Статьи
И. Еланина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ОБЩЕЖИТИИ: ЧАСТЬ 1

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право


Согласно статье 40 Конституция каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство и бесплатно или за доступную плату предоставлять малоимущим гражданам жилище.

Одной из форм удовлетворения жилищных потребностей граждан является предоставление им жилого помещения в специализированных домах и, в частности, в общежитиях. В настоящее время не только образовательные учреждения, но и крупные предприятия, научно-исследовательские институты, воинские части и т.д. имеют на своем балансе общежития.

В настоящее время существует 7 видов жилых помещений, относящихся к специализированному жилищному фонду. Ранее существовали соответствующие нормы, в частности статьи 1 и 12 Закона "Об основах федеральной жилищной политики", статьи 101 - 110 ЖК РСФСР, касающиеся служебных помещений и общежитий, и 108.1 - 108.3 о фондах жилья для временного поселения. Статьи 108.1 - 108.3 были введены в ЖК РСФСР прежде всего в связи с принятием ряда законодательных актов, касающихся развития ипотечного жилищного кредитования.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, а также жилищное законодательство отнесены к предмету совместного ведения РФ и ее субъектов. В соответствии с частью 6 статьи 5 ЖК органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании ЖК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Между тем сегодня ни на федеральном, ни на региональном уровнях нет четкой регламентации правового статуса граждан, проживающих в общежитиях. Несмотря на то что почти 4% населения России проживает сейчас в общежитиях, а это 4721 тыс. человек. Достаточно большой их процент - молодые семьи, не обладающие средствами, необходимыми для приобретения индивидуальной жилой площади.

Жилищный кодекс РФ не в полной мере регламентирует многочисленные жилищные правоотношения. С целью восполнить определенный правовой вакуум законодатель в конце января 2006 года издает целый пакет многочисленных нормативных правовых документов, которые, по его мнению, должны не только расширять правовое поле жилищного законодательства, но и стабилизировать отдельные правоотношения в этой сфере.

Проблемы проживания в общежитиях имеют комплексный характер и для их разрешения требуют координации деятельности центральных и местных органов власти и органов местного самоуправления. И в первую очередь необходимо создать устойчивую нормативно-правовую базу для разрешения проблем, связанных с предоставлением и использованием жилых помещений в общежитиях, на основе долгосрочной социальной политики государства.

Глава 10 раздела IV ЖК впервые вводит на федеральном уровне комплексное правовое регулирование режима предоставления специализированных жилых помещений и пользования ими.

Частью 1 статьи 92 ЖК предусмотрено, что жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК). В соответствии с частью 3 статьи 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV указанного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Из положений данных норм следует, что ЖК применяется только к тем правоотношениям, которые регулируют вопросы, связанные с предоставлением жилых помещений и пользованием ими в общежитиях, находящихся в собственности государства и муниципальных образований.

Если жилое помещение, предоставленное под общежитие, принадлежит организации на праве собственности, то положения Жилищного кодекса РФ, которые регулируют вопросы, связанные с предоставлением и использованием жилых помещений специализированного жилищного фонда, не могут быть применены, поскольку в данном случае речь идет о договорных обязательствах и применению подлежат нормы гражданского законодательства.

Правовой режим жилых помещений, находящихся в общежитиях, имеет ряд существенных особенностей. Так, жилая площадь для проживания в общежитиях предприятий, учреждений и организаций предоставляется гражданам лишь временно - на период работы (службы) или учебы в этих заведениях.

Других оснований для предоставления жилого помещения в общежитии ЖК не знает. Для временного проживания лиц, которые отбывали наказание в виде ограничения воли или лишения свободы на определенный срок и нуждаются в улучшении жилищных условий, или обитаемая площадь которых временно заселена, или которым вернуть прежнее обитаемое помещение нет возможности, а также лиц, которые нуждаются в медицинской помощи в связи с заболеванием туберкулезом, используются специальные общежития.

Следует отметить, что теперь признак "близости к месту работы" из определения служебного жилого помещения исчез, и грань между понятием служебного жилого помещения и жилого помещения в общежитии (в случае если речь идет о предоставлении такого помещения в связи с работой) начала стираться. Основное отличие заключается лишь в том, что жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров на человека (статья 105 ЖК), а служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры (статья 104 ЖК).

Жилая площадь в общежитии не подлежит обмену, аренде, передаче в поднаем. Приватизация жилых помещений в общежитии также запрещена (статья 4 Закона о приватизации). Лицам, проживающим в общежитии, запрещено производить какие-либо перепланировки (переоборудование), вселять к себе поднанимателей и временных жильцов.

Основными нормативными документами, регламентирующим порядок предоставления и пользования жилыми помещениями в общежитиях, являются:

  • Примерное положение об общежитиях, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 №328;
  • Типовое положение о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования РФ, утвержденное Постановлением Госкомвуза РФ от 31.05.1995 №4;
  • Приказ Министра обороны РФ "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15.02.2000 №80 и ряд других подзаконных актов.
Указанные положения должны применяться с учетом нового ЖК. В соответствии с пунктом 3 данного Положения об общежитиях запрещается использовать под общежития жилые помещения, находящиеся в домах, где граждане проживают по договору найма.

Законодательство не допускает использования под общежития обычных жилых домов (с секционной планировкой квартир для посемейного заселения) без соответствующей перепланировки и переоборудования. Ведь общежития должны обеспечивать нормальные условия проживания для большого числа лиц, одновременно находящихся на относительно малой площади.

В общежитии могут выделяться помещения для размещения предприятий торговли, общественного питания, поликлиник, здравпунктов, санаториев, профилакториев и предприятий бытового обслуживания.

Использование жилой площади в указанных целях допускается только после перевода соответствующего помещения в нежилое.


Смотрите далее: "Использование жилых помещений в общежитии: часть 2".





© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)