ПИСЬМО МИНРЕГИОНА РФ ОТ 18.06.2009 N 18624-СК/14. О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ВОПРОСАМ ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ПРАВИЛАМИ ПОСТАВКИ ГАЗА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВЫХ НУЖД ГРАЖДАН И ПОНЯТИЯ ''АБОНЕНТ''. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Письмо Минрегиона РФ от 18.06.2009 N 18624-СК/14. О разъяснениях по вопросам отношений, регулируемых Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и понятия ''абонент'')Согласно пункту 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан абонентом может выступать юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Таким образом, на договорные отношения по поводу приобретения управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным кооперативом газа для предоставления иной коммунальной услуги, нежели услуги газоснабжения (например, теплоснабжения), действие Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан не распространяется. В таком случае подлежат применению Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162.
Не распространяется действие Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и на отношения по приобретению газа поставщиком газа, который не является исполнителем коммунальной услуги газоснабжения, на границе газотранспортной и газораспределительной систем соответствующего региона.
Согласно пункту 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Буквальное прочтение понятия "абонент", содержащееся в пункте 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, подразумевает, что таковым не является юридическое лицо, владеющее жилым помещением на праве собственности либо на ином законном основании.
В то же время в соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) допускается нахождение в собственности юридических лиц жилых помещений, и согласно статьям 17 и 19 Жилищного кодекса жилое помещение при нахождении его в собственности юридических лиц может быть использовано по его прямому назначению, то есть для проживания граждан. Следовательно, юридическое лицо имеет возможность приобретать газ для коммунально-бытовых нужд граждан, проживающих в жилых помещениях, принадлежащих этому юридическому лицу на праве собственности или на другом законном основании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Жилищного кодекса жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений.
Учитывая, что существо отношений по приобретению газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, проживающих в жилом помещении, является неизменным вне зависимости от того, принадлежит ли жилое помещение на законном основании физическому либо юридическому лицу, рекомендуем допускать расширительное толкование понятия "абонент" и рассматривать юридическое лицо - владельца жилого помещения в качестве надлежащего участника отношений по поставке газа для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд граждан, проживающих в этом помещении.
Однако согласно статье 17 Жилищного кодекса и статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое помещение. Таким образом, использование в нарушение указанных норм жилищного и гражданского законодательства юридическим лицом принадлежащего ему жилого помещения для размещения промышленного производства либо предприятий, учреждений, организаций является основанием для отказа в заключении с ним договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
В то же время проживание работников юридического лица в принадлежащем последнему жилом помещении (например, в силу условия трудового договора) не может рассматриваться как нарушение статьи 17 Жилищного кодекса и статьи 288 Гражданского кодекса. В этом случае на отношения, связанные с приобретением газа между собственником жилого помещения и поставщиком газа, распространяется действие Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.