Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2016 N 04АП-6605/2015 ПО ДЕЛУ N А10-4868/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2016 г. по делу N А10-4868/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Гречаниченко А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.Е., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Селенгатехносфера" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 октября 2015 года по делу N А10-4868/2015 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство п. Селенгинск" (ОГРН 109039000440, ИНН 0309015764, адрес: 671247, Республика Бурятия, Кабанский район, пгт. Селенгинск, микрорайон Солнечный, 22, оф. 56) к муниципальному бюджетному учреждению "Селенгатехносфера" (ОГРН 1140327017555, ИНН 0309993160, адрес: 671247, Республика Бурятия, Кабанский район, пгт. Селенгинск, микрорайон Южный, 45А) о взыскании 326 746 руб. 01 коп.,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства" Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия (ОГРН 1020300666100, ИНН 0309005438, адрес: 671200, Республика Бурятия, Кабанский район, с. Кабанск, ул. Кирова, 10),

при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от истца: представитель Спиридонов И.К., доверенность от 11 января 2016 года.
и

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство п. Селенгинск" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к муниципальному бюджетному учреждению "Селенгатехносфера" о взыскании 326 746 руб. 01 коп., в том числе задолженности по договору оказания услуг N 01-15/110 в размере 314 458,31 руб. и пени в размере 12 287,70 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства" Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 октября 2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая несогласие с выставленным к оплате объемом тепловой энергии, ссылаясь на следующие обстоятельства. Ответчик полагает, что размер платы за коммунальную услугу по теплоснабжению необходимо рассчитывать на основании Постановления Правительства РФ N 124, Постановления Правительства РФ N 307, Постановления Правительства РФ N 306. Указывает, что коммунальная услуга по отоплению за период с 1 апреля 2015 г. по 30 апреля 2015 г., выставленная на основании счета-фактуры N 3024 от 30.04.2015 г. оплачена в соответствии с платежным поручением N 528691 от 09.09.2015 г.
Истец в отзыве и письменных пояснениях указал на обоснованность выводов суда первой инстанции, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
До рассмотрения дела по существу в Четвертый арбитражный апелляционный суд от истца поступило заявление об отказе от исковых требований к ответчику в части основного долга в сумме 287 447, 16 руб., а также в части взыскания неустойки в сумме 7 865, 91 руб., подписанное представителем по доверенности Спиридоновым И.К., действующим на основании доверенности от 11 января 2016 года. Данной доверенностью представителю истца предоставлено право, в том числе на полный или частичный отказ от исковых требований.
Представленной копией доверенности от 11 января 2016 года, выданной обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство п. Селенгинск" Спиридонову И.К., подтверждается, что он, в частности, наделен правом полного или частичного отказа от исковых требований.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что ходатайство об отказе от исковых требований заявлено уполномоченным представителем общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство п. Селенгинск".
Рассмотрев заявление истца о частичном отказе от иска, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку заявленный истцом отказ от части иска не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, апелляционная инстанция принимает отказ, в связи с чем в силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса решение суда первой инстанции подлежит отмене в части, а производство по делу в указанной части - прекращению.
В соответствии с частью 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства" Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия (застройщик), являющегося застройщиком жилых помещений, расположенных по адресу:
- РБ, Кабанский район, п. Селенгинск, микрорайон Олимпийский, дом N 5;
- РБ, Кабанский район, п. Селенгинск, микрорайон Олимпийский, дом N 6;
- РБ, Кабанский район, п. Селенгинск, микрорайон Олимпийский, дом N 7;
- общей площадью 5 757,6 кв. м и МБУ "Селенгатехносфера" (управляющая организация) заключен договор N 003-14 от 29.12.2014 с целью временного управления многоквартирными домами. Предметом договора является оказание управляющей организацией услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлению коммунальных услуг нанимателю помещений в таком доме и пользующимся на законном основании помещениями в этом доме лицами, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирными домами деятельности. Срок действия договора с 29 декабря 2014 года по 01 мая 2015 года (пункт 1.1, пункт 4.1 договора N 003-14).
Между ООО "ЖКХ п. Селенгинск" истцом, являющейся ресурсоснабжающей организацией и МБУ "Селенгатехносфера", являющееся заказчиком, заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 01-15/110.
Согласно условиям договора ресурсоснабжающая организация берет на себя обязательство по поставке тепловой энергии на теплоснабжение и горячее водоснабжение (далее - коммунальный ресурс) согласно заявленным объемам для использования коммунального ресурса в помещениях многоквартирного дома расположенного по адресу: Республика Бурятия Кабанский район, п. Селенгинск, микрорайон Олимпийский, 6, а заказчик обязуется принять коммунальные ресурсы, распределить по системе отопления и оплатить стоимость полученной тепловой энергии (пункт 1.1 договора).
Ресурсоснабжающая организация обязуется поставить коммунальный ресурс в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором (пункт 3.2.1 договора).
Заказчик обязуется своевременно, в установленные настоящим договором сроки, оплачивать полученный коммунальный ресурс (пункт 2.2.1.).
Ежемесячно 25 числа каждого месяца снимать и в письменном виде подавать в производственно-технический отдел ресурсоснабжающей организации показания приборов учета тепловой энергии для определения объемов, поставляемого по настоящему договору коммунального ресурса (пункт 4.1.2).
В случае неисправности приборов учета (некорректная работа узла учета, выход его из строя, замена, период проверки, нарушение целостности пломбы), отсутствия электроснабжения, отсутствие акта ввода узла в эксплуатацию, нарушения установленных настоящим договором сроков представления показаний приборов учета, количество коммунального ресурса определяется следующим образом:
- на период не более 12 часов в течение суток как произведение количества часов, за которые отсутствуют данные о теплопотреблении и среднечасового потребления за время работы узла учета за аналогичное время в сходных температурных условиях;
- на период не более 15 суток как произведение количества часов, за которые отсутствуют данные о теплопотреблении и среднечасового потребления в течение трех суток, предшествующих отказу узла учета с корректировкой на фактическую температуру наружного воздуха в период расчета;
- на период более 15 суток количество коммунального ресурса определяется расчетным путем исходя из нормативов потребления коммунального ресурса утвержденных органами местного самоуправления, и прописанных в приложении N 1 к настоящему договору (пункт 4.1.3).
Также договором предусмотрено, что в случае отсутствия приборов учета заказчик обязан в течение трех месяцев со дня заключения настоящего договора обеспечить их приобретение и установку. Системы отопления и горячего водоснабжения Заказчика должны быть оборудованы необходимыми приборами учета, допущенными к эксплуатации в соответствии с "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопоэнерго РФ 12.09.1995 N ВК-4936). При отсутствии приборов учета ресурсоснабжающая организация производит начисление платы за предоставленные заказчику услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения из расчета, указанного в Приложении N 1 к настоящему договору (пункт 4.1.10).
Согласно пункту 9.5 неотъемлемым приложением к настоящему договору являются: приложение N 1, приложение N 2, приложение N 3.
В Приложении N 1 установлены: договорной объем тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения на 2015 года, режим расчета тепловой энергии на нужды отопления, схему узла учета тепловой энергии, расчет объема тепловых потерь тепловой энергии в тепловых сетях заявителя от границы раздела на объекте, находящемуся по адресу Республика Бурятия Кабанский район, п. Селенгинск, микрорайон Олимпийский, д. 6.
Стоимость тепловой энергии на теплоснабжение и горячее водоснабжение рассчитывается по тарифам, утвержденным Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия. Тариф на тепловую энергию и горячее водоснабжение подлежит обязательному опубликованию регулирующим органом в средствах массовой информации. Величина тарифа на тепловую энергию на дату начала поставки коммунального ресурса составляет 770 руб. 69 коп. за 1 Гкал с учетом НДС. Величина тарифа на тепловую энергию с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года составляет 770 руб. 69 коп. за 1 Гкал с учетом НДС. Величина тарифа на горячее водоснабжение на дату начала поставки коммунального ресурса составляет 47 руб. 26 коп. за 1 куб. м с учетом НДС. Величина тарифа на горячее водоснабжение с 01 января 2015 года по 30 июня 2015 года составляет 47 руб. 26 коп. за 1 куб. м с учетом НДС. Величина тарифа на горячее водоснабжение с 01 июня 2015 года по 31 декабря 2015 года составляет 48 руб. за 1 куб. м с учетом НДС (пункт 5.1, 5.2 договора).
Согласно пункту 5.3 договора Расчетный период для оплаты за коммунальные ресурсы устанавливается в один календарный месяц. Оплата производится заказчиком на основании предъявленных счетов-фактур путем ежемесячного перечисления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации в срок до десятого числа следующего за истекшим месяца.
Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон по оплате за предоставленные коммунальные услуги с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года (пункт 9.1 договора).
Поскольку существенные условия договора на отпуск тепловой энергии и теплоносителя определены, в соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор обоснованно признан судом заключенным.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из доказанности их обоснованности, как по праву, так и по размеру.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что судом к сложившимся правоотношениям неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции сторонами представлено соглашение по фактическим обстоятельствам дела N А10-4868/2015, заключенное 20.02.2016 года в порядке части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому стороны признали не подлежащими доказыванию и проверке следующие обстоятельства:
Объем тепловой энергии необходимой для изготовления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за период с 01.02.2015 по 18.03.2015, поставляемой истцом по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирный дом N 6, мкр-он Олимпийский, п.Селенгинск, составляет 18 299 Гкал или 14 102,86 руб.
Объем тепловой энергии, потребленной домом N 6, мкр-он Олимпийский, п. Селенгинск за период с 18.03.2015 года по 24.03.2015 года по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения, определить согласно показаниям приборов учета, что составляет 6 095 Гкал или 4 697 руб. 35 коп.
Судом апелляционной инстанции в силу частей 2, 3, 5 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял достигнутое сторонами соглашение об обстоятельствах, признанных ими в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания, что освобождает стороны от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Таким образом, стороны ни факт поставки тепловой энергии, ни объем отпущенной энергии не оспаривают.
Разногласия сторон, по сути, сводятся к правильности определения норматива потребления тепловой энергии на отопление, отпускаемое жилому фонду, исходя из отопительного сезона, равного 8 либо 12 месяцам.
Согласно п. 1, 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами; к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Постановление N 354), вступившими в силу с 01.09.2012, которыми установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги для собственников помещений.
В силу пункта 6 Постановления N 354 со дня вступления данного постановления в законную силу признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратили силу с 16.07.2016.
Из разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенных в письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14, следует, что суть произошедших в связи с введением в действие Постановления N 354 изменений в части порядка оплаты коммунальной услуги по отоплению в переходный период - разделение платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды, а также осуществление оплаты за отопление только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации в целях недопущения роста социальной напряженности в регионах, вызванной введением новой системы оплаты за коммунальные услуги по отоплению, которая может привести к росту платы граждан за отопление в зимний период принято постановление от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857), которыми утверждены Правила определения расчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению и установлен переходный период в 2012-2014 годах.
В пункте 1 Постановления N 857 в переходный период предусмотрена возможность выбора органами государственной власти субъектов Российской Федерации вариантов для определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными настоящим Постановлением. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 1 правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могли принять решения о выборе одного из двух указанных способов расчетов, в срок до 15.09.2012.
В случае если до 15.09.2012 такое решение о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пункте 1 Постановления N 857, субъектом Российской Федерации не принято, им применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил N 354.
Пункт 19 Правил N 307 предусматривает, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в следующем порядке: Pi = Si x N x Т, где: St - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление; Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307).
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2012 N 230, введенной в действие с 01.07.2012, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых помещениях определяются по формуле (пункт 3 формула 5).
Правилами N 306 в редакции, действовавшей по состоянию на 30.06.2012, предусмотрена формула расчета норматива отопления (Гкал в месяц на 1 кв. м) (пункт 13 формула 6).
Таким образом, по состоянию на 30.06.2012 применение Правил N 307 предполагает осуществление расчета платы за отопление в домах, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, с использованием норматива, установленного из расчета на 12 месяцев.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 857 органам государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшим решения, указанные в подпунктах "а" или "б" пункта 1 данного постановления, предоставлено право в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами N 354.
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 687 от 30.12.2014 года "О нормативах потребления тепловой энергии на отопление в Республике Бурятия на период с января 2015 года по 30 июня 2016 года" избран порядок, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30.06.2012 года.
По состоянию на 30.06.2012 на территории района действовали нормативы, установленные решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения "Селенгинское" Кабанского района Республики Бурятия от 25.06.2009 N 49 "Об установлении нормативов на потребление коммунальных услуг на отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод в МО ГП "Селенгинское" - 0.29 Гкал/кв. м в год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 31.12.2016.
В силу подпункта "б" пункта 2 указанного постановления решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении нормативов потребления тепловой энергии при расчете за отопление, установленных на 30.06.2012, действуют до отмены их принявшими органами.
Таким образом, постановлением Правительства Республики Бурятия N 687, с учетом действующей по настоящее время редакции, определено, что в течение 2015 года на всей территории Республики Бурятии плата за отопление должна рассчитываться исходя из норматива такой оплаты из расчета 12 календарных месяцев.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод истца о правомерности применения нормативов, исходя из расчета отопительного периода - 8 месяцев.
Соответственно, составленный им расчет задолженности за спорный период, исходя из отопительного периода, что составило 101 973 руб. 07 коп., судом не принимается.
Расчет ответчика судом апелляционной инстанции проверен и признается правильно составленным, по существу истец указал на его обоснованность, при применении в расчете норматива 12 месяцев.
Таким образом, задолженность управляющей компании перед поставщиком ресурса составила 74 961 руб. 93 коп. (97,266 Гкал), которая оплачена в полном объеме, что подтверждено платежными поручениями N 198923 от 15.04.2016, N 198924 от 15.04.2016, N 198925 от 15.04.2016.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения иска в сумме основного долга.
Между тем, факт несвоевременной оплаты ответчиком потребленного теплового ресурса имеет документальное подтверждение, в связи с чем, истец обоснованно обратился с требованием о применении ответственности в виде пени, предусмотренной пунктом 7.2 договора N 01-15/110.
Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства предусмотренного настоящим государственным договором, начиная со дня следующего после дня истечения установленного государственным договором срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от неуплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. (пункт 7.2 договора).
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Представленный истцом расчет пени, с учетом неправильно определенной суммы задолженности, за период с 11.03.2015 по 06.08.2015 в размере 4 421 руб. 79 коп., судом апелляционной инстанции также не принимается, как и расчет ответчика, не включившего в период расчета пени задолженность за апрель 2015 года, погашенной 09.09.2015 года платежным поручением N 528691.
Судом апелляционной инстанции самостоятельно произведен расчет пени за спорный период времени, который составил в общем 3 367 руб. 27 коп.
1. Сумма задолженности за январь 21 762, 74 рублей.
Период просрочки с 11.03.2015 г. по 06.08.2015 г. - 148 дней.
Сумма неустойки (21 762, 74 * 8,25 / 300) /100 * 148 дней = 885, 74 рублей.
2. Сумма задолженности за февраль 30 349, 77 рублей.
Период просрочки с 11.03.2015 г. по 06.08.2015 г. - 148 дней.
Сумма неустойки (30 349, 77 * 8,25 / 300) / 100 * 148 дней = 1 235,23 рублей.
3. Сумма задолженности за март 22 849, 42 рублей.
Период просрочки с 11.04.2015 г. по 06.08.2015 г. - 117 дней.
Сумма неустойки (22 849, 42 * 8,25 / 300) / 100 * 117 дней = 735,18 рублей.
4. Сумма задолженности за апрель 21 363, 63 рублей.
Период просрочки с 11.05.2015 г. по 06.08.2015 г. - 87 дней.
Сумма неустойки (21 363, 63 * 8,25 / 300) / 100 * 87 дней = 511,12 рублей.
Расходы по оплате государственной пошлины, суд распределяет на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 АПК РФ, арбитражным судом уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению из федерального бюджета.
Вместе с тем, истцом при подаче иска государственная пошлина уплачена не была, ему была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Ответчиком при подаче апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в сумме 3000 рублей.
С учетом частичного удовлетворения заявленных исковых требований, судебные расходы по уплате госпошлины распределяются пропорционально удовлетворенным требованиям.
С истца в пользу ответчика подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2970 рублей.
В доход федерального бюджета с истца надлежит взыскать 2000 рублей государственной пошлины.
Денежные средства, оплаченные истцом на проведение экспертизы, в связи с отказом от нее, не могут быть возвращены истцу, поскольку перечислены не на депозитный счет суда, а на счет, предназначенный для уплаты государственной пошлины. В связи с чем истцу для возвращения указанных средств надлежит обратиться к администратору счета - Межрайонной ИФНС N 2 по г. Чите.
Руководствуясь статьями 268 - 271, частью 2 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 октября 2015 года по делу N А10-4868/2015 отменить.
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство п. Селенгинск" (ОГРН 109039000440, ИНН 0309015764, адрес: 671247, Республика Бурятия, Кабанский район, пгт. Селенгинск, микрорайон Солнечный, 22, оф. 56) от иска в части взыскания основного долга в сумме 287 447 руб. 16 коп., а также в части взыскания неустойки в сумме 7 865 руб. 91 коп.
Производство по делу в указанной части прекратить, в связи с отказом истца от части иска.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения "Селенгатехносфера" (ОГРН 1140327017555, ИНН 0309993160, адрес: 671247, Республика Бурятия, Кабанский район, пгт. Селенгинск, микрорайон Южный, 45А) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство п. Селенгинск" (ОГРН 109039000440, ИНН 0309015764, адрес: 671247, Республика Бурятия, Кабанский район, пгт. Селенгинск, микрорайон Солнечный, 22, оф. 56) 3 367 руб. 27 коп. неустойки.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство п. Селенгинск" (ОГРН 109039000440, ИНН 0309015764, адрес: 671247, Республика Бурятия, Кабанский район, пгт. Селенгинск, микрорайон Солнечный, 22, оф. 56) в пользу муниципального бюджетного учреждения "Селенгатехносфера" (ОГРН 1140327017555, ИНН 0309993160, адрес: 671247, Республика Бурятия, Кабанский район, пгт. Селенгинск, микрорайон Южный, 45А) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2970 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство п. Селенгинск" (ОГРН 109039000440, ИНН 0309015764, адрес: 671247, Республика Бурятия, Кабанский район, пгт. Селенгинск, микрорайон Солнечный, 22, оф. 56) в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Л.В.ОШИРОВА

Судьи
О.В.БАРКОВСКАЯ
А.В.ГРЕЧАНИЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)