Официальные документы

ЗОНЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 N 1757-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года)






В целях обеспечения гидрометеорологической безопасности населения и объектов экономики в Уральском федеральном округе, в особенности таких погодозависимых отраслей, как энергетика, транспорт, водохозяйственный комплекс, строительство и сельское хозяйство, необходимо опережающее развитие наблюдательной сети, включая развитие мониторинга состояния окружающей среды и ее загрязнения.
В настоящее время обеспеченность оборудованием для наблюдений за состоянием окружающей среды составляет:
- гидрологическим оборудованием - 72 процента;
- метеорологическим оборудованием - 76 процентов;
- аэрологическим оборудованием - 100 процентов;
- оборудованием по оценке загрязнения атмосферного воздуха - 49 процентов;
- оборудованием по оценке загрязнения поверхностных вод - 85,5 процента;
- оборудованием по оценке радиоактивного загрязнения - 47 процентов.
Дефицит таких пунктов наблюдения, как гидрологические посты, составляет 55 единиц, метеорологических станций - 29 единиц.
Таким образом, плотность наблюдательной сети на Урале является недостаточной для изучения регионального климата и обеспечения задач экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа.
В связи с этим возникает необходимость развития наблюдательной сети в части увеличения пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, а также обеспечения необходимым оборудованием, отвечающим современным требованиям.
В рамках формирования системы производственно-экологического мониторинга окружающей среды предполагается создание в регионах Урала ситуационных центров, связанных с ситуационным центром полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, которые обеспечивают непрерывное поступление необходимой информации для контроля за состоянием природных ресурсов, производственной базой и состоянием окружающей среды.
Инновационный вариант социально-экономического развития округа обеспечивает реализацию экологически значимых мероприятий, прежде всего в области экологически безопасного развития производства, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов.

17. Зоны опережающего экономического развития

Важной особенностью Уральского федерального округа является исключительно высокая степень межрегиональной дифференциации ряда значимых качественных параметров социально-экономического развития.
Инновационный сценарий развития Урала предполагает многополярное развитие территории. В связи с этим важнейшим направлением совершенствования пространственной структуры экономики округа является выявление "точек роста", обладающих потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории, - зон опережающего развития. На территориях этих зон прогнозируется развитие перспективных для каждого субъекта Российской Федерации, входящего в состав Уральского федерального округа, экономических специализаций, составляющих основу образования территориальных промышленных комплексов и единых технологических цепочек производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
На территории Урала можно выделить 5 зон опережающего развития:
- Западно-Сибирская зона - Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра;
- Уральская промышленная зона - Свердловская, Тюменская, Челябинская и Курганская области;
- зона "Полуостров Ямал" - Ямало-Ненецкий автономный округ;
- зона "Восточный склон Урала" - Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Свердловская область;
- Южно-Уральская сельскохозяйственная зона - Курганская, Тюменская и Челябинская области.
До 2012 года развитие Урала будет определяться зонами, имеющими достаточно четкие географические контуры, сравнительно развитую инфраструктуру и высокую степень развития ведущих отраслей экономики. К числу таких зон опережающего развития в Уральском федеральном округе можно отнести Уральскую промышленную и Западно-Сибирскую зоны.
Остальные 3 зоны - "Полуостров Ямал", "Восточный склон Урала" и Южно-Уральская сельскохозяйственная зона являются перспективными и внесут существенный вклад в региональное развитие округа после 2012 года. Развитие некоторых из них будет в значительной степени связано с реализацией комплексного инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" и возведением в его рамках в долгосрочной перспективе на этих территориях комплекса объектов транспортной и энергетической инфраструктуры.
Все зоны опережающего развития в достаточной степени подкреплены совокупностью заявленных инвестиционных проектов. Масштабные инвестиции в модернизацию, реконструкцию и развитие действующих предприятий, а также в создание совершенно новых производств и инфраструктурных объектов предполагается осуществить в отношении широкого круга отраслей и видов деятельности как на хозяйственно освоенных территориях, так и на территориях нового освоения.
По своему масштабу (площади охватываемой территории, численности проживающего населения), а также по обеспеченности существующей и проектируемой транспортной и энергетической инфраструктурой выделенные 5 зон опережающего развития в совокупности являются основой формирования новой структуры пространственной организации Уральского федерального округа в долгосрочной перспективе.


Страницы: 49 из 90  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->