Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-4357/2017

Требование: Об оспаривании решения об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории субъекта РФ и чьи права нарушены.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что строительный орган ошибочно исходил из того, что он не соответствует установленным законом критериям для включения в указанный реестр.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 сентября 2017 г. по делу N 33а-4357-17


судья: О.А. Латышева

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарева, Р.Б. Михайловой, при секретаре К., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева дело по апелляционной жалобе Ж. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 10 мая 2017 года по делу по административному иску Ж. к Министерству строительного комплекса Московской области об оспаривании решения об отказе во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории Московской области и чьи права нарушены
установила:

Ж. обратился в суд с указанным выше административным иском к Министерству строительного комплекса Московской области, не соглашаясь с решением административного ответчика от 21 октября 2016 года об отказе во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного жилого дома на Московской области и чьи права нарушены.
Требования мотивированы тем, что Министерство строительного комплекса Московской области, ошибочно исходило из того, что Ж. не соответствует установленным законом критериям для включения в реестр.
Решением Зеленоградского районного суда г. Москвы от 10 мая 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Ж. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Ж. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Министерства строительного комплекса Московской области, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав Ж., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменяя решения суда.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ при решении вопроса о законности оспариваемого решения Министерства строительного комплекса Московской области верно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (в дальнейшем - Закон от 30 декабря 2004 года) допускается привлечение жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных в установленном порядке в эксплуатацию (пункт 3 части 2 статьи 1).
Согласно пункту 2 ст. 27 Закона от 30 декабря 2004 года он распространяет свое действие на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Первоначальный текст Закона от 30 декабря 2004 года опубликован в "Российской газете" N 292 от 31 декабря 2004 года. В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона от 30 декабря 2004 года он вступил в силу по истечении трех месяцев после дня официального опубликования, то есть 1 апреля 2005 года.
Ж., полагая, что на заключенный ими 10 июля 2009 года с ЗАО "***" предварительный договор распространяются вышеприведенные законоположения, 3 октября 2016 года обратился в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории Московской области и чьи права нарушены.
К своему заявлению Ж. помимо указанного договора приложил документы, подтверждающие исполнение обязательств (путем зачета денежных требований) по оплате строительства многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Развилка.
Решением Министерства строительного комплекса Московской области от 21 октября 2016 года Ж. отказано во включении в Реестр, поскольку он не соответствует критериям отнесения граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных жилых домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого решения Министерства строительного комплекса Московской области, суд признал вывод этого органа государственной власти по спорному вопросу правильным, с чем судебная коллегия согласна.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что определением Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2015 года прекращено производство по делу о банкротстве должника ЗАО "***" в связи с утверждением мирового соглашения, которым установлены порядок и сроки прекращения обязательств должника по требованиям кредиторов, в том числе предусмотрено погашение задолженности перед Ж. в размере *** р. путем передачи ему двух квартир по адресу: ***, в срок не позднее 30 сентября 2017 года.
Более того, в заседании судебной коллегии Ж. пояснил, что ранее заключенный им с ЗАО "***" предварительный договор от 10 июля 2009 года расторгнут.
Таким образом, основанием для предоставления Ж. жилого помещения в настоящее время является не предварительный договор, а определение Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2015 года об утверждении мирового соглашения.
Следовательно, суд, обоснованно исходил из того, что на отношения, связанные с предоставлением жилого помещения по определению суда об утверждении мирового соглашения не распространяются нормы ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2004 года о государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а потому административный ответчик не осуществляет в соответствии с настоящим Федеральным законом контроль за исполнением условий мирового соглашения.
Соответственно, применительно к части 4 названной статьи Федерального закона Министерство строительного комплекса Московской области не должно распространять установленные законом следующие критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших.
В целях реализации приведенных законоположений ст. 23 Закона от 30 декабря 2004 года издан Приказ Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
Данным Приказом утверждены Правила ведения реестра таких граждан (Приложение N 2).
В соответствии с п. 4 приведенных Правил включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Приложения N 1 к настоящему Приказу.
Согласно указанному Приложению критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии) устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются:
1) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;
2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;
3) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);
4) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
5) прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
6) признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;
7) вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими;
8) установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;
9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации. Согласно пунктам 9, 10, 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (Приложение N 2 к упомянутому Приказу), включение в реестр осуществляется на основании заявления (приложение к настоящим правилам) (п. 9).
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю;
3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома;
4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии);
5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии);
6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии).
Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа (п. 10).
Основаниями для отказа во включении заявителя в реестр являются:
1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;
2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;
3) введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;
4) привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7040);
5) привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей (п. 14).
Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение по настоящему делу, и пришел к обоснованному выводу о неисполнении административным истцом обязанности назвать фактические данные, соответствующие конкретным Критериям, перечисленным в п. 2 названного Приложения N 1, в силу которых он подлежит включению в Реестр.
Министерство строительного комплекса Московской области, в свою очередь, обоснованно ссылалось на пп. 1 п. 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (Приложение N 2 к упомянутому Приказу), в силу которого несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших является основанием для отказа во включении заявителя в реестр.
Доводы апелляционной жалобы о том, что до настоящего времени Ж. не получил ни квартиры, ни денежных средств, а мировое соглашение не имеет отношения к вопросу включения его в реестр, судебная коллегия принять не может, поскольку названные Критерии не распространяются на отношения по привлечению денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов на не отведенных для этих целей земельных участках.
Из материалов дела усматривается, что освоение земельного участка в целях жилищного строительства по указанному адресу не предусматривалось условиями инвестиционного контракта от 27 января 2005 года, заключенного между Министерством строительного комплекса Московской области, Муниципальным образованием Ленинского района Московской области, ФСО России (Застройщик) и ЗАО "***" (л.д. 137).
Соответственно, нельзя согласиться и с доводами апелляционной жалобы о том, что было прекращено право пользования указанным земельным участком, так как он изначально не предоставлялся под эти цели.
Более того, в заседании судебной коллегии Ж. пояснил, что строительство жилого дома осуществляется вблизи с парковой зоной.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Министерством строительного комплекса Московской области доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, Ж. не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Руководствуясь ст. 311, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:

решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 10 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)