления Мурманской области:
- - определить муниципальным нормативно-правовым актом порядок создания и деятельности согласительной комиссии по рассмотрению мотивированных возражений управляющих организаций, ТСЖ, либо собственников по результатам рассмотрения администрацией муниципального образования, как собственника муниципальных помещений, документов о соблюдении порядка проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома;
- - создать и поддерживать актуальность базы данных многоквартирных домов - в которой содержится перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, содержащий информацию, необходимую для создания условий на территории муниципального образования для управления многоквартирными домами, а также в целях осуществления контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Пунктом 4 контроль за исполнением настоящего приказа возложен на В.И. Полиэктова (заместитель министра).
Таким образом, предметом правового регулирования оспариваемых актов явилось установление порядка передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирными домами на территории муниципальных образований.
Пунктом 1 утвержденных Методических указаний на собственника, который является инициатором проведения общего собрания, возложена обязанность по направлению в администрацию городского округа либо городского или сельского поселения, на территории которого находится многоквартирный дом, а также в управляющую организацию либо ТСЖ сообщения о дате проведения общего собрания при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом.
Пунктом 3 Методических указаний предусмотрено, что уполномоченное общим собранием собственников лицо, инициатор проведения общего собрания или выбранное правление ТСЖ при переходе полномочий по управлению многоквартирным домом совершает, в том числе, следующие действия:
- доводить до сведения управляющей организации либо ТСЖ решения, принятые общим собранием, а также итоги голосования не позднее чем через 10 дней со дня их принятия;
- направляет в администрацию как собственнику помещений в многоквартирном доме копии листов голосования и протокола общего собрания не позднее чем через 3 дня после подведения итогов голосования.
Пунктами 4 и 6 Методических указаний для вновь выбранной управляющей организации или ТСЖ право на совершение действий, связанных с заключением договоров управления, по направлению в ресурсоснабжающие организации предложений о заключении договоров, приему технической, проектной и иной документации, поставлено в зависимость от результатов рассмотрения администрацией муниципального образования документов, свидетельствующих о соблюдении порядка проведения общего собрания собственников жилья.
Аналогичное условие установлено и в пункте 5 Методических указаний для действующей управляющей организации либо ТСЖ при передаче полномочий по управлению многоквартирным домом.
Как указано в пункте 7 Методических указаний, при передаче полномочий по управлению многоквартирным домом в целях создания условий на территории муниципального образования для управления многоквартирным домом, осуществления контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда администрация органа местного самоуправления обеспечивает надлежащее исполнение настоящих Методических указаний на территории соответствующего муниципального образования.
Пунктами 8 и 9 Методических указаний регламентированы сроки и порядок рассмотрения администрацией представленных документов, направления заявителю, вновь выбранной и управляющей организации либо ТСЖ, а также ранее управлявшей домом организации либо ТСЖ информации о результатах рассмотрения, внесение в базу данных многоквартирных домов информации о способе управления, наименовании управляющей организации и другое.
Согласно пункту 10 Методических указаний, при наличии со стороны управляющей организации или ТСЖ возражений относительно результатов рассмотрения общего собрания администрацией органа местного самоуправления создается согласительная комиссия, которая принимает решение об обоснованности возражений, наличии либо об отсутствии нарушений при проведении общего собрания и подтверждении необходимости передачи полномочий по управлению многоквартирным домом. В случае неподтверждения доводов, изложенных в возражениях, стороны подписывают акт приемки-передачи о передаче технической документации на многоквартирный дом, оформленный в соответствии с утвержденной настоящими Методическими указаниями формой акта (приложение к настоящему Положению), а администрация на основании представленного акта вносит соответствующие изменения в базу данных.
Пунктом 11 Методических указаний предусмотрено, что в случае непредоставления вновь выбранной управляющей организацией либо ТСЖ в установленный пунктом 4 срок доказательств, подтверждающих реализацию выбранного способа управления, администрация вносит в базу данных многоквартирных домов о том, что в соответствующем многоквартирном доме не реализован способ управления.
Указанная информация является основанием в порядке, предусмотренном законодательством, для включения соответствующим органом местного самоуправления многоквартирного дома в лот для проведения конкурса по отбору управляющей организации, а в случае с ТСЖ - для принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме о ликвидации ТСЖ.
Анализ содержания приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 и Методических указаний свидетельствует о том, что оспариваемые нормативные акты устанавливают конкретные правовые нормы, являющиеся обязательными для собственников жилых помещений многоквартирных домов, управляющих организаций, ТСЖ и администраций органов местного самоуправления Мурманской области. Данные нормы рассчитаны на неоднократное применение и направлены на регулирование жилищных отношений по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования.
Указание в пункте 2 приказа от 10 июня 2010 года N 28 на передачу полномочий по управлению многоквартирным домом в соответствии с утвержденными Методическими указаниями, а также в пункте 4 на контроль за исполнением приказа позволяет суду сделать вывод об отсутствии рекомендательного характера оспариваемых норм.
При этом, как следует из преамбулы Методических указаний, они разработаны в целях реализации раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующего вопросы управления многоквартирным домом, и предусматривают обеспечение единообразного подхода к организации системы передачи полномочий по управлению многоквартирным домом, технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом, от одной управляющей организации либо ТСЖ, другой управляющей организации либо ТСЖ.
Содержание пунктов 1, 3 - 11 Методических указаний, предписывающих совершение конкретных действий лицами, которым они адресованы, при передаче полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления подтверждают нормативный характер данных норм.
Правовая оценка содержащихся в Методических указаниях положений, регулирующих порядок передачи полномочий по управлению многоквартирным домом с установлением процедуры контроля со стороны органов местного самоуправления, свидетельствует об обязательности исполнения Методических указаний.
О необходимости надлежащего исполнения Методических указаний на территории соответствующего муниципального образования прямо указано в пункте 7, который не допускает иного толкования в их применении.
Во исполнение приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 администрацией города Мурманска издано постановление от 13 июля 2010 года N 1207 "О создании согласительной комиссии при администрации города Мурманска по рассмотрению мотивированных возражений по результатам рассмотрения документов о соблюдении порядка проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома", которым утверждено соответствующее Положение.
Постановление администрации города Мурманска от 13 июля 2010 года N 1207 опубликовано 28 июля 2010 года в официальном печатном издании органов местного самоуправления города Мурманска в газете "Вечерний Мурманск" и является действующим правовым актом.
Таким образом, определенность содержания приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 и утвержденных им Методических указаний по установлению правового регулирования в области управления многоквартирными домами, обязательности их исполнения субъектами регулируемых отношений, свидетельствует о том, что они являются нормативными правовым актами, проверка законности которых в рамках судебного контроля должна осуществляться по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемыми нормами с очевидностью затрагиваются права и свободы заявителя, поскольку он, как собственник жилого помещения, является участником жилищных отношений, урегулированных Методическими указаниями.
Статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Заявитель в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе созвать внеочередное собрание либо на общем собрании заявить об изменении способа управления, изменении или расторжении договора управления.
Исходя из положений статей 46, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является основанием для изменения способа управления домом и смены управляющей организации.
При таких обстоятельствах довод представителей заинтересованного лица о том, что права заявителя оспариваемыми нормами не нарушаются, несостоятелен.
Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, суд исходит из того, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации действующим законодательством ограничены.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений закреплены в статье 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и не наделяют органы власти субъекта Российской Федерации полномочиями на регулирование вопросов управления многоквартирными домами в частном и муниципальном жилищных фондах.
На основании части 1 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Из содержания приведенных норм следует, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе решать вопросы по установлению порядка управления многоквартирным домом при условии, если все помещения находятся в собственности субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Закона Мурманской области от 11 июля 2006 года N 782-01-ЗМО, жилищный фонд Мурманской области - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Мурманской области, и включает в себя жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд.
При таком положении установление порядка передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления собственниками в отношении принадлежащего им жилья, находящегося на территории муниципального образования, к компетенции органов субъекта Российской Федерации не относится.
По мнению суда, установление обязанностей собственников жилых помещений, связанных с порядком проведения общего собрания, доведением информации о принятом решении до сведения органа местного самоуправления, установление обязательной процедуры проверки органом местного самоуправления соблюдения порядка проведения общего собрания и в связи с этим наделение органа местного самоуправления контрольными функциями, действующим законодательством не предусмотрено и создает дополнительный административный барьер для собственников частного жилищного фонда, ТСЖ и управляющих организаций.
Администрация муниципального образования вправе реализовать свои полномочия в принятии решений по передаче полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления как собственник муниципального жилищного фонда.
Кроме того, в силу части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, в связи с чем, в компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации не входит правовое регулирование данных отношений.
Обсуждая заявленное требование, судом также учтено, что задачей Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области является осуществление методической поддержки органов местного самоуправления по вопросам, входящим в его компетенцию (пункт 2.2.3.28 Положения).
Постановлением Правительства Мурманской области от 16 января 2009 года N 15-ПП/1 утвержден План мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в соответствии с которым Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области проводит подготовку публикаций в средствах массовой информации с разъяснениями по выбору собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления (пункт 2.1.1); проводит областные семинары с представителями органов местного самоуправления по вопросам управления многоквартирным домом (пункт 2.1.2); проводит совещания по обсуждению проблемных вопросов деятельности управляющих организаций (пункт 2.1.3); занимается подготовкой материалов об управляющих компаниях, действующих на территории Мурманской области для опубликования в средствах массовой информации (пункт 2.1.7).
Следовательно, компетенция Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области по осуществлению методической поддержки органов местного самоуправления установлена постановлением Правительства Мурманской области от 16 января 2009 года N 15-ПП/1 и не наделяет Минэнерго и ЖКХ правом на издание актов по вопросам управления многоквартирными домами частного жилищного фонда и самостоятельному нормативному регулированию.
Кроме того, приказ от 10 июня 2010 года N 28 об утверждении Методических указаний принят с нарушением и порядка его принятия, установленного Регламентом исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 25 сентября 2009 года N 447-ПП.
Постановления и распоряжения высшими исполнительными органами Мурманской области о принятии и утверждении Методических указаний не издавались, их согласование также не производилось.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемых актов, как принятых с нарушением порядка и компетенции издавшего его исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку на основании оспариваемого приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 администрацией города Мурманска издано постановление от 13 июля 2010 года N 1207 "О создании согласительной комиссии при администрации города Мурманска по рассмотрению мотивированных возражений по результатам рассмотрения документов о соблюдении порядка проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома", суд считает необходимым признать данный приказ и утвержденные им Методические рекомендации недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Мурманский областной суд
решил:
заявление Бадьина Андрея Юрьевича удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 июня 2010 года N 28 "Об утверждении Методических указаний о порядке передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом" и Методические указания о порядке передачи полномочий по управлению многоквартирным домом при смене управляющей организации либо способа управления многоквартирным домом.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Т.А.КУЗНЕЦОВА
Т.А.КУЗНЕЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)