Статьи

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ (НА ПРИМЕРЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ)

("Право и экономика", 2003, N 11)

Разделы:







Особенность предпринимательского (хозяйственного) права, состоящая в том, что оно сочетает в себе правовые институты, нормы и понятия, относящиеся как к частному, так и к публичному праву, проявляется особенно ярко в связи с рассмотрением отношений, возникающих по поводу информации, и порождаемых этими отношениями прав и обязанностей.

Правовая природа информации обусловлена ее объективными свойствами, такими, как субстанциональная несамостоятельность, неисчерпаемость, трансформируемость, преемственность, универсальность, релевантность, системный характер. Этими свойствами информации определяется и специфичность информационных прав и обязанностей. Так, гражданское законодательство России трактует информацию как особый объект гражданских прав наряду с имуществом, работами и услугами, результатами интеллектуальной деятельности и нематериальными благами (ст.128 ГК РФ). Из этого подхода вытекает принципиальное отличие информационных прав и обязанностей, в частности, от прав и обязанностей, возникающих в связи с имущественными сделками.
Отношения по поводу информации могут иметь как частноправовой, так и публично-правовой характер. Соответственно наряду с гражданскими информационными правами и обязанностями существуют информационные права и обязанности, устанавливаемые публичным правом.

Информационные права и обязанности

По своему содержанию информационные права и обязанности могут быть различными. К ним относятся: право на получение информации (и соответственно обязанность предоставлять информацию), право на опровержение порочащей информации (обязанность опровергать порочащую информацию), право на сообщение и распространение информации и др. Рассмотрим право на получение информации и обязанность предоставлять информацию, возникающие у субъектов предпринимательской деятельности по отношению к государственным органам (главным образом, на примере налоговых органов) и предусмотренные российской правовой системой механизмы обеспечения их осуществления, т.е. речь пойдет о публично-правовых правах и обязанностях субъектов предпринимательской деятельности в сфере информации.

Библиографический список и примечания:
1. Более детально порядок назначения выездных налоговых проверок определен в Приказе МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок" (с изм. от 7 февраля 2000 г.).
2. Вестник ВАС РФ. 2002. N 10.
3. Вестник ВАС РФ. 2002. N 8.
4. Постановление Президиума ВАС РФ от 7 августа 2001 г. N 8874/00 // Вестник ВАС РФ. 2001. N 11.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)