Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокурор указал на нарушение прав неопределенного круга лиц на получение информации, содержащейся в электронном паспорте.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Тарасюк Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Константиновой О.В.,
судей Ильиной О.В.,
Коренева А.С.
при секретаре Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ТСЖ "Агрономическая, 39" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя ответчика ТСЖ "Агрономическая, 39" - В., действующего на основании доверенности от <...>, на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 17.06.2015.
Заслушав доклад судьи Константиновой О.В., объяснения представителя ответчика ТСЖ "Агрономическая, 39" - В., представителя прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Истоминой И.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, указав, что прокурорской проверкой установлено, что ТСЖ "Агрономическая, 39" не выполняются требования Правил предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1468. ТСЖ "Агрономическая, 39", как организацией, в управлении которой находится многоквартирный жилой дом N <...> по ул <...> в г <...>, не предоставлялись в администрацию электронные паспорта многоквартирного жилого дома, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение достоверной, актуальной и полной информации по вопросам, которые должны быть указаны в этих паспортах.
Прокурор просил признать незаконным бездействие ТСЖ "Агрономическая, 39", выразившееся в непредоставлении в Администрацию г. Екатеринбурга в срок до <...> и далее ежемесячно, не позднее 15-ого числа каждого последующего месяца предусмотренной Правилами N 1468 информации в форме электронного паспорта по обслуживаемому жилому дому по адресу: <...>. Также просил возложить на ответчика обязанность предоставить вышеуказанную информацию в Администрацию г. Екатеринбурга в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ТСЖ "Агрономическая, 39" - В. просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Указал, что судом не принято во внимание, что на момент рассмотрения спора положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), на которых истец основывал свои требования (ч. ч. 4 и 5 ст. 165 ЖК РФ), не возлагали каких-либо обязательств на ответчика в части предоставления информации органам местного самоуправления. Действующим законодательством установлена обязанность ответчика по регистрации и раскрытию информации о результатах управления многоквартирным домом N <...> по ул <...>. в г <...> в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении урегулированы Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". В соответствии с ч. 4 ст. 12 указанного Закона, поставщики информации (субъекты, размещающие информацию в системе) обязаны размещать в системе установленную действующим законодательством информацию с 01.07.2016, но не ранее ввода системы в эксплуатацию. Ответчик добросовестно исполняет свои обязательства, которые возложены на него действующим законодательством (т.е. ч. 4 и ч. 5 ст. 165 ЖК РФ), в частности, осуществляет регистрацию ТСЖ в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. На момент рассмотрения спора Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1468, на невыполнение требований которого ссылался истец, противоречило положениям действующей редакции ч. 5 ст. 165 ЖК РФ. В настоящее время данное постановление признано утратившим силу.
В судебном заседании представитель ответчика ТСЖ "Агрономическая, 39" - В. доводы апелляционной жалобы поддержал, указав, что на момент рассмотрения спора нормы действующего ЖК РФ не предусматривали обязанности ТСЖ по представлению электронного паспорта в органы местного самоуправления, в законе содержалась иная обязанность ТСЖ по соблюдению требований размещения соответствующей информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Суд неверно истолковал действующее законодательство и применил акт меньшей юридической силы - Правила N 1468, которые вступили в противоречие с актом большей юридической силы. Кроме того, система электронных паспортов не дает возможности предоставлять информацию за предыдущие периоды. Просил принять во внимание, что, несмотря на несогласие с выводами суда, ТСЖ было принято решение о заключении договора подряда и представлении в органы местного самоуправления электронных паспортов в <...> года. Технической возможности по представлению электронных паспортов за прошлое время не имеется.
Представитель истца - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Истомина И.В. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным. Указала, что суд правильно установил период незаконного бездействия истца с <...>, то есть невыполнение им обязанности по представлению в органы местного самоуправления электронных паспортов, в порядке и сроки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2012 года. Действительно, впоследствии в ЖК РФ были внесены изменения, которыми на ответчика возлагается обязанность по представлению информации путем внесения в электронную систему ЖКХ. Однако до внесения этих изменений каких-либо действий со стороны ответчика по представлению информации в органы местного самоуправлению не производилось. На сегодняшний день до введения единой системы ЖКХ только у органов местного самоуправления имеется система, где размещается соответствующая информация. Просила признать незаконным бездействие ответчика за определенный период.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании бездействия незаконным и возложении на ответчика обязанности по предоставлению электронных паспортов, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что Правила N 1468 являются составной частью жилищного законодательства Российской Федерации, на момент вынесения решения являются действующими, утратившими силу не признаны, в связи с чем распространяются на правоотношения сторон и обязательны для исполнения ответчиком как до, так и после внесения изменений в ч. ч. 4, 5 ст. 165 ЖК РФ. Поскольку ответчиком не было исполнена обязанность по размещению информации в форме электронных паспортов в период с <...> года, требования прокурора о признании бездействия незаконным были удовлетворены и на ответчика возложена обязанность предоставить в Администрацию г. Екатеринбурга информацию в форме электронного паспорта, предусмотренную п. 5 Правил N 1468, за период с <...> по <...>.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Судом установлено, что жилой дом N <...> по ул <...> в г <...> находится в управлении ответчика ТСЖ "Агрономическая, 39" с момента создания в <...> году.
В соответствии с ч. ч. 4 и 5 ст. 165 ЖК РФ в редакции Федерального закона Российской Федерации от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действовавшей до 22.07.2014, организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны предоставлять органам местного самоуправления информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах платы потребителям услуг в соответствии установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах их оплаты, о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, о соблюдении установленных параметров качества товаров и услуг таких организаций, о состоянии расчетов исполнителей коммунальных услуг с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими водоотведение, о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг. Порядок, сроки, периодичность и форма предоставления органам местного самоуправления информации, указанной в ч. 4 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1468 были утверждены Правила предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (далее - Правила N 1468).
Согласно п. 4 Правил N 1468 лица, осуществляющие оказание коммунальных услуг, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирных домов предоставляют информацию в форме электронного документа путем заполнения электронного паспорта по форме, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В силу п. п. 10, 11 Правил N 1468 информация предоставляется ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
На момент разрешения спора по существу судом первой инстанции действовала новая редакция ч. 4 ст. 165 ЖК РФ, согласно которой организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Перечень информации, размещаемой в системе, права и обязанности участников информационного взаимодействия, принципы размещения информации в системе, ответственность за нарушение информационного взаимодействия предусмотрены Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". Пунктом 4 ст. 12 указанного закона установлена обязанность поставщиков информации размещать в системе информацию с 01.07.2016, но не ранее ввода системы в эксплуатацию.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ предусмотрено, что порядок, состав, способы, сроки, периодичность размещения информации поставщиками информации и формы электронных паспортов многоквартирного дома устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Сторонами не оспаривается, что нормативно-правовой акт, который бы устанавливал порядок, состав, способы, сроки, периодичность размещения информации поставщиками информации и формы электронных паспортов многоквартирных домов, в настоящий момент не принят.
Рассматривая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, суд первой инстанции принял во внимание положения Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1468. Согласно преамбуле указанное Постановление было принято на основании ч. 5 ст. 165 ЖК РФ. Между тем, на момент рассмотрения дела и вынесения решения ч. 4, 5 ст. 165 указанного Кодекса уже не предусматривали обязанность по предоставлению электронного паспорта в органы местного самоуправления. В настоящий момент Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 N 657 "О мерах по осуществлению мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1468 признано утратившим силу. На момент принятия решения отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении были урегулированы Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
На основании изложенного, принимая во внимание положения ЖК РФ и Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", судебная коллегия приходит к выводу о том, что на ответчика на момент вынесения судебного решения не была возложена обязанность по предоставлению в администрацию г. Екатеринбурга информации в форме электронного паспорта. Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика В. подтвердил, что предоставление электронных паспортов за период с <...> по <...> является невозможным не только по причине отсутствия предусмотренной законом обязанности, но и в силу отсутствия технической возможности, поскольку за один календарный месяц может быть зарегистрирован только один электронный паспорт. Таким образом, поскольку система электронных паспортов не дает возможность предоставлять информацию за предыдущие периоды решение в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению электронных паспортов за период с <...> по <...> является не только противоречащим нормам материального права, но и неисполнимым.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения дела и вынесения решения ч. 4, 5 ст. 165 ЖК РФ не предусматривали обязанность по предоставлению электронного паспорта в органы местного самоуправления, постольку у суда не имелось оснований для применения Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1468 и возложения на ТСЖ "Агрономическая, 39" обязанности по предоставлению информации в форме электронных паспортов. Само по себе признание незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непредоставлении в органы местного самоуправления информации за прошлые периоды, при отсутствии возможности устранить данное нарушение путем возложения на ответчика соответствующей обязанности выполнить определенные действия по причине отсутствия законодательного установления такой обязанности на момент рассмотрения спора, права неопределенного круга лиц на получение информации не восстановит.
На основании изложенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что требования прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга о признании бездействия незаконным, возложении обязанности не подлежали удовлетворению.
Учитывая изложенное, судебное решение нельзя признать законным, оно на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Заявление ответчика о взыскании с истца расходов на оплату государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере <...> руб. не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 98 ГПК РФ правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
В силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Согласно п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, прокурор, обращающийся в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины. Правовых оснований для взыскания с истца, освобожденного в соответствии с действующим законодательством от уплаты государственной пошлины, судебных расходов, понесенных другой стороной, при вынесении решения об отказе в иске, не имеется.
Вместе с тем освобождение прокурора от обязанности по уплате судебных расходов не может ограничивать лицо, участвующее в деле, в его праве на возмещение понесенных судебных расходов, в случае, если решение по делу состоялось в его пользу (ст. 98 ГПК РФ). При таких обстоятельствах, ответчик не лишен права обратиться с заявлением о возмещении ему судебных расходов в порядке ст. 102 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 17.06.2015 отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ТСЖ "Агрономическая, 39" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в администрацию г. Екатеринбурга в период с <...> по <...> информации в форме электронного паспорта в соответствии с Правилами предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и (или) оказывающими коммунальные в многоквартирных жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1468, по обслуживаемому многоквартирному жилому по адресу: <...>, возложении обязанности по предоставлению данной информации оставить без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.КОНСТАНТИНОВА
Судьи
О.В.ИЛЬИНА
А.С.КОРЕНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-13367/2015
Требование: О признании незаконным непредоставления органу местного самоуправления информации в форме электронного паспорта по обслуживаемому жилому дому, обязании предоставить информацию.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокурор указал на нарушение прав неопределенного круга лиц на получение информации, содержащейся в электронном паспорте.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2015 г. по делу N 33-13367/2015
Судья Тарасюк Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Константиновой О.В.,
судей Ильиной О.В.,
Коренева А.С.
при секретаре Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ТСЖ "Агрономическая, 39" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя ответчика ТСЖ "Агрономическая, 39" - В., действующего на основании доверенности от <...>, на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 17.06.2015.
Заслушав доклад судьи Константиновой О.В., объяснения представителя ответчика ТСЖ "Агрономическая, 39" - В., представителя прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Истоминой И.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, указав, что прокурорской проверкой установлено, что ТСЖ "Агрономическая, 39" не выполняются требования Правил предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1468. ТСЖ "Агрономическая, 39", как организацией, в управлении которой находится многоквартирный жилой дом N <...> по ул <...> в г <...>, не предоставлялись в администрацию электронные паспорта многоквартирного жилого дома, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение достоверной, актуальной и полной информации по вопросам, которые должны быть указаны в этих паспортах.
Прокурор просил признать незаконным бездействие ТСЖ "Агрономическая, 39", выразившееся в непредоставлении в Администрацию г. Екатеринбурга в срок до <...> и далее ежемесячно, не позднее 15-ого числа каждого последующего месяца предусмотренной Правилами N 1468 информации в форме электронного паспорта по обслуживаемому жилому дому по адресу: <...>. Также просил возложить на ответчика обязанность предоставить вышеуказанную информацию в Администрацию г. Екатеринбурга в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ТСЖ "Агрономическая, 39" - В. просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Указал, что судом не принято во внимание, что на момент рассмотрения спора положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), на которых истец основывал свои требования (ч. ч. 4 и 5 ст. 165 ЖК РФ), не возлагали каких-либо обязательств на ответчика в части предоставления информации органам местного самоуправления. Действующим законодательством установлена обязанность ответчика по регистрации и раскрытию информации о результатах управления многоквартирным домом N <...> по ул <...>. в г <...> в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении урегулированы Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". В соответствии с ч. 4 ст. 12 указанного Закона, поставщики информации (субъекты, размещающие информацию в системе) обязаны размещать в системе установленную действующим законодательством информацию с 01.07.2016, но не ранее ввода системы в эксплуатацию. Ответчик добросовестно исполняет свои обязательства, которые возложены на него действующим законодательством (т.е. ч. 4 и ч. 5 ст. 165 ЖК РФ), в частности, осуществляет регистрацию ТСЖ в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. На момент рассмотрения спора Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1468, на невыполнение требований которого ссылался истец, противоречило положениям действующей редакции ч. 5 ст. 165 ЖК РФ. В настоящее время данное постановление признано утратившим силу.
В судебном заседании представитель ответчика ТСЖ "Агрономическая, 39" - В. доводы апелляционной жалобы поддержал, указав, что на момент рассмотрения спора нормы действующего ЖК РФ не предусматривали обязанности ТСЖ по представлению электронного паспорта в органы местного самоуправления, в законе содержалась иная обязанность ТСЖ по соблюдению требований размещения соответствующей информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Суд неверно истолковал действующее законодательство и применил акт меньшей юридической силы - Правила N 1468, которые вступили в противоречие с актом большей юридической силы. Кроме того, система электронных паспортов не дает возможности предоставлять информацию за предыдущие периоды. Просил принять во внимание, что, несмотря на несогласие с выводами суда, ТСЖ было принято решение о заключении договора подряда и представлении в органы местного самоуправления электронных паспортов в <...> года. Технической возможности по представлению электронных паспортов за прошлое время не имеется.
Представитель истца - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Истомина И.В. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным. Указала, что суд правильно установил период незаконного бездействия истца с <...>, то есть невыполнение им обязанности по представлению в органы местного самоуправления электронных паспортов, в порядке и сроки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2012 года. Действительно, впоследствии в ЖК РФ были внесены изменения, которыми на ответчика возлагается обязанность по представлению информации путем внесения в электронную систему ЖКХ. Однако до внесения этих изменений каких-либо действий со стороны ответчика по представлению информации в органы местного самоуправлению не производилось. На сегодняшний день до введения единой системы ЖКХ только у органов местного самоуправления имеется система, где размещается соответствующая информация. Просила признать незаконным бездействие ответчика за определенный период.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании бездействия незаконным и возложении на ответчика обязанности по предоставлению электронных паспортов, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что Правила N 1468 являются составной частью жилищного законодательства Российской Федерации, на момент вынесения решения являются действующими, утратившими силу не признаны, в связи с чем распространяются на правоотношения сторон и обязательны для исполнения ответчиком как до, так и после внесения изменений в ч. ч. 4, 5 ст. 165 ЖК РФ. Поскольку ответчиком не было исполнена обязанность по размещению информации в форме электронных паспортов в период с <...> года, требования прокурора о признании бездействия незаконным были удовлетворены и на ответчика возложена обязанность предоставить в Администрацию г. Екатеринбурга информацию в форме электронного паспорта, предусмотренную п. 5 Правил N 1468, за период с <...> по <...>.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Судом установлено, что жилой дом N <...> по ул <...> в г <...> находится в управлении ответчика ТСЖ "Агрономическая, 39" с момента создания в <...> году.
В соответствии с ч. ч. 4 и 5 ст. 165 ЖК РФ в редакции Федерального закона Российской Федерации от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действовавшей до 22.07.2014, организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны предоставлять органам местного самоуправления информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах платы потребителям услуг в соответствии установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах их оплаты, о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, о соблюдении установленных параметров качества товаров и услуг таких организаций, о состоянии расчетов исполнителей коммунальных услуг с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими водоотведение, о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг. Порядок, сроки, периодичность и форма предоставления органам местного самоуправления информации, указанной в ч. 4 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1468 были утверждены Правила предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (далее - Правила N 1468).
Согласно п. 4 Правил N 1468 лица, осуществляющие оказание коммунальных услуг, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирных домов предоставляют информацию в форме электронного документа путем заполнения электронного паспорта по форме, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В силу п. п. 10, 11 Правил N 1468 информация предоставляется ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
На момент разрешения спора по существу судом первой инстанции действовала новая редакция ч. 4 ст. 165 ЖК РФ, согласно которой организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Перечень информации, размещаемой в системе, права и обязанности участников информационного взаимодействия, принципы размещения информации в системе, ответственность за нарушение информационного взаимодействия предусмотрены Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". Пунктом 4 ст. 12 указанного закона установлена обязанность поставщиков информации размещать в системе информацию с 01.07.2016, но не ранее ввода системы в эксплуатацию.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ предусмотрено, что порядок, состав, способы, сроки, периодичность размещения информации поставщиками информации и формы электронных паспортов многоквартирного дома устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Сторонами не оспаривается, что нормативно-правовой акт, который бы устанавливал порядок, состав, способы, сроки, периодичность размещения информации поставщиками информации и формы электронных паспортов многоквартирных домов, в настоящий момент не принят.
Рассматривая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, суд первой инстанции принял во внимание положения Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1468. Согласно преамбуле указанное Постановление было принято на основании ч. 5 ст. 165 ЖК РФ. Между тем, на момент рассмотрения дела и вынесения решения ч. 4, 5 ст. 165 указанного Кодекса уже не предусматривали обязанность по предоставлению электронного паспорта в органы местного самоуправления. В настоящий момент Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 N 657 "О мерах по осуществлению мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1468 признано утратившим силу. На момент принятия решения отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении были урегулированы Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
На основании изложенного, принимая во внимание положения ЖК РФ и Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", судебная коллегия приходит к выводу о том, что на ответчика на момент вынесения судебного решения не была возложена обязанность по предоставлению в администрацию г. Екатеринбурга информации в форме электронного паспорта. Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика В. подтвердил, что предоставление электронных паспортов за период с <...> по <...> является невозможным не только по причине отсутствия предусмотренной законом обязанности, но и в силу отсутствия технической возможности, поскольку за один календарный месяц может быть зарегистрирован только один электронный паспорт. Таким образом, поскольку система электронных паспортов не дает возможность предоставлять информацию за предыдущие периоды решение в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению электронных паспортов за период с <...> по <...> является не только противоречащим нормам материального права, но и неисполнимым.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения дела и вынесения решения ч. 4, 5 ст. 165 ЖК РФ не предусматривали обязанность по предоставлению электронного паспорта в органы местного самоуправления, постольку у суда не имелось оснований для применения Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1468 и возложения на ТСЖ "Агрономическая, 39" обязанности по предоставлению информации в форме электронных паспортов. Само по себе признание незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непредоставлении в органы местного самоуправления информации за прошлые периоды, при отсутствии возможности устранить данное нарушение путем возложения на ответчика соответствующей обязанности выполнить определенные действия по причине отсутствия законодательного установления такой обязанности на момент рассмотрения спора, права неопределенного круга лиц на получение информации не восстановит.
На основании изложенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что требования прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга о признании бездействия незаконным, возложении обязанности не подлежали удовлетворению.
Учитывая изложенное, судебное решение нельзя признать законным, оно на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Заявление ответчика о взыскании с истца расходов на оплату государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере <...> руб. не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 98 ГПК РФ правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
В силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Согласно п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, прокурор, обращающийся в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины. Правовых оснований для взыскания с истца, освобожденного в соответствии с действующим законодательством от уплаты государственной пошлины, судебных расходов, понесенных другой стороной, при вынесении решения об отказе в иске, не имеется.
Вместе с тем освобождение прокурора от обязанности по уплате судебных расходов не может ограничивать лицо, участвующее в деле, в его праве на возмещение понесенных судебных расходов, в случае, если решение по делу состоялось в его пользу (ст. 98 ГПК РФ). При таких обстоятельствах, ответчик не лишен права обратиться с заявлением о возмещении ему судебных расходов в порядке ст. 102 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 17.06.2015 отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ТСЖ "Агрономическая, 39" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в администрацию г. Екатеринбурга в период с <...> по <...> информации в форме электронного паспорта в соответствии с Правилами предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и (или) оказывающими коммунальные в многоквартирных жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1468, по обслуживаемому многоквартирному жилому по адресу: <...>, возложении обязанности по предоставлению данной информации оставить без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.КОНСТАНТИНОВА
Судьи
О.В.ИЛЬИНА
А.С.КОРЕНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)