Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2016 N 10АП-10149/2016 ПО ДЕЛУ N А41-15613/16

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2016 г. по делу N А41-15613/16


Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Мальцева С.В., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиной Е.А.,
при участии в заседании:
от истца Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" - Коржова К.А. представитель по доверенности N 31 от 11.05.2016 г.,
от ответчика - Наумова М.Н. представитель по доверенности N 34 исх. -214/2016 от 14.01.2016 г., Никольская С.Ю. представитель по доверенности N 34 исх.-3940/2016 от 13.04.2016 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческой организации
"Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2016 года, принятое судьей Кочергиной Е.В., по делу N А41-15613/16 по иску Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (ИНН 7701169833, ОГРН 1137799018081) к Главному управлению Записи актов гражданского состояния Московской области (ИНН 7709026844, ОГРН 1035005000117) при участии третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области о взыскании денежных средств,

установил:

Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (далее - НО "Фонд капитального ремонта") обратилась в Арбитражный суд Московской области к Главному управлению Записи актов гражданского состояния Московской области (далее - Главное управление ЗАГС Московской области) о взыскании задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в размере 387 028,48 руб. и расходов по государственной пошлине 10 741 руб. (л.д. 2 - 7 т. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.06.2016 по делу А41-15613/16 исковые требования удовлетворены частично. С Главного управления ЗАГС Московской области в пользу НО "Фонд капитального ремонта" взыскана задолженность по уплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в сумме 211 253 руб. 24 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 863 руб. 00 коп. 3. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано (л.д. 138 - 140 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, НО "Фонд капитального ремонта" обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 2 - 4 т. 2).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт изменить, иск удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 "О некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", указанная организация создана с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, и наделена функциями регионального оператора.
Многоквартирные дома, расположенные на территории Московской области, помещения в которых находятся на балансе ГУ ЗАГС МО, включены в региональную программу капитального ремонта "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014 - 2038 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58.
Если собственники в течение двух месяцев после официального опубликования региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта такого дома на счет регионального оператора (ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Фонд капитального ремонта домов по адресам: г. Дубна ул. Московская д. 8, г. Егорьевск ул. Советская д. 185, г. Котельники мкр-н Ковровый д. 25, г. Красноармейск ул. Морозова д. 5, г. Видное пр-т Ленинского Комсомола д. 2/1, г. Лосино-Петровский ул. Октябрьская д. 3, г. Наро-Фоминск ул. Маршала Жуково Г.К. д. 12б, г.п.Серебряные Пруды мкр-н Центральный д. 1, г. Щелково пл.Ленина д. 4, г. Люберцы Октябрьский пр-т д. 12б, г. Орехово-Зуево Центральный бульвар д. 7, г. Климовск пр-т 50 летия Октября д. 13А, г. Куровское ул. Коммунистическая д. 56, г. Мытищи ул. Летная д. 18 корп. 1, г. Луховицы ул. Жуковского д. 35, помещения общей площадью 7234,70 кв. м, которые находятся на балансе ответчика в оперативном управлении (л.д. и 69 - 75 т. 1), сформирован на счете регионального оператора - истца.
Постановлением Правительства Московской области от 03.12.2013 N 1023/54 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 2014 год, который составляет 7 руб. 30 коп. в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме.
16.11.2015 истец направил Главному управлению ЗАГС Московской области претензию с требованием погасить образовавшуюся задолженность по взносам на капремонт за 2014 и 2015 годы.
Однако взносы за капитальный ремонт многоквартирных домов внесены только за 2015 год.
Исковые требования предъявлены в соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. ст. 153, 155, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и мотивированы тем, что Главным управлением ЗАГС Московской области не погашена задолженность по оплате капитального ремонта за 2014 год в размере 387 028,48 руб.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что измененная Программа капитального ремонта многоквартирных домов на территории Московской области, в которую вошли помещения истца, находящиеся в спорных домах, утверждена Постановлением Правительства Московской области от 30 мая 2014 года N 406/16 и опубликована в официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 30 мая 2014 года, в связи с чем расчет капитальных взносов за 2014 год должен быть произведен с 01.09.2014 по 31.12.2014, а не с 30 мая 2014 года.
Обжалуя решение суда первой инстанции, заявитель апелляционной жалобы, полагает, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу ч. 1 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
Собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт. Региональный оператор применяет установленные законодательством меры в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт (ч. 4 ст. 181 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:
1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора;
4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;
5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;
6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений;
7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.
Согласно ч. 2 ст. 167 ЖК РФ нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат размещению органами государственной власти субъекта Российской Федерации в системе в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ст. 168 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2.1 ст. 5 Закона Московской области от 01.07.2013 N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом, или изменения в региональную программу, согласно которым в указанную программу включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" Правительство Московской области вынесло постановление от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2038 годы", данная региональная программа подлежит применению через три месяца после ее вступления в силу.
Согласно информации справочной правовой системы "Консультант-плюс" в данном виде указанное постановление опубликовано не было.
Первоначальный текст документа опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Московской области (http://www.mosreg.ru) 30.01.2014, в изданиях: "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 17, 03.02.2014, "Информационный вестник Правительства МО", N 6, часть 1, 27.05.2014 (постановление, Программа, приложение к Программе (п. п. 1 - 14702)), "Информационный вестник Правительства МО", N 6, часть 2, 27.05.2014 (приложение к Программе (пп. 14703 - 26556)), "Информационный вестник Правительства МО", N 6, часть 3, 09.06.2014 (приложение к Программе (п. п. 26557 - 37621)), "Информационный вестник Правительства МО", N 6, часть 4, 09.06.2014 (приложение к Программе (п. п. 37622 - 48692)).
Полный текст документа с приложениями, в которых указан перечень домов, опубликован только 27.05 - 09.06.2014 года.
Согласно п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно правовых актов РФ федеральных органов, органов исполнительной власти", акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Следовательно, Постановление Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2038 годы" (первоначально, до внесения в него изменений) опубликовано только в конце мая 2014 года и вступило в силу с июня 2014 года.
Согласно ст. 1 Постановления Правительства МО от 30.05.2014 N 406/16 "О внесении изменений в региональную программу Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2038 годы" внесены изменения в региональную программу Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2038 годы" (далее - Программа), утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2038 годы", изложив приложение к Программе "Перечень мероприятий по реализации региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2038 годы" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Измененная Программа капитального ремонта многоквартирных домов на территории Московской области, в которую вошли помещения истца, находящиеся в спорных домах, утверждена Постановлением Правительства Московской области от 30 мая 2014 года N 406/16.
Согласно сведениям о публикации изменений, размещенным в официальном Интернет-портале Правительства Московской области (http://www.mosreg.ru) измененная программа опубликована 30 мая 2014 года.
При таких обстоятельствах, в силу ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, ч. 2.1 ст. 5 Закона Московской области N 66/2013-ОЗ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у ответчика в вышеперечисленных домах только с 1 сентября 2014 года.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод том, что расчет капитальных взносов за 2014 год должен быть произведен с 01.09.2014 по 31.12.2014, а не с 30 мая 2014 года.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции заявителем не представлено.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с положениями статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2016 года по делу N А41-15613/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.С.ЮДИНА

Судьи
С.В.МАЛЬЦЕВ
Э.С.МИРИШОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)