Статьи

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН В ПРАКТИКЕ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 4)

Разделы:







Многолетняя хозяйственная практика показала, что в условиях развитой экономики всегда сохраняются зоны, не способные функционировать без государственного вмешательства. В первую очередь это отрасли повышенного народно-хозяйственного и социального значения, естественные монополии. Наиболее гибким инструментом контроля в современной хозяйственной практике является государственное регулирование цен.

Основные направления государственного регулирования цен в России определены Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Эффективность такого регулирования зависит прежде всего от степени согласованности интересов субъектов регулирования. Однако в действующих документах этот вопрос практически не отражен.
Например, в названном Постановлении Правительства РФ цели государственного регулирования цен вообще не сформулированы. В Законе о естественных монополиях приводится крайне скупая формулировка цели: "Достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий".

Основные группы интересов, которые необходимо учитывать при государственном регулировании, как минимум, следующие: 1) интересы регулирующих органов; 2) интересы объектов регулирования: предприятий и потребителей продукции (услуг). Проанализируем взаимосвязь этих групп.
Органы, проводящие ценовое регулирование, - это административные органы федеральной, территориальной и местной власти. По своему статусу они призваны прежде всего бороться за социальное развитие страны, региона. Административные органы должны сдерживать рост цен на важнейшие социальные, народно-хозяйственные позиции, что отвечает интересам потребителей, но противоречит хозрасчетным интересам производителей. Последнее обстоятельство ведет к свертыванию производства, что вступает в противоречие с интересами не только населения, но и органов власти, так как расширение производства - залог увеличения налоговых поступлений в бюджеты соответствующих уровней.

Библиографический список и примечания:
1. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
3. Коломейченко О.В. Естественные монополии в субъектах Федерации: особенности государственного регулирования // Статья в сборнике Государственное регулирование естественных монополий (опыт, проблемы, перспективы). СПб., 2000.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)