Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Печенкиной Ю.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.08.2011 по делу N А82-13354/2010, принятое судом в составе судьи Горбуновой И.В.,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Тепловая Энергетическая Социальная Система" (ИНН: 7603015835, ОГРН 1027600621465)
к открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" (ИНН: 7601000992, ОГРН: 1077603005468),
о взыскании долга,
установил:
открытое акционерное общество "Тепловая Энергетическая Социальная Система" (далее - ОАО "ТЭСС", истец) обратилось с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса, в Арбитражный суд Ярославской области к открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" (далее - ОАО "Управдом Заволжского района", Управляющая организация, исполнитель коммунальных услуг, ответчик) о взыскании 930 274 рублей 59 копеек долга за теплоэнергию за октябрь 2010 года по договору поставки тепловой энергии и горячей воды от 25.11.2009 N 04-30/309.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.08.2011 требования истца, с учетом уточнения, удовлетворены, с ОАО "Управдом Заволжского района" в пользу ОАО "ТЭСС" взыскано 930 274 рубля 59 копеек долга и 46 592 рубля 03 копейки расходов по уплате государственной пошлины.
Открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Ответчик не согласен с расчетом оплаты поставленной тепловой энергии в размере 930 274 рубля 58 копеек, считает, что начисление платы исполнителю коммунальных услуг за поставленную тепловую энергию в соответствии с нормативом при наличии у потребителей (населения) индивидуальных приборов учета, является необоснованным.
ООО "ТЭСС" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывает на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система" ("Ресурсоснабжающая организация") и ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" ("Исполнитель") заключен договор поставки тепловой энергии и горячей воды от 25.11.2009 N 04/30-309, в редакции протокола урегулирования разногласий, согласно которому Ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять тепловую энергию и горячую воду (коммунальные ресурсы) Исполнителю на границу эксплуатационной ответственности, а Исполнитель обязуется принимать тепловую энергию и горячую воду для последующего оказания потребителям коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и оплачивать коммунальные ресурсы в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, и с согласия Ресурсоснабжающей организации передавать (поставлять) тепловую энергию, горячую воду Субабонентам и оплачивать Ресурсоснабжающей организации объемы переданной (поставленной) Субабонентам тепловой энергии и горячей воды (листы дела 9-12, 43).
Перечень объектов, на которые осуществляется поставка тепловой энергии и горячей воды, с указанием нагрузок теплофицированных объектов и планового потребления, содержится в Приложении N 2 к настоящему договору (листы дела 13-15).
Согласно пункту 5.8 договора Исполнитель производит оплату стоимости поставленного количества тепловой энергии и горячей воды до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета-фактуры Ресурсоснабжающей организации и накладной на отпуск тепловой энергии и горячей воды, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 5.2 договора расчеты между Ресурсоснабжающей организацией и Исполнителем за поставляемую тепловую энергию, горячую воду осуществляются по показаниям коммерческих приборов учета.
Решением Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-2744/2010-47 от 07.07.2010, оставленным в силе постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 13.10.2010, пункт 5.3 договора принят в редакции:
"В случае отсутствия приборов учета расчеты за поставленную тепловую энергию, горячую воду осуществляются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307:
- - в части населения - по нормативам потребления услуг отопления и нормативам потребления услуг по горячему водоснабжению, установленным органами местного самоуправления;
- - в части других потребителей (в том числе субабонентов) - по нормативам потребления услуг отопления, установленным органами местного самоуправления, в части горячего водоснабжения - по нормативам услуг по горячему водоснабжению, установленным органами местного самоуправления, а при их отсутствии - в соответствии с требованиями строительных норм и правил."
Пункт 3.1.5 договора принят в редакции:
Ресурсоснабжающая организация обязуется: "Предъявлять к оплате счета-фактуры и накладные за поставленные тепловую энергию, горячую воду по тарифам, утвержденным Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, органами местного самоуправления".
Факт исполнения Ресурсоснабжающей организацией обязательств по договору поставки тепловой энергии и горячей воды за октябрь 2010 года подтвержден документально, ответчиком не оспорен.
По данным истца стоимость тепловой энергии и горячей воды, отпущенной ООО "ТЕСС" в адрес ОАО "Управдом Заволжского района" за октябрь 2010 года, составляет 11 933 422 рубля 58 копеек.
Потребление ОАО "Управдом Заволжского района" тепловой энергии, горячей воды в октябре 2010 года подтверждено материалами дела, в том числе договором, счетами-фактурами от 31.10.2010 N 2513 на сумму 9 874 294 рубля 46 копеек, от 31.10.2010 N 2514 на сумму 1 666 826 рублей 45 копеек; от 31.10.2010 N 2515 на сумму 280 194 рубля 25 копеек, от 31.10.2010 N 2516 на сумму 108 859 рублей 20 копеек, 31.10.2010 N 2551 на сумму 3 248 рублей 22 копейки. Итого на сумму 11 933 422 рублей 58 копеек (листы дела 49-53).
Ответчик подтвердил, что им принято к оплате 11 003 147 рублей 99 копеек. С учетом произведенной ответчиком оплаты, задолженность составила 930 274 рубля 59 копеек.
Неисполнение ответчиком в полном объеме обязательств по оплате коммунальных ресурсов (на сумму 930 274 рубля 59 копеек) послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением, с учетом уточнения, о взыскании задолженности по оплате за поставленную тепловую энергию и горячую воду.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, руководствовался статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя", утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.09.1995 N 954) (далее - Правила Вк-4936), Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и исходил из того, что при отсутствии общедомового прибора учета, объем поставленной тепловой энергии должен определяться Ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 548 ГК правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В данном случае истец осуществлял снабжение ответчика тепловой энергией и горячей водой через присоединенную сеть, свои обязательства по договору за спорный период (октябрь 2010 года) истец выполнил.
Из материалов дела видно, что между сторонами возник спор по вопросу определения объемов поставленных коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета. В связи этим истец применяет в расчетах установленные нормативы потребления коммунальных услуг, а ответчик - показания индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом статьи 539 ГК РФ, разделом 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 абонент обеспечивает учет горячей воды и теплоэнергии.
Отношения, связанные с поставкой тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, регулируются публичным договором. В силу пунктов 4 и 5 статьи 426 ГК РФ в отношениях по энергоснабжению стороны должны руководствоваться издаваемыми Правительством Российской Федерации правилами.
Исходя из пункта 1.3, абзаца второго подпункта 2.1.1 Правил N Вк-4936 средства изменения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия о договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306).
Согласно пункту 2 Правил N 306 "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Согласно абзацу 2 пункта 7 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим правилам;
б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим правилам.
Из приложения N 2 к данным Правилам N 307 следует, что при отсутствии в жилом доме или помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется по формуле, исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, в соответствии с законодательством.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению, отоплению допускает учет фактического потребления данных коммунальных услуг либо по показаниям приборов учета, размещенных на счетах абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем по утвержденным нормативам.
Следовательно, при отсутствии общедомового прибора учета, объем поставленной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы, независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306 от 23.05.2006).
Судом первой инстанции установлен и не оспаривается сторонами факт отсутствия общедомовых приборов учета, размещенных на сетях ОАО "Управдом Заволжского района" на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом.
Как правильно указал суд первой инстанции, организация продает коммунальный ресурс абоненту; управляющая организация принимает на себя обязательство по предоставлению коммунальных услуг перед собственниками помещений в многоквартирных домах. Местом исполнения обязательства по поставке ресурса является граница балансовой принадлежности, а не конкретные квартиры в многоквартирном доме.
Использование при расчете объема отпущенного коммунального ресурса показаний индивидуальных приборов не учитывает потребленный коммунальный ресурс на содержание общего имущества многоквартирного дома, оплата которого лежит на собственниках помещений домов опосредованно через ответчика.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает доводы ответчика о необоснованном начислении платы исполнителю коммунальных услуг за поставленную тепловую энергию в соответствии с нормативом при отсутствии общедомовых приборов учета и при наличии у потребителей (населения) индивидуальных приборов учета, подлежащими отклонению, как противоречащие указанному нормативному регулированию.
Доводы ОАО "Управдом Заволжского района" о применении к отношениям сторон пункта 16 Правил N 307, предусматривающего исчисление платы за коммунальные услуги при неисправности (отсутствии) общедомовых приборов учета воды исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, не принимаются.
При отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях ОАО "Управдом Заволжского района" на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом (ответчиком), объем отпущенных коммунальных ресурсов (тепловой энергии и горячей воды) рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета.
Кроме того, согласно пунктам 27, 29 Правил N 306 в норматив горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода горячей воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.
Применение к отношениям между истцом ответчиком пункта 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на ресурсоснабжающую организацию ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ОАО "Управдом Заволжского района". Кроме того, данный подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета.
Правовая позиция высшей судебной инстанции по данному вопросу выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09, от 23.11.2010 N 6530/10.
Расчет стоимости тепловой энергии произведен истцом в соответствии с условиями договора (пункт 5.3). При оценке разногласий сторон по перерасчету стоимости теплоносителя при переводе из массового показателя теплоносителя в объемный, судом первой инстанции принят документально обоснованный и подтвержденный расчет истца. Правомерность своих расчетов и доводов по суммам возражений, документального их подтверждения и обоснования ответчик не представил. Апелляционная жалоба ответчика также не содержит возражений относительно расчетов за поставленные коммунальные ресурсы.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца, взыскав с ответчика 930 274 рубля 59 копеек долга.
Апелляционная жалоба ОАО "Управдом Заволжского района" удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.08.2011 по делу N А82-13354/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА
Судьи
Т.М.ПОЛЯШОВА
Т.В.ЧЕРНИГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2011 ПО ДЕЛУ N А82-13354/2010
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2011 г. по делу N А82-13354/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Печенкиной Ю.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.08.2011 по делу N А82-13354/2010, принятое судом в составе судьи Горбуновой И.В.,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Тепловая Энергетическая Социальная Система" (ИНН: 7603015835, ОГРН 1027600621465)
к открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" (ИНН: 7601000992, ОГРН: 1077603005468),
о взыскании долга,
установил:
открытое акционерное общество "Тепловая Энергетическая Социальная Система" (далее - ОАО "ТЭСС", истец) обратилось с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса, в Арбитражный суд Ярославской области к открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" (далее - ОАО "Управдом Заволжского района", Управляющая организация, исполнитель коммунальных услуг, ответчик) о взыскании 930 274 рублей 59 копеек долга за теплоэнергию за октябрь 2010 года по договору поставки тепловой энергии и горячей воды от 25.11.2009 N 04-30/309.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.08.2011 требования истца, с учетом уточнения, удовлетворены, с ОАО "Управдом Заволжского района" в пользу ОАО "ТЭСС" взыскано 930 274 рубля 59 копеек долга и 46 592 рубля 03 копейки расходов по уплате государственной пошлины.
Открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Ответчик не согласен с расчетом оплаты поставленной тепловой энергии в размере 930 274 рубля 58 копеек, считает, что начисление платы исполнителю коммунальных услуг за поставленную тепловую энергию в соответствии с нормативом при наличии у потребителей (населения) индивидуальных приборов учета, является необоснованным.
ООО "ТЭСС" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывает на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система" ("Ресурсоснабжающая организация") и ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" ("Исполнитель") заключен договор поставки тепловой энергии и горячей воды от 25.11.2009 N 04/30-309, в редакции протокола урегулирования разногласий, согласно которому Ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять тепловую энергию и горячую воду (коммунальные ресурсы) Исполнителю на границу эксплуатационной ответственности, а Исполнитель обязуется принимать тепловую энергию и горячую воду для последующего оказания потребителям коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и оплачивать коммунальные ресурсы в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, и с согласия Ресурсоснабжающей организации передавать (поставлять) тепловую энергию, горячую воду Субабонентам и оплачивать Ресурсоснабжающей организации объемы переданной (поставленной) Субабонентам тепловой энергии и горячей воды (листы дела 9-12, 43).
Перечень объектов, на которые осуществляется поставка тепловой энергии и горячей воды, с указанием нагрузок теплофицированных объектов и планового потребления, содержится в Приложении N 2 к настоящему договору (листы дела 13-15).
Согласно пункту 5.8 договора Исполнитель производит оплату стоимости поставленного количества тепловой энергии и горячей воды до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета-фактуры Ресурсоснабжающей организации и накладной на отпуск тепловой энергии и горячей воды, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 5.2 договора расчеты между Ресурсоснабжающей организацией и Исполнителем за поставляемую тепловую энергию, горячую воду осуществляются по показаниям коммерческих приборов учета.
Решением Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-2744/2010-47 от 07.07.2010, оставленным в силе постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 13.10.2010, пункт 5.3 договора принят в редакции:
"В случае отсутствия приборов учета расчеты за поставленную тепловую энергию, горячую воду осуществляются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307:
- - в части населения - по нормативам потребления услуг отопления и нормативам потребления услуг по горячему водоснабжению, установленным органами местного самоуправления;
- - в части других потребителей (в том числе субабонентов) - по нормативам потребления услуг отопления, установленным органами местного самоуправления, в части горячего водоснабжения - по нормативам услуг по горячему водоснабжению, установленным органами местного самоуправления, а при их отсутствии - в соответствии с требованиями строительных норм и правил."
Пункт 3.1.5 договора принят в редакции:
Ресурсоснабжающая организация обязуется: "Предъявлять к оплате счета-фактуры и накладные за поставленные тепловую энергию, горячую воду по тарифам, утвержденным Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, органами местного самоуправления".
Факт исполнения Ресурсоснабжающей организацией обязательств по договору поставки тепловой энергии и горячей воды за октябрь 2010 года подтвержден документально, ответчиком не оспорен.
По данным истца стоимость тепловой энергии и горячей воды, отпущенной ООО "ТЕСС" в адрес ОАО "Управдом Заволжского района" за октябрь 2010 года, составляет 11 933 422 рубля 58 копеек.
Потребление ОАО "Управдом Заволжского района" тепловой энергии, горячей воды в октябре 2010 года подтверждено материалами дела, в том числе договором, счетами-фактурами от 31.10.2010 N 2513 на сумму 9 874 294 рубля 46 копеек, от 31.10.2010 N 2514 на сумму 1 666 826 рублей 45 копеек; от 31.10.2010 N 2515 на сумму 280 194 рубля 25 копеек, от 31.10.2010 N 2516 на сумму 108 859 рублей 20 копеек, 31.10.2010 N 2551 на сумму 3 248 рублей 22 копейки. Итого на сумму 11 933 422 рублей 58 копеек (листы дела 49-53).
Ответчик подтвердил, что им принято к оплате 11 003 147 рублей 99 копеек. С учетом произведенной ответчиком оплаты, задолженность составила 930 274 рубля 59 копеек.
Неисполнение ответчиком в полном объеме обязательств по оплате коммунальных ресурсов (на сумму 930 274 рубля 59 копеек) послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением, с учетом уточнения, о взыскании задолженности по оплате за поставленную тепловую энергию и горячую воду.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, руководствовался статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя", утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.09.1995 N 954) (далее - Правила Вк-4936), Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и исходил из того, что при отсутствии общедомового прибора учета, объем поставленной тепловой энергии должен определяться Ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 548 ГК правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В данном случае истец осуществлял снабжение ответчика тепловой энергией и горячей водой через присоединенную сеть, свои обязательства по договору за спорный период (октябрь 2010 года) истец выполнил.
Из материалов дела видно, что между сторонами возник спор по вопросу определения объемов поставленных коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета. В связи этим истец применяет в расчетах установленные нормативы потребления коммунальных услуг, а ответчик - показания индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом статьи 539 ГК РФ, разделом 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 абонент обеспечивает учет горячей воды и теплоэнергии.
Отношения, связанные с поставкой тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, регулируются публичным договором. В силу пунктов 4 и 5 статьи 426 ГК РФ в отношениях по энергоснабжению стороны должны руководствоваться издаваемыми Правительством Российской Федерации правилами.
Исходя из пункта 1.3, абзаца второго подпункта 2.1.1 Правил N Вк-4936 средства изменения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия о договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306).
Согласно пункту 2 Правил N 306 "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Согласно абзацу 2 пункта 7 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим правилам;
б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим правилам.
Из приложения N 2 к данным Правилам N 307 следует, что при отсутствии в жилом доме или помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется по формуле, исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, в соответствии с законодательством.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению, отоплению допускает учет фактического потребления данных коммунальных услуг либо по показаниям приборов учета, размещенных на счетах абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем по утвержденным нормативам.
Следовательно, при отсутствии общедомового прибора учета, объем поставленной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы, независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306 от 23.05.2006).
Судом первой инстанции установлен и не оспаривается сторонами факт отсутствия общедомовых приборов учета, размещенных на сетях ОАО "Управдом Заволжского района" на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом.
Как правильно указал суд первой инстанции, организация продает коммунальный ресурс абоненту; управляющая организация принимает на себя обязательство по предоставлению коммунальных услуг перед собственниками помещений в многоквартирных домах. Местом исполнения обязательства по поставке ресурса является граница балансовой принадлежности, а не конкретные квартиры в многоквартирном доме.
Использование при расчете объема отпущенного коммунального ресурса показаний индивидуальных приборов не учитывает потребленный коммунальный ресурс на содержание общего имущества многоквартирного дома, оплата которого лежит на собственниках помещений домов опосредованно через ответчика.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает доводы ответчика о необоснованном начислении платы исполнителю коммунальных услуг за поставленную тепловую энергию в соответствии с нормативом при отсутствии общедомовых приборов учета и при наличии у потребителей (населения) индивидуальных приборов учета, подлежащими отклонению, как противоречащие указанному нормативному регулированию.
Доводы ОАО "Управдом Заволжского района" о применении к отношениям сторон пункта 16 Правил N 307, предусматривающего исчисление платы за коммунальные услуги при неисправности (отсутствии) общедомовых приборов учета воды исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, не принимаются.
При отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях ОАО "Управдом Заволжского района" на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом (ответчиком), объем отпущенных коммунальных ресурсов (тепловой энергии и горячей воды) рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета.
Кроме того, согласно пунктам 27, 29 Правил N 306 в норматив горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода горячей воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.
Применение к отношениям между истцом ответчиком пункта 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на ресурсоснабжающую организацию ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ОАО "Управдом Заволжского района". Кроме того, данный подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета.
Правовая позиция высшей судебной инстанции по данному вопросу выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09, от 23.11.2010 N 6530/10.
Расчет стоимости тепловой энергии произведен истцом в соответствии с условиями договора (пункт 5.3). При оценке разногласий сторон по перерасчету стоимости теплоносителя при переводе из массового показателя теплоносителя в объемный, судом первой инстанции принят документально обоснованный и подтвержденный расчет истца. Правомерность своих расчетов и доводов по суммам возражений, документального их подтверждения и обоснования ответчик не представил. Апелляционная жалоба ответчика также не содержит возражений относительно расчетов за поставленные коммунальные ресурсы.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца, взыскав с ответчика 930 274 рубля 59 копеек долга.
Апелляционная жалоба ОАО "Управдом Заволжского района" удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.08.2011 по делу N А82-13354/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА
Судьи
Т.М.ПОЛЯШОВА
Т.В.ЧЕРНИГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)