Статьи
А. Локтионова

ЗАКОННОСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ ЖК О ПОСЛЕДСТВИЯХ САМОВОЛЬНОГО ПЕРЕУСТРОЙСТВА И ПЕРЕПЛАНИРОВКИ

Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право




Положения статьи 29 Жилищного кодекса (ЖК) о последствиях самовольного переустройства и перепланировки жилья превратили в правонарушителей большое число добросовестных владельцев жилых помещений, учитывая еще то, что чиновникам представляется возможность выборочного применения данных норм.

Это в свою очередь нарушает требования статей 2 и 18 Конституции.

Согласно действующему с 1 февраля 2008 г. Федеральному закону от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Закон 229-ФЗ) судебные приставы с 1 февраля 2008 г. могут вскрывать квартиры, дома и дачи должников и описывать имущество, не спрашивая согласия хозяев, а работники правоохранительных органов вправе выступать в роли понятых.

ЖК нарушает Конституцию!

Положения статьи 29 ЖК о последствиях самовольного переустройства или самовольной перепланировки жилого помещения по умолчанию распространены на действия, произошедшие до вступления в силу данного Закона - до 1 марта 2005 г.

Для большого количества добросовестных собственников и нанимателей квартир это создает серьезные проблемы. За многие годы обитания в малоудобных домах советской планировки большинство граждан провели какие-то небольшие работы по улучшению своих квартир.

Теперь житель переустроенной квартиры может лишиться ее по инициативе чиновника. Если жилое помещение не приведено в прежнее состояние в срок, установленный осуществляющим согласование органом, он вправе по суду лишить вас собственности на квартиру или добиться расторжения договора социального найма. Таким образом, орган, осуществляющий согласование, имеет возможность буквально терроризировать граждан, избирательно применяя закон.

Между тем, обратимся к Конституции.

Согласно п. 1 статьи 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Нормы об ответственности за перепланировку должны были бы соответствовать конституционным требованиям о недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права гражданина, и о возможности ограничения таких прав только для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. Согласно п. 3 статьи 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, гражданин, во-первых, мог с полным основанием проводить перепланировку, поскольку это не было запрещено законом, а во-вторых, если исполнять норму Конституции РФ, то ставить вопрос об ответственности можно было лишь в том случае, когда были затронуты права и законные интересы других лиц.

Согласно статье 29 ЖК защита прав и законных интересов других лиц упоминается в ней как факт явно второстепенный. Главным "преступлением" представлена самовольность переустройства. Если переустройство не нарушает права и законные интересы других граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью, то "на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии" (п. 4 статьи 29 ЖК).

Таким образом, суд может принять решение о сохранении помещения в переустроенном виде, а может и не принять, в нарушение Конституции РФ умаляя права владельцев помещения и отменяя их право на свободное использование своего имущества.

Согласно п. 3 статьи 29 ЖК приоритет формального возвращения помещения в прежнее состояние над интересами граждан представляется неконституционным. При этом на нового собственника возлагается обязанность привести помещение в прежнее состояние (пп. 1 п. 5 статьи 29 ЖК).

Отсюда именно "возвращение", а не устранение нарушения прав и законных интересов граждан является целью судебной процедуры и продажи с публичных торгов (п. 6 статьи 29 ЖК). Новый собственник будет обязан исполнить любые претензии органа, осуществляющего согласование, даже если они не вызваны защитой интересов иных граждан, а откровенно произвольны.

Коррупция

Рассматриваемые выше вопросы создают широкие возможности для чиновничьего и судебного произвола – для коррупции. Это же объяснение, по-видимому, дает ответ на многочисленные вопросы, которые возникают по той же статье 29 ЖК.

Возникает множество противоречивых вопросов. Вот, например, следующие.

Почему судебный иск о факте самовольного переустройства/перепланировки подает только орган, осуществляющий согласование (п. 5 статьи 29 ЖК? Ведь определяющим должен быть иск тех граждан, чьи интересы, возможно, нарушены?

Почему разумный срок и порядок устранения нарушений по своему усмотрению устанавливает только орган, осуществляющий согласование, тогда как суд, выявивший нарушение прав и законных интересов граждан, не наделен правом предписания об устранении таких нарушений в разумный срок? Получается, что гражданин, не исполнивший даже самое несправедливое требование органа, осуществляющего согласование, рискует потерять квартиру. В итоге, сам порядок действий, установленный Законом, нарушает права граждан и создает возможность для несправедливых требований.

Почему решение суда о продаже с публичных торгов ставится в зависимость не от факта нарушения прав и законных интересов граждан из-за переустройства, а от формального основания - "при условии непринятия решения" по этому поводу?

Кроме того, согласно пп. 1 п. 5 статьи 29 ЖК в отношении нанимателя помещения по договору социального найма суд должен принять решение о расторжении договора. Но как же быть с конституционным правом на жилище?

Для устранения всех перечисленных проблем необходимо внести в статью 29 ЖК соответствующие поправки. В частности, необходимо установить следующее:
  • если не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, суд должен принять решение о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии;
  • в случае установления судом, что в результате переустройства и (или) перепланировки законные интересы граждан нарушены либо это создает угрозу их жизни или здоровью, именно суд обязывает собственника или нанимателя привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены судом;
  • решение в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения или нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора должно приниматься только в случае, если не выполнено указанное решение суда о приведении жилого помещения в прежнее состояние;
  • для продажи помещения с публичных торгов судебным решением должно быть наложено обременение о содержании необходимых работ для защиты прав и интересов иных граждан, об их сроках и условиях проведения.









    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)