Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" - Петрусева Н.А. доверенность от 12.01.2016 г. до и после перерыва,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2016 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго",
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.06.2016 года по делу N А72-239/2016 (судья Каргина Е.Е.),
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (432028, г. Ульяновск, пр-кт 50-летия ВЛКСМ, д. 23А, ОГРН 1027301482526, ИНН 7327012462),
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (ОГРН 1057325019916, ИНН 7325052734), г. Ульяновск,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
о признании недействительным представления о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению,
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.12.2015 г. N 1497 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. Заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обжалование (том 1 л.д. 2-3) - дело N А72-239/2016.
ОАО "Ульяновскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 17.12.2015 г. N 19978 о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению (дело N А72-1253/2016) (том 2 л.д. 2-3).
23.03.2016 г. дела по указанным заявлениям объединены в одно производство в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А72-239/2016.
Решением суда первой инстанции от 10.06.2016 года заявленные требования открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" оставлены без удовлетворения.
Суд удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (том 1 л.д. 154-159).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования ОАО "Ульяновскэнерго" в полном объеме.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель указал на то, что судом первой инстанции при вынесении решения были неправильно применены нормы материального права, а именно неверно истолкованы нормы пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, нормы части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Ответчик считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по мотивам, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу от 21.07.2016 г. N 11799.
Административный орган полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы Общества об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ. не могут быть приняты во внимание.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, вмененного ОАО "Ульяновскэнерго", образуют действия Общества по включению в платежные документы, выставляемые потребителям (в таблицу "Расшифровка начислений"), помимо сумм, подлежащих оплате за фактически оказанные ОАО "Ульяновскэнерго" услуги электроснабжения, суммы рекомендованного аванса (т.е. суммы за еще не оказанные ОАО "Ульяновскэнерго" услуги).
Структура платежного документа построена таким образом, что последней (итоговой) графой в таблице "Расшифровка начислений" является графа "Итого к оплате с учетом аванса, руб." (выполненная более крупным и выделенным шрифтом), какие-либо сноски, либо примечания непосредственно в указанной графе "Итого к оплате с учетом аванса, руб." относительно того, что выставленная сумма (итоговая с учетом аванса) является рекомендованной, отсутствуют.
Размещение строки "Итого к оплате с учетом аванса, руб." непосредственно в таблице "Расшифровка начислений" свидетельствует о том, что ОАО "Ульяновскэнерго" фактически произвело начисления, обязательные для оплаты потребителями.
Административный орган полагает, что выставление в платежных документах потребителей (перечисленных в оспариваемом постановлении) за сентябрь 2015 г. итоговых сумм к оплате с учетом аванса - является необоснованной и недостоверной информацией о стоимости фактически оказанных и потребленных потребителями услуг по электроснабжению. Следовательно, указанные в платежных документах итоговые суммы (с учетом аванса), вводят потребителей в заблуждение, относительно фактической стоимости услуг, подлежащих к оплате за расчетный период.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 10.08.2016 года до 15 час 25 мин 17.08.2016 года.
Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". После перерыва судебное заседание было продолжено 17.08.2016 года в 15 час. 25 мин.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, возражения на жалобу, заслушав объяснения участника процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
В Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области поступили обращения потребителей на неправомерные действия Общества, связанные с предъявлением платежей к оплате за потребленную электроэнергию, а именно: из прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска 02.11.2015 г. поступило обращение потребителя Алакина А.Д.; из прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска 02.11.2015 г. поступили обращения потребителя Якушевой Т.П. и потребителя Портновой О.А.
К обращению потребителя Якушевой Т.П. были приобщены копии Счетов на оплату электроэнергии по договору N 1426700 и лицевому счету N 1426700/1 плательщику Якушеву Н.Р. за июль, август, сентябрь 2015 года, к обращению потребителя Портновой О.А. была приобщена копия Счета на оплату электроэнергии по договору N 7358850 и лицевому счету N 7358850/1 плательщику Хвойницкой О.А. за сентябрь 2015 года.
В обращении потребителя Алакина А.Д. счет на оплату электроэнергии отсутствовал, по запросу заявитель представил ответчику Счет на оплату электроэнергии по договору N 1905040 и лицевому счету N 1905040/1 плательщику Алакину А.Д. за сентябрь 2015 года.
Административным органом было установлено, что содержащаяся в счетах на оплату за услуги электроэнергии информация, в части вопросов, касающихся защиты прав потребителей, не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
12.11.2015 г. административным органом в отношении заявителя вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого 11.12.2015 г. в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 1938.
15.12.2015 г. Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области приняло постановление N 1497, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, наказание назначено в виде административного штрафа в сумме 5 000 руб.
17.12.2015 г. в адрес руководителя общества в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ административным органом направлено представление N 19978 о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с соответствующими требованиями (том 1 л.д. 2-3, том 2 л.д. 2-3).
10.06.2016 года Арбитражный суд Ульяновской области принял обжалуемое решение, отказав в удовлетворении требований заявителю (том 1 л.д. 154-159).
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, сделаны соответствующие выводы, на основании которых в удовлетворении требований было отказано.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права, а доводы подателя жалобы несостоятельными, исходя из следующего.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата для потребителей коммунальных услуг включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Основанием для осуществления платежей собственниками жилых домов за коммунальные услуги является договор с организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности.
При этом исполнителем в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом может выступать, в том числе, соответствующая ресурсоснабжающая организация на основании договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (пункты 2, 8 и 9 "Правил предоставления коммунальных услуг").
Согласно положениям пункта 2 статьи 37 Закона "Об электроэнергетике" договором купли-продажи, договором поставки электрической энергии (мощности) может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя электрической энергии или от своего имени, но в интересах потребителя электрической энергии.
Заключение сделки в интересах третьего лица подразумевает как минимум информирование о действиях в его интересах.
С учетом требований пункта 3 статьи 16 Закона "О защите прав потребителей" действия в пользу потребителя, носящие возмездный характер, требуют согласия потребителя, оформленного в письменной форме.
Исходя из части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Договор управления может предусматривать иные сроки платежей.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, или иного специализированного потребительского кооператива (часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данное положение закрепляет принцип оплаты за коммунальные услуги, исходя из фактического объема их потребления, исчисляемого в соответствии с показаниями соответствующих измерительных приборов. При отсутствии таких приборов используются средние нормативы потребления, утверждаемые в установленном порядке.
Аналогичные нормы установлены гражданским законодательством.
При формировании начислений в платежном документе месяца, следующего за отчетным, то есть в текущем месяце, выставляется к оплате фактический объем потребления за прошедший месяц.
Таким образом, положениями жилищного законодательства не предусмотрено авансовое взимание оплаты за еще неиспользованные потребителями ресурсы.
Согласно подпункту "г" пункта 65 "Правил предоставления коммунальных услуг", если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Объем и порядок доведения до потребителей информации об управляющей организации - исполнителе коммунально-бытовых услуг, а также о предоставляемых ею услугах, установлен императивными требованиями статей 8 - 10 Закона "О защите прав потребителей" и пунктами 31, 33, 37, 66, 67, 69 "Правил предоставления коммунальных услуг".
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе), режиме его работы и оказываемых им услугах.
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" определено, что информация об услугах в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях и условия приобретения услуг.
Согласно требованиям пункта 3 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к услугам или иным способом, принятым для отдельных услуг.
Порядок расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги, права, обязанности исполнителя и потребителя указанных услуг определены пунктами 31 - 35 "Правил предоставления коммунальных услуг".
В соответствии с пунктом 31 "Правил предоставления коммунальных услуг" исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания (подпункт "ж"); нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "ф").
Согласно пункту 32 "Правил предоставления коммунальных услуг" исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "а"); осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "ж").
Пунктом 33 "Правил предоставления коммунальных услуг" закреплено право потребителя: на получение от исполнителя сведений о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "б"); на получение от исполнителя информации, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "г).
В силу положений пункта 63 "Правил предоставления коммунальных услуг" потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Согласно пункту 64 "Правил предоставления коммунальных услуг" внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (пункт 66 "Правил предоставления коммунальных услуг").
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 67 "Правил предоставления коммунальных услуг").
Общие требования к содержанию платежного документа установлены пунктом 69 "Правил предоставления коммунальных услуг".
Пунктом 71 указанных Правил закреплено положение, в соответствии с которым "примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам".
В соответствии с пунктом 69 "Правил предоставления коммунальных услуг" в платежном документе должны быть указаны сведения о плательщике и исполнителе, а также содержаться сведения:
- - указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
- - объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
- - объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
- - общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- - сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- иными основаниями, установленными в настоящих Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям;
- - сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
- - сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
- - сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
- - другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Как следует из карточек потребителей Якушева Н.Р., Хвойницкой О.А. и Алакина А.Д., номера договоров N 1426700, N 7358850 и N 1905040 значатся как "старый л/с".
Исходя из пояснений заявителя к определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, письменные договоры с данными потребителями не оформлялись ввиду отсутствия об этом обращения данных потребителей с учетом пункта 23 "Правил предоставления коммунальных услуг".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что потребители не давали свое согласие на включение в платежные документы каких-либо дополнительных сведений, в том числе рекламного характера и авансовых платежей.
В соответствии со статьей 39 Закона "Об электроэнергетике" при выставлении потребителю электрической энергии счета на оплату электрической энергии поставщик обязан раздельно указать стоимость купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
При рассмотрении обращений потребителей и анализе информации, содержащейся в счетах на оплату электроэнергии за сентябрь 2015 года, направленных заявителем этим плательщикам (счет N 5148917 от 06.10.2015 г., N 5034709 от 06.10.2015 г., N 5102520 от 06.10.2015 г.) установлено, что данные счета содержат следующие сведения:
"Бланк для передачи показаний прибора учета электроэнергии за месяц 2015 года" с указанием номера договора, номера лицевого счета соответствующего плательщика; ячеек для внесения показаний прибора учета; сведений о получателе - ОАО "Ульяновскэнерго"; сведений о плательщике; информации о счете для внесения платы; объемах услуги; расшифровках оплаты; расшифровках начислений за сентябрь 2015 года; суммы к оплате.
Стоимость фактически оказанных услуг плательщикам Якушеву Н.Р., Хвойницкой О.А., Алакину А.Д. за сентябрь 2015 года составила соответственно 541, 20 руб., 315, 62 руб. и 205, 44 руб.
С учетом сальдо на конец расчетного периода сумма к оплате составила по данным платежным документам такие же величины.
Далее в таблицу "Расшифровка начислений за 2015.09" включена строка "Рекомендованный аванс за 2015.09, руб.", соответственно по указанным счетам, 463, 00 руб., 300, 00 руб. и 300, 00 руб.
С учетом этого аванса заявитель предъявил плательщикам Якушеву Н.Р., Хвойницкой О.А. и Алакину А.Д. к оплате за сентябрь 2015 года сумму "Итого к оплате с учетом аванса, руб." в размере соответственно 1 297, 71 руб., 615, 62 руб. и 505, 44 руб.
Согласно примечанию "2", указанному мелким шрифтом в счетах на оплату электроэнергии за сентябрь 2015 года, рекомендованный к оплате аванс рассчитан исходя из среднемесячного начисления, но составляет не менее 300 руб.
Сумма аванса вносится плательщиком добровольно в счет будущих платежей в целях участия в акции "Подарки от Ульяновскэнерго".
Далее данные счета на оплату электроэнергии за сентябрь 2015 года, предъявленные плательщикам, содержат информацию об акции "Подарки от Ульяновскэнерго".
Из чего следует, что предъявленные к оплате за сентябрь 2015 года итоговые суммы в платежных документах с учетом аванса по лицевым счетам плательщика Якушева Н.Р. в размере 1 297, 71 руб., плательщика Хвойницкой О.А. в размере 615, 62 руб., плательщика Алакина А.Д. в размере 505, 44 руб. являются информацией, не соответствующей целям отражения стоимости фактически потребленных данными абонентами услуг по электроснабжению.
Таким образом, указанные итоговые суммы, указанные в счетах N 5148917 от 06.10.2015 г., N 5034709 от 06.10.2015 г., N 5102520 от 06.10.2015 г., вводят потребителей в заблуждение относительно стоимости услуг, подлежащих оплате за расчетный период.
Требованиями "Правил предоставления коммунальных услуг" определен исчерпывающий перечень информации, которая должна доводиться исполнителем до сведения потребителя в платежном документе.
ОАО "Ульяновскэнерго", являясь фактически исполнителем услуги по обеспечению потребителей Алакина А.Д., Якушевой Т.П. (плательщик Якушев Н.Р.) и Хвойницкой О.А. электроэнергией, обязано было довести до всех пользователей услуг в доступной форме информацию о стоимости оказываемых услуг, тарифах на них.
При этом информация, предоставляемая потребителю, должна обладать необходимой полнотой и достоверностью, позволяющей составить точное представление об оказываемых услугах и тарифах на них.
Общество, не обеспечив выполнение данного условия, допустило нарушение требований статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона "О защите прав потребителей" (статьи 8 и 10), "Правил предоставления коммунальных услуг" (пункты 33, 65 и 69).
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Согласно положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснению в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При этом в отношении юридических лиц административное законодательство формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Таким образом, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доводы подателя жалобы об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ являются несостоятельными и отклоняются с учетом следующего.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, вмененного заявителю, образуют действия общества по включению в платежные документы, выставленные потребителям (в таблицу "Расшифровка начислений"), помимо сумм, подлежащих оплате за фактически оказанные заявителем услуги электроснабжения, суммы рекомендованного аванса, то есть суммы за еще не оказанные ОАО "Ульяновскэнерго" услуги.
Структура платежного документа построена таким образом, что последней (итоговой) графой в таблице "Расшифровка начислений" является графа "Итого к оплате с учетом аванса, руб.", какие-либо сноски, либо примечания в указанной графе "Итого к оплате с учетом аванса. руб." относительно того, что выставленная сумма (итоговая с учетом аванса) является рекомендованной, отсутствуют.
Размещение строки "Итого к оплате с учетом аванса, руб." непосредственно в таблице "Расшифровка начислений" свидетельствует о том, что заявитель фактически произвел начисления, обязательные для оплаты потребителями.
С учетом этого предъявленные к оплате потребителям за сентябрь 2015 года в вышеперечисленных платежных документах итоговые суммы с учетом аванса являются необоснованной и недостоверной информацией о стоимости фактически оказанных и потребленных потребителями услуг по электроснабжению.
Несостоятельны доводы подателя жалобы относительно того, что никто из потребителей, указанных в постановлении, не произвел оплату электроэнергии за сентябрь 2015 года с учетом аванса. Указанное не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого заявителю административного правонарушения, поскольку состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ является формальным, не требует наступления обязательных последствий.
Таким образом, административное правонарушение подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения.
Процедура привлечения лица к административной ответственности, а также процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены ответчиком.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, правомерно не установил оснований для признания правонарушения малозначительным.
Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.
Необоснованное применение статьи 2.9 КоАП РФ противоречит задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах заявителю надлежало действовать ответственно, опираясь на нормы права, всесторонне анализировать свое поведение, учитывать возможные последствия своих действий (бездействия).
Обществом не представлено доказательств того, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от заявителя действующими правовыми актами, обществом приняты все меры для надлежащего исполнения требований законодательства.
Какие-либо чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля со стороны заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей, судом не установлены.
Назначение в данном случае наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб. соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
С позиции изложенного, у суда отсутствуют основания для отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности от 15.12.2015 г. N 1497.
Оснований для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным представления административного органа от 17.12.2015 г. N 19978 о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, также не имеется.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.06.2016 года по делу N А72-239/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2016 N 11АП-9909/2016 ПО ДЕЛУ N А72-239/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2016 г. по делу N А72-239/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" - Петрусева Н.А. доверенность от 12.01.2016 г. до и после перерыва,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2016 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго",
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.06.2016 года по делу N А72-239/2016 (судья Каргина Е.Е.),
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (432028, г. Ульяновск, пр-кт 50-летия ВЛКСМ, д. 23А, ОГРН 1027301482526, ИНН 7327012462),
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (ОГРН 1057325019916, ИНН 7325052734), г. Ульяновск,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
о признании недействительным представления о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению,
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.12.2015 г. N 1497 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. Заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обжалование (том 1 л.д. 2-3) - дело N А72-239/2016.
ОАО "Ульяновскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 17.12.2015 г. N 19978 о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению (дело N А72-1253/2016) (том 2 л.д. 2-3).
23.03.2016 г. дела по указанным заявлениям объединены в одно производство в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А72-239/2016.
Решением суда первой инстанции от 10.06.2016 года заявленные требования открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" оставлены без удовлетворения.
Суд удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (том 1 л.д. 154-159).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования ОАО "Ульяновскэнерго" в полном объеме.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель указал на то, что судом первой инстанции при вынесении решения были неправильно применены нормы материального права, а именно неверно истолкованы нормы пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, нормы части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Ответчик считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по мотивам, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу от 21.07.2016 г. N 11799.
Административный орган полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы Общества об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ. не могут быть приняты во внимание.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, вмененного ОАО "Ульяновскэнерго", образуют действия Общества по включению в платежные документы, выставляемые потребителям (в таблицу "Расшифровка начислений"), помимо сумм, подлежащих оплате за фактически оказанные ОАО "Ульяновскэнерго" услуги электроснабжения, суммы рекомендованного аванса (т.е. суммы за еще не оказанные ОАО "Ульяновскэнерго" услуги).
Структура платежного документа построена таким образом, что последней (итоговой) графой в таблице "Расшифровка начислений" является графа "Итого к оплате с учетом аванса, руб." (выполненная более крупным и выделенным шрифтом), какие-либо сноски, либо примечания непосредственно в указанной графе "Итого к оплате с учетом аванса, руб." относительно того, что выставленная сумма (итоговая с учетом аванса) является рекомендованной, отсутствуют.
Размещение строки "Итого к оплате с учетом аванса, руб." непосредственно в таблице "Расшифровка начислений" свидетельствует о том, что ОАО "Ульяновскэнерго" фактически произвело начисления, обязательные для оплаты потребителями.
Административный орган полагает, что выставление в платежных документах потребителей (перечисленных в оспариваемом постановлении) за сентябрь 2015 г. итоговых сумм к оплате с учетом аванса - является необоснованной и недостоверной информацией о стоимости фактически оказанных и потребленных потребителями услуг по электроснабжению. Следовательно, указанные в платежных документах итоговые суммы (с учетом аванса), вводят потребителей в заблуждение, относительно фактической стоимости услуг, подлежащих к оплате за расчетный период.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 10.08.2016 года до 15 час 25 мин 17.08.2016 года.
Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". После перерыва судебное заседание было продолжено 17.08.2016 года в 15 час. 25 мин.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, возражения на жалобу, заслушав объяснения участника процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
В Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области поступили обращения потребителей на неправомерные действия Общества, связанные с предъявлением платежей к оплате за потребленную электроэнергию, а именно: из прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска 02.11.2015 г. поступило обращение потребителя Алакина А.Д.; из прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска 02.11.2015 г. поступили обращения потребителя Якушевой Т.П. и потребителя Портновой О.А.
К обращению потребителя Якушевой Т.П. были приобщены копии Счетов на оплату электроэнергии по договору N 1426700 и лицевому счету N 1426700/1 плательщику Якушеву Н.Р. за июль, август, сентябрь 2015 года, к обращению потребителя Портновой О.А. была приобщена копия Счета на оплату электроэнергии по договору N 7358850 и лицевому счету N 7358850/1 плательщику Хвойницкой О.А. за сентябрь 2015 года.
В обращении потребителя Алакина А.Д. счет на оплату электроэнергии отсутствовал, по запросу заявитель представил ответчику Счет на оплату электроэнергии по договору N 1905040 и лицевому счету N 1905040/1 плательщику Алакину А.Д. за сентябрь 2015 года.
Административным органом было установлено, что содержащаяся в счетах на оплату за услуги электроэнергии информация, в части вопросов, касающихся защиты прав потребителей, не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
12.11.2015 г. административным органом в отношении заявителя вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого 11.12.2015 г. в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 1938.
15.12.2015 г. Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области приняло постановление N 1497, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, наказание назначено в виде административного штрафа в сумме 5 000 руб.
17.12.2015 г. в адрес руководителя общества в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ административным органом направлено представление N 19978 о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с соответствующими требованиями (том 1 л.д. 2-3, том 2 л.д. 2-3).
10.06.2016 года Арбитражный суд Ульяновской области принял обжалуемое решение, отказав в удовлетворении требований заявителю (том 1 л.д. 154-159).
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, сделаны соответствующие выводы, на основании которых в удовлетворении требований было отказано.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права, а доводы подателя жалобы несостоятельными, исходя из следующего.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата для потребителей коммунальных услуг включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Основанием для осуществления платежей собственниками жилых домов за коммунальные услуги является договор с организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности.
При этом исполнителем в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом может выступать, в том числе, соответствующая ресурсоснабжающая организация на основании договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (пункты 2, 8 и 9 "Правил предоставления коммунальных услуг").
Согласно положениям пункта 2 статьи 37 Закона "Об электроэнергетике" договором купли-продажи, договором поставки электрической энергии (мощности) может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя электрической энергии или от своего имени, но в интересах потребителя электрической энергии.
Заключение сделки в интересах третьего лица подразумевает как минимум информирование о действиях в его интересах.
С учетом требований пункта 3 статьи 16 Закона "О защите прав потребителей" действия в пользу потребителя, носящие возмездный характер, требуют согласия потребителя, оформленного в письменной форме.
Исходя из части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Договор управления может предусматривать иные сроки платежей.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, или иного специализированного потребительского кооператива (часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данное положение закрепляет принцип оплаты за коммунальные услуги, исходя из фактического объема их потребления, исчисляемого в соответствии с показаниями соответствующих измерительных приборов. При отсутствии таких приборов используются средние нормативы потребления, утверждаемые в установленном порядке.
Аналогичные нормы установлены гражданским законодательством.
При формировании начислений в платежном документе месяца, следующего за отчетным, то есть в текущем месяце, выставляется к оплате фактический объем потребления за прошедший месяц.
Таким образом, положениями жилищного законодательства не предусмотрено авансовое взимание оплаты за еще неиспользованные потребителями ресурсы.
Согласно подпункту "г" пункта 65 "Правил предоставления коммунальных услуг", если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Объем и порядок доведения до потребителей информации об управляющей организации - исполнителе коммунально-бытовых услуг, а также о предоставляемых ею услугах, установлен императивными требованиями статей 8 - 10 Закона "О защите прав потребителей" и пунктами 31, 33, 37, 66, 67, 69 "Правил предоставления коммунальных услуг".
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе), режиме его работы и оказываемых им услугах.
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" определено, что информация об услугах в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях и условия приобретения услуг.
Согласно требованиям пункта 3 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к услугам или иным способом, принятым для отдельных услуг.
Порядок расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги, права, обязанности исполнителя и потребителя указанных услуг определены пунктами 31 - 35 "Правил предоставления коммунальных услуг".
В соответствии с пунктом 31 "Правил предоставления коммунальных услуг" исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания (подпункт "ж"); нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "ф").
Согласно пункту 32 "Правил предоставления коммунальных услуг" исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "а"); осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "ж").
Пунктом 33 "Правил предоставления коммунальных услуг" закреплено право потребителя: на получение от исполнителя сведений о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "б"); на получение от исполнителя информации, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "г).
В силу положений пункта 63 "Правил предоставления коммунальных услуг" потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Согласно пункту 64 "Правил предоставления коммунальных услуг" внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (пункт 66 "Правил предоставления коммунальных услуг").
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 67 "Правил предоставления коммунальных услуг").
Общие требования к содержанию платежного документа установлены пунктом 69 "Правил предоставления коммунальных услуг".
Пунктом 71 указанных Правил закреплено положение, в соответствии с которым "примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам".
В соответствии с пунктом 69 "Правил предоставления коммунальных услуг" в платежном документе должны быть указаны сведения о плательщике и исполнителе, а также содержаться сведения:
- - указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
- - объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
- - объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
- - общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- - сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- иными основаниями, установленными в настоящих Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям;
- - сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
- - сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
- - сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
- - другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Как следует из карточек потребителей Якушева Н.Р., Хвойницкой О.А. и Алакина А.Д., номера договоров N 1426700, N 7358850 и N 1905040 значатся как "старый л/с".
Исходя из пояснений заявителя к определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, письменные договоры с данными потребителями не оформлялись ввиду отсутствия об этом обращения данных потребителей с учетом пункта 23 "Правил предоставления коммунальных услуг".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что потребители не давали свое согласие на включение в платежные документы каких-либо дополнительных сведений, в том числе рекламного характера и авансовых платежей.
В соответствии со статьей 39 Закона "Об электроэнергетике" при выставлении потребителю электрической энергии счета на оплату электрической энергии поставщик обязан раздельно указать стоимость купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
При рассмотрении обращений потребителей и анализе информации, содержащейся в счетах на оплату электроэнергии за сентябрь 2015 года, направленных заявителем этим плательщикам (счет N 5148917 от 06.10.2015 г., N 5034709 от 06.10.2015 г., N 5102520 от 06.10.2015 г.) установлено, что данные счета содержат следующие сведения:
"Бланк для передачи показаний прибора учета электроэнергии за месяц 2015 года" с указанием номера договора, номера лицевого счета соответствующего плательщика; ячеек для внесения показаний прибора учета; сведений о получателе - ОАО "Ульяновскэнерго"; сведений о плательщике; информации о счете для внесения платы; объемах услуги; расшифровках оплаты; расшифровках начислений за сентябрь 2015 года; суммы к оплате.
Стоимость фактически оказанных услуг плательщикам Якушеву Н.Р., Хвойницкой О.А., Алакину А.Д. за сентябрь 2015 года составила соответственно 541, 20 руб., 315, 62 руб. и 205, 44 руб.
С учетом сальдо на конец расчетного периода сумма к оплате составила по данным платежным документам такие же величины.
Далее в таблицу "Расшифровка начислений за 2015.09" включена строка "Рекомендованный аванс за 2015.09, руб.", соответственно по указанным счетам, 463, 00 руб., 300, 00 руб. и 300, 00 руб.
С учетом этого аванса заявитель предъявил плательщикам Якушеву Н.Р., Хвойницкой О.А. и Алакину А.Д. к оплате за сентябрь 2015 года сумму "Итого к оплате с учетом аванса, руб." в размере соответственно 1 297, 71 руб., 615, 62 руб. и 505, 44 руб.
Согласно примечанию "2", указанному мелким шрифтом в счетах на оплату электроэнергии за сентябрь 2015 года, рекомендованный к оплате аванс рассчитан исходя из среднемесячного начисления, но составляет не менее 300 руб.
Сумма аванса вносится плательщиком добровольно в счет будущих платежей в целях участия в акции "Подарки от Ульяновскэнерго".
Далее данные счета на оплату электроэнергии за сентябрь 2015 года, предъявленные плательщикам, содержат информацию об акции "Подарки от Ульяновскэнерго".
Из чего следует, что предъявленные к оплате за сентябрь 2015 года итоговые суммы в платежных документах с учетом аванса по лицевым счетам плательщика Якушева Н.Р. в размере 1 297, 71 руб., плательщика Хвойницкой О.А. в размере 615, 62 руб., плательщика Алакина А.Д. в размере 505, 44 руб. являются информацией, не соответствующей целям отражения стоимости фактически потребленных данными абонентами услуг по электроснабжению.
Таким образом, указанные итоговые суммы, указанные в счетах N 5148917 от 06.10.2015 г., N 5034709 от 06.10.2015 г., N 5102520 от 06.10.2015 г., вводят потребителей в заблуждение относительно стоимости услуг, подлежащих оплате за расчетный период.
Требованиями "Правил предоставления коммунальных услуг" определен исчерпывающий перечень информации, которая должна доводиться исполнителем до сведения потребителя в платежном документе.
ОАО "Ульяновскэнерго", являясь фактически исполнителем услуги по обеспечению потребителей Алакина А.Д., Якушевой Т.П. (плательщик Якушев Н.Р.) и Хвойницкой О.А. электроэнергией, обязано было довести до всех пользователей услуг в доступной форме информацию о стоимости оказываемых услуг, тарифах на них.
При этом информация, предоставляемая потребителю, должна обладать необходимой полнотой и достоверностью, позволяющей составить точное представление об оказываемых услугах и тарифах на них.
Общество, не обеспечив выполнение данного условия, допустило нарушение требований статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона "О защите прав потребителей" (статьи 8 и 10), "Правил предоставления коммунальных услуг" (пункты 33, 65 и 69).
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Согласно положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснению в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При этом в отношении юридических лиц административное законодательство формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Таким образом, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доводы подателя жалобы об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ являются несостоятельными и отклоняются с учетом следующего.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, вмененного заявителю, образуют действия общества по включению в платежные документы, выставленные потребителям (в таблицу "Расшифровка начислений"), помимо сумм, подлежащих оплате за фактически оказанные заявителем услуги электроснабжения, суммы рекомендованного аванса, то есть суммы за еще не оказанные ОАО "Ульяновскэнерго" услуги.
Структура платежного документа построена таким образом, что последней (итоговой) графой в таблице "Расшифровка начислений" является графа "Итого к оплате с учетом аванса, руб.", какие-либо сноски, либо примечания в указанной графе "Итого к оплате с учетом аванса. руб." относительно того, что выставленная сумма (итоговая с учетом аванса) является рекомендованной, отсутствуют.
Размещение строки "Итого к оплате с учетом аванса, руб." непосредственно в таблице "Расшифровка начислений" свидетельствует о том, что заявитель фактически произвел начисления, обязательные для оплаты потребителями.
С учетом этого предъявленные к оплате потребителям за сентябрь 2015 года в вышеперечисленных платежных документах итоговые суммы с учетом аванса являются необоснованной и недостоверной информацией о стоимости фактически оказанных и потребленных потребителями услуг по электроснабжению.
Несостоятельны доводы подателя жалобы относительно того, что никто из потребителей, указанных в постановлении, не произвел оплату электроэнергии за сентябрь 2015 года с учетом аванса. Указанное не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого заявителю административного правонарушения, поскольку состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ является формальным, не требует наступления обязательных последствий.
Таким образом, административное правонарушение подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения.
Процедура привлечения лица к административной ответственности, а также процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены ответчиком.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, правомерно не установил оснований для признания правонарушения малозначительным.
Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.
Необоснованное применение статьи 2.9 КоАП РФ противоречит задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах заявителю надлежало действовать ответственно, опираясь на нормы права, всесторонне анализировать свое поведение, учитывать возможные последствия своих действий (бездействия).
Обществом не представлено доказательств того, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от заявителя действующими правовыми актами, обществом приняты все меры для надлежащего исполнения требований законодательства.
Какие-либо чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля со стороны заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей, судом не установлены.
Назначение в данном случае наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб. соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
С позиции изложенного, у суда отсутствуют основания для отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности от 15.12.2015 г. N 1497.
Оснований для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным представления административного органа от 17.12.2015 г. N 19978 о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, также не имеется.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.06.2016 года по делу N А72-239/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)