Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2011 ПО ДЕЛУ N А57-1104/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2011 г. по делу N А57-1104/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Телегиной Т. Н., Тимаева Ф. И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макарихиной О.А.,
при участии в судебном заседании: от товарищества собственников жилья "Антоновское" - Соколова Юлия Юрьевна по доверенности б/н от 11.05.2010, от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Берестовская Светлана Анатольевна по доверенности N 02-02/3 от 11.01.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение арбитражного суда Саратовской области от 07 июля 2011 года по делу N А57-2150/2011, судья Капкаев Д. В.,
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Антоновское", г. Саратов,
к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третье лицо: комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Антоновское" (далее ТСЖ "Антоновское") с иском к Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ за период с 01.01.2010 по 01.02.2011, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в размере 334 273 руб. 06 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее Комитет) обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Заявитель жалобы считает решение необоснованным, необоснованным, поскольку судом первой инстанции не дана оценка доводам ответчиков о регулировании вопросов, связанных с перечислением средств бюджета, в первую очередь Бюджетным кодексом Российской Федерации, кроме того, судом неверно применены положения действующего законодательства при определении права ТСЖ на взыскание обязательных платежей на капитальный ремонт.
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал.
Представитель ТСЖ "Антоновское" возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что оспариваемое решение принято с соблюдением норм материального и процессуального права.
Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Антоновское" является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
На общем собрании членов ТСЖ "Антоновское" 17.01.2006 была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ; их стоимость; очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция устава ТСЖ "Антоновское" (протокол заседания общего собрания членов ТСЖ " Антоновское" от 17.01.2006).
В соответствии с разделом 13 Устава товарищества, статьями 145, 146 ЖК РФ в период с 24 по 28 апреля 2006 проведено очередное общее собрание членов ТСЖ "Антоновское" в форме заочного голосования по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячной платы (взносов) на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
Решения общего собрания оформлены протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
В голосовании также принял участие и голосовал за установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "город Саратов" по доверенности от 03.04.2006.
Общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
ТСЖ "Антоновское", ссылаясь на неисполнение надлежащим образом администрацией муниципального образования "город Саратов" как собственником муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в ТСЖ "Антоновское", обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов в размере и в порядке, установленными уставом и общим собранием членов товарищества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности исковых требований по праву и размеру.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции находит правильными.
В силу части 5 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 39 и пунктом 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 5 и 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья, (которым является и муниципальное образование - "Город Саратов") вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
В силу части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья (которым является и муниципальное образование - "Город Саратов"), определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что действующее жилищное законодательство не разделяет в данном случае обязанности собственника жилого помещения в зависимости от того, кем он является - физическим лицом, юридическим лицом либо публично-правовым образованием (например, муниципальным образованием).
Более того, часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет равенство участников жилищных отношений, в том числе по обеспечению сохранности жилищного фонда, а часть 2 статьи 15 Конституции РФ обязывает органы местного самоуправления соблюдать законы.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме.
В правоотношениях за спорный период указанное ответчиками постановление N 599 не может применяться, так как фактически иначе регулируют жилищные отношения, чем установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частями 9, 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определение правового положения членов товариществ собственников жилья; установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии с частью 7 статьи 5 и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с частью 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями, а потому не могут принимать нормативные (не нормативные) правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения по определению порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определению правового положения членов товариществ собственников жилья; установлению структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Данные полномочия, в соответствии со статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации находятся в компетенции органов власти Российской Федерации и установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, а именно частью 5 статьи 155 и частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которых члены товариществ собственников жилья, (которым также является и муниципальное образование "Город Саратов"), вносят обязательные платежи и взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в порядке и размере, установленном общим собранием членов Товарищества.
Из анализа постановления N 599, во взаимосвязи с частью 1 Положения, утвержденного постановлением главы администрации г. Саратова N 52 от 06.02.2007 года, усматривается, что органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В частности условиями предоставления субсидий, по постановлению N 599 является заявка, с приложением необходимых документов и только после их рассмотрения принимается решение о возможном предоставлении субсидии при наличии выделенных средств бюджета города на очередной год на данные цели или об отказе в ее предоставлении (пункт 2.1, 2.2.3 его Положения).
Таким образом, муниципальное образование, оставляет за собой право, как на выделение денежных средств на капитальный ремонт многоквартирного дома, так и на отказ.
Следовательно, постановление N 599 направлено на регулирование лишь предоставления разовых субсидий на капитальный ремонт многоквартирного дома, в порядке финансовой помощи, возможность предоставления которой закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно данной норме эта финансовая помощь может быть как в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В настоящем споре речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ТСЖ "Антоновское" ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов ТСЖ и частью 5 статьи 155 и частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме - утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации и закреплены в его постановлении N 491 от 13.08.2006 года.
Пунктом 8 вышеуказанного постановления установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Письмом N 8167-IOT/07 от 02 мая 2007 года Министерство регионального развития РФ разъяснило и подтвердило, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, члены указанных организаций вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном именно органами управления товариществ собственников жилья.
Более того, текст постановления N 599 официально опубликован не был. Постановление N 599 для товариществ собственников жилья, в соответствии с частью 2 носит рекомендательный, а не обязательный характер.
В силу пункта 4 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется путем неприменения судом акта органа местного самоуправления, противоречащего Жилищному кодексу Российской Федерации.
Таким образом, постановление N 599 не подлежит применению к спорным правоотношениям.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
Ответчик не оспаривает, что платежи (взносы) по заявленным истцом требованиям и в указанном последним размере не вносились.
Исходя из положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "Антоновское".
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.20008 года N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думой, утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19 -172 от 19.07.2007 года - комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно п. 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22. положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно п. 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации г. Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле документам, судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для его отмены.
Доводы заявителя апелляционной жалобы внимательно изучены судом, однако они подлежат отклонению, поскольку не подтверждены каким-либо доказательствами.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 июля 2011 года по делу N А57-2150/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий
С.А.ЖАТКИНА

Судьи
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
Ф.И.ТИМАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)