Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 03.07.2003 N А29-7487/02А

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 3 июля 2003 года Дело N А29-7487/02А
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В., при участии представителя заявителя: Ермакова Э.Г. (доверенность от 01.04.2003 N 04-04/2), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сыктывкару на решение от 27.12.2002 и постановление апелляционной инстанции от 28.02.2003 по делу N А29-7487/02А Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Шипиловой Э.В., Баублисом С.Л., Протащуком В.Г., Борлаковой Р.А., по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сыктывкару к товариществу собственников жилья "Орбита" о взыскании налоговых санкций по единому социальному налогу в сумме 6477 рублей 80 копеек и
УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сыктывкару (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к товариществу собственников жилья "Орбита" (далее по тексту - ТСЖ "Орбита", Товарищество) о взыскании налоговых санкций по единому социальному налогу в сумме 6477 рублей 80 копеек.
Решением от 27.12.2002 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 28.02.2003 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Республики Коми, поскольку суд неправильно применил нормы материального права, а именно статью 236, пункт 1 статьи 237, подпункт 8 пункта 1 статьи 238, статью 243, главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
По мнению заявителя, действующим налоговым законодательством не предусмотрено исключение из налогооблагаемой базы по единому социальному налогу выплат, производимых за счет паевых либо вступительных взносов членов кооперативов. Таким образом, выплаты штатному персоналу, а также оплата договоров гражданско-правового характера за выполнение работ (оказание услуг), производимые потребительскими кооперативами за счет паевых либо вступительных взносов членов кооперативов, должны облагаться единым социальным налогом.
ТСЖ "Орбита" отзыв на кассационную жалобу не предоставило, в судебное заседание представителей не направило, поэтому дело рассмотрено без его участия.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Правильность применения Арбитражным судом Республики Коми норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ТСЖ "Орбита" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 01.04.2002. В ходе проверки установила, что в нарушение пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации Товарищество не включило в налоговую базу по единому социальному налогу выплаты, производимые за счет членских взносов физическим лицам, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам. В результате занижения налоговой базы неуплаченная сумма налога за 2001 год составила 32389 рублей.
По мнению налогового органа, в соответствии с подпунктом 8 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Товарищества собственников жилья в данном перечне не поименованы, следовательно, выплаты, произведенные за счет членских взносов работников Товарищества, подлежат включению в налоговую базу для исчисления единого социального налога. Данный перечень является ограниченным и расширению не подлежит.
Результаты проверки оформлены актом от 26.04.2002 N 12-07/2/71, на основании которого заместитель руководителя Инспекции принял решение от 22.05.2002 N 12-07/2/71 о привлечении ТСЖ "Орбита" к налоговой ответственности за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в размере 6477 рублей 80 копеек. Налогоплательщику предложено уплатить в срок, указанный в требовании, налоговую санкцию, 32389 рублей единого социального налога, 5824 рубля 42 копейки пени за несвоевременную уплату этого налога.
Добровольно налоговых санкций Товарищество не уплатило, поэтому Инспекция обратилась в арбитражный суд за их принудительным взысканием.
Арбитражный суд Республики Коми, отказав в удовлетворении исковых требований, руководствовался пунктом 1 статьи 11, подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 116, статьей 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 32, 40 Федерального закона "О товариществах собственников жилья". При этом суд исходил из того, что для предоставления льготы по единому социальному налогу необходимо, чтобы выплаты производились за счет членских взносов членов кооперативов (товариществ), соответственно право на льготу имеют и кооперативы, и товарищества. Определяющим условием для предоставления права на льготное налогообложение является вид деятельности, связанный с удовлетворением потребностей членов некоммерческих объединений - садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Орбита" в 2001 году с выплат, производимых за счет членских взносов, выплачивало вознаграждение физическим лицам, выполняющим работы для ответчика.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
В силу статьи 4 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" действие данного Закона распространяется на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома.
Следовательно, к приведенным в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации организациям, освобожденным от уплаты единого социального налога с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, относятся и товарищества собственников жилья.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод о том, что ТСЖ "Орбита" неправомерно привлечено налоговым органом к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога.
Таким образом, кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.12.2002 и постановление апелляционной инстанции от 28.02.2003 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-7487/02А оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сыктывкару - без удовлетворения.
Председательствующий
ЧИГРАКОВ А.И.
Судьи
БЕРДНИКОВ О.Е.
ШУТИКОВА Т.В.













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)