Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2011 ПО ДЕЛУ N А48-288/2011

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2011 г. по делу N А48-288/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей Шеина А.Е.,
Алферовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е.В.,
при участии:
- от ЗАО "ЖРЭУ-1": Сивакова М.Я., представитель по доверенности N 215/1-ЮР от 12.04.2011 года;
- от ОАО "Орелоблгаз": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Орелоблгаз" на решение Арбитражного суда Орловской области от 03.05.2011 по делу N А48-288/2011 (судья А.Н. Юдина) по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление - 1" (ОГРН 10757530001400, ИНН 5753052200) к открытому акционерному обществу "Орелоблгаз" (ОГРН 1025700826667, ИНН 5700000020) о взыскании 50 000 рублей,

установил:

Закрытое акционерное общество "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление - 1", г. Орел (далее по тексту ЗАО "ЖРЭУ - 1", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Орелоблгаз", г. Орел (далее по тексту ОАО "Орелоблгаз", ответчик) о взыскании 50 000 руб. 00 коп., составляющих неосновательное обогащение.
В процессе рассмотрения спора в суде первой инстанции истец на основании ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил арбитражный суд взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения по договорам транспортировки природного газа N О1571/2741ТР от 01.02.2008 года и N О1571/2741ТР от 01.12.2008 года, полученного за период с 01.02.2008 года по 31.12.2008 года, в размере 91 522 руб. 49 коп.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 03.05.2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. При этом заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что в рассматриваемой ситуации коммунальной услугой является отопление, коммунальным ресурсом для производства которой является тепловая энергия. В этой связи ответчик считает необоснованной ссылку истца на Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года N 549, которое регулирует правоотношения, возникающие при поставке газа в качестве коммунального ресурса для предоставления коммунальной услуги "газоснабжение".
В судебное заседание апелляционного суда 05.07.2011 года представитель заявителя жалобы не явились. Учитывая наличие в материалах дела сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ.
Представитель ЗАО "ЖРЭУ-1" возражал на доводы апелляционной жалобы, по основаниям в приобщенном к материалам дела отзыве на апелляционную жалобу, считает решение законным и обоснованным, просит суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копий договоров поставки газа N 4-3500 от 31.12.2008 года, N 4-3500 от 01.02.2008 года, копий дополнительных соглашений N 1/2008 от 01.03.2008 года, N 2/2008 от 01.03.2008 года. Суд, руководствуясь ст. 159, 184, 266 АПК РФ, удовлетворил заявленное ходатайство о приобщении к материалам дела поступивших документов.
Заслушав мнение представителя истца, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
При этом апелляционный суд руководствуется следующим.
Судом установлено, что ЗАО "ЖРЭУ - 1" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.05.2007 года за основным государственным регистрационным номером 1075753001400, что подтверждается выданным ему свидетельством о государственной регистрации серия 57 N 000970258.
Согласно п. 2.3 устава ЗАО "ЖРЭУ - 1" основными видами деятельности истца являются: управление многоквартирными жилыми домами; управление эксплуатацией жилого фонда; управление эксплуатацией нежилого фонда. В рамках осуществления указанных видов деятельности ЗАО "ЖРЭУ - 1" выполняет функции управляющей компании в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории Советского района г. Орла, в том числе - в отношении многоквартирных домов по адресам: г. Орел, ул. Осипенко, д. 7; ул. Тургенева, д. 52; пер. Почтовый, д. 14, о чем свидетельствуют договоры управления данными домами, заключенные между ЗАО "ЖРЭУ - 1" и собственниками помещений в этих домах. Указанные многоквартирные дома не подключены к городской системе централизованного отопления, поскольку в состав общего имущества собственников помещений в данных многоквартирных домах включены автономные системы отопления - крышные и иные локальные котельные, каждая из которых предназначена для теплоснабжения и горячего водоснабжения жильцов только одного многоквартирного дома. Услуги по обслуживанию указанных локальных котельных оплачиваются собственниками и нанимателями жилых помещений истцу в составе услуг за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В целях обеспечения жильцов многоквартирных домов по адресам: г. Орел, ул. Осипенко, д. 7; ул. Тургенева, д. 52; пер. Почтовый, д. 14 коммунальным ресурсом - природным газом, который используется этими жильцами для собственных бытовых нужд (выработки тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома посредством автономной системы отопления - локальной котельной), истец заключил с ОАО "Орелоблгаз" договоры транспортировки природного газа N О1571/2741ТР от 01.02.2008 года и N О1571/2741ТР от 01.12.2008 года. Заключая указанные договоры, ЗАО "ЖРЭУ - 1" действовало в интересах и от имени собственников многоквартирных жилых домов, которые самостоятельно, с использованием собственного оборудования обеспечивают теплоснабжение и горячее водоснабжение своих домов, приобретая для этого природный газ.
По договорам транспортировки природного газа N О1571/2741ТР от 01.02.2008 года и N О1571/2741ТР от 01.12.2008 года, заключенным между ОАО "Орелоблгаз" (газораспределительная организация) и ЗАО "ЖРЭУ - 1" (заказчик), ответчик принял на себя обязательство осуществлять транспортировку природного газа заказчику, поставляемого поставщиками согласно заключенным заказчиком договорам поставки газа, по газораспределительной сети, находящейся в собственности газораспределительной организации или на иных законных основаниях, а заказчик обязался оплатить газораспределительной организации услуги по транспортировке газа в соответствии с действующими тарифами (п. 2.1 указанных договоров).
В соответствии с п. 5.1 договоров транспортировки природного газа тариф на услуги по транспортировке газа утверждается ФСТ России.
Во исполнение принятых на себя обязательств по договорам транспортировки природного газа ОАО "Орелоблгаз" в период с 01.02.2008 года по 31.12.2008 года оказывало ЗАО "ЖРЭУ - 1" услуги по транспортировке газа, используя при расчете размера оплаты за них тарифы для промышленных нужд, установленные для прочих групп потребителей.
Истец, в свою очередь, оплатил в пользу ответчика стоимость оказанных ему услуг, рассчитанную исходя из тарифа для промышленных нужд, то есть как для прочих групп потребителей, в соответствии со счетами на оплату, выставляемыми ответчиком. Свои обязательства по договорам транспортировки природного газа в части, касающейся оплаты стоимости оказанных услуг за период с 01.02.2008 года по 31.12.2008 года, истец выполнил в полном объеме, что не оспаривается ответчиком в рамках настоящего дела.
В результате применения при расчетах по договорам транспортировки природного газа оптовых цен на услуги по транспортировке природного газа, установленных для промышленных предприятий, ответчик за период с 01.02.2008 года по 31.12.2008 года неосновательно получил за счет истца денежные средства в сумме 91 522 руб. 49 коп. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом арбитражного суда области о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Из части 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ следует, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран или изменен в любое время на основании решения этого собрания. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
Частью 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, закреплено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В целях обеспечения жильцов многоквартирных домов по адресам: г. Орел, ул. Осипенко, д. 7; ул. Тургенева, д. 52; пер. Почтовый, д. 14 коммунальным ресурсом - природным газом, который используется этими жильцами для собственных бытовых нужд (выработки тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома посредством автономной системы отопления - локальной котельной), истец заключил с ОАО "Орелоблгаз" договоры транспортировки природного газа N О1571/2741ТР от 01.02.2008 года и N О1571/2741ТР от 01.12.2008 года.
В соответствии с п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее - Правила N 307), при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии.
Из приведенной нормы права следует, что коммунальным ресурсом, приобретаемым истцом для обеспечения отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Орел, ул. Осипенко, д. 7; ул. Тургенева, д. 52; пер. Почтовый, д. 14, с использованием автономной системы отопления - локальной котельной, входящей в состав общедомового имущества, является природный газ, а поставщик газа выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Потребителями газа в указанном случае выступают собственники автономной системы отопления, то есть жильцы многоквартирного дома, использующие общее имущество жилого дома (крышную котельную) и приобретающие газ для обеспечения собственных бытовых нужд - отопления и горячего водоснабжения.
Согласно п. 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Правило, установленное данной нормой права, является общим при определении размера платы за все виды коммунальных услуг, в том числе по газоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению.
В силу п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ договор транспортировки газа является публичным. В соответствии с п. 2 названной статьи цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Исходя из ст. ст. 4 и 8 Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", одним из принципов государственной политики в области газоснабжения признается определение основ ценовой политики в отношении газа. Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
Пунктом 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 года N 1021, установлено, что государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которым в настоящее время является Федеральная служба по тарифам. Розничные цены на газ, реализуемый населению, в силу п. 8 того же Постановления регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 года N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" установлено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом указанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый управляющим организациям для обеспечения бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
В силу п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 года N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" к функциям Федеральной службы по тарифам России в области государственного регулирования розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, относится утверждение методических указаний по их формированию. В то же время, в полномочия названного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования им газа для бытовых нужд.
Поэтому условия договоров транспортировки природного газа N О1571/2741ТР от 01.02.2008 года и N О1571/2741ТР от 01.12.2008 года о цене на услуги газораспределительной организации не могут регулироваться соглашением сторон, а недостижение сторонами соглашения о цене указанных услуг не влечет таких правовых последствий, как признание соответствующих договоров незаключенными.
Как следует из п. 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года N 549 (далее по тексту - Правила N 549), названные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Необходимость применения к рассматриваемым правоотношениям Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан также следует из используемых названными Правилами понятий, а именно: "абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению (п. 3 Правил N 549); поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (п. 5 Правил N 549).
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.10.2007 года N 57, при заключении договоров управляющая компания действует не как хозяйствующий субъект с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов ее членов, в связи с этим соответствующие обязательства управляющей компании перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК, управляющей компании, поэтому при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, управляющая компания оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ЗАО "ЖРЭУ - 1", как управляющая организация, обязано оплачивать услуги по транспортировке природного газа, приобретаемого для обеспечения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, по газораспределительным сетям по тарифам, установленным для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги.
Правомерность данного вывода подтверждена сложившейся судебно-арбитражной практикой по аналогичным спорам постановления ФАС ЦО от 12.07.2010 года по делу N А08-5725/2009-22, определение ВАС РФ от 21.07.2010 года N ВАС-6702/10.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на определение ВАС РФ от 02.07.2009 года N ВАС-7359/09 судебная коллегия считает необоснованной, так как при рассмотрении указанного дела судом давалась оценка другим правоотношениям, связанным с поставкой электроэнергии в жилые дома, оборудованные электроплитами. Поставка электрической энергии регулируется отдельными (самостоятельными) нормативными правовыми актами, поэтому прямая аналогия между поставкой электроэнергии в жилые дома, оборудованные электроплитами, и поставкой природного газа для обеспечения бытовых нужд населения отсутствует.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ). Розничные цены на природный газ, реализуемый населению, в период с 01.02.2008 года по 31.12.2008 года были установлены приказом Службы по тарифам Орловской области от 01.12.2007 года N 01-06-35 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению" в размере 1900 руб. за 1000 куб. м природного газа, используемого на отопление жилых помещений, а также на потребление природного газа при наличии приборов учета расхода газа (в том числе в случае использования для учета объема потребления газа одного прибора учета при одновременном использовании газа по нескольким направлениям его потребления, для которых устанавливаются различные розничные цены).
При этом, исходя из п. 10 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 23.11.2004 года N 194-э/12 (далее - Методические указания N 194-э/12), розничные цены на природный газ, действующие на территории субъекта РФ, рассчитываются по формуле, учитывающей утвержденные Федеральной службой по тарифам РФ оптовую цену на газ, реализуемый населению, и региональную составляющую, которая включает в себя расходы на транспортировку газа по газораспределительным сетям и его реализацию (плату за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа конечным потребителям). Соответствующие разъяснения были направлены в адрес единоличного исполнительного органа истца - закрытого акционерного общества "Первая городская управляющая компания" - Управлением по тарифам Орловской области в письме от 14.12.2010 года исх. N 01-10/3534.
Доля каждой из трех упомянутых выше составляющих розничной цены на природный газ, а именно: непосредственно плата за поставку газа, плата за услуги по его реализации (снабженческо-сбытовые услуги) и плата за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, не выделена в составе единого установленного для населения тарифа на газ ни в процентном, ни в натуральном денежном выражении. Поэтому невозможно выделить из состава данного тарифа долю, приходящуюся именно на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Порядок и условия транспортировки газа по газораспределительной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором. Данная норма установлена п. 8 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 года N 162. В п. 7 названных Правил закреплено, что право на транспортировку газа имеют покупатель или поставщик.
Из изложенного следует, что ОАО "Орелоблгаз", являясь единственной газотранспортной организацией, которая обеспечивает транспортировку природного газа на территории Орловской области, обязано было и имело возможность урегулировать вопрос об оплате своих услуг с учетом установленного на территории указанного субъекта Российской Федерации единого (не подлежащего делению на составляющие) тарифа на природный газ для населения. Однако этого ОАО "Орелоблгаз" сделано не было. Как следствие, управляющая компания ЗАО "ЖРЭУ- 1", действующая от имени и в интересах собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в ее управлении, вынуждена дважды оплачивать услуги по транспортировке природного газа по газораспределительным сетям - как в составе цены за поставку природного газа по договору с поставщиком газа (в составе единого тарифа для населения), так и в рамках договора на оказание услуг по его транспортировке, заключенного с ОАО "Орелоблгаз". Данное обстоятельство является прямым нарушением прав управляющей компании, приобретающей природный газ не для обеспечения собственных хозяйственных нужд, как юридического лица, а для обеспечения бытовой потребности в природном газе населения - жильцов многоквартирных домов, находящихся в ее управлении.
В то же время, правоприменительная практика в отношении поставки природного газа для населения, проживающего в домах индивидуальной застройки (частный сектор), длительное время существующая на территории Орловской области, подтверждает тот факт, что плата за природный газ взимается с таких жителей лишь один раз - в размере тарифа за поставку природного газа, установленного для населения.
Как отмечено в пункте 29 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 года N 162, цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Учитывая, что условия договоров N 01571/2741ТР от 01.02.2008 года и N 01571/2741ТР от 01.12.2008 года о применении в расчетах за услуги по транспортировке газа оптовой цены, установленной ФСТ России на соответствующие периоды для промышленных предприятий, противоречат приведенному выше законодательству в области государственного регулирования цен, данные условия договоров в силу ст. ст. 167, 168 Гражданского кодекса РФ являются ничтожными и не влекут никаких правовых последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ (которые в рассматриваемых правоотношениях отсутствуют).
В результате применения при расчетах по договорам транспортировки природного газа N 01571/2741ТР от 01.02.2008 года и N 01571/2741ТР от 01.12.2008 года оптовых цен на услуги по транспортировке природного газа, установленных для прочих категорий потребителей (для промышленных предприятий), ответчик за период с 01.02.2008 года по 31.12.2008 года неосновательно получил за счет истца денежные средства в сумме 91 522 руб. 49 коп.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном определении истцом предмета исковых требований, является несостоятельным, поскольку материально-правовое требование о признании недействительными договоров транспортировки природного газа истец в рамках настоящего дела не заявлял.
В п. 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 г. N 1021, проводится разграничение между следующими четырьмя понятиями:
1) "розничная цена на газ" - цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей;
2) "регулируемая оптовая цена на газ";
3) "регулируемая плата за снабженческо-сбытовые услуги";
4) "тарифы на услуги по транспортировке газа".
Три последних элемента являются составляющими оптовой цены на газ для промышленного потребления, последний из которых (стоимость услуг по транспортировке газа) может либо добавляться, либо не добавляться к регулируемой оптовой цене на газ в зависимости от степени отдаленности газовых сетей покупателя от магистральных газораспределительных сетей.
В отличие от этого розничная цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей, не подлежит увеличению на какие-либо дополнительные составляющие, в том числе на оплату услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, так как цена этих услуг уже включена в розничную цену на природный газ, реализуемый населению. К тому же структура розничной цены на газ для населения не допускает возможности оплаты услуг по транспортировке газа отдельно от оплаты услуг по его поставке сверх действовавшего в 2008 году на территории Орловской области единого тарифа на природный газ, реализуемый населению, установленного приказом Службы по тарифам Орловской области от 01.12.2007 года N 01-06-35 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению".
Как указано в п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2000 года N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", денежные средства, уплаченные за пользование имуществом, предоставленным по недействительному договору, могут считаться неосновательно полученными лишь в части, превышающей размер причитающегося собственнику имущества возмещения.
Согласно п. 10 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 года N 162, предложение о заключении договора транспортировки газа направляется газотранспортной или газораспределительной организацией поставщику (покупателю) одновременно с разрешением на доступ к газотранспортной системе, выданным в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.
Ответчик не представил доказательств того, что при заключении в 2008 году договоров транспортировки природного газа с истцом ему выдавалось разрешение на доступ к газотранспортной системе в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком. То есть, факт оказания ответчиком услуг по транспортировке природного газа по газораспределительным сетям не подтвержден надлежащим доказательством, упомянутым в приведенной выше норме права.
В свою очередь, правоотношения по доставке природного газа до принимающих газовых устройств спорных многоквартирных домов для обеспечения личных бытовых потребностей проживающих в них граждан подлежали урегулированию в рамках единого договора с организацией, осуществляющей поставку природного газа на территории Орловской области (ООО "Газпром межрегионгаз Орел").
Оплата стоимости услуг указанной организации должна была производиться ЗАО "ЖРЭУ - 1" по розничным ценам на природный газ, установленным для населения, которые включают в себя непосредственно стоимость потребляемого природного газа, стоимость услуг по его реализации (снабженческо-сбытовую надбавку) и стоимость услуг по транспортировке природного газа до принимающих газовых устройств спорных многоквартирных домов. Поэтому ответчик вправе поставить вопрос о взыскании с ООО "Газпром межрегионгаз Орел" стоимости услуг по транспортировке природного газа, подлежавшей оплате в его пользу истцом в составе единой (неделимой на составляющие) розничной цены на газ, установленной для населения.
При указанных обстоятельствах основания для применения последствий недействительности ничтожных сделок в виде возложения на истца обязанности дополнительно, сверх тарифа на газ для населения, оплачивать услуги по транспортировке природного газа в пользу ответчика отсутствуют.
В результате применения при расчетах по договорам транспортировки природного газа N О1571/2741ТР от 01.02.2008 года и N О1571/2741ТР от 01.12.2008 года дополнительной цены на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям сверх той цены, которая подлежит оплате истцом в составе тарифа для населения за поставку природного газа по соответствующим договорам с поставщиком газа (то есть, по розничным ценам на природный газ, реализуемый населению), ответчик за период с 01.02.2008 года по 31.12.2008 года неосновательно получил за счет истца денежные средства в сумме 91 522 руб. 49 коп. за услуги по транспортировке природного газа по газораспределительным сетям до локальных котельных многоквартирных домов по адресам: г. Орел, ул. Осипенко, д. 7; ул. Тургенева, д. 52; пер. Почтовый, д. 14.
Размер неосновательно полученной ответчиком суммы за счет необоснованного применения им по договорам транспортировки природного газа дополнительной цены на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям сверх той цены, которая уже подлежит оплате истцом за поставку природного газа по соответствующим договорам с поставщиком газа в составе розничной цены на природный газ, реализуемый населению, за период с 01.02.2008 года по 31.12.2008 года составил 91 522 руб. 49 коп., что подтверждается соответствующим расчетом, прилагаемым к заявлению. Приведенный расчет проверен арбитражным судом и признан верным. Арифметическая правильность данного расчета ответчиком не оспорена.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда области, о том, что требование истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения за период с 01.02.2008 года по 31.12.2008 года составил 91 522 руб. 49 коп., полученного в результате необоснованного применения по договорам транспортировки природного газа N О1571/2741ТР от 01.02.2008 года и N О1571/2741ТР от 01.12.2008 года дополнительной цены на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям сверх той цены, которая подлежит оплате истцом в составе тарифа для населения за поставку природного газа по соответствующим договорам с поставщиком газа (то есть по розничным ценам на природный газ, реализуемый населению), является правомерным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
С учетом вышеизложенного, апелляционная инстанция приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права судом первой инстанции применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 267 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 03.05.2011 года по делу N А48-288/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Орелоблгаз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.

Председательствующий судья
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА

Судьи
А.Е.ШЕИН
Е.Е.АЛФЕРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)