Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.10.2007 ПО ДЕЛУ N А56-9838/2007

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)





ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА



ПОСТАНОВЛЕНИЕ



от 1 октября 2007 года Дело N А56-9838/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Корабухиной Л.И., Малышевой Н.Н., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Зубовой А.В. (доверенность от 20.09.2007 N 20-05/24356), от товарищества собственников жилья "Карповка 23" Кувандиной С.А. (доверенность от 06.03.2007), рассмотрев 01.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2007 по делу N А56-9838/2007 (судья Цурбина С.И.),


УСТАНОВИЛ:



Товарищество собственников жилья "Карповка 23" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 08.02.2007 N 6150449.

Решением суда первой инстанции от 24.05.2007 заявленные ТСЖ требования удовлетворены.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в решении суда, фактическим обстоятельствам, установленным судом, и имеющимся в деле доказательствам.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ТСЖ инспекцией составлен акт от 27.12.2006 и вынесено решение от 08.02.2007 N 6150449. Данным решением налоговый орган предложил ТСЖ перечислить в бюджет 21202 руб. 87 коп. единого социального налога (далее - ЕСН) и 13520 руб. пеней, 8778 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и 5950 руб. пеней. Заявитель также привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату ЕСН, а также по статье 123 НК РФ и на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в ходе проверки инспекцией установлено неполное, несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ в связи с неправильным указанием в платежных поручениях ИНН получателя, что повлекло неперечисление в бюджет налога в размере 8778 руб. и занижение налоговой базы по ЕСН вследствие применения заявителем льготы, установленной подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ (действовавшим на момент спорных правоотношений). По мнению инспекции, ТСЖ не имеет права на применение льготы, поскольку не входит в перечень организаций, которые в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ вправе производить расходы, не подлежащие обложению ЕСН.

Согласно статье 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Особенности исчисления налога на доходы налоговыми агентами, в том числе порядок и сроки уплаты ими налога, установлены статьей 226 НК РФ. В соответствии с пунктом 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24 НК РФ).

Ответственность налоговых агентов установлена в статье 123 НК РФ, согласно которой неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налоговым агентом сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, является неправомерное неперечисление налоговым агентом сумм налога. Между тем суд первой инстанции установил и налоговым органом не оспаривается, что налог перечислен ТСЖ в бюджет в полном объеме и своевременно (лист дела 29), однако нарушен порядок его уплаты - удержанный налог перечислен с неправильным указанием ИНН получателя. Однако указание в платежных поручениях иного ИНН не повлияло на поступление денежных средств в надлежащий бюджет. Таким образом, в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренный положениями статьи 123 НК РФ.

В соответствии со статьей 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным кодексом. Налоговым правонарушением в соответствии со статьей 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность. Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. ТСЖ перечислило НДФЛ своевременно и в полном объеме. Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у инспекции не имелось оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ, доначисления пеней и начисления 8778 руб. удержанного у плательщиков налога.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения понятия "жилищно-строительный кооператив (товарищество)", в силу пункта 1 статьи 11 названного Кодекса в данном случае подлежит применению определение этого понятия, данное в гражданском законодательстве.

Согласно пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Статьей 291 ГК РФ предусмотрено, что собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют некоммерческую организацию - товарищество собственников квартир (жилья), которое создается и действует в соответствии с Федеральным законом от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Закон о ТСЖ). В силу статьи 1 данного закона ТСЖ - некоммерческая организация, объединяющая домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. В силу статей 32 и 40 Закона о ТСЖ принципом организации ТСЖ является добровольное членство собственников помещений в кондоминиуме, а его имущество состоит из вступительных и иных взносов, обязательных платежей его членов.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.3 мотивировочной части постановления от 23.12.04 N 19-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с коллективной жалобой граждан..." (далее - Постановление N 19-П), введенное подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации изъятие из установленных его статьями 236 и 237 объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу основано на учете природы перечисленных в нем организаций, являющихся некоммерческими, не преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (пункт 1 статьи 50 ГК РФ, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.96 "О некоммерческих организациях"), в частности потребительских кооперативов - объединений, основанных на началах членства и созданных для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных паевых взносов (пункт 1 статьи 116 ГК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель, освободив подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ от обложения единым социальным налогом указанные в нем суммы, исходил из конституционно значимой цели создания условий для осуществления права граждан на жилище, отдых и охрану здоровья и государственной поддержки кооперативов (товариществ).

Действующим гражданским законодательством предусмотрены различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. В пункте 3 статьи 50 ГК РФ указано, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Таким образом, товарищества собственников жилья - это некоммерческие объединения граждан, создаваемые с целью удовлетворения личных, материальных и иных потребностей их участников путем объединения членами имущественных паевых взносов.

Следовательно, к указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ организациям, которые не уплачивают ЕСН с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, относятся и ТСЖ, а также их ассоциации (объединения в виде некоммерческих организаций). Материалами дела подтверждается, что членами ТСЖ являются как физические лица, так и юридические лица - владельцы нежилых помещений в данном кондоминиуме, что не противоречит статьям 32, 40 Закона о ТСЖ.

Судом также установлено, что ТСЖ оплатило работы (услуги) лицам, их выполнившим, за счет членских взносов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа


ПОСТАНОВИЛ:



решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2007 по делу N А56-9838/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.


Председательствующий

НИКИТУШКИНА Л.Л.



Судьи

КОРАБУХИНА Л.И.

МАЛЫШЕВА Н.Н.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)