Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2008 г. N 09АП-2025/2008-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ц.,
судей: С., З.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ж.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Годуново" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.01.2008 по делу N А40-55159/07-153-366 судьи М.
по заявлению ТСЖ "Годуново"
к Префектуре СЗАО г. Москвы
о признании незаконным бездействия Префектуры СЗАО г. Москвы и обязании
установил:
ТСЖ "Годуново" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ) предмета требований, о признании незаконным бездействия Префектуры СЗАО г. Москвы, выразившееся в неисполнении требований ТСЖ "Годуново" об оформлении правоустанавливающих документов, подтверждающих права собственников на земельные участки, занятые зданиями и сооружениями ТСЖ "Годуново" и обязании Префектуры СЗАО г. Москвы оформить указанные документы на земельные участки с кадастровыми номерами 77081001001 и 770810016012.
Решением от 14.01.2008 Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал. При этом суд мотивировал свои выводы тем, что заявителем не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым бездействием его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ТСЖ "Годуново", ссылаясь при этом на то, что в силу закона ТСЖ осуществляет от имени собственников права собственников общего имущества и представляет их интересы. Бездействие Префектуры, по мнению подателя жалобы, нарушает права собственников жилых помещений, представителем которых является заявитель.
Представители заявителя и ответчика в судебное заседание не явились. При этом от ТСЖ "Годуново" в суд поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с занятостью представителя заявителя в судебном процессе в Арбитражном суде Краснодарского края. Суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в нем доказательствам. Располагая доказательствами надлежащего извещения заявителя и ответчика о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Годуново" создано 23.10.2000, устав которого зарегистрирован Московской регистрационной Палатой 23.10.2000.
Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 28.12.2000 за N 9341, утвержденным распоряжением префекта СЗАО г. Москвы от 29.12.2000 г. за N 6502рп, в эксплуатацию принят законченный строительством комплекс малоэтажных жилых домов, расположенный по адресу: г. Москва, Карамышевский проезд, вл. 85.
При этом 26.05.2003 на земельный участок общей площадью 1,0758 га, находящийся по адресу: г. Москва, Карамышевский проезд, вл. 7, корп. 1, 2, 3, составлен кадастровый план учетный N 14-08-505191 земельного участка, которому присвоен кадастровый номер 770810010001.
26.05.2003 на земельный участок, общей площадью 0,0900 га, находящийся по указанному адресу также составлен кадастровый план учетный N 14-08-505190 земельного участка, которому присвоен кадастровый номер 770810016012.
При этом в соответствии с распоряжением префекта СЗАО г. Москвы от 11.11.2002 N 4366-РП, зарегистрированным в Москомземе 13.11.2002 N РД4-6638/2, между Москомземом и ТСЖ "Годуново" был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка от 26.05.2003 за N М-08-505191, расположенного по адресу: г. Москва, Карамышевский проезд, вл. 7, корп. 1, 2, 3, общей площадью 10758 кв. м сроком на 5 лет.
В соответствии с указанным распоряжением префекта СЗАО г. Москвы между Москомземом и ТСЖ "Годуново" был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка от 26.05.2003 за N М-08-505190, расположенного по адресу: г. Москва, Карамышевский проезд, вл. 7, корп. 1, 2, общей площадью 900 кв. м, сроком на 5 лет.
21.08.2007 ТСЖ "Годуново" обратилось в Префектуру СЗАО г. Москвы с заявлением за N 0016-07 с просьбой оформить правоустанавливающие документы, подтверждающие права ТСЖ "Годуново" на вышеуказанные земельные участки, имеющие кадастровые номера 770810010001 и 770810016012.
Своим письмом от 21.09.2007 г. за N 5814 сл/г на обращение заявителя Префектура сообщила, что формирование границ земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома проводится с учетом требований постановления Правительства Москвы от 03.07.2007 N 569-ПП "Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома". При этом права на земельный участок в силу закона возникают у собственников помещений (домовладельцев), а не у ТСЖ, как указано в обращении.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 указанной статьи в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Пунктом 5 этой же статьи предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц, что предусмотрено п. 4 ст. 36 ЖК РФ.
При этом пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (п. 1).
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме; 4) выбор способа управления многоквартирным домом; 5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу п. 2 данной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
При этом п. 3 этой же статьи предусмотрено, что в указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, исходя из положений ст. ст. 34, 36 Земельного кодекса РФ и ст. ст. 36, 44 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме имеют право на передачу им в собственность и бесплатно земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, что должно осуществляться в соответствии с актом, принятым органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренным ст. 29 Земельного кодекса РФ, устанавливающим процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в т.ч. порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Следует также отметить, что п. 6 Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 за N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность" предусмотрено, что префекты административных округов принимают решения о безвозмездной передаче или продаже земельных участков в собственность на территории административных округов, за исключением территорий, относящихся к природному комплексу г. Москвы, на основании заявлений граждан или юридических лиц, в частной собственности которых находятся здания, строения, сооружения, общая площадь которых не превышает 3 тысяч квадратных метров.
Кроме того, п. 4 Постановления Правительства Москвы от 03.07.2007 за N 569-ПП "Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома" предусмотрена обязанность префектур административных округов г. Москвы на основании запроса уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица выдавать выписку из протокола заседания комиссии по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о соответствии представленных документов по принятию общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о формировании земельного участка требованиям законодательства.
Однако ТСЖ "Годуново", ссылаясь на незаконность бездействия ответчика, выразившегося в неисполнении требований ТСЖ "Годуново", как представителя в силу закона, интересов собственников жилых помещений об оформлении правоустанавливающих документов, подтверждающих права этих собственников на земельные участки, занятые зданиями и сооружениями ТСЖ "Годуново", не указало о предоставлении в Префектуру СЗАО г. Москвы протокола решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ТСЖ "Годуново" о формировании земельного участка, на котором расположен вышеуказанный многоквартирные дом, а также о том, какие права и законные интересы ТСЖ "Годуново" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности были нарушены оспариваемым бездействием Префектуры СЗАО г. Москвы.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, исходя из положений Земельного и Жилищного кодексов РФ, а также указанных постановлений Правительства Москвы следует вывод о необходимости принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о формировании земельного участка, а также о необходимости представления протокола решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в орган государственной власти, предусмотренный ст. 29 Земельного кодекса РФ, каковым является Префектура административного округа г. Москвы.
Таким образом, учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что вытекает из обязанности доказать соответствующие обстоятельства при оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц (ст. 200 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.01.2008 по делу N А40-55159/07-153-366 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 9 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2008 N 09АП-2025/2008-АК ПО ДЕЛУ N А40-55159/07-153-366
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2008 г. N 09АП-2025/2008-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ц.,
судей: С., З.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ж.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Годуново" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.01.2008 по делу N А40-55159/07-153-366 судьи М.
по заявлению ТСЖ "Годуново"
к Префектуре СЗАО г. Москвы
о признании незаконным бездействия Префектуры СЗАО г. Москвы и обязании
установил:
ТСЖ "Годуново" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ) предмета требований, о признании незаконным бездействия Префектуры СЗАО г. Москвы, выразившееся в неисполнении требований ТСЖ "Годуново" об оформлении правоустанавливающих документов, подтверждающих права собственников на земельные участки, занятые зданиями и сооружениями ТСЖ "Годуново" и обязании Префектуры СЗАО г. Москвы оформить указанные документы на земельные участки с кадастровыми номерами 77081001001 и 770810016012.
Решением от 14.01.2008 Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал. При этом суд мотивировал свои выводы тем, что заявителем не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым бездействием его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ТСЖ "Годуново", ссылаясь при этом на то, что в силу закона ТСЖ осуществляет от имени собственников права собственников общего имущества и представляет их интересы. Бездействие Префектуры, по мнению подателя жалобы, нарушает права собственников жилых помещений, представителем которых является заявитель.
Представители заявителя и ответчика в судебное заседание не явились. При этом от ТСЖ "Годуново" в суд поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с занятостью представителя заявителя в судебном процессе в Арбитражном суде Краснодарского края. Суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в нем доказательствам. Располагая доказательствами надлежащего извещения заявителя и ответчика о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Годуново" создано 23.10.2000, устав которого зарегистрирован Московской регистрационной Палатой 23.10.2000.
Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 28.12.2000 за N 9341, утвержденным распоряжением префекта СЗАО г. Москвы от 29.12.2000 г. за N 6502рп, в эксплуатацию принят законченный строительством комплекс малоэтажных жилых домов, расположенный по адресу: г. Москва, Карамышевский проезд, вл. 85.
При этом 26.05.2003 на земельный участок общей площадью 1,0758 га, находящийся по адресу: г. Москва, Карамышевский проезд, вл. 7, корп. 1, 2, 3, составлен кадастровый план учетный N 14-08-505191 земельного участка, которому присвоен кадастровый номер 770810010001.
26.05.2003 на земельный участок, общей площадью 0,0900 га, находящийся по указанному адресу также составлен кадастровый план учетный N 14-08-505190 земельного участка, которому присвоен кадастровый номер 770810016012.
При этом в соответствии с распоряжением префекта СЗАО г. Москвы от 11.11.2002 N 4366-РП, зарегистрированным в Москомземе 13.11.2002 N РД4-6638/2, между Москомземом и ТСЖ "Годуново" был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка от 26.05.2003 за N М-08-505191, расположенного по адресу: г. Москва, Карамышевский проезд, вл. 7, корп. 1, 2, 3, общей площадью 10758 кв. м сроком на 5 лет.
В соответствии с указанным распоряжением префекта СЗАО г. Москвы между Москомземом и ТСЖ "Годуново" был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка от 26.05.2003 за N М-08-505190, расположенного по адресу: г. Москва, Карамышевский проезд, вл. 7, корп. 1, 2, общей площадью 900 кв. м, сроком на 5 лет.
21.08.2007 ТСЖ "Годуново" обратилось в Префектуру СЗАО г. Москвы с заявлением за N 0016-07 с просьбой оформить правоустанавливающие документы, подтверждающие права ТСЖ "Годуново" на вышеуказанные земельные участки, имеющие кадастровые номера 770810010001 и 770810016012.
Своим письмом от 21.09.2007 г. за N 5814 сл/г на обращение заявителя Префектура сообщила, что формирование границ земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома проводится с учетом требований постановления Правительства Москвы от 03.07.2007 N 569-ПП "Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома". При этом права на земельный участок в силу закона возникают у собственников помещений (домовладельцев), а не у ТСЖ, как указано в обращении.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 указанной статьи в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Пунктом 5 этой же статьи предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц, что предусмотрено п. 4 ст. 36 ЖК РФ.
При этом пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (п. 1).
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме; 4) выбор способа управления многоквартирным домом; 5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу п. 2 данной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
При этом п. 3 этой же статьи предусмотрено, что в указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, исходя из положений ст. ст. 34, 36 Земельного кодекса РФ и ст. ст. 36, 44 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме имеют право на передачу им в собственность и бесплатно земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, что должно осуществляться в соответствии с актом, принятым органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренным ст. 29 Земельного кодекса РФ, устанавливающим процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в т.ч. порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Следует также отметить, что п. 6 Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 за N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность" предусмотрено, что префекты административных округов принимают решения о безвозмездной передаче или продаже земельных участков в собственность на территории административных округов, за исключением территорий, относящихся к природному комплексу г. Москвы, на основании заявлений граждан или юридических лиц, в частной собственности которых находятся здания, строения, сооружения, общая площадь которых не превышает 3 тысяч квадратных метров.
Кроме того, п. 4 Постановления Правительства Москвы от 03.07.2007 за N 569-ПП "Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома" предусмотрена обязанность префектур административных округов г. Москвы на основании запроса уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица выдавать выписку из протокола заседания комиссии по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о соответствии представленных документов по принятию общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о формировании земельного участка требованиям законодательства.
Однако ТСЖ "Годуново", ссылаясь на незаконность бездействия ответчика, выразившегося в неисполнении требований ТСЖ "Годуново", как представителя в силу закона, интересов собственников жилых помещений об оформлении правоустанавливающих документов, подтверждающих права этих собственников на земельные участки, занятые зданиями и сооружениями ТСЖ "Годуново", не указало о предоставлении в Префектуру СЗАО г. Москвы протокола решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ТСЖ "Годуново" о формировании земельного участка, на котором расположен вышеуказанный многоквартирные дом, а также о том, какие права и законные интересы ТСЖ "Годуново" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности были нарушены оспариваемым бездействием Префектуры СЗАО г. Москвы.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, исходя из положений Земельного и Жилищного кодексов РФ, а также указанных постановлений Правительства Москвы следует вывод о необходимости принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о формировании земельного участка, а также о необходимости представления протокола решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в орган государственной власти, предусмотренный ст. 29 Земельного кодекса РФ, каковым является Префектура административного округа г. Москвы.
Таким образом, учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что вытекает из обязанности доказать соответствующие обстоятельства при оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц (ст. 200 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.01.2008 по делу N А40-55159/07-153-366 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)