Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 февраля 2017 года по делу N А12-70139/2016 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (ИНН 3444179919, ОГРН 1103444005257, адрес местонахождения: 400131, г. Волгоград, ул. Мира, д. 13)
к Администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822, адрес местонахождения: 400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5) в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" (адрес местонахождения: 400066, г. Волгоград, ул. им. Маршала Чуйкова, д. 15)
о признании незаконным предписания,
заинтересованное лицо: Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580, адрес местонахождения: 400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (далее - заявитель, ООО "Комфорт-Сервис") с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда от 17.06.2016 N 1081-р "О прекращении нарушений обязательных требований".
Решением от 28 февраля 2017 года Арбитражный суд Волгоградской области отказал обществу с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда от 17.06.2016 N 1081-р "О прекращении нарушений обязательных требований".
ООО "Комфорт-Сервис" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участники процесса извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 29.03.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.11.2015 на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 64 по ул. Владимирской города Волгограда принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом (далее - МКД) с прежней управляющей организацией ООО "ГУЖФ" и заключении договора с управляющей организацией ООО "Комфорт-Сервис" с 01.03.2016.
ООО "Комфорт-Сервис" обратилось 01.12.2015 (вх. N 04/5203) с заявлением в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области о включении многоквартирного дома N 64 по ул. Владимирской в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Комфорт-Сервис", в Реестр лицензий Волгоградской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Реестр лицензий), представив заключенный с собственниками помещений в данном доме договор управления.
Одновременно с получением Инспекцией заявления ООО "Комфорт-Сервис" о включении многоквартирного дома N 64 по ул. Владимирской в Реестр лицензий, в Инспекцию поступили обращения ООО "ГУЖФ" по вопросу нарушения порядка выбора управляющей организации ООО "Комфорт-Сервис" для управления многоквартирным домом N 64 по ул. Владимирской.
ООО "ГУЖФ" управляло МКД на основании ранее выданной лицензии от 29.05.2016 N 034-000163 (сведения об управлении МКД 64 управляющей организацией ООО "ГУЖФ" внесены в реестр лицензий с 03.08.2015) и Договора управления N 2-УЖФ-04 с 03.08.2015.
С 03.08.2015 ООО "ГУЖФ" осуществляло функции управления МКД 64, на основании заключенных договоров предоставляло потребителям данного МКД жилищно-коммунальные услуги и выставляло счета за них по февраль 2016 года включительно.
С целью проверки доводов поступивших обращений в период времени с 19.01.2016 по 15.02.2016 Инспекцией была проведена документарная проверка соблюдения требований жилищного законодательства РФ при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме N 64 по ул. Владимирской решения о выборе в качестве управляющей организации ООО "Комфорт-Сервис" и заключении договора управления.
По результатам проведенной проверки, не выявившей нарушений, Инспекцией принято решение о внесении многоквартирного дома N 64 по ул. Владимирской в Реестр лицензий в список многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Комфорт-Сервис", с 01.03.2016.
Таким образом, с 01.03.2016 ООО "ГУЖФ" прекратило деятельность по управлению многоквартирным домом N 64 по ул. Владимирской и выставлению платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений в доме, а ООО "Комфорт-Сервис" получило право приступить к управлению многоквартирным домом и взиманию платы за оказание услуг с указанной даты.
Вместе с тем, ООО "Комфорт-Сервис" фактически приступило к осуществлению деятельности по управлению многоквартирном домом N 64 по ул. Владимирской до 01.03.2016, одновременно управляющей организацией производилось выставление собственникам помещений в данном доме платежных документов на оплату услуг по содержанию и ремонту (включая услуги по содержанию общего имущества, техническому обслуживанию лифтового оборудования и управлению) за декабрь 2015 года, январь - февраль 2016 года.
В результате действий ООО "Комфорт-Сервис" собственники помещений в указанном доме получали двойные платежные документы: от ООО "Комфорт-Сервис" и ООО "ГУЖФ", продолжавшего деятельность по управлению домом на законных основаниях.
По данному факту Управлением "Жилищной инспекции Волгограда" администрации Волгограда по результатам проверки (акт от 17.06.2016 N 1081-Р) было выдано предписание ООО "Комфорт-Сервис" от 17.06.2016 N 1081-р с требованием о возврате неправомерно начисленной платы за жилищно-коммунальные услуги в платежных документах за период с декабря 2015 года по февраль 2016 года потребителям в многоквартирном доме N 64 по ул. Владимирской в г. Волгограде в срок до 10.10.2016.
Не согласившись с предписанием от 17.06.2016 N 1081-р, ООО "Комфорт-Сервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего жилищного законодательства и не нарушает прав заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закреплено, что право выбора управления в многоквартирных домах принадлежит собственникам помещений в данном доме.
Как следует из статьи 44 ЖК РФ, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 ЖК РФ. Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 9 названной статьи многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (статья 46 ЖК РФ).
Частями 2, 3 статьи 154 ЖК РФ определено содержание услуг, подлежащих оплате собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политик и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 198 ЖК РФ лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
На основании пункта 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Как было указано выше, 01.11.2015 на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 64 по ул. Владимирской города Волгограда принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с прежней управляющей организацией ООО "ГУЖФ", выборе ООО "Комфорт-Сервис" в качестве управляющей организации и заключении с ним договора управления многоквартирным домом, определив начало исчисления срока его действия с 01.03.2016 (т. 1 л.д. 20).
Таким образом, срок действия договора управления многоквартирным домом и исполнение ООО "Комфорт-Сервис" обязанностей по выполнению условий этого договора, определено собственниками помещений в многоквартирном доме N 64 по ул. Владимирской города Волгограда с 01.03.2016.
Кроме того, указанным решением собственников помещений в многоквартирном доме N 64 по ул. Владимирской города Волгограда, установлено, что с 01.03.2016 плата за некоторые коммунальные услуги вносится непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
При этом определено, что плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, производится на расчетный счет исполнителя коммунальных услуг ООО "Комфорт-Сервис" (т. 1 л.д. 21).
Таким образом, в соответствии с решением собственников, ООО "Комфорт-Сервис" обязано приступить к выполнению обязанности по начислению платы за коммунальные услуги с 01.03.2016.
Кроме того, Инспекцией так же принято решение о внесении многоквартирного дома N 64 по ул. Владимирской в Реестр лицензий в список многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Комфорт-Сервис", с 01.03.2016.
Вместе с тем, ООО "Комфорт-Сервис" фактически приступило к осуществлению деятельности по управлению многоквартирном домом N 64 по ул. Владимирская до 01.03.2016, одновременно управляющей организацией производилось выставление собственникам помещений в данном доме платежных документов на оплату услуг по содержанию и ремонту (включая услуги по содержанию общего имущества, техническому обслуживанию лифтового оборудования и управлению) за декабрь 2015 года, январь - февраль 2016 года.
В результате неправомерных действий ООО "Комфорт-Сервис" собственники помещений в указанном доме получали двойные платежные документы: от "Комфорт-Сервис" и ООО "ГУЖФ", продолжавшего деятельность по управлению домом на законных основаниях.
По данному факту Управлением "Жилищной инспекции Волгограда" администрации Волгограда было выдано предписание ООО "Комфорт-Сервис" от 17.06.2016 N 1081-р с требованием о возврате неправомерно начисленной платы за жилищно-коммунальные услуги в платежных документах за период с декабря 2015 года по февраль 2016 года потребителям в многоквартирном доме N 64 по ул. Владимирская в г. Волгограде в срок до 10.10.2016.
Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Согласно части 5 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Закон N 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Как было указано выше, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом (часть 4 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок определения даты, с которой управляющая организация обязана приступить к выполнению договора управления и к предоставлению коммунальных услуг, урегулирован в пункте 7 статьи 162 ЖК РФ и пункте 14 Правил N 354. При этом функции управления многоквартирным домом объективно не могут быть осуществлены до передачи этого дома управляющей организации.
Согласно реестру лицензий Волгоградской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, размещенном на официальном сайте Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, сведения о МКД 64 включены в реестр лицензий с 01.03.2016.
Учитывая, что МКД 64 включен в реестр лицензии Заявителя с 01.03.2016, а также то, что решением собственников помещений установлено, что договор с управляющей организацией ООО "Комфорт-Сервис" подлежит заключению с 01.03.2016, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что начисление потребителям данного МКД платы за жилищно-коммунальные услуги до этой даты не может быть признано правомерным, поскольку до 01.03.2016 обязательства по управлению МКД и начислению платы исполняло ООО "ГУЖФ".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего жилищного законодательства и не нарушает прав заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "Комфорт-Сервис" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ООО "Комфорт-Сервис" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 16.03.2017 N 832 ООО "Комфорт-Сервис" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ООО "Комфорт-Сервис" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 февраля 2017 года по делу N А12-70139/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 16.03.2017 N 832.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2017 N 12АП-4049/2017 ПО ДЕЛУ N А12-70139/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2017 г. по делу N А12-70139/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 февраля 2017 года по делу N А12-70139/2016 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (ИНН 3444179919, ОГРН 1103444005257, адрес местонахождения: 400131, г. Волгоград, ул. Мира, д. 13)
к Администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822, адрес местонахождения: 400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5) в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" (адрес местонахождения: 400066, г. Волгоград, ул. им. Маршала Чуйкова, д. 15)
о признании незаконным предписания,
заинтересованное лицо: Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580, адрес местонахождения: 400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (далее - заявитель, ООО "Комфорт-Сервис") с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда от 17.06.2016 N 1081-р "О прекращении нарушений обязательных требований".
Решением от 28 февраля 2017 года Арбитражный суд Волгоградской области отказал обществу с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда от 17.06.2016 N 1081-р "О прекращении нарушений обязательных требований".
ООО "Комфорт-Сервис" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участники процесса извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 29.03.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.11.2015 на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 64 по ул. Владимирской города Волгограда принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом (далее - МКД) с прежней управляющей организацией ООО "ГУЖФ" и заключении договора с управляющей организацией ООО "Комфорт-Сервис" с 01.03.2016.
ООО "Комфорт-Сервис" обратилось 01.12.2015 (вх. N 04/5203) с заявлением в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области о включении многоквартирного дома N 64 по ул. Владимирской в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Комфорт-Сервис", в Реестр лицензий Волгоградской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Реестр лицензий), представив заключенный с собственниками помещений в данном доме договор управления.
Одновременно с получением Инспекцией заявления ООО "Комфорт-Сервис" о включении многоквартирного дома N 64 по ул. Владимирской в Реестр лицензий, в Инспекцию поступили обращения ООО "ГУЖФ" по вопросу нарушения порядка выбора управляющей организации ООО "Комфорт-Сервис" для управления многоквартирным домом N 64 по ул. Владимирской.
ООО "ГУЖФ" управляло МКД на основании ранее выданной лицензии от 29.05.2016 N 034-000163 (сведения об управлении МКД 64 управляющей организацией ООО "ГУЖФ" внесены в реестр лицензий с 03.08.2015) и Договора управления N 2-УЖФ-04 с 03.08.2015.
С 03.08.2015 ООО "ГУЖФ" осуществляло функции управления МКД 64, на основании заключенных договоров предоставляло потребителям данного МКД жилищно-коммунальные услуги и выставляло счета за них по февраль 2016 года включительно.
С целью проверки доводов поступивших обращений в период времени с 19.01.2016 по 15.02.2016 Инспекцией была проведена документарная проверка соблюдения требований жилищного законодательства РФ при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме N 64 по ул. Владимирской решения о выборе в качестве управляющей организации ООО "Комфорт-Сервис" и заключении договора управления.
По результатам проведенной проверки, не выявившей нарушений, Инспекцией принято решение о внесении многоквартирного дома N 64 по ул. Владимирской в Реестр лицензий в список многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Комфорт-Сервис", с 01.03.2016.
Таким образом, с 01.03.2016 ООО "ГУЖФ" прекратило деятельность по управлению многоквартирным домом N 64 по ул. Владимирской и выставлению платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений в доме, а ООО "Комфорт-Сервис" получило право приступить к управлению многоквартирным домом и взиманию платы за оказание услуг с указанной даты.
Вместе с тем, ООО "Комфорт-Сервис" фактически приступило к осуществлению деятельности по управлению многоквартирном домом N 64 по ул. Владимирской до 01.03.2016, одновременно управляющей организацией производилось выставление собственникам помещений в данном доме платежных документов на оплату услуг по содержанию и ремонту (включая услуги по содержанию общего имущества, техническому обслуживанию лифтового оборудования и управлению) за декабрь 2015 года, январь - февраль 2016 года.
В результате действий ООО "Комфорт-Сервис" собственники помещений в указанном доме получали двойные платежные документы: от ООО "Комфорт-Сервис" и ООО "ГУЖФ", продолжавшего деятельность по управлению домом на законных основаниях.
По данному факту Управлением "Жилищной инспекции Волгограда" администрации Волгограда по результатам проверки (акт от 17.06.2016 N 1081-Р) было выдано предписание ООО "Комфорт-Сервис" от 17.06.2016 N 1081-р с требованием о возврате неправомерно начисленной платы за жилищно-коммунальные услуги в платежных документах за период с декабря 2015 года по февраль 2016 года потребителям в многоквартирном доме N 64 по ул. Владимирской в г. Волгограде в срок до 10.10.2016.
Не согласившись с предписанием от 17.06.2016 N 1081-р, ООО "Комфорт-Сервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего жилищного законодательства и не нарушает прав заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закреплено, что право выбора управления в многоквартирных домах принадлежит собственникам помещений в данном доме.
Как следует из статьи 44 ЖК РФ, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 ЖК РФ. Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 9 названной статьи многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (статья 46 ЖК РФ).
Частями 2, 3 статьи 154 ЖК РФ определено содержание услуг, подлежащих оплате собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политик и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 198 ЖК РФ лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
На основании пункта 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Как было указано выше, 01.11.2015 на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 64 по ул. Владимирской города Волгограда принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с прежней управляющей организацией ООО "ГУЖФ", выборе ООО "Комфорт-Сервис" в качестве управляющей организации и заключении с ним договора управления многоквартирным домом, определив начало исчисления срока его действия с 01.03.2016 (т. 1 л.д. 20).
Таким образом, срок действия договора управления многоквартирным домом и исполнение ООО "Комфорт-Сервис" обязанностей по выполнению условий этого договора, определено собственниками помещений в многоквартирном доме N 64 по ул. Владимирской города Волгограда с 01.03.2016.
Кроме того, указанным решением собственников помещений в многоквартирном доме N 64 по ул. Владимирской города Волгограда, установлено, что с 01.03.2016 плата за некоторые коммунальные услуги вносится непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
При этом определено, что плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, производится на расчетный счет исполнителя коммунальных услуг ООО "Комфорт-Сервис" (т. 1 л.д. 21).
Таким образом, в соответствии с решением собственников, ООО "Комфорт-Сервис" обязано приступить к выполнению обязанности по начислению платы за коммунальные услуги с 01.03.2016.
Кроме того, Инспекцией так же принято решение о внесении многоквартирного дома N 64 по ул. Владимирской в Реестр лицензий в список многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Комфорт-Сервис", с 01.03.2016.
Вместе с тем, ООО "Комфорт-Сервис" фактически приступило к осуществлению деятельности по управлению многоквартирном домом N 64 по ул. Владимирская до 01.03.2016, одновременно управляющей организацией производилось выставление собственникам помещений в данном доме платежных документов на оплату услуг по содержанию и ремонту (включая услуги по содержанию общего имущества, техническому обслуживанию лифтового оборудования и управлению) за декабрь 2015 года, январь - февраль 2016 года.
В результате неправомерных действий ООО "Комфорт-Сервис" собственники помещений в указанном доме получали двойные платежные документы: от "Комфорт-Сервис" и ООО "ГУЖФ", продолжавшего деятельность по управлению домом на законных основаниях.
По данному факту Управлением "Жилищной инспекции Волгограда" администрации Волгограда было выдано предписание ООО "Комфорт-Сервис" от 17.06.2016 N 1081-р с требованием о возврате неправомерно начисленной платы за жилищно-коммунальные услуги в платежных документах за период с декабря 2015 года по февраль 2016 года потребителям в многоквартирном доме N 64 по ул. Владимирская в г. Волгограде в срок до 10.10.2016.
Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Согласно части 5 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Закон N 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Как было указано выше, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом (часть 4 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок определения даты, с которой управляющая организация обязана приступить к выполнению договора управления и к предоставлению коммунальных услуг, урегулирован в пункте 7 статьи 162 ЖК РФ и пункте 14 Правил N 354. При этом функции управления многоквартирным домом объективно не могут быть осуществлены до передачи этого дома управляющей организации.
Согласно реестру лицензий Волгоградской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, размещенном на официальном сайте Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, сведения о МКД 64 включены в реестр лицензий с 01.03.2016.
Учитывая, что МКД 64 включен в реестр лицензии Заявителя с 01.03.2016, а также то, что решением собственников помещений установлено, что договор с управляющей организацией ООО "Комфорт-Сервис" подлежит заключению с 01.03.2016, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что начисление потребителям данного МКД платы за жилищно-коммунальные услуги до этой даты не может быть признано правомерным, поскольку до 01.03.2016 обязательства по управлению МКД и начислению платы исполняло ООО "ГУЖФ".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего жилищного законодательства и не нарушает прав заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "Комфорт-Сервис" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ООО "Комфорт-Сервис" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 16.03.2017 N 832 ООО "Комфорт-Сервис" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ООО "Комфорт-Сервис" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 февраля 2017 года по делу N А12-70139/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 16.03.2017 N 832.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)