Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 02.02.2005 N А29-7765/2003-1Э

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 2 февраля 2005 года Дело N А29-7765/2003-1э
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Отдельной Л.И., Прониной С.А., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Республики Коми на решение от 23.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2004 по делу N А29-7765/2003-1э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Ершовой Т.Н., Вакулинской М.В., Тугаревым С.В., Юркиной Л.Ю., по иску жилищно-строительного кооператива N 13, город Сыктывкар, к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Коми, администрации муниципального образования "Город Сыктывкар", Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунальным хозяйством (Служба заказчика)", третье лицо - финансовое управление Министерства финансов Республики Коми, о взыскании 197223 рублей 28 копеек и

УСТАНОВИЛ:

Жилищно-строительный кооператив N 13 города Сыктывкара обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунальным хозяйством (Служба заказчика)" о возмещении 197223 рублей 28 копеек затрат, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Определениями от 10.02.2003 и 01.03.2003 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми, администрация муниципального образования "Город Сыктывкар"; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми.
Впоследствии ЖСК N 13 на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований, просил взыскать с ответчиков 56926 рублей 76 копеек убытков, образовавшихся в результате предоставления в период с 2001 года по октябрь 2003 года льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", законами Республики Коми "О социальной защите ветеранов в Республике Коми", "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми", "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженных конфликтов на территории Чеченской Республики и на прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан".
Установив, что убытки возникли вследствие ненадлежащего финансирования из республиканского бюджета, суд первой инстанции решением от 23.09.2004 удовлетворил иск за счет казны Республики Коми.
Апелляционная инстанция постановлением от 16.11.2004 оставила решение без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Республики Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 23.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2004.
Заявитель указывает, что вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательства фактически понесенных им расходов: расчет суммы иска с указанием видов предоставленных жилищно-коммунальных услуг с разбивкой по категориям льготников, с указанием общей суммы предоставленных льгот, суммы профинансированных расходов и источника финансирования, доказательства обоснованности предоставления льгот гражданам (копии удостоверений, списки льготников).
Как считает ответчик, ответственность за ненадлежащее финансирование льгот по Закону Республики Коми "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженных конфликтов на территории Чеченской Республики и на прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан" должна возлагаться на муниципальное образование, поскольку, согласно постановлению Правительства Республики Коми от 28.04.2003 N 72 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2003 год", денежные средства на финансирование указанных льгот предоставляются по фактически произведенным затратам муниципальных образований, которые отвечают за своевременность и достоверность предоставления Министерству финансов Республики Коми соответствующих сведений.
Законность судебных актов Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-7765/2003-1э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЖСК N 13 в период с 2001 года по октябрь 2003 года предоставлял членам кооператива льготы по оплате жилья, установленные Федеральным законом "О ветеранах", законами Республики Коми "О социальной защите ветеранов в Республике Коми", "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста", "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженных конфликтов на территории Чеченской Республики и на прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан". Предметом иска явилось требование о взыскании возникших в связи с этим убытков.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно Федеральному закону от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" товарищество (кооператив) является некоммерческой организацией, формой объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В силу статьи 19 названного Закона социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендаторов жилых помещений в кондоминиуме осуществляется в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, путем передачи товариществам собственников жилья установленных государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных предусмотренных дотаций; предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа домовладельцев, нанимателей и арендаторов.
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" гарантирует социальную защиту ветеранам. При этом, согласно статье 10 Закона, расходы на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, а также оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законами Республики Коми "О социальной защите ветеранов в Республике Коми" и "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" предусмотрены дополнительные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, финансирование которых должно осуществляться за счет средств бюджетов Республики Коми.
В статье 2 Закона Республики Коми "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженных конфликтов на территории Чеченской Республики и на прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан" также предусмотрены дополнительные льготы в жилищно-коммунальной сфере гражданам, выполняющим задачи в условиях вооруженного конфликта. Источник финансирования - бюджет Республики Коми.
Две судебные инстанции исследовали обстоятельства относительно наличия у ЖСК N 13 расходов по предоставлению отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и признали данный факт доказанным. Этот вывод не противоречит имеющимся в деле доказательствам. В материалах дела имеются справки-расчеты, содержащие перечень лиц, которым предоставлялись льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг; справки о праве на льготы и соответствующие удостоверения, выданные органами социальной защиты.
Постановлением главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" от 12.09.2000 N 9/2893 на СМУП "Управление ЖКХ (Служба заказчика)" возложены обязанности по принятию, проверке расчетов и финансированию льгот за жилищно-коммунальные услуги населению г. Сыктывкара, проживающему в частном и ведомственном жилье, в домах жилищно-строительных кооперативов и товариществах собственников жилья, по ведению контроля потребления теплоэнергии, воды ТСЖ и ЖСК.
Факт наличия спорной задолженности подтверждается актом сверки по состоянию на 10.09.2004, безоговорочно подписанным директором и главным бухгалтером СМУП "Управление ЖКХ (Служба заказчика)".
При указанных обстоятельствах суд обоснованно взыскал убытки, возникшие вследствие предоставления льгот на основании названных законов, за счет казны Республики Коми. Вина субъекта Российской Федерации усматривается из недостаточного финансирования расходов, необходимых для реализации установленных законодательными актами льгот.
Суд округа отклонил довод заявителя кассационной жалобы о возложении ответственности по возмещению убытков, возникших при реализации Закона Республики Коми "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженных конфликтов на территории Чеченской Республики и на прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан", на муниципальные органы со ссылкой на постановление Правительства Республики Коми от 28.04.2003 N 72.
Данным нормативным актом утвержден Порядок предоставления и расходования в 2003 году средств, выделяемых из республиканского бюджета в форме субвенций на реализацию названного Закона, через органы Министерства финансов Республики Коми и местные органы по социальным вопросам. Согласно Порядку местные органы по социальным вопросам несут ответственность за достоверность и своевременность предоставления в Министерство труда и социального развития Республики Коми данных о сумме фактических расходов по предоставленным льготам. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что убытки у ЖСК N 13 возникли вследствие ненадлежащего информирования муниципалитетом исполнительных органов Республики Коми о необходимом финансировании льгот. Обязанность по возмещению расходов в силу закона возложена на республиканский бюджет.
Оспариваемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, содержащиеся в них выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине в кассационной инстанции не рассматривался, так как Министерство финансов Республики Коми на момент подачи кассационной жалобы освобождено от ее уплаты в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-7765/2003-1э оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
НОГТЕВА В.А.

Судьи
ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.
ПРОНИНА С.А.













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)