Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-11/2017

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. по делу N А60-11/2017


Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 19 июля 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Е. Михайловой рассмотрел в судебном заседании дело по иску Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Горэнерго" (ИНН 6623053107, ОГРН 1086623007998)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дзержинского района" (ИНН 6623108268, ОГРН 1156623000940)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Нижнетагильское муниципальное унитарное предприятие "ЕМРЦ",
о взыскании задолженности по договору поставки тепловой энергии и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В судебном заседании участвовали:
- от истца: Д.Л. Жукова, представитель, доверенность от 11.04.2017 г.;
- от ответчика: Е.А. Колесова, директор, решение от 31.01.2017 г. N 1;
- от третьего лица: А.А. Григорьева, представитель, доверенность от 01.11.2016 г.; М.В. Берестнева, представитель, доверенность от 03.07.2017 г.
Права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Истец представил отчеты агента. Ответчик представил отзыв. Третье лицо представило дополнение к отзыву с приложениями. Представленные документы приобщены судом к материалам дела.

Истец просит взыскать с ответчика долг в сумме 23 801 410 руб. 50 коп., пени за несвоевременное исполнение обязательств по оплате поставленной теплоэнергии в сумме 3 152 205 руб. 77 коп., пени по день фактической оплаты задолженности.
Ответчик требования не признал, полагая, что не является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в нем лиц, суд

установил:

Истец указывает, что ООО "Управляющая компания Дзержинского района" осуществляет функции по управлению в отношении 49-ти МКД, расположенных в г. Нижнем Тагиле.
В октябре 2015 г. НТ МУП "Горэнерго" направлен в адрес ответчика проект договора купли-продажи тепловой энергии в горячей воде N 1068 от 01.10.2015 г. Договор ответчиком не подписан.
В ноябре 2015 г. истцом повторно направлен проект договора, который ответчиком также не подписан.
Вместе с тем, в период с 01.10.2015 г. по 31.10.2016 г. НТ МУП "Горэнерго" осуществило поставку тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения и отопления жителям указанных выше МКД.
Поскольку функции по управлению МКД и предоставлению коммунальных услуг осуществляет ответчик, истец обратился в суд с требованием о взыскании задолженности за отмеченный выше период в сумме 23 801 410 руб. 50 коп. и соответствующих пеней.
Суд полагает, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя и плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354.
В силу п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу п. 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как видно из материалов дела, МКД находятся в управлении ответчика, однако договор купли-продажи тепловой энергии между управляющей организацией и истцом не заключен, фактических отношений по поставке истцом ответчику данных ресурсов также не сложилось.
Ответчик указывает, что исполнителем коммунальных услуг по ГВС и отоплению не является, начисление, прием и сбор денежных средств с населения не осуществляет.
Судом установлено, что 30.10.2015 г. НТ МУП "Горэнерго" с НТ МУП "ЕМРЦ" заключен агентский договор N 43/2015, в соответствии с которым истец поручил третьему лицу производить начисление и прием от потребителей, которым истец предоставляет коммунальную услугу по горячему водоснабжению и отоплению, платы за горячее водоснабжение и отопление, учету и последующему перечислению истцу полученной платы за услуги.
Перечень МКД, которым НТ МУП "Горэнерго" предоставляет услуги по ГВС и отоплению, установлен в приложении N 1 к указанному договору, в котором обозначены также спорные МКД, находящиеся в управлении ответчика.
Таким образом, на основании отмеченного договора третье лицо производит начисление, сбор, денежных средств населения за услуги ГВС и отопления от имени и в интересах истца в отношении МКД, входящих в жилищный фонд ответчика.
Ответчиком и третьим лицом также заключен агентский договор N 43/2015, в соответствии с которым третье лицо производит начисление, сбор денежных средств населения за жилищно-коммунальные услуги. Услуги по ГВС и отоплению, поставщиком которых является истец, в отмеченный договор не включены.
Таким образом, поскольку договор купли-продажи тепловой энергии между управляющей организацией и истцом не заключен, а истец самостоятельно производит начисление и сбор денежных средств от населения, суд полагает, что НТ МУП "Горэнерго" в рассматриваемом случае является исполнителем коммунальных услуг по ГВС и отоплению и осуществляет поставку коммунального ресурса потребителям и прием от них денежных средств минуя управляющую организацию.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате стоимости оказанных услуг удовлетворению не подлежат.
При обращении с настоящим иском истец уплатил государственную пошлину в сумме 142 721 руб.
Цена иска составляет 26 953 616 руб. 27 коп., соответствующая указанной сумме государственная пошлина - 157 768 руб.
Таким образом, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении исковых требований с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 15 047 руб.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении исковых требований отказать.
2. Взыскать с Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Горэнерго" (ИНН 6623053107, ОГРН 1086623007998) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 15 047 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Г.Н.ПОДГОРНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)