Статьи

ЛИКВИДАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

("Новая бухгалтерия", 2009, N 3)

Разделы:
Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)






Цикл жизни основного средства заканчивается в момент утверждения акта о его списании. Иногда это происходит раньше окончания срока полезного использования. Покинув счет 01, объект ОС "оставляет" бухгалтеру затраты на ликвидацию, доходы от оставшихся материалов и НДС, ранее принятый к вычету по этому объекту. Разобраться с этим "наследством" поможет данная статья.

Документальное оформление ликвидации

Возможные варианты ликвидации основных средств перечислены в п. 76 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания). Это случаи:
- - списания из-за морального и физического износа;
- - ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- - частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;
- - иные.
Порядок оформления выбытия основного средства вследствие его ликвидации описан в п. п. 77, 78, 79 Методических указаний. Для этого приказом руководителя организации создается комиссия. В ее состав входят главный бухгалтер или бухгалтер, а также другие материально ответственные лица, отвечающие за сохранность объектов основных средств.
Унифицированной формой для оформления операций по ликвидации объекта основных средств является акт на списание объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме N ОС-4, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. Если списанию подлежит автотранспортное средство, применяется форма N ОС-4а.
В акте указываются дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины ликвидации с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Один экземпляр хранится в бухгалтерии, другой - у ответственного за сохранность основных фондов (если такая должность в организации имеется) и является основанием для передачи на склад и последующей реализации материальных ценностей, оставшихся от демонтированного объекта. Эти материальные ценности принимаются к учету на основании приходного ордера по форме N М-4, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Библиографический список и примечания:









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)