Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 28.06.2007 ПО ДЕЛУ N А08-3711/06-13

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)





ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу



от 28 июня 2007 г. Дело N А08-3711/06-13

(извлечение)



Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Белгородской области на Решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.09.2006 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2007 по делу N А08-3711/06-13,


УСТАНОВИЛ:



Товарищество собственников жилья "Южный-жилье" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным Решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Белгородской области от 15.05.2006.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 29.09.2006 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2007 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 4 по Белгородской области просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, выслушав объяснения представителя инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 4 Белгородской области проведена выездная налоговая проверка деятельности ТСЖ "Южный-жилье" по вопросам правильности исчисления, удержания и уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт от 06.04.2006 N 139ДСП и принято Решение от 15.05.2006 о привлечении товарищества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 101990 руб., также налогоплательщику доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 1296545 руб. и пени в сумме 32714 руб.

В обоснование принятого решения налоговая инспекция указала, что товарищество в нарушение пп. 10 п. 2 ст. 149, п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ применило льготу по налогу на добавленную стоимость с суммы целевых взносов полученных от своих членов на содержание, техническое обслуживание и ремонт жилья.

Не согласившись с решением налогового органа, ТСЖ "Южный-жилье" оспорило ненормативный акт в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования товарищества, суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и дали им правильную оценку, исходя из применения следующих правовых норм.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пп. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

В силу пп. 3 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

На основании ст. 1 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (действующего в спорный период до 01.03.2005) товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, созданной в форме объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.

Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (вступившего в силу с 01.03.2005 и также действующего спорный период) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 137 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.

Подпунктом 4 пункта 1 ст. 137 ЖК РФ предусмотрено, что ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений и предоставлять им услуги

Таким образом, ТСЖ не является самостоятельным хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ и, заключая договоры на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.

Согласно Уставу ТСЖ "Южный-жилье" средства товарищества состоят из вступительных и иных взносов, обязательных платежей членов товарищества, направленных на осуществление основной уставной деятельности товарищества.

Поскольку в силу ст. 143 НК РФ граждане (члены ТСЖ) не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, то суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что вступительные и членские взносы, полученные товариществом собственников жилья на осуществление уставной деятельности, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

При таких обстоятельствах у налоговой инспекции не было правовых оснований для привлечения товарищества к ответственности, доначисления налога на добавленную стоимость и пени.

Учитывая изложенное оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


ПОСТАНОВИЛ:



Решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.09.2006 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2007 по делу N А08-3711/06-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)