Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 14 июня 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.В. Ковалевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Окороковой рассмотрел дело N А60-10511/2017 по заявлению Закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" (ИНН 6670174349, ОГРН 1076670015839)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предписания N 29-09-08-320 от 27.01.2017,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Кузнецова Ю.В., представитель по доверенности от 14.02.2017, Назаренко Е.А., представитель по доверенности от 10.02.2016,
от заинтересованного лица: Корольков Е.А., представитель по доверенности N 29-05-36-17 от 09.01.2017.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Закрытое акционерное общество "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области N 29-09-08-320 от 27.01.2017.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признает, в удовлетворении просит отказать по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 26.12.2016 г. по 27.01.2017 г. проведена внеплановая документарная проверка ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" (приказ о проведении внеплановой документарной проверки от 09.12.2016 N 29-09-04-320, акт проверки от 27.01.2017 N 29-09-07-320).
Проверка проведена на предмет соблюдения лицензионного требования подп. "а" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, в части соблюдения требований, установленных к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги собственниками помещений при управлении лицензиатом многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пионеров, д. 12, корп. 4.
В результате проверки установлены нарушение порядка начисления платы за коммунальные услуги по предоставлению тепловой энергии на общедомовые нужды:
- в платежных документах за ноябрь 2016 г., в связи с перерасчетом платы за коммунальную услугу "отопление", предоставленную за период с января 2015 г. по май 2016 г.
- в платежных документах за октябрь 2016 г., заключающееся в начисление платы, исходя не из фактического объема потребленной тепловой энергии на отопление в расчетном периоде, а из среднемесячного объема потребления тепловой энергии с последующим перерасчетом в следующем расчетном периоде за отчетным,
По итогам проверки составлен акт проверки от 10.02.2017, выдано предписание от 27.01.2017 N 29-09-07-320, в котором обществу предписывалось:
- отменить корректировку (перерасчет) платы за коммунальную услугу по отоплению, произведенную в порядке, предусмотренном Правилами N 307, и отраженный в платежных документах за ноябрь 2016 г.,
- обеспечить соблюдение порядка расчета начисления платы за коммунальные услуги (отопление) исходя из фактического потребления объема тепловой энергии на отопление за расчетный месяц в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного предписания недействительным.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Из буквального толкования положений ч. 4 ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: одновременно несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Заинтересованное лицо является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области, в рамках исполнения которого выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг. Таким образом, Департамент, принимая оспариваемое предписание, действовало в рамках предоставленных законом полномочий.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользованиям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, вступившими в силу с 01.07.2016, регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
До 01.07.2016 г. отношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307.
Проверкой установлено, что общество в ноябре 2016 года по результатам оказания услуг в период с января 2015 г. по май 2016 г. скорректировало размер платы за отопление в порядке, предусмотренном подп. "б" п. 21 Правил N 307, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 и подп. 3 п. 2 приложения N 2 к указанным Правилам N 307.
Заинтересованное лицо в ходе проверки пришло к выводу о необоснованности корректировки в связи с тем, что норма, предусматривающая возможность корректировки (подпункт 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам), утратила силу с 01.07.2016 г.
Действующим законодательством порядок начисления платы за коммунальные услуги отопления, утвержденный Правилами N 307 не был пролонгирован.
В соответствии с п. 1. п. 2 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Действующий порядок начисления платы за услугу отопление, предусмотренный в п. 42(1) Правил N 354 на территории г. Екатеринбурга предусматривает ежемесячный режим начисления платы за услуги и не предусматривает оснований для проведения перерасчетов (корректировки) размера платы по итогам года, в том числе для проведения перерасчетов (корректировки) размера платы за периоды предоставления коммунальной услуги до 01.07.2016 г. При этом правилами N 307 было предусмотрено проведение один раз в год корректировки платы за услугу отопления, исходя из фактических показаний общедомового прибора учета отопления.
Таким образом, проведение заявителем после 01.07.2016 г. корректировки размера платы (перерасчета) за услугу отопления в порядке, предусмотренном подп. "б" п. 21 Правил N 307 и подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307 за период до 01.07.2016 г. не предусмотрено действующими Правилами N 354 и является незаконным.
ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" имело возможность соблюдать порядок начисления платы и знало об изменении порядка начисления платы за указанные услуги, вступающего в силу с 01.07.2016 года.
Следовательно, ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" выставив перерасчет платы в платежных документах за ноябрь 2016 года за коммунальные услуги отопления, предоставленные на общедомовые нужды за период с января 2015 года по май 2016 года, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, нарушило порядок предоставления коммунальных услуг (начисления платы), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Учитывая изложенное, предписание Департамента N 29-09-08-4 от 10.02.2017 в части пункта 1 вынесено правомерно.
Проверкой установлено нарушение порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, исходя не из фактического объема потребленной тепловой энергии за отопление в расчетном периоде, а из среднемесячного объема потребления тепловой энергии с последующим перерасчетом в следующем расчетном периоде за отчетным периодом.
С 01 июля 2016 года в части начисления платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области вступили в силу Правила N 354 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603.
В соответствии с п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно п. 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В целях формирования платежных документов и предоставления их потребителям не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим, подпункт "е" п. 31 Правил N 354, возлагает на управляющую организацию обязанность снимать показания общедомового прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца.
Положения раздела 6 Правил N 354 определяют порядок расчета и распределения платы за потребленные коммунальные услуги за расчетный период, установленный равным одному календарному месяцу (п. 37 Правил N 354).
В нарушение порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, установленного п. 42(1) Правил N 354, ЗАО "УЖК "Урал-СТ" проведено начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению в платежных документах за октябрь 2016 года собственникам/нанимателям жилых помещений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пионеров, д. 12, корп. 4 исходя не из фактического объема потребленной тепловой энергии на отопление в расчетном периоде, а исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление с последующим перерасчетом в следующем расчетном периоде за отчетным.
Довод заявителя о неисполнимости п. 2 предписания в связи указанием формулировки "в дальнейшем производить начисление платы за коммунальные услуги по отоплению, исходя из фактического потребленного объема тепловой энергии за расчетный месяц", судом отклоняется.
Под словом "в дальнейшем" подразумевается "в будущем, последующем" производить начисление платы за отопление в соответствии с законодательством, действующим в момент проведения расчета платы за коммунальную услугу. При этом в случае утраты действия правил, регулирующих порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги, расчет необходимо производить в соответствии с действующими правилами на дату осуществления расчета.
Указание в предписании на дальнейшее (а значит и постоянное) соблюдение действующего законодательства не нарушает права общества.
Учитывая изложенное, предписание Департамента N 29-09-08-4 от 10.02.2017 в части пункта 2 вынесено правомерно.
Как следует из материалов дела, в п. 1 предписания в графе содержание мероприятий по устранению нарушений указано, что подлежит отмене корректировка платы за коммунальную услугу, отраженную в платежных документах за ноябрь 2017 г.
Заинтересованное лицо пояснило в судебном заседании, что в предписании в части указания месяца платежного документа допущена техническая ошибка, поскольку, исходя из материалов проверки, следует, что период оказания коммунальных услуг, за который произведена корректировка платы, является с января 2015 г. по май 2016 г., согласно акту проверки, заявителем корректировка отражена в платежном документе за ноябрь 2016 г.
26.04.2017 г. Департаментом принят приказ о внесении изменений в предписание N 29-09-04-320/2 от 27.01.2017 г. согласно которому пункт N 1 предписания изложен в редакции: отменить корректировку платы за коммунальную услугу "отопление", произведенную в порядке, предусмотренном Правилами N 307 и отраженный в платежных документах за ноябрь 2016 г. собственников/нанимателям помещений многоквартирного дома N 12 корп. 4 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге.
Таким образом, допущенная техническая ошибка в месяце платежного документа устранена заинтересованным лицом.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Судом установлено, что оспариваемое предписание принято Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.06.2017 ПО ДЕЛУ N А60-10511/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 июня 2017 г. по делу N А60-10511/2017
Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 14 июня 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.В. Ковалевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Окороковой рассмотрел дело N А60-10511/2017 по заявлению Закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" (ИНН 6670174349, ОГРН 1076670015839)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предписания N 29-09-08-320 от 27.01.2017,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Кузнецова Ю.В., представитель по доверенности от 14.02.2017, Назаренко Е.А., представитель по доверенности от 10.02.2016,
от заинтересованного лица: Корольков Е.А., представитель по доверенности N 29-05-36-17 от 09.01.2017.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Закрытое акционерное общество "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области N 29-09-08-320 от 27.01.2017.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признает, в удовлетворении просит отказать по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 26.12.2016 г. по 27.01.2017 г. проведена внеплановая документарная проверка ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" (приказ о проведении внеплановой документарной проверки от 09.12.2016 N 29-09-04-320, акт проверки от 27.01.2017 N 29-09-07-320).
Проверка проведена на предмет соблюдения лицензионного требования подп. "а" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, в части соблюдения требований, установленных к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги собственниками помещений при управлении лицензиатом многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пионеров, д. 12, корп. 4.
В результате проверки установлены нарушение порядка начисления платы за коммунальные услуги по предоставлению тепловой энергии на общедомовые нужды:
- в платежных документах за ноябрь 2016 г., в связи с перерасчетом платы за коммунальную услугу "отопление", предоставленную за период с января 2015 г. по май 2016 г.
- в платежных документах за октябрь 2016 г., заключающееся в начисление платы, исходя не из фактического объема потребленной тепловой энергии на отопление в расчетном периоде, а из среднемесячного объема потребления тепловой энергии с последующим перерасчетом в следующем расчетном периоде за отчетным,
По итогам проверки составлен акт проверки от 10.02.2017, выдано предписание от 27.01.2017 N 29-09-07-320, в котором обществу предписывалось:
- отменить корректировку (перерасчет) платы за коммунальную услугу по отоплению, произведенную в порядке, предусмотренном Правилами N 307, и отраженный в платежных документах за ноябрь 2016 г.,
- обеспечить соблюдение порядка расчета начисления платы за коммунальные услуги (отопление) исходя из фактического потребления объема тепловой энергии на отопление за расчетный месяц в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного предписания недействительным.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Из буквального толкования положений ч. 4 ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: одновременно несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Заинтересованное лицо является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области, в рамках исполнения которого выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг. Таким образом, Департамент, принимая оспариваемое предписание, действовало в рамках предоставленных законом полномочий.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользованиям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, вступившими в силу с 01.07.2016, регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
До 01.07.2016 г. отношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307.
Проверкой установлено, что общество в ноябре 2016 года по результатам оказания услуг в период с января 2015 г. по май 2016 г. скорректировало размер платы за отопление в порядке, предусмотренном подп. "б" п. 21 Правил N 307, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 и подп. 3 п. 2 приложения N 2 к указанным Правилам N 307.
Заинтересованное лицо в ходе проверки пришло к выводу о необоснованности корректировки в связи с тем, что норма, предусматривающая возможность корректировки (подпункт 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам), утратила силу с 01.07.2016 г.
Действующим законодательством порядок начисления платы за коммунальные услуги отопления, утвержденный Правилами N 307 не был пролонгирован.
В соответствии с п. 1. п. 2 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Действующий порядок начисления платы за услугу отопление, предусмотренный в п. 42(1) Правил N 354 на территории г. Екатеринбурга предусматривает ежемесячный режим начисления платы за услуги и не предусматривает оснований для проведения перерасчетов (корректировки) размера платы по итогам года, в том числе для проведения перерасчетов (корректировки) размера платы за периоды предоставления коммунальной услуги до 01.07.2016 г. При этом правилами N 307 было предусмотрено проведение один раз в год корректировки платы за услугу отопления, исходя из фактических показаний общедомового прибора учета отопления.
Таким образом, проведение заявителем после 01.07.2016 г. корректировки размера платы (перерасчета) за услугу отопления в порядке, предусмотренном подп. "б" п. 21 Правил N 307 и подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307 за период до 01.07.2016 г. не предусмотрено действующими Правилами N 354 и является незаконным.
ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" имело возможность соблюдать порядок начисления платы и знало об изменении порядка начисления платы за указанные услуги, вступающего в силу с 01.07.2016 года.
Следовательно, ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" выставив перерасчет платы в платежных документах за ноябрь 2016 года за коммунальные услуги отопления, предоставленные на общедомовые нужды за период с января 2015 года по май 2016 года, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, нарушило порядок предоставления коммунальных услуг (начисления платы), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Учитывая изложенное, предписание Департамента N 29-09-08-4 от 10.02.2017 в части пункта 1 вынесено правомерно.
Проверкой установлено нарушение порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, исходя не из фактического объема потребленной тепловой энергии за отопление в расчетном периоде, а из среднемесячного объема потребления тепловой энергии с последующим перерасчетом в следующем расчетном периоде за отчетным периодом.
С 01 июля 2016 года в части начисления платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области вступили в силу Правила N 354 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603.
В соответствии с п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно п. 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В целях формирования платежных документов и предоставления их потребителям не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим, подпункт "е" п. 31 Правил N 354, возлагает на управляющую организацию обязанность снимать показания общедомового прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца.
Положения раздела 6 Правил N 354 определяют порядок расчета и распределения платы за потребленные коммунальные услуги за расчетный период, установленный равным одному календарному месяцу (п. 37 Правил N 354).
В нарушение порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, установленного п. 42(1) Правил N 354, ЗАО "УЖК "Урал-СТ" проведено начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению в платежных документах за октябрь 2016 года собственникам/нанимателям жилых помещений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пионеров, д. 12, корп. 4 исходя не из фактического объема потребленной тепловой энергии на отопление в расчетном периоде, а исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление с последующим перерасчетом в следующем расчетном периоде за отчетным.
Довод заявителя о неисполнимости п. 2 предписания в связи указанием формулировки "в дальнейшем производить начисление платы за коммунальные услуги по отоплению, исходя из фактического потребленного объема тепловой энергии за расчетный месяц", судом отклоняется.
Под словом "в дальнейшем" подразумевается "в будущем, последующем" производить начисление платы за отопление в соответствии с законодательством, действующим в момент проведения расчета платы за коммунальную услугу. При этом в случае утраты действия правил, регулирующих порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги, расчет необходимо производить в соответствии с действующими правилами на дату осуществления расчета.
Указание в предписании на дальнейшее (а значит и постоянное) соблюдение действующего законодательства не нарушает права общества.
Учитывая изложенное, предписание Департамента N 29-09-08-4 от 10.02.2017 в части пункта 2 вынесено правомерно.
Как следует из материалов дела, в п. 1 предписания в графе содержание мероприятий по устранению нарушений указано, что подлежит отмене корректировка платы за коммунальную услугу, отраженную в платежных документах за ноябрь 2017 г.
Заинтересованное лицо пояснило в судебном заседании, что в предписании в части указания месяца платежного документа допущена техническая ошибка, поскольку, исходя из материалов проверки, следует, что период оказания коммунальных услуг, за который произведена корректировка платы, является с января 2015 г. по май 2016 г., согласно акту проверки, заявителем корректировка отражена в платежном документе за ноябрь 2016 г.
26.04.2017 г. Департаментом принят приказ о внесении изменений в предписание N 29-09-04-320/2 от 27.01.2017 г. согласно которому пункт N 1 предписания изложен в редакции: отменить корректировку платы за коммунальную услугу "отопление", произведенную в порядке, предусмотренном Правилами N 307 и отраженный в платежных документах за ноябрь 2016 г. собственников/нанимателям помещений многоквартирного дома N 12 корп. 4 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге.
Таким образом, допущенная техническая ошибка в месяце платежного документа устранена заинтересованным лицом.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Судом установлено, что оспариваемое предписание принято Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
М.В.КОВАЛЕВА
М.В.КОВАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)