Статьи

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ВОЕННОГО БЮДЖЕТА

("Финансовое право", 2008, N 2)

Разделы:







Термин "военный бюджет" на сегодняшний день достаточно часто употребляется как в экономической, так и в юридической литературе , в связи с чем имеет смысл определить объем содержания данного понятия.

Существует легальная дефиниция военного бюджета, введенная с 1 января 2007 г. для целей военно-экономического сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств . В данном документе военный бюджет определяется как часть государственного бюджета, предназначенная для военных расходов. Можно встретить понимание военного бюджета как центрального звена военно-финансовой системы .

Еще одно значение термин "военный бюджет" приобретает при его буквальном (семантическом) толковании для обозначения того бюджета, который появляется в особый период, т.е. в случае войны . А.Н. Козырин обращает внимание на то, что "бюджет, основанием принятия которого является введение чрезвычайного положения , называется чрезвычайным бюджетом" . Очевидно, что бюджет государства в состоянии войны существенно отличается от мирного бюджета как в части формирования доходов, так и в части осуществления расходов. В этот период должен полностью видоизменяться весь бюджетный процесс, а действие законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетный процесс в обычное время, приостанавливается. Существенно упрощая, можно утверждать, что доходы бюджета в этом случае будут формироваться за счет изъятия необходимого для нужд обороны имущества, расходы - осуществляться в особом порядке по решению непосредственно Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, по-другому будет учитываться государственный внутренний долг, а исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета приостановится.

Прежде всего, однако, следует определиться с соотношением понятий "военный бюджет" и "бюджет". Иначе говоря, является ли военный бюджет бюджетом в том смысле, в каком он понимается в юридической и экономической науке.
В любом случае бюджет не представляет собой однозначного явления: это категория, существующая в разных ипостасях . Выделяют экономическое (материальное) и юридическое понимание бюджета. В экономическом (материальном) смысле здесь подразумевают централизованный в определенных масштабах денежный фонд, который находится в распоряжении публично-правового образования. Материальное содержание бюджета подвижно, поскольку постоянно меняются объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов. Можно говорить о бюджете как о совокупности экономических (денежных) отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных, как правило, для осуществления общих задач публично-территориальных образований и выполнения функций органов власти. Правоведами бюджет традиционно определяется как "финансовая программа", "план деятельности", "план ведения государственного хозяйства" , при этом по своей правовой характеристике такой финансовый план-прогноз является законом либо административным актом. То есть данный "хозяйственный план государства, государственная предварительная смета" подкрепляется силой государства и выступает уже в качестве обязательного для исполнения императива.

Библиографический список и примечания:
1. См., напр.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 г. В структуре Минобороны России до недавнего времени существовало Главное управление военного бюджета и финансирования.
2. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.10.2006 N 224-ст (ГОСТ 31278-2004).
3. См.: Берладир Ю.В. К вопросу о развитии военно-бюджетного законодательства России // Российский военно-правовой сборник. N 9: Военное право в XXI веке. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". "За права военнослужащих", 2007.
4. См. ст. 8 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении", ст. 27 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", п. 5 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5. А.Н. Козырин также отмечает, что возможность введения на территории Российской Федерации чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств предусматривалась еще ст. 25 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", который утратил силу с 1 января 2000 г.
6. См. подробнее: Комягин Д.Л. Что такое бюджет: форма, план или фонд? // Бюджет. 2005. N 2. С. 34 - 36.
7. Жез Гастон. Общая теория бюджета. Москва: Госфиниздат СССР, 1930. С. 16.
8. Еллинек Г. Бюджетное право. Р.-н/Дону: Донская речь, 1906. С. 1.
9. Иловайский С.И. Учебник финансового права, пятое (посмертное) издание. Издание Е.С. Иловайской, 1912. С. 141.
10. Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М.: Юридическая литература, 1971. С. 16.
11. Там же. С. 20.
12. Козырин А.Н. Указ. соч. С. 420.
13. См.: Заключение Правительства Российской Федерации от 30.01.2006 N 261п-П4 на проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об обороне".
14. Бараненков В.В. Практические аспекты бюджетной правосубъектности военных учреждений (особенности реализации военными учреждениями права осуществлять приносящую доходы деятельность с позиций бюджетного законодательства) // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 10.
15. См.: Приказ Минфина России от 21.06.2001 N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании сметы доходов и расходов".
16. Пискотин М.И. Указ. соч. С. 64.
17. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249.
18. Комментарий к Федеральному закону "Об обороне" (постатейный). М.: За права военнослужащих, 2002.
19. Поттер Б., Даймонд Дж. Общие принципы управления государственными расходами. Вашингтон, МВФ, 1999. С. 38 - 44.
20. Ранее существовало жесткое правило недопустимости выплат из федерального бюджета до подтверждения поставки соответствующих товаров, выполнения работ или оказания услуг. Правительством Российской Федерации специально устанавливались исключения из этого правила, при которых допускалось авансирование поставок товаров, работ и услуг. Это было возможно для контрактов по капитальному строительству, по гособоронзаказу, оплате электричества, услуг связи и т.д.
21. См.: Приказ Минфина России от 22.11.2007 N 114н "Об утверждении Порядка формирования и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)".
22. См., напр.: Виноградов А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части // Диссертация к. ю. н. по специальности 20.02.2003. М.: РГБ, 2002 (из фондов Российской государственной библиотеки); Григорьев Е.В. Гражданско-правовая ответственность военных учреждений Российской Федерации // Диссертация к. ю. н. по специальности 20.02.2003. М.: РГБ, 2005 (из фондов Российской государственной библиотеки).
23. Федеральным казначейством созданы специализированные подразделения для производства платежей в области национальной безопасности и национальной обороны.
24. См.: Берладир Ю.В. К вопросу о развитии военно-бюджетного законодательства России // Российский военно-правовой сборник. N 9: Военное право в XXI веке. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". "За права военнослужащих", 2007.
25. Пискотин М.И. Указ. соч. С. 66.
26. В течение финансового года, т.е. с 1 января по 31 декабря.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)