Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "08" ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Укрупненного жилищно-строительного кооператива "Гвардеец"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2016 года по делу N А12-27085/2016 (судья С.В. Павлов)
по иску унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ОГРН 114340000875 ИНН 3460000502)
к укрупненному жилищно-строительному кооперативу "Гвардеец" (ОГРН 1023402631340, ИНН 3442015866)
третьи лица: инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580 ИНН 3445079787), общество с ограниченной ответственностью "Тандем" (ОГРН 1123443005751, ИНН 3443118737)
о взыскании средств находящихся на специальном счете в размере 401920 руб. 94 коп.,
установил:
Унитарная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд с исковым заявлением к укрупненному жилищно-строительному кооперативу "Гвардеец" (далее - ответчик) о взыскании средств, находящихся на специальном счете, в размере 401920,94 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в дело привлечены Инспекция Государственного жилищного надзора Волгоградской области и ООО "Тандем".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2016 года исковые требования удовлетворены, также с укрупненного жилищно-строительного кооператива "Гвардеец" в пользу Унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 11038 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, укрупненный жилищно-строительный кооператив "Гвардеец" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: апеллянт полагает, что является ненадлежащим ответчиком, расторжение договора специального счета и перечисление денежных средств региональному оператору возможно только по решению общего собрания собственников, УНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" является ненадлежащим истцом, поскольку правом на подачу соответствующего иска обладают только собственники, право выбора способа формирования фонда капитального ремонта было полностью реализовано собственниками помещений кооперативного дома N 7 по ул. Библиотечная.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.12.2006 протоколом N 1 общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Библиотечная г. Волгограда принято решение о выборе способа управления - управляющей организацией ООО "Жилье-46".
17.07.2014 от УЖСК "Гвардеец" в Инспекцию Госжилнадзора поступил пакет документов о принятии собственниками помещений многоквартирного дома N 7 по ул. Библиотечная г. Волгограда решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, на специальном счете N 40703810546270000002, открытом в Волгоградском РФ АО "Россельхозбанк".
По итогам рассмотрения документов представленных УЖСК "Гвардеец" Инспекцией вынесено решение об отказе в их принятии в связи с несоответствием требованиям, установленным ЖК РФ, Законом Волгоградской области N 174-ОД от 19.12.2013, Порядком ведения реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта и реестра специальных счетов, на которые перечисляются взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта на территории Волгоградской области (утвержден постановлением Правительства Волгоградской области от 14.07.2014 N 361-п).
На основании договора управления и внесения 01.08.2015 Инспекцией записи в реестр многоквартирных домов, - управление многоквартирным домом N 7 по улице Библиотечная в городе Волгограде осуществляется обществом с ограниченной ответственностью "Тандем".
Поскольку собственниками помещений многоквартирного дома N 7 по улице Библиотечная в городе Волгограде в срок, установленный Законом N 174-ОД, решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта было принято с существенными нарушениями (владельцем специального счета выбрана организация, не осуществляющая управление указанным многоквартирным домом), то есть право выбора способа формирования фонда капитального ремонта данного многоквартирного дома собственниками не было реализовано, - в соответствии с частью 12 статьи 4 Закона N 174-ОД, на основании постановления администрации Волгограда от 10.11.2014 N 1447 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 01 августа 2014 г. N 918 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" указанный многоквартирный дом был включен в адресный перечень многоквартирных домов, фонд капитального ремонта которых формируется на счете регионального оператора, за порядковым номером 4123.
Полагая, что выставление собственникам помещений платежных документов на внесение платы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 7 по улице Библиотечная в городе Волгограде, и аккумулирование этих средств на специальном счете N 40703810546270000002, открытом в Волгоградском региональном филиале АО "Россельхозбанк", является незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что формирование фонда капремонта в отношении многоквартирного дома N 7 по ул. Библиотечной г. Волгограда, должно осуществляться на счете регионального оператора.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 4 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" (далее - Закон N 174-ОД) обязанность по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области, возникает по истечении 8 месяцев с момента опубликования региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области", утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 31.12.2013 N 812-п (далее - региональная программа), то есть с октября 2014 года.
Согласно части 10 статьи 4 Закона N 174-ОД, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной, в установленном Законом N 174-ОД порядке, региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта, то есть до 22.07.2014 (первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская правда" от 22.01.2014 N Ю).
Постановлением Правительства Волгоградской области от 14.07.2014 N 361-п был утвержден Порядок ведения реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта и реестра специальных счетов, на которые перечисляются взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта на территории Волгоградской области (далее - Порядок N 361-п).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 361-н, владелец специального счета в течение пяти рабочих дней со дня открытия специального счета представляет в Инспекцию уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта (далее - уведомление) по форме согласно приложению 1 к Порядку N 361-п. Вместе с уведомлением представляются следующие документы: копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации; копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом; список собственников помещений в многоквартирном доме; справка банка об открытии специального счета.
Согласно пункту 5 Порядка N 361-п, после приема уведомления и приложенных к нему документов осуществляется проверка полноты и соответствия их установленным требованиям жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 361-п, в случае несоответствия уведомления и (или) приложенных к нему документов установленным требованиям жилищного законодательства уведомление возвращается владельцу специального счета в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления с мотивированным письменным отказом во внесении сведений в реестр уведомлений.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что на момент подачи в Инспекцию 17.07.2014 УЖСК "Гвардеец" пакета документов о принятии решения собственниками помещений по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 7 по улице Библиотечная в городе Волгограде (протокол N 6 от 19.06.2014), управление данным многоквартирным домом осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью "Жилье-46" (ООО "Жилье-46") на основании протокола N 1 от 21.12.2006. Специальный счет N 40703810546270000002 Инспекцией в реестр специальных счетов внесен не был.
В силу положений ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Кроме того, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Данная норма подразумевает, что одновременно не может осуществляться любое "двойное" управление многоквартирным домом.
Как уже было отмечено ранее, 21.12.2006 собственниками помещений многоквартирного дома был выбран способ управления управляющей организацией ООО "Жилье 46" и утвержден публичный типовой договор между собственниками и управляющей компанией.
16.07.2015 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 7 по улице Библиотечная была выбрана новая управляющая компания - ООО "Тандем" и утвержден (заключен) договор управления управляющей компании с собственниками, данный многоквартирный дом внесен в реестр лицензий Волгоградской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) уведомления о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 170 ЖК РФ, копии протоколов общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, списка собственников помещений в многоквартирном доме, справки банка об открытии специального счета.
Владельцем специального счета в соответствии с ч. 2, 3 ст. 175 ЖК РФ может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления;
4) региональный оператор.
В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Если собственники в вышеуказанный срок, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный способ не был ими реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что поскольку документы ответчика о формировании фонда капитального ремонта не внесены в реестр специальных счетов, на основании постановления администрации Волгограда от 10.11.2014 N 1447 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 01 августа 2014 г. N 918 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" формирование фонда капремонта в отношении многоквартирного дома N 7 по ул. Библиотечной г. Волгограда, должно осуществляться на счете регионального оператора.
Доводы апеллянта о том, что УЖСК "Гвардеец" является ненадлежащим ответчиком подлежат отклонению как несостоятельные.
УЖСК "Гвардеец" был правомерно привлечен в арбитражный процесс в качестве ответчика, так как в настоящем деле предметом спора являются денежные средства собственников помещений спорного дома, аккумулированные на специальном счете N 40703810546270000002 в Волгоградском РФ АО "Россельхозбанк", владельцем которого является УЖСК "Гвардеец".
Кроме того, в соответствии с требованиями статей 170, 172 ЖК РФ, а также Порядком ведения реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта и реестра специальных счетов, на которые перечисляются взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта на территории Волгоградской области, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 14.07.2014 N 361-п не иначе, как на владельца специального счета возложена обязанность на представление необходимых документов в Инспекцию.
Таким образом, именно владелец специального счета реализовывает решение собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда; капитального ремонта, открывая специальный счет в кредитной организации и направляя документы в орган государственного жилищного надзора в установленные сроки.
При этом, на момент подачи в Инспекцию 17.07.2014 УЖСК "Гвардеец" пакета документов о принятии решения собственниками помещений по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 7 по улице Библиотечная в городе Волгограде, управление данным многоквартирным домом осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью "Жилье-46" на основании протокола N 1 от 21.12.2006.
Сведения, подтверждающие вышеуказанный факт содержатся на странице многоквартирного дома N 7 по улице Библиотечная в городе Волгограде (вкладка "История управление (архив анкет)") сайта "Реформа ЖКХ" (https://www.reformagkn.ru/myhouse/profile/view/7989113), который приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 N 124 был определен официальным сайтом в сети Интернет, предназначенным для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Так как в соответствии с частью 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть лицо осуществляющее управление многоквартирным домом, то УЖСК "Гвардеец" не имеет право быть владельцем специального счета многоквартирного дома N 7 по улице Библиотечная в городе Волгограде.
Доводы ответчика о том, что расторжение договора специального счета и перечисление денежных средств региональному оператору возможно только как по решению общего собрания собственников также несостоятельны.
Также несостоятелен довод ответчика, что УНО "Региональный фонд капремонта" является ненадлежащим истцом.
В силу статьи 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Частью 5 статьи 176 ЖК РФ установлено право регионального оператора обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете многоквартирного дома, с перечислением их на другой специальный счет или на счет регионального оператора.
При этом подача данного иска возможна только в случае, если владельцем специального счета не расторгнут договор специального счета либо не подано заявление о перечислении остатка средств, находящихся на специальном счете, на счет регионального оператора или другой специальный счет в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае, так как право собственников помещений на выбор способа формирования фонда капитального ремонта реализовано не было, а само решение было принято в нарушение требований ЖК РФ, то у регионального оператора, как у лица, уполномоченного в данном случае на аккумулирование денежных средств на своем счете, указанное право судебного обжалования имелось.
Иные указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2016 года по делу N А12-27085/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Укрупненному жилищно-строительному кооперативу "Гвардеец" государственную пошлину в размере 2519 руб. излишне уплаченную платежным поручением от 27.09.2016 N 5.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.11.2016 N 12АП-11043/2016 ПО ДЕЛУ N А12-27085/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2016 г. по делу N А12-27085/2016
Резолютивная часть постановления объявлена "08" ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Укрупненного жилищно-строительного кооператива "Гвардеец"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2016 года по делу N А12-27085/2016 (судья С.В. Павлов)
по иску унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ОГРН 114340000875 ИНН 3460000502)
к укрупненному жилищно-строительному кооперативу "Гвардеец" (ОГРН 1023402631340, ИНН 3442015866)
третьи лица: инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580 ИНН 3445079787), общество с ограниченной ответственностью "Тандем" (ОГРН 1123443005751, ИНН 3443118737)
о взыскании средств находящихся на специальном счете в размере 401920 руб. 94 коп.,
установил:
Унитарная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд с исковым заявлением к укрупненному жилищно-строительному кооперативу "Гвардеец" (далее - ответчик) о взыскании средств, находящихся на специальном счете, в размере 401920,94 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в дело привлечены Инспекция Государственного жилищного надзора Волгоградской области и ООО "Тандем".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2016 года исковые требования удовлетворены, также с укрупненного жилищно-строительного кооператива "Гвардеец" в пользу Унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 11038 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, укрупненный жилищно-строительный кооператив "Гвардеец" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: апеллянт полагает, что является ненадлежащим ответчиком, расторжение договора специального счета и перечисление денежных средств региональному оператору возможно только по решению общего собрания собственников, УНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" является ненадлежащим истцом, поскольку правом на подачу соответствующего иска обладают только собственники, право выбора способа формирования фонда капитального ремонта было полностью реализовано собственниками помещений кооперативного дома N 7 по ул. Библиотечная.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.12.2006 протоколом N 1 общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Библиотечная г. Волгограда принято решение о выборе способа управления - управляющей организацией ООО "Жилье-46".
17.07.2014 от УЖСК "Гвардеец" в Инспекцию Госжилнадзора поступил пакет документов о принятии собственниками помещений многоквартирного дома N 7 по ул. Библиотечная г. Волгограда решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, на специальном счете N 40703810546270000002, открытом в Волгоградском РФ АО "Россельхозбанк".
По итогам рассмотрения документов представленных УЖСК "Гвардеец" Инспекцией вынесено решение об отказе в их принятии в связи с несоответствием требованиям, установленным ЖК РФ, Законом Волгоградской области N 174-ОД от 19.12.2013, Порядком ведения реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта и реестра специальных счетов, на которые перечисляются взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта на территории Волгоградской области (утвержден постановлением Правительства Волгоградской области от 14.07.2014 N 361-п).
На основании договора управления и внесения 01.08.2015 Инспекцией записи в реестр многоквартирных домов, - управление многоквартирным домом N 7 по улице Библиотечная в городе Волгограде осуществляется обществом с ограниченной ответственностью "Тандем".
Поскольку собственниками помещений многоквартирного дома N 7 по улице Библиотечная в городе Волгограде в срок, установленный Законом N 174-ОД, решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта было принято с существенными нарушениями (владельцем специального счета выбрана организация, не осуществляющая управление указанным многоквартирным домом), то есть право выбора способа формирования фонда капитального ремонта данного многоквартирного дома собственниками не было реализовано, - в соответствии с частью 12 статьи 4 Закона N 174-ОД, на основании постановления администрации Волгограда от 10.11.2014 N 1447 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 01 августа 2014 г. N 918 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" указанный многоквартирный дом был включен в адресный перечень многоквартирных домов, фонд капитального ремонта которых формируется на счете регионального оператора, за порядковым номером 4123.
Полагая, что выставление собственникам помещений платежных документов на внесение платы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 7 по улице Библиотечная в городе Волгограде, и аккумулирование этих средств на специальном счете N 40703810546270000002, открытом в Волгоградском региональном филиале АО "Россельхозбанк", является незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что формирование фонда капремонта в отношении многоквартирного дома N 7 по ул. Библиотечной г. Волгограда, должно осуществляться на счете регионального оператора.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 4 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" (далее - Закон N 174-ОД) обязанность по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области, возникает по истечении 8 месяцев с момента опубликования региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области", утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 31.12.2013 N 812-п (далее - региональная программа), то есть с октября 2014 года.
Согласно части 10 статьи 4 Закона N 174-ОД, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной, в установленном Законом N 174-ОД порядке, региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта, то есть до 22.07.2014 (первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская правда" от 22.01.2014 N Ю).
Постановлением Правительства Волгоградской области от 14.07.2014 N 361-п был утвержден Порядок ведения реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта и реестра специальных счетов, на которые перечисляются взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта на территории Волгоградской области (далее - Порядок N 361-п).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 361-н, владелец специального счета в течение пяти рабочих дней со дня открытия специального счета представляет в Инспекцию уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта (далее - уведомление) по форме согласно приложению 1 к Порядку N 361-п. Вместе с уведомлением представляются следующие документы: копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации; копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом; список собственников помещений в многоквартирном доме; справка банка об открытии специального счета.
Согласно пункту 5 Порядка N 361-п, после приема уведомления и приложенных к нему документов осуществляется проверка полноты и соответствия их установленным требованиям жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 361-п, в случае несоответствия уведомления и (или) приложенных к нему документов установленным требованиям жилищного законодательства уведомление возвращается владельцу специального счета в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления с мотивированным письменным отказом во внесении сведений в реестр уведомлений.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что на момент подачи в Инспекцию 17.07.2014 УЖСК "Гвардеец" пакета документов о принятии решения собственниками помещений по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 7 по улице Библиотечная в городе Волгограде (протокол N 6 от 19.06.2014), управление данным многоквартирным домом осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью "Жилье-46" (ООО "Жилье-46") на основании протокола N 1 от 21.12.2006. Специальный счет N 40703810546270000002 Инспекцией в реестр специальных счетов внесен не был.
В силу положений ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Кроме того, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Данная норма подразумевает, что одновременно не может осуществляться любое "двойное" управление многоквартирным домом.
Как уже было отмечено ранее, 21.12.2006 собственниками помещений многоквартирного дома был выбран способ управления управляющей организацией ООО "Жилье 46" и утвержден публичный типовой договор между собственниками и управляющей компанией.
16.07.2015 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 7 по улице Библиотечная была выбрана новая управляющая компания - ООО "Тандем" и утвержден (заключен) договор управления управляющей компании с собственниками, данный многоквартирный дом внесен в реестр лицензий Волгоградской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) уведомления о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 170 ЖК РФ, копии протоколов общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, списка собственников помещений в многоквартирном доме, справки банка об открытии специального счета.
Владельцем специального счета в соответствии с ч. 2, 3 ст. 175 ЖК РФ может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления;
4) региональный оператор.
В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Если собственники в вышеуказанный срок, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный способ не был ими реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что поскольку документы ответчика о формировании фонда капитального ремонта не внесены в реестр специальных счетов, на основании постановления администрации Волгограда от 10.11.2014 N 1447 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 01 августа 2014 г. N 918 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" формирование фонда капремонта в отношении многоквартирного дома N 7 по ул. Библиотечной г. Волгограда, должно осуществляться на счете регионального оператора.
Доводы апеллянта о том, что УЖСК "Гвардеец" является ненадлежащим ответчиком подлежат отклонению как несостоятельные.
УЖСК "Гвардеец" был правомерно привлечен в арбитражный процесс в качестве ответчика, так как в настоящем деле предметом спора являются денежные средства собственников помещений спорного дома, аккумулированные на специальном счете N 40703810546270000002 в Волгоградском РФ АО "Россельхозбанк", владельцем которого является УЖСК "Гвардеец".
Кроме того, в соответствии с требованиями статей 170, 172 ЖК РФ, а также Порядком ведения реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта и реестра специальных счетов, на которые перечисляются взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта на территории Волгоградской области, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 14.07.2014 N 361-п не иначе, как на владельца специального счета возложена обязанность на представление необходимых документов в Инспекцию.
Таким образом, именно владелец специального счета реализовывает решение собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда; капитального ремонта, открывая специальный счет в кредитной организации и направляя документы в орган государственного жилищного надзора в установленные сроки.
При этом, на момент подачи в Инспекцию 17.07.2014 УЖСК "Гвардеец" пакета документов о принятии решения собственниками помещений по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 7 по улице Библиотечная в городе Волгограде, управление данным многоквартирным домом осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью "Жилье-46" на основании протокола N 1 от 21.12.2006.
Сведения, подтверждающие вышеуказанный факт содержатся на странице многоквартирного дома N 7 по улице Библиотечная в городе Волгограде (вкладка "История управление (архив анкет)") сайта "Реформа ЖКХ" (https://www.reformagkn.ru/myhouse/profile/view/7989113), который приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 N 124 был определен официальным сайтом в сети Интернет, предназначенным для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Так как в соответствии с частью 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть лицо осуществляющее управление многоквартирным домом, то УЖСК "Гвардеец" не имеет право быть владельцем специального счета многоквартирного дома N 7 по улице Библиотечная в городе Волгограде.
Доводы ответчика о том, что расторжение договора специального счета и перечисление денежных средств региональному оператору возможно только как по решению общего собрания собственников также несостоятельны.
Также несостоятелен довод ответчика, что УНО "Региональный фонд капремонта" является ненадлежащим истцом.
В силу статьи 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Частью 5 статьи 176 ЖК РФ установлено право регионального оператора обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете многоквартирного дома, с перечислением их на другой специальный счет или на счет регионального оператора.
При этом подача данного иска возможна только в случае, если владельцем специального счета не расторгнут договор специального счета либо не подано заявление о перечислении остатка средств, находящихся на специальном счете, на счет регионального оператора или другой специальный счет в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае, так как право собственников помещений на выбор способа формирования фонда капитального ремонта реализовано не было, а само решение было принято в нарушение требований ЖК РФ, то у регионального оператора, как у лица, уполномоченного в данном случае на аккумулирование денежных средств на своем счете, указанное право судебного обжалования имелось.
Иные указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2016 года по делу N А12-27085/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Укрупненному жилищно-строительному кооперативу "Гвардеец" государственную пошлину в размере 2519 руб. излишне уплаченную платежным поручением от 27.09.2016 N 5.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.КЛОЧКОВА
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
О.В.ЛЫТКИНА
Н.А.КЛОЧКОВА
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
О.В.ЛЫТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)