Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6150/2017

Требование: О защите прав потребителей, обязании произвести ремонт, взыскании компенсации морального вреда, штрафа.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указывает на то, что ответчик принял на себя обязательства выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, ответчик не исполняет взятые на себя обязательства по договору управления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 сентября 2017 г. по делу N 33-6150/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Султанова Р.А.,
судей областного суда Булгаковой М.В., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ленинский коммунальный сервис-5" на решение Ленинского районного суда города Орска Оренбургской области от 30 мая 2017 года по делу по иску региональной общественной организации "Защита прав потребителей по Оренбургской области", действующей в интересах К.Л., к обществу с ограниченной ответственностью "Ленинский коммунальный сервис - 5" о защите прав потребителей,

установила:

Региональная общественная организация "Защита прав потребителей по Оренбургской области" (далее также - РОО "Защита прав потребителей по Оренбургской области"), действуя в интересах К.Л., обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу:: (адрес). На основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 30 апреля 2015 года, между собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес) (далее также - МКД), и обществом с ограниченной ответственностью "Ленинский коммунальный сервис - 5" (далее - ООО "ЛКС-5") заключен договор управления N 6 от 30 апреля 2015 года, согласно условиям которого ответчик принял на себя обязательства выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД в соответствии с перечнем, содержащимся в Приложении N 4 к договору управления, а К.Л., как собственник жилого помещения N, N, обязалась оплачивать данные работы и услуги по цене, определенной решением общего собрания. Данное обязательство истец исполняет надлежащим образом. Однако ответчик нарушает требования действующего законодательства, не исполняет взятые на себя обязательства по договору управления, в связи с чем 22 декабря 2016 года в адрес ответчика направлено письмо с требованием устранить недостатки по содержанию и текущему ремонту общего имущества. До настоящего времени недостатки не устранены. На основании изложенного, ссылаясь на ст. ст. 29, 16 Закона "О защите прав потребителей", с учетом последующих уточнений, РОО "Защита прав потребителей по Оренбургской области", действуя в интересах К.Л., окончательно просила обязать ООО "ЛКС-5" в многоквартирном доме, расположенном по адресу (адрес), в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
произвести ремонт системы теплоснабжения, устранив течи и восстановив теплоизоляцию системы отопления, произвести установку сеток (размер ячейки - 0.5 см) на проемах, каналах и отверстиях технических подполий, защищающих здания от проникновения грызунов, установить лампы и защитные колпаки в подвальном помещении, произвести ремонт электропроводки в подъездах, в подвале, установить светильники в подъездах, произвести дератизацию и дезинсекцию технических подполий, произвести ремонт оконных заполнений в подъездах, произвести ремонт внутренней отделки помещений, относящихся к общему имуществу МКД, произвести ремонт полов помещений, относящихся к общему имуществу МКД, произвести ремонт перил лестниц во всех подъездах, произвести ремонт мусоропроводов МКД, произвести установку мусоросборных контейнеров в подъездах N 4, 6 МКД, произвести установку запорных устройств в дверях мусоросборных камер в подъездах N 1 - 6, произвести замену почтовых ящиков в подъездах, обеспечить выполнение работ по уборке подъездов с периодичностью согласно договору управления, а также взыскать с ООО "ЛКС-5": в пользу К.Л. компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб., в пользу К.Л. и РОО "Защита прав потребителей по Оренбургской области" штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
Определением суда от 28 февраля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена государственная жилищная инспекция по Оренбургской области.
Определением суда от 23 марта 2017 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц на стороне истца К.М. и несовершеннолетний К.Д., собственники по *** доли жилого помещения, расположенного по адресу (адрес). Законным представителем несовершеннолетнего является его мать К.М.
В судебном заседании истец К.Л. и ее представитель - Т. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ООО "ЛКС-5" Б., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
Решением Ленинского районного суда города Орска Оренбургской области от 30 мая 2017 года требования региональной общественной организации "Защита прав потребителей по Оренбургской области", действующей в интересах К.Л., удовлетворены частично. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Ленинский коммунальный сервис - 5" в срок два месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
- произвести ремонт системы теплоснабжения, произвести теплоизоляцию системы отопления, окраску трубопроводов системы отопления в многоквартирном доме по адресу: (адрес);
- произвести установку сеток (размер ячейки - 0,5 см) на проемах, каналах и отверстиях технических подполий, защищающих здания от проникновения грызунов;
- установить лампы и защитные колпаки в подвальном помещении, произвести ремонт электропроводки в подъездах, в подвале многоквартирного дома, произвести ремонт оконных заполнений в подъездах, произвести ремонт внутренней отделки помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома по адресу (адрес);
- произвести ремонт полов помещений, относящихся к общему имуществу МКД, произвести ремонт перил лестниц во всех подъездах, произвести ремонт мусоропроводов МКД, произвести установку мусоросборных контейнеров в подъездах N 4, 6, произвести установку запорных устройств в дверях мусоросборных камер в подъездах N 1 - 6 МКД, произвести ремонт почтовых ящиков в подъездах, обеспечить выполнение работ по уборке подъездов многоквартирного дома с периодичностью согласно договору управления.
Суд также взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Ленинский коммунальный сервис-5" в пользу К.Л. компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб. и штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в сумме 750 руб., в пользу региональной общественной организации "Защита прав потребителей по Оренбургской области" штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в сумме 750 руб., в доход бюджета муниципального образования "город Орск" государственную пошлину в сумме 300 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
С указанным решением не согласился ответчик общество с ограниченной ответственностью "Ленинский коммунальный сервис - 5", в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции явился представитель ответчика М., действующая на основании доверенности.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
С учетом изложенного и в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Султанова Р.А., объяснения представителя ответчика ООО "ЛКС-5" М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений РОО "Защита прав потребителей по Оренбургской области" на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме в силу ч. 2 ст. 36, ч. 1 ст. 44 ЖК РФ владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, а также несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. ст. 210 и 249 ГК РФ и ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее по тексту - Правила), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (п. 16).
Из материалов дела следует, что К.Л. является собственником *** доли в квартире N, N, расположенной по адресу: (адрес).
Управление указанным домом осуществляет ответчик на основании заключенного договора управления многоквартирным домом N 6 от 30.04.2015 года, в соответствии с п. 2.1 которого управляющая организация обязалась оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме.
Обращаясь с настоящим иском, истец указал, что неисполнение ответчиком надлежащим образом обязательств по договору управления приводит к ухудшению состояния общего имущества многоквартирного дома, нарушает права потребителей.
В ходе рассмотрения дела на основании определения суда от 28.02.2017 государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области проведены мероприятия по контролю технического состояния МКД и составлена справка N С-110 ад от 21 апреля 2017 года, в которой отражено состояние общего имущества МКД.
При этом выявлены нарушения "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27 сентября 2003 года; "Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, исходил из того, что ответчиком допущены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года N 170, неисполнение ответчиком обязательств по договору управления приводит к ухудшению состояния общего имущества МКД, нарушает права потребителей на получение качественных работ и услуг по договору управления, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании ООО "ЛКС-5" произвести работы по ремонту и устранению недостатков согласно справке ГЖИ по Оренбургской области N С-110 ад от 21.04.2017.
Кроме того, руководствуясь ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", усмотрев нарушение прав потребителя услуг К.Л., суд удовлетворил частично требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и при этом исходит из следующего.
В соответствии с п. 4.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, установлено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Вместе с тем, возложение на ответчика как на управляющую организацию обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в этом доме от решения вопросов о содержании этого имущества путем проведения общего собрания по вопросам, отнесенным законом к его компетенции, в том числе по вопросам о проведении текущего ремонта общего имущества и, соответственно, о порядке его финансирования.
Из материалов дела следует, что истец обратился к ответчику с требованиями выполнить ремонтные работы.
Как следует из материалов дела, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД предусмотрен Приложением N 4, являющимся неотъемлемой частью договора управления многоквартирным домом N 6 от 30.04.2015 года.
Заявленные истцом требования об обязании произвести ремонт системы теплоснабжения, теплоизоляцию системы отопления, окраску трубопроводов системы отопления, установку сеток (размер ячейки - 0,5 см) на проемах, каналах и отверстиях технических подполий, защищающих здания от проникновения грызунов, установить лампы и защитные колпаки в подвальном помещении, произвести ремонт электропроводки в подъездах, в подвале многоквартирного дома, произвести ремонт оконных заполнений в подъездах, произвести ремонт внутренней отделки помещений и полов, относящихся к общему имуществу МКД, произвести ремонт перил лестниц во всех подъездах, произвести ремонт мусоропроводов МКД, произвести установку мусоросборных контейнеров в подъездах N 4, 6, произвести установку запорных устройств в дверях мусоросборных камер в подъездах N 1 - 6 МКД, произвести ремонт почтовых ящиков в подъездах не входят в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, предусмотренный Приложением N 4 к договору управления МКД, и в "Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290.
В указанных перечнях предусмотрены работы по выявлению неисправностей, недостатков в состоянии общего имущества, их устранение, разработка плана восстановительных работ и их проведение.
Часть заявленных к выполнению работ: ремонт системы теплоснабжения, теплоизоляция системы отопления, ремонт электропроводки в подъездах, в подвале многоквартирного дома, ремонт оконных заполнений в подъездах, ремонт перил лестниц во всех подъездах, ремонт внутренней отделки помещений и полов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, ремонт мусоропроводов МКД являются работами по текущему ремонту МКД в соответствии с приложением N 7 к Постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170.
Однако решение о проведении в рамках текущего ремонта вышеперечисленных работ общим собранием собственников помещений МКД не принималось.
Вопросы выполнения управляющей компанией дополнительных работ и оказания дополнительных услуг, таких как, установка сеток на проемах, каналах и отверстиях технических подполий, установка ламп и защитных колпаков в подвальном помещении, установка мусоросборных контейнеров, запорных устройств в дверях мусоросборных камер, ремонт почтовых ящиков в подъездах истцом перед другими собственниками помещений в указанном многоквартирном доме не ставились, общее собрание собственников помещений не принимало решения о необходимости проведения управляющей организацией указанных работ и услуг, не предусмотренных перечнем согласно Приложению N 4 к договору управления МКД, и источниках их финансирования.
Кроме того, необходимость проведения части заявленных к выполнению работ истцом не доказана. Так, в справке N С-110ад от 21.04.2017 года, составленной государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области, не указаны такие работы как: ремонт перил лестниц и почтовых ящиков во всех подъездах многоквартирного дома, ненадлежащая уборка подъездов МКД.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оснований для удовлетворения исковых требований не имелось, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований РОО "Защита прав потребителей", действующей в интересах К.Л.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Орска Оренбургской области от 30 мая 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований региональной общественной организации "Защита прав потребителей по Оренбургской области", действующей в интересах К.Л., отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)