Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2017 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23021/2017) ООО "ЖКС N 1 Василеостровского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2017 по делу N А56-41081/2017 (судья Терешенков А.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "ЖКС N 1 Василеостровского района"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" (ОГРН 1089847133485, адрес: 199106, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 1; далее - ООО "ЖКС N 1 Василеостровского района", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, корп. А; далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган) от 10.05.2017 по делу об административном правонарушении N 1613/17 о привлечении к административной ответственности по статье 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 01.08.2017 (резолютивная часть) суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКС N 1 Василеостровского района" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, вменяемое нарушение необходимо квалифицировать по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) как нарушение лицензионных требований.
Определением апелляционного суда от 20.09.2017 апелляционная жалоба общества принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 17.04.2017 на основании распоряжения от 31.03.2017 N 14-р Инспекцией проведена проверка в отношении ООО "ЖКС N 1 Василеостровского района" по адресам в Санкт-Петербурге: 12-я линия В.О., дом 19, литера А; 19-я линия В.О., дом 6, литера А; 20-я линия В.О., дом 13, литера Б; 20-я линия В.О., дом 15, литера А; 23-я линия В.О., дом 28, литера А; Большой проспект В.О., дом 52/15, литера А; Средний проспект В.О., дом 70, литера А, в результате которой выявлены нарушения "Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга", утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 961 от 09.11.2016 (далее - Правила N 961), а именно:
По адресу: Санкт-Петербург, 12-я линия В.О., дом 19, литера А:
- на дворовом фасаде в цокольной части имеются трещины, отслоения штукатурного слоя фасада,
- - основание балконов кв. N 9, 10, расположенных на уровне 6-го этажа в неисправном состоянии, штукатурный слой разрушен, металлические закладные коррозированы;
- По адресу: Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., дом 52/15, литера А:
- над входом в л./кл. N 3 защитный козырек в неисправном состоянии: металлическое окрытие козырька деформировано, имеет механические повреждения в виде отверстий,
- на лицевом фасаде со стороны 18-й линии В.О. (над пешеходным тротуаром) имеются участки отслоения штукатурного слоя, простукивание слабодержащейся штукатурки не произведено,
- карнизный свес со стороны 18-й линии в неисправном состоянии: имеются механические повреждения металлического окрытия карнизного свеса в виде отверстий,
- на лицевом фасаде в цокольной части дома имеются участки разрушения штукатурного слоя фасада,
- - на дворовом фасаде в цокольной части дома имеются разрушения штукатурного слоя фасада до кирпичной кладки;
- По адресу: Санкт-Петербург, 19-я линия В.О., дом 6, литера А:
- не устранены неисправности системы водоотвода: отсутствует герметичность водосточных воронок с кровлей на лицевом и дворовом фасаде (2 шт.),
- - на стенах арки в пределах 1-го этажа имеются отслоения, трещины штукатурного и окрасочного слоя;
- По адресу: Санкт-Петербург, 20-я линия В.О., дом 13, литера Б:
- - на фасаде имеются многочисленные участки разрушения штукатурного слоя до кирпичной кладки, простукивание и снятие слабодержащегося штукатурного слоя не произведено;
- По адресу: Санкт-Петербург, 20-я линия В.О., дом 15, литера А:
- карнизный свес в неисправном состоянии - имеются механические повреждения металлического окрытия в виде отверстий,
- - не устранены неисправности системы водоотвода дома: отсутствует герметичность сопряжений водосточных воронок с кровлей;
- По адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., дом 70, литера А
- не устранены неисправности системы водоотвода дома: на лицевом фасаде отсутствует герметичность сопряжений водосточных воронок с кровлей (2 шт.),
- - на дворовом фасаде в цокольной части и в пределах 1-го этажа имеются участки разрушения штукатурного слоя фасада до кирпичной кладки;
- По адресу: Санкт-Петербург, 23-я линия В.О., дом 28, литера А
- входная дверь л./кл. N 2 загрязнена "графическими" рисунками, очистка не произведена,
- стены приямка входа в подвальное помещение в неисправном состоянии: штукатурный слой разрушен до кирпичной кладки, местами имеются трещины,
- на дворовом фасаде по л./кл. N 1 основания 4-х балконов на уровне 4-го и 5-го этажей в неисправном состоянии: имеются участки отслоения и разрушения штукатурного слоя оснований балконов, простукивание не произведено.
Выявленные нарушения пунктов 8.2, 8.4.3, 8.4.4 Приложения 5 N 961 отражены в протоколе осмотра от 17.04.2017, произведена фотофиксация.
20.04.2017 Инспекцией в отношении общества составлен протокол N 08/4729 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 20 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
Постановлением от 10.05.2017 по делу об административном правонарушении N 1613/17 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного указанной квалификацией, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно исходил из следующего.
Статьей 20 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада, в том числе осуществление ремонтных работ с нарушением сроков и порядка, установленных правилами, утвержденными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, включая работы по снятию отслоившейся отделки наружной поверхности стен (штукатурки, облицовочной плитки); ремонту водосточных труб, наружных кондиционеров и радиоэлектронных устройств; снятию слабо держащихся декоративных элементов; удалению выпадающих кирпичей кладки стен; укреплению козырьков и ограждению крылец; установке и поддержанию в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения, указателей улиц, номерных знаков домов и лестничных указателей и других элементов визуальной информации; удалению растительности с кровель и фасадов; вставке, установке, укреплению и содержанию в чистоте и технически исправном состоянии стекол, ручек в дверных и оконных заполнениях.
Требования в данной сфере, определяющие порядок содержания и ремонта фасадов в Санкт-Петербурге, в данном случае предусмотрены Правилами N 961.
В соответствии с пунктом 8.2 Приложения N 5 Правил N 961 при осуществлении содержания фасадов обеспечивается: поддержание технического и санитарного состояния фасадов; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства.
Согласно пункту 8.4.3 Приложения N 5 Правил N 961 регламентируется смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах.
Согласно пункту 8.4 Приложения N 5 Правил N 961 мероприятия по содержанию фасадов включают в себя:
пункт 8.4.4 Текущий ремонт фасадов.
Текущий ремонт фасадов осуществляется путем замены и восстановления технического оборудования фасадов (водосточных труб); архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов (в том числе цоколя, карниза, горизонтальной тяги, вертикальной тяги, пояса, парапета, портала, оконных и дверных заполнений, элементов входной группы, за исключением лепного декора); восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски.
Текущий ремонт фасадов выполняется в случаях:
очистки и герметизации швов цокольной части; штучной замены облицовки (не более пяти единиц) на идентичный материал; утраты облицовки фасада (керамической плитки, керамогранита) - штучная - до пяти шт.; повреждения, утраты и выветривания примыканий, соединений и стыков отделки фасадов; ремонта вентиляционных каналов на кровле (цвет вентиляционных каналов определяется в соответствии с колерным бланком); ремонта технических металлических конструкций: пожарной лестницы, вентиляционных решеток, стоек, ограждений крылец, флагодержателей, кронштейнов, парапетных решеток, водосточных труб, вентиляционных труб, лифтовых шахт, за исключением металлических конструкций, являющихся декоративными (цвет металлических конструкций определяется в соответствии с колерным бланком); повреждения, разрушения герметизирующих заделок стыков панельных зданий без ремонта поверхности отделки (цвет стыков определяется в соответствии с колерным бланком); повреждения, утраты покрытия кровли. В случае полной замены покрытия кровли ее цвет определяется в соответствии с колерным бланком; повреждения, утраты покрытий, отливов единично или на всем объекте (в случае полной замены покрытий, отливов цвет определяется в соответствии с колерным бланком); повреждения, утраты окрытий элементов и деталей фасада единично или полностью (в случае полной замены окрытий элементов и деталей фасада цвет определяется в соответствии с колерным бланком); ремонта отмостки здания локально или полной замены; гидроизоляции балконов и ремонта балконной плиты (цвет балконной плиты определяется в соответствии с колерным бланком); гидроизоляции и ремонта козырьков (цвет козырьков определяется в соответствии с колерным бланком); ремонта цокольной части здания, сооружения в гладкой штукатурке (цвет штукатурки определяется в соответствии с колерным бланком).
Как следует из материалов дела, названные выше дома находятся в управлении общества в соответствии с заключенными договорами управления.
В соответствии с частью 5 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается: включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Таким образом, фасад как совокупность ограждающих несущих и ненесущих конструкций относится к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома, а Общество в силу положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации является лицом, ответственным за содержание и эксплуатацию жилого дома (в том числе целостность водосточной системы) в соответствии с требованиями, установленными законодательством, и несет все риски, связанные с наступлением ответственности за неисполнение своих обязательств.
Факт ненадлежащего содержания фасадов зданий установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра N 08/4729 от 17.04.2017 с материалами фотофиксации, протоколом об административном правонарушении 08/4729 от 20.04.2017, постановлением по делу об административном правонарушении.
Довод заявителя о том, что вменяемое нарушение необходимо квалифицировать по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) как нарушение лицензионных требований, подлежит отклонению апелляционным судом.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, субъектом РФ - городом федерального значения Санкт-Петербургом, приняты нормы, которые не противоречат действующему федеральному законодательству и направлены на обеспечение благоустройства территорий Санкт-Петербурга и действующих в субъекте нормативных актов.
Статьей 20 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада.
Конкретные требования в данной сфере, определяющие порядок содержания и ремонта фасадов в Санкт-Петербурге, установлены Правилами N 961.
В рассматриваемом случае Инспекция, действуя в рамках своих полномочий, предусмотренных Положением о государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849, выявила нарушение пунктов Правил N 961.
Материалами дела подтверждается, что осуществляя управление многоквартирными домами, общество не произвело работы по надлежащему содержанию фасадов зданий.
Таким образом, исходя из объекта регулирования, а также в связи с тем, что заявителем нарушены требования нормативного акта, принятого органом субъекта Российской Федерации (Правила уборки), ответственность за нарушение которого устанавливается этим же субъектом, Инспекция правомерно квалифицировала выявленные нарушения по статье 20 Закона N 273-70.
Вывод заявителя необходимости квалификации вменяемого правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ как нарушение лицензионных требований противоречит нормам материального права.
Как следует из материалов дела, заявителю вменяется ненадлежащее содержание фасадов многоквартирных домов, установленные Правилами N 961.
Соблюдение установленных указанным актом требований к порядку обязанностей по содержанию элементов благоустройства не может выступать в качестве лицензионного требования, поскольку лицензионные требования устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами и являются едиными на всей территории Российской Федерации.
В свою очередь Правила относятся к вопросам местного значения, такие правила устанавливаются каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно и могут предусматривать различные требования к порядку и срокам.
Следовательно, соблюдение нормативного правового акта, который носит локальный характер, за нарушение которого законом субъекта РФ предусмотрена своя административная ответственность, лицензионным требованием быть не может.
Таким образом, Инспекция правильно квалифицировало совершенное Обществом противоправное деяние по 20 Закона N 273-70.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по исполнению своих обязанностей в сфере благоустройства Санкт-Петербурга и соблюдению требований к содержанию фасадов зданий, недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного статьей 20 Закона N 273-70.
Размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в минимальном размере санкции статьи 20 Закона N 273-70. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Учреждению наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, постановление Инспекции является законным, нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности отсутствует.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ООО "ЖКС N 1 Василеостровского района" в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 августа 2017 года по делу N А56-41081/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2017 N 13АП-23021/2017 ПО ДЕЛУ N А56-41081/2017
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2017 г. N 13АП-23021/2017
Дело N А56-41081/2017
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2017 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23021/2017) ООО "ЖКС N 1 Василеостровского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2017 по делу N А56-41081/2017 (судья Терешенков А.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "ЖКС N 1 Василеостровского района"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" (ОГРН 1089847133485, адрес: 199106, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 1; далее - ООО "ЖКС N 1 Василеостровского района", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, корп. А; далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган) от 10.05.2017 по делу об административном правонарушении N 1613/17 о привлечении к административной ответственности по статье 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 01.08.2017 (резолютивная часть) суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКС N 1 Василеостровского района" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, вменяемое нарушение необходимо квалифицировать по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) как нарушение лицензионных требований.
Определением апелляционного суда от 20.09.2017 апелляционная жалоба общества принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 17.04.2017 на основании распоряжения от 31.03.2017 N 14-р Инспекцией проведена проверка в отношении ООО "ЖКС N 1 Василеостровского района" по адресам в Санкт-Петербурге: 12-я линия В.О., дом 19, литера А; 19-я линия В.О., дом 6, литера А; 20-я линия В.О., дом 13, литера Б; 20-я линия В.О., дом 15, литера А; 23-я линия В.О., дом 28, литера А; Большой проспект В.О., дом 52/15, литера А; Средний проспект В.О., дом 70, литера А, в результате которой выявлены нарушения "Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга", утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 961 от 09.11.2016 (далее - Правила N 961), а именно:
По адресу: Санкт-Петербург, 12-я линия В.О., дом 19, литера А:
- на дворовом фасаде в цокольной части имеются трещины, отслоения штукатурного слоя фасада,
- - основание балконов кв. N 9, 10, расположенных на уровне 6-го этажа в неисправном состоянии, штукатурный слой разрушен, металлические закладные коррозированы;
- По адресу: Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., дом 52/15, литера А:
- над входом в л./кл. N 3 защитный козырек в неисправном состоянии: металлическое окрытие козырька деформировано, имеет механические повреждения в виде отверстий,
- на лицевом фасаде со стороны 18-й линии В.О. (над пешеходным тротуаром) имеются участки отслоения штукатурного слоя, простукивание слабодержащейся штукатурки не произведено,
- карнизный свес со стороны 18-й линии в неисправном состоянии: имеются механические повреждения металлического окрытия карнизного свеса в виде отверстий,
- на лицевом фасаде в цокольной части дома имеются участки разрушения штукатурного слоя фасада,
- - на дворовом фасаде в цокольной части дома имеются разрушения штукатурного слоя фасада до кирпичной кладки;
- По адресу: Санкт-Петербург, 19-я линия В.О., дом 6, литера А:
- не устранены неисправности системы водоотвода: отсутствует герметичность водосточных воронок с кровлей на лицевом и дворовом фасаде (2 шт.),
- - на стенах арки в пределах 1-го этажа имеются отслоения, трещины штукатурного и окрасочного слоя;
- По адресу: Санкт-Петербург, 20-я линия В.О., дом 13, литера Б:
- - на фасаде имеются многочисленные участки разрушения штукатурного слоя до кирпичной кладки, простукивание и снятие слабодержащегося штукатурного слоя не произведено;
- По адресу: Санкт-Петербург, 20-я линия В.О., дом 15, литера А:
- карнизный свес в неисправном состоянии - имеются механические повреждения металлического окрытия в виде отверстий,
- - не устранены неисправности системы водоотвода дома: отсутствует герметичность сопряжений водосточных воронок с кровлей;
- По адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., дом 70, литера А
- не устранены неисправности системы водоотвода дома: на лицевом фасаде отсутствует герметичность сопряжений водосточных воронок с кровлей (2 шт.),
- - на дворовом фасаде в цокольной части и в пределах 1-го этажа имеются участки разрушения штукатурного слоя фасада до кирпичной кладки;
- По адресу: Санкт-Петербург, 23-я линия В.О., дом 28, литера А
- входная дверь л./кл. N 2 загрязнена "графическими" рисунками, очистка не произведена,
- стены приямка входа в подвальное помещение в неисправном состоянии: штукатурный слой разрушен до кирпичной кладки, местами имеются трещины,
- на дворовом фасаде по л./кл. N 1 основания 4-х балконов на уровне 4-го и 5-го этажей в неисправном состоянии: имеются участки отслоения и разрушения штукатурного слоя оснований балконов, простукивание не произведено.
Выявленные нарушения пунктов 8.2, 8.4.3, 8.4.4 Приложения 5 N 961 отражены в протоколе осмотра от 17.04.2017, произведена фотофиксация.
20.04.2017 Инспекцией в отношении общества составлен протокол N 08/4729 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 20 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
Постановлением от 10.05.2017 по делу об административном правонарушении N 1613/17 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного указанной квалификацией, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно исходил из следующего.
Статьей 20 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада, в том числе осуществление ремонтных работ с нарушением сроков и порядка, установленных правилами, утвержденными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, включая работы по снятию отслоившейся отделки наружной поверхности стен (штукатурки, облицовочной плитки); ремонту водосточных труб, наружных кондиционеров и радиоэлектронных устройств; снятию слабо держащихся декоративных элементов; удалению выпадающих кирпичей кладки стен; укреплению козырьков и ограждению крылец; установке и поддержанию в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения, указателей улиц, номерных знаков домов и лестничных указателей и других элементов визуальной информации; удалению растительности с кровель и фасадов; вставке, установке, укреплению и содержанию в чистоте и технически исправном состоянии стекол, ручек в дверных и оконных заполнениях.
Требования в данной сфере, определяющие порядок содержания и ремонта фасадов в Санкт-Петербурге, в данном случае предусмотрены Правилами N 961.
В соответствии с пунктом 8.2 Приложения N 5 Правил N 961 при осуществлении содержания фасадов обеспечивается: поддержание технического и санитарного состояния фасадов; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства.
Согласно пункту 8.4.3 Приложения N 5 Правил N 961 регламентируется смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах.
Согласно пункту 8.4 Приложения N 5 Правил N 961 мероприятия по содержанию фасадов включают в себя:
пункт 8.4.4 Текущий ремонт фасадов.
Текущий ремонт фасадов осуществляется путем замены и восстановления технического оборудования фасадов (водосточных труб); архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов (в том числе цоколя, карниза, горизонтальной тяги, вертикальной тяги, пояса, парапета, портала, оконных и дверных заполнений, элементов входной группы, за исключением лепного декора); восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски.
Текущий ремонт фасадов выполняется в случаях:
очистки и герметизации швов цокольной части; штучной замены облицовки (не более пяти единиц) на идентичный материал; утраты облицовки фасада (керамической плитки, керамогранита) - штучная - до пяти шт.; повреждения, утраты и выветривания примыканий, соединений и стыков отделки фасадов; ремонта вентиляционных каналов на кровле (цвет вентиляционных каналов определяется в соответствии с колерным бланком); ремонта технических металлических конструкций: пожарной лестницы, вентиляционных решеток, стоек, ограждений крылец, флагодержателей, кронштейнов, парапетных решеток, водосточных труб, вентиляционных труб, лифтовых шахт, за исключением металлических конструкций, являющихся декоративными (цвет металлических конструкций определяется в соответствии с колерным бланком); повреждения, разрушения герметизирующих заделок стыков панельных зданий без ремонта поверхности отделки (цвет стыков определяется в соответствии с колерным бланком); повреждения, утраты покрытия кровли. В случае полной замены покрытия кровли ее цвет определяется в соответствии с колерным бланком; повреждения, утраты покрытий, отливов единично или на всем объекте (в случае полной замены покрытий, отливов цвет определяется в соответствии с колерным бланком); повреждения, утраты окрытий элементов и деталей фасада единично или полностью (в случае полной замены окрытий элементов и деталей фасада цвет определяется в соответствии с колерным бланком); ремонта отмостки здания локально или полной замены; гидроизоляции балконов и ремонта балконной плиты (цвет балконной плиты определяется в соответствии с колерным бланком); гидроизоляции и ремонта козырьков (цвет козырьков определяется в соответствии с колерным бланком); ремонта цокольной части здания, сооружения в гладкой штукатурке (цвет штукатурки определяется в соответствии с колерным бланком).
Как следует из материалов дела, названные выше дома находятся в управлении общества в соответствии с заключенными договорами управления.
В соответствии с частью 5 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается: включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Таким образом, фасад как совокупность ограждающих несущих и ненесущих конструкций относится к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома, а Общество в силу положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации является лицом, ответственным за содержание и эксплуатацию жилого дома (в том числе целостность водосточной системы) в соответствии с требованиями, установленными законодательством, и несет все риски, связанные с наступлением ответственности за неисполнение своих обязательств.
Факт ненадлежащего содержания фасадов зданий установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра N 08/4729 от 17.04.2017 с материалами фотофиксации, протоколом об административном правонарушении 08/4729 от 20.04.2017, постановлением по делу об административном правонарушении.
Довод заявителя о том, что вменяемое нарушение необходимо квалифицировать по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) как нарушение лицензионных требований, подлежит отклонению апелляционным судом.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, субъектом РФ - городом федерального значения Санкт-Петербургом, приняты нормы, которые не противоречат действующему федеральному законодательству и направлены на обеспечение благоустройства территорий Санкт-Петербурга и действующих в субъекте нормативных актов.
Статьей 20 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада.
Конкретные требования в данной сфере, определяющие порядок содержания и ремонта фасадов в Санкт-Петербурге, установлены Правилами N 961.
В рассматриваемом случае Инспекция, действуя в рамках своих полномочий, предусмотренных Положением о государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849, выявила нарушение пунктов Правил N 961.
Материалами дела подтверждается, что осуществляя управление многоквартирными домами, общество не произвело работы по надлежащему содержанию фасадов зданий.
Таким образом, исходя из объекта регулирования, а также в связи с тем, что заявителем нарушены требования нормативного акта, принятого органом субъекта Российской Федерации (Правила уборки), ответственность за нарушение которого устанавливается этим же субъектом, Инспекция правомерно квалифицировала выявленные нарушения по статье 20 Закона N 273-70.
Вывод заявителя необходимости квалификации вменяемого правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ как нарушение лицензионных требований противоречит нормам материального права.
Как следует из материалов дела, заявителю вменяется ненадлежащее содержание фасадов многоквартирных домов, установленные Правилами N 961.
Соблюдение установленных указанным актом требований к порядку обязанностей по содержанию элементов благоустройства не может выступать в качестве лицензионного требования, поскольку лицензионные требования устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами и являются едиными на всей территории Российской Федерации.
В свою очередь Правила относятся к вопросам местного значения, такие правила устанавливаются каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно и могут предусматривать различные требования к порядку и срокам.
Следовательно, соблюдение нормативного правового акта, который носит локальный характер, за нарушение которого законом субъекта РФ предусмотрена своя административная ответственность, лицензионным требованием быть не может.
Таким образом, Инспекция правильно квалифицировало совершенное Обществом противоправное деяние по 20 Закона N 273-70.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по исполнению своих обязанностей в сфере благоустройства Санкт-Петербурга и соблюдению требований к содержанию фасадов зданий, недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного статьей 20 Закона N 273-70.
Размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в минимальном размере санкции статьи 20 Закона N 273-70. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Учреждению наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, постановление Инспекции является законным, нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности отсутствует.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ООО "ЖКС N 1 Василеостровского района" в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 августа 2017 года по делу N А56-41081/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
А.Б.СЕМЕНОВА
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)