Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2017 N 15АП-5689/2017 ПО ДЕЛУ N А32-40034/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2017 г. N 15АП-5689/2017

Дело N А32-40034/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Кубаньэнергосбыт" - Рожков В.А. по доверенности от 22.12.2016, паспорт;
- от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края - Лазученко С.Г. по доверенности от 13.10.2016 N 75-23551/16-01.14, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Кубаньэнергосбыт"

к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
о признании недействительным предписания от 20.09.2016 N 1318,
установил:

открытое акционерное общество "Кубаньэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании незаконным предписания от 20.09.2016 N 1318.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2017 (резолютивная часть объявлена 01.02.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Открытое акционерное общество "Кубаньэнергосбыт" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2017 (резолютивная часть объявлена 01.02.2017) отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что резолютивная часть решения объявлена без надлежащего уведомления о дате и времени судебного заседания.
Полный текст решения обществом не получен.
Судом апелляционной инстанции установлено отсутствие в материалах дела надлежащего извещения участвующих в деле лиц о верной дате окончания перерыва в судебном заседании, в связи с чем суд пришел к выводу, что дело рассмотрено с нарушением положений пункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ. Определением от 03.05.2017 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А32-40034/2016 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества "Кубаньэнергосбыт" настаивал на доводах заявления, просил заявленные требования удовлетворить. Представитель инспекции настаивал на законности вынесенного предписания.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявления и отзыва на него, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявленные обществом "Кубаньэнергосбыт" требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 2769 от 05.09.2016 государственной жилищной инспекцией Краснодарского края была проведена внеплановая проверка соблюдения ОАО "Кубаньэнергосбыт" правильности начисления платы за коммунальную услугу - электроэнергию, предоставляемую на общедомовые нужды (ОДН) потребителям МКД N 10 по ул. Российская в ст. Кущевская за период с января 2016 по август 2016 года.
Результаты проверки отражены в акте N 2447 от 20.09.2016, согласно которому установлено, что общество осуществляет начисления на ОДН по электроснабжению сверхнормативного потребления коммунальной услуги в отсутствие решения общего собрания собственников о распределении данной коммунальной услуги.
По результатам проверки заявителю выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 1318 от 20.09.2016 в срок до 21.11.2016. Обществу предписано произвести перерасчет по начислению платы за электроэнергию, предоставленной на ОДН потребителям МКД за период с июля 2016 по настоящее время согласно п. 44 Правил N 354.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, общество "Кубаньэнергосбыт" обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края является органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства, она вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений (часть 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493).
Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий выдавшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, подтвержденных судом, выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности по проведению требуемых мероприятий.
Пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ предусмотрено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 названного Кодекса.
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность лиц, проживающих в многоквартирном доме, вносить плату за коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Как следует из материалов дела, управляющей организацией в отношении спорного многоквартирного дома, а, следовательно, и исполнителем коммунальных услуг является ОАО "Жилищно-коммунальный сервис".
В данном случае общество "Кубаньэнергосбыт" в силу абзаца 17 пункта 2 Правил N 354 является ресурсоснабжающей организацией, продающей коммунальный ресурс.
В статье 155 ЖК РФ перечислены случаи, когда оплата гражданами коммунальных услуг допускается напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья (части 7.1, 8 статьи 155 ЖК РФ). Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не установлены.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
В таком случае это считается выполнением собственниками своих обязательств по внесению платы перед управляющей компанией.
В рассматриваемом случае начисление и взимание платы с граждан спорного многоквартирного дома за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды производит общество "Кубаньэнергосбыт" на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за все коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (протокол общего собрания от 12.04.2015).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами N 354.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим названного пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с названными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к названным Правилам.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что спорный многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии. Договор ресурсоснабжения между обществом "Кубаньэнергосбыт" и управляющей компанией на дату проверки ГЖИ Краснодарского края не заключен. Получателем средств населения за электрическую энергию, в том числе на общедомовые нужды является ОАО "Кубаньэнергосбыт".
Начисление платы производится при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за все коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (протокол общего собрания от 12.04.2015).
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных домов на территории Краснодарского края утвержден постановлением Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 N 2/2012-нп. Согласно приложению N 1.3 к данному приказу норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН для многоквартирного дома, не оборудованного лифтом, составляет 0,21 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома по вопросу распределения сверхнормативного расхода электроэнергии на общедомовые нужды отсутствует.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что фактически выставленные к оплате собственнику жилого помещения N 6 дома N 10 по ул. Российская в ст. Кущевская объемы за электроэнергию на общедомовые нужды значительно превышают нормативный объем.
Так, весь полученный объем коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН, общество "Кубаньэнергосбыт распределяет по всем жилым и нежилым помещениям в многоквартирном доме пропорционально их площади, без учета объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, что подтверждается платежными документами, выставленными собственнику помещения N 6 в МКД.
Судом установлено, что площадь всех помещений общего пользования МКД согласно техническому паспорту составляет 215.27 кв. м.
Таким образом, нормативный объем коммунальных услуг на ОДН по электроснабжению составляет произведение установленного норматива и общей площади мест общего пользования и равно 45.21 кВт/ч. (215.27 кв. м х 0.21 кВт.ч).
В силу изложенного, учитывая, что согласно материалам проверки и акту проверки от 20.09.2016 N 2447 отсутствует протокол общего собрания собственников помещений в МКД по вопросу распределения объемов коммунальной услуги на ОДН в размере превышения нормативного объема, объем распределяемых коммунальных услуг на ОДН по электроснабжению не должен превышать вышеуказанных значений, а именно 45.21 кВт/ч.
Исходя из общей площади жилых и нежилых помещений, (1866,76 кв. м согласно сводному реестру и платежным документам), объем коммунальной услуги на ОДН по электроснабжению на 1 кв. м площади принадлежащего потребителю помещения не должен превышать 0,024 кВт/ч (45.21 кВт/ч/1866,73 кв. м).
Общая площадь жилого помещения N 6 составляет 84.41 кв. м. Следовательно, объем распределяемых коммунальных услуг на ОДН по электроснабжению для данного потребителя не должен превышать 0.024 кВт/ч *84,41 кв. м = 2.04 кВт/ч.
Вместе с тем. в материалах проверки имеется платежный документ за июль 2016 года, предъявленный ОАО "Кубаньэнергосбыт" потребителю, собственнику квартиры N 6, согласно которому объем коммунальных услуг по электроснабжению на ОДН за июль 2016 по данной квартире составил 146 кВт/ч. Таким образом, разница составляет 146-2.04=143,96 кВт/ч, что в денежном выражении составляет 143,96 х 3= 431,88 руб.
Аналогичные нарушения установлены и в иные периоды.
Таким образом, ресурсоснабжающей организацией собственнику квартиры N 6 указанного многоквартирного жилого дома начислена плата за электроэнергию на общедомовые нужды сверх установленного норматива при отсутствии решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома о распределении сверхнормативного расхода электроэнергии на общедомовые нужды.
Ссылаясь на решение общего собрания, общество "Кубаньэнергосбыт" не учитывает, что в рассматриваемом случае отсутствует решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Иного из представленных в материалы дела доказательств не следует.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2017 по делу N А32-40034/2016 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)