НОВЕЛЛЫ В ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
("Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 10)Разделы:
Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Статья подготовлена сотрудниками Управления государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России. Руководитель - С.С. Дуканов.
4 июля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 83-ФЗ), предусматривающий процедуру внесудебного исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц ("административного закрытия" юридического лица). Принятие указанного Закона было вызвано необходимостью решения проблемы закрытия организаций, не осуществляющих какой-либо деятельности, не имеющих имущества, органов управления, работников. По данным налоговых органов, по состоянию на начало 2003 г. в Российской Федерации существовало более 1 млн недействующих юридических лиц, которые не исполнили обязанность по представлению в регистрирующие органы необходимых сведений в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Указанное количество недействующих юридических лиц постоянно увеличивается, поскольку из примерно 280 тысяч ежегодно регистрируемых в России юридических лиц около 30 - 40 тысяч организаций (11 - 14%) не начинают осуществлять предпринимательской деятельности, то есть фактически являются недействующими.
Вместе с тем судебная практика принятия решений о ликвидации недействующих юридических лиц, инициированной регистрирующими (налоговыми) органами, свидетельствует о неисполнении указанных решений ввиду отсутствия сведений о месте нахождения учредителей таких организаций и, соответственно, непроведении процедуры ликвидации.
Кроме того, учитывая количество недействующих организаций, прекращение их правоспособности в судебном порядке могло бы занять не менее 15 лет и требовало бы выделения значительных бюджетных средств.
Принятие Закона N 83-ФЗ, предусматривающего изменение п. 3 ст. 49 ГК РФ в части установления возможности прекращения правоспособности юридического лица иными, чем реорганизация и ликвидация, способами, позволяет за короткий период и с минимальными затратами исключить недействующие организации из Единого государственного реестра юридических лиц на основании решения регистрирующих (налоговых) органов, предоставив необходимые гарантии защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц. Следует отметить, что аналогичный внесудебный порядок прекращения деятельности юридических лиц существует в Швеции и Великобритании.
Библиографический список и примечания:
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)