Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2017 N 09АП-13337/2017 ПО ДЕЛУ N А40-212721/15

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2017 г. по делу N А40-212721/15


Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Левиной Т.Ю.,
судей Поповой Г.Н., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 25 января 2017 года по делу N А40-212721/15,
принятое судьей Моисеевой Ю.Б.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - 16"

к Федеральному государственному казенному учреждению
"Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации
- (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892);
- Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации

третье лицо: ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь"
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца Савенко А.Л. приказ N 52/1 от 03.08.2011
от ответчика 2 Ходова М.А. по доверенности от 23.03.2017
от ответчика 1 не явился, извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-16" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Федерального Государственного Казенного Учреждения "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности в пользу Общества с ограниченной ответственностью ООО "Управляющая компания - 16" задолженности по оплате услуг.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы, Минобороны России подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в исковых требованиях.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ответчику не направлялись платежные документы с расчетом и указанием тарифов.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО Минобороны России" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в суд не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте заседания.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, находит решение Арбитражного суда города Москвы не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в многоквартирном жилом доме N 92 по ул. Пирогова г. Ставрополя имеются жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, закрепленные на праве оперативного управления за Ставропольской квартирно-эксплуатационной частью района военно-воздушных сил Министерства обороны РФ, ОГРН: 1022601948808, ИНН: 2634011084, а именно:
- - Жилое помещение общей площадью 57,1 кв. м этаж 7, инвентарный номер 07:401:002:000011290 Литер А, адрес объекта: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д. 92, кв. 27 Кадастровый номер 26:12:012102:1045; Дата регистрации права в ЕГРП: 07.07.2008 г. N 26-26-12/046/2008-436, находящееся в оперативном управлении Ставропольской квартирно-эксплуатационной части района военно-воздушных сил Министерства обороны РФ, ИНН 2634011084, зарегистрированное в ЕГРП 23.04.2009 г. N 26-26-12/048/2009-182, что подтверждается выпиской из ЕГРП 24.09.2015 г. N 26/001/402/2015-21602;
- - Жилое помещение общей площадью 76,4 кв. м этаж 3, инвентарный номер 07:401:002:000011290 Литер А, адрес объекта: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д. 92, кв. 53 Кадастровый номер 26:12:012102:1020; Дата регистрации права в ЕГРП: 01.07.2008 г. N 26-26-12/055/2008-061, находящееся в оперативном управлении Ставропольской квартирно-эксплуатационной части района военно-воздушных сил Министерства обороны РФ, ИНН 2634011084, зарегистрированное в ЕГРП 22.04.2009 г. N 26-26-12/048/2009-2013, что подтверждается выпиской из ЕГРП 24.09.2015 г. N 26/001/402/2015-21605;
- - Жилое помещение общей площадью 76,7 кв. м этаж 9, инвентарный номер 07:401:002:000011290 Литер А, адрес объекта: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д. 92, кв. 77 Кадастровый номер 26:12:012102:996; Дата регистрации права в ЕГРП: 18.06.2008 г. N 26-26-12/046/2008-514, находящееся в оперативном управлении Ставропольской квартирно-эксплуатационной части района военно-воздушных сил Министерства обороны РФ, ИНН 2634011084, зарегистрированное в ЕГРП 16.12.2009 г. N 26-26-12/110/2009-858, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 24.09.2015 г. N 26/001/402/2015-21610;
- - Жилое помещение общей площадью 50,5 кв. м этаж 10 инвентарный номер 07:401:002:000011290 Литер А, адрес объекта: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д. 92, кв. П. 4 Кадастровый номер 26:12:012102:955; Дата регистрации права в ЕГРП: 16.06.2008 г. N 26-26-12/068/2008-039, находящееся в оперативном управлении Ставропольской квартирно-эксплуатационной части района военно-воздушных сил Министерства обороны РФ, ИНН 2634011084, зарегистрированное в ЕГРП 11.06.2009 г. N 26-26-12/062/2009-510, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 24.09.2015 г. N 26/001402/2015-21615;
- - Жилое помещение общей площадью 69,5 кв. м этаж 5 инвентарный номер 07:401:002:000011290 Литер А, адрес объекта: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д. 92, кв. 173 Кадастровый номер 26:12:012102:907; Дата регистрации права в ЕГРП: 25.06.2008 г. N 26-26-12/055/2008-683, находящееся в оперативном управлении Ставропольской квартирно-эксплуатационной части района военно-воздушных сил Министерства обороны РФ, ИНН 2634011084, зарегистрированное в ЕГРП 15.12.2009 г. N 26-26-12/110/2009-865, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 24.09.2015 г. N 26/001/402/2015-21618;
- - Жилое помещение общей площадью 83,4 кв. м этаж 8 инвентарный номер 07:401:002:000011290 Литер А, адрес объекта: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д. 92, кв. 222 Кадастровый номер 26:12:012102:858; Дата регистрации права в ЕГРП: 30.06.2008 г. N 26-26-12/055/2008-839, находящееся в оперативном управлении Ставропольской квартирно-эксплуатационной части района военно-воздушных сил Министерства обороны РФ, ИНН 2634011084, зарегистрированное в ЕГРП 07.09.2009 г. N 26-26-12/098/2009-435, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 24.09.2015 г. N 26/001/402/2015-21625;
- 7. Жилое помещение общей площадью 53,00 кв. м этаж 9 инвентарный номер 07:401:002:000011290 Литер А, адрес объекта: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д. 92, кв. 224 Кадастровый номер 26:12:012102:856; Дата регистрации права в ЕГРП: 30.06.2008 г. N 26-26-12/055/2008-841 находящееся в оперативном управлении Ставропольской квартирно-эксплуатационной части района военно-воздушных сил Министерства обороны РФ, ИНН 2634011084, зарегистрированное в ЕГРП 09.09.2009 г. N 26-26-12/055/2008-841, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 24.09.2015 г. N 26/001/402/2015-21629.
Вышеуказанные жилые помещения по договору найма физическим лицам не переданы.
ООО "Управляющая компания-16", ИНН 2635094453, ОГРН 1062635134352, 355011, г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 83А осуществляла управление данным многоквартирным домом в период с 17 октября 2010 года по 07 июля 2015 года.
Решением общего собрания от 17.10.2010 года утвержден тариф на текущее обслуживание и содержание общего имущества в многоквартирном доме, который составил 11 рублей 80 копеек с одного квадратного метра помещений до 01 января 2011 года. Собственниками помещений многоквартирного дома и ООО "Управляющая компания-16" 25 октября 2010 года заключен договор управления многоквартирным домом. Согласно Приложению N 4 к договору от 25.10.2010 г., размер платы за содержание и техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома до 31 декабря 2010 года составил 11,80 рублей с квадратного метра общей площади, принадлежащего на праве собственности собственнику. 27 декабря 2010 года общим собранием собственников многоквартирного дома по ул. Пирогова, д. 92 установлена плата за услуги содержания и технического обслуживания на 2011 год в размере 12,98 рублей с одного квадратного метра общей площади собственника, плата за вывоз мусора установлена в размере 27 рублей 50 копеек с одного человека (копия протокола от 27.12.2010 г. прилагается).
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 92 по ул. Пирогова от 28 марта 2014 года с 01 июля 2014 года утвержден тариф платы за содержание и техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома, в размере 13,23 рублей с квадратного метра.
Согласно пункту 5 Устава ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации (Далее, Устав) Учредителем Учреждения ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является Российская Федерация. Согласно пункту 6 Устава полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно ст. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, Минобороны РФ в пределах своей компетенции осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением (пп. 68), осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (пп. 71), а также функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций (пп. 31 ст. 10).
Пп. 12.1 п. 1 ст. 158 БК РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств (Министерство обороны РФ), отвечает от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
С учетом положений ст. ст. 209, 210, 249, 290 ГК РФ, 36, 153, 154, 155, 157, 158 ЖК РФ, суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
П. 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Так, организация, обладающая помещением в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая компания, обязана вносить плату за помещение и коммунальные услуги за соответствующий месяц вне зависимости от представления или непредставления счета на оплату управляющей компанией.
Доводы жалобы о том, что истцом не доказан размер и расчет взыскиваемой суммы не принимается во внимание.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ ТСЖ вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, утверждение годового плата о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана (пункты 4 и 8 часть 2 статья 145 Жилищного кодекса РФ).
В подтверждение суммы задолженности истцом представлены доказательства оказания услуг, а именно: Копия договора на оказание услуг аварийно-ремонтной службы по ликвидации аварийных повреждений внутридомовых сетей (систем) и ИТП центрального отопления от 01.11.2008; Копия письма от 03.10.2008 г. N 283; Копия дополнительного соглашения от 01.01.2009 г. к договору на услуги аварийно-ремонтной службы по ликвидации аварийных повреждений внутридомовых сетей (систем) и ИТП центрального отопления от 01.11.2008 г.; Копия дополнительного соглашения от 01.10.2009 г. к договору на оказание услуг от 01.12.2006 года СМУП "Аварийно-ремонтная служба" по ликвидации аварийных повреждений внутридомовых сетей, инженерного оборудования холодного и горячего водоснабжения, канализации; Копия дополнительного соглашения от 01.10.2009 г. на оказание услуг аварийно-ремонтной службы по ликвидации аварийных повреждений внутридомовых сетей (систем) и ИТП центрального отопления от 01.11.2008 г.; Копия дополнительного соглашения от 01.01.2010 г. к договору на оказание услуг от 01.12.2006 года СМУП "Аварийно-ремонтная служба" по ликвидации аварийных повреждений внутридомовых сетей, инженерного оборудования холодного и горячего водоснабжения, канализации; Копия дополнительного соглашения от 01.01.2010 г. к договору на оказание услуг аварийно-ремонтной службы по ликвидации аварийных повреждений внутридомовых сетей (систем) и ИТП центрального отопления от 01.11.2008 г.; Копия письма от 26.01.2011 г. N 53; Копия дополнительного соглашения от 11.01.2011 г. к договору на оказание услуг от 01.11.2008 года СМУП "Аварийно-ремонтная служба" по ликвидации аварийных повреждений внутридомовых сетей (систем), ИТП (индивидуальных тепловых пунктов) центрального отопления; Копия письма от 26.01.2011 г. N 52; Копия договора на оказание услуг аварийно-ремонтной службы по ликвидации аварийных повреждений внутридомовых сетей, инженерного оборудования холодного и горячего водоснабжения и водоотведения от 11.04.2013 г.; Копия договора на оказание услуг аварийно-ремонтной службы по ликвидации аварийных повреждений внутридомовых сетей (систем) и ИТП (индивидуальных тепловых пунктов) центрального отопления жилого фонда от 11.04.2013 г.; Копия договора N 0010/Ж на вывоз ТБО от 01.01.2009 г.; Копия договора N 0010/ж от 01.01.2010 г.; Копия письма от 20.01.2010 г. N 30; Копия Договора N 180 от 04.03.2010 г.; Копия дополнительного соглашения от 05.03.2010 г. N 1 к договору N 180 от 04.03.2010 г.; Копия соглашения о расторжении договора N 180 от 04.03.2010 г. от 28.02.2011 г.; Копия договора N 071778 на оказание услуг по вывозу ТБО от 01.02.2011 г. с приложением; Копия дополнительного соглашения N 1 от 01.03.2011 г. к договору N 071778 от 01.02.2011 г.; Копия дополнительного соглашения N 9 от 01.08.2011 г. к договору N 071778 от 01.02.2011 г.; Копия договора на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов N 071778 от 01.01.2013 г.; Копия договора на проведение дератизационных работ N 12 от 01.01.2009 г.; Копия письма от 10.12.2009 г. N 825; Копия дополнительного соглашения N 1 от 01.10.2009 г. к договору на проведение дератизационных работ N 12 от 01.01.2009 г.; Копия договора на проведение дератизационных работ N 18 от 01.01.2010 г.; Копия договора на проведение дератизационных работ N 20 от 01.01.2011 г.; Копия договора на проведение дератизационных и дезинсекционных работ N 208 от 17.08.2011 г.; Копия договора N 62 от 01.10.2012 г.; Копия акта выполненных работ б/н от 01.2012 г.; Копия акта выполненных работ б/н от 02.2012 г.; Копия акта выполненных работ б/н от 04.2012 г.; Копия акта выполненных работ б/н от 03.2012 г.; Копия акта выполненных работ б/н от 06.2012 г.; Копия акта выполненных работ б/н от 07.2012 г.; Копия акта выполненных работ б/н от 08.2012 г.; Копия акта выполненных работ б/н от 09.2012 г.; Копия акта выполненных работ б/н от 10.2012 г.; Копия акта выполненных работ б/н от 11.2012 г.; Копия акта выполненных работ б/н от 12.2012 г.
Судом не принимаются доводы заявителя жалобы о том, что ответчику не направлялись платежные документы с расчетом и указанием тарифов.
В материалах дела имеются оригиналы расчета задолженности с указанием тарифов, свидетельствующих о расчетах коммунальных услуг исходя из количества квадратных метров, соответствующие нормы в документах, предоставленных истцом, приведены. Также, в опровержение доводов ответчика, истцом в материалы дела представлены доказательства направления ответчику счетов, товарных накладных об оказанных истцом услугах с сопроводительными письмами, подтвержденными почтовыми квитанциями об отправке с описью вложений.
Согласно пп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации Минобороны России в пределах своей компетенции осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, усмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В силу п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Как разъяснено в п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 21 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Взыскание с федерального казенного учреждения должно производиться за счет казны, поскольку законодательно закреплена субсидиарная ответственность Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации по обязательствам подведомственных Минобороны России учреждений.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 января 2017 года по делу N А40-212721/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Ю.ЛЕВИНА

Судьи
Г.Н.ПОПОВА
О.Н.СЕМИКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)