Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2016 ПО ДЕЛУ N А05-6371/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2016 г. по делу N А05-6371/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от общества Сосковой О.Н. по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекцией Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 июля 2016 года по делу N А05-6371/2016 (судья Чурова А.А.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (место нахождения: 163503, д. Хорьково Архангельской обл. Приморского района, д. 2; ОГРН 1092930001108, ИНН 2921011610; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - инспекция) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 09.03.2016 N ОК-01/07-06/34.
Решением суда от 11 июля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считает, что правомерно при расчетах размера платы за коммунальную услугу применяла площадь жилых и нежилых помещений на основании данных технического паспорта. Указывает на то, что в случае применения при расчете платы за коммунальную услугу - отопление размера площади квартир на основании данных свидетельств о регистрации права собственности, сумма обсчета обществом потребителей будет превышать установленную инспекцией при проверке и указанную в оспариваемом предписании сумму обсчета потребителей.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании просил оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, считает его законным и обоснованным.
Инспекция о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании обращения жильцов дома N 37 в деревне Хорьково Приморского района Архангельской области с жалобой на порядок определения размера платы за коммунальную услугу - отопление проведена внеплановая выездная проверка общества, по результатам которой составлен акт от 09.03.2016 N ОК-03/07-01/194.
В ходе проверки установлено, что управление указанный жилым домом осуществляется обществом, данный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии согласно актам допуска к эксплуатации узла учета тепловой энергии от 11.09.2015 и от 26.01.2016.
Расчет платы за коммунальную услугу отопление производился обществом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) по формуле 3.
При расчете платы по данной формуле в нарушение указанных Правил общая площадь всех жилых и нежилых помещений дома и площадь квартир N 6, 10 и 11 определялась не по данным технического паспорта.
На основании изложенного инспекцией сделан вывод об обсчете потребителей, проживающих в квартирах N 6, 10 и 11 дома N 37 деревни Хорьково Приморского района Архангельской области на общую сумму 2482 руб. 69 коп.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 09.03.2016 N ОК-03/07-06/34, согласно которому общество в срок до 09.06.2016 должно произвести потребителям, проживающим в квартирах N 6, 10 и 11 дома N 37 деревни Хорьково Приморского района Архангельской области, перерасчет платы за отопление период с сентября 2015 года по январь 2016 года соответственно на суммы 1099,07 руб., 774,03 руб. и 609,59 руб.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав оспариваемое предписание незаконным и необоснованным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В данном случае управление спорным многоквартирным домом осуществляется обществом.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В пункте 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В соответствии с абзацем вторым пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.
Согласно пункту 3 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
Pi = Vд x (Si/Sоб) x Тт, где:
- Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом. В случаях, предусмотренных пунктами 42(1) и 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
- Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 даны разъяснения, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В рассматриваемом случае многоквартирный жилой дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Как следует из технического паспорта на жилой дом, составленного по состоянию на 10.09.2009, общая площадь дома составила 1104,8 кв. м, жилая площадь - 1018,9 кв. м, площадь квартиры N 6 без учета лоджии - 60,8 кв. м, с учетом лоджии - 63,6 кв. м, квартиры N 10 без учета лоджии - 49,7 кв. м, с учетом лоджии - 53 кв. м, квартиры N 11 без учета лоджии - 49,7 кв. м, с учетом лоджии - 53,1 кв. м.
На основании этого инспекция посчитала, что при расчете платы за отопление необходимо использовать площадь указанных квартир без учета лоджии.
Общество при расчете платы за отопление использовало размер площади по квартире N 6 - 61,6 кв. м, по квартире N 10 - 49,9 кв. м, по квартире N 11 - 49,3 кв. м.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права от 09.03.2010, 21.01.2010 площадь квартиры N 6 определена в размере 60,7 кв. м, квартиры N 10 - 49,9 кв. м, по квартире N 11 - 49,3 кв. м.
На основании этого общество правомерно при расчете платы за отопление по квартирам N 10 и 11 по спорному дому применяло площадь соответственно 49,9 кв. м и 49,3 кв. м, исходя из данных свидетельств о государственной регистрации права.
На основании данных свидетельства о государственной регистрации права при расчете платы за отопление по квартире N 6 спорного дома следовало применять площадь в размере 60,7 кв. м, а не 61,6 кв. м.
Также из материалов дела следует, что общество при расчете платы за отопление применяло площадь дома в размере 961,1 кв. м, которая не соответствует данным технического паспорта на жилой дом N 37 в дер. Хорьково, в соответствии с которым общая площадь жилых и нежилых помещений составляет 1018,9 кв. м.
Как следует из материалов дела, площадь дома в размере 965,1 кв. м определена обществом самостоятельно расчетным путем. При этом обществу, исходя из указанных выше норм, не представлено право самостоятельно определять расчетным путем площадь дома при начислении платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу.
Таким образом, инспекция правомерно при расчете платы за отопление применила значение, равное 1018,9 кв. м, в то время, как управляющая компания необоснованно в расчете использовала значение, равное 965,1 кв. м.
Исходя из размеров площади квартир N 6, 10 и 11 соответственно 60,7 кв. м, 49,9 кв. м и 49,3 кв. м, а также размера площади дома - 1018,9 кв. м, обсчет по квартирам N 6 и N 11 составил по размеру больше, чем указано инспекцией в предписании, а именно 1125,01 руб. (по предписанию 1099,07 руб.) и 713,42 руб. (по предписанию 609,59 руб.). Указанный расчет приведен в апелляционной жалобе инспекции и проверен судом апелляционной инстанции. Общество не представило какие-либо возражения по приведенному инспекцией в апелляционной жалобе расчету, исходя из указанных размеров площадей по спорным квартирам. Контррасчет обществом также не представлен.
Следовательно, предписание, согласно которому общество обязано произвести потребителям, проживающим в квартирах N 6 и 11 дома N 37 в деревне Хорьково Приморского района Архангельской области, перерасчет платы за отопление за период с сентября 2015 года по январь 2016 года на суммы 1099,07 руб. и 609,59 руб. является законным и обоснованным.
Исходя из размера площади квартиры N 10 - 49,9 кв. м и размера площади дома - 1018,9 кв. м, обсчет по данной квартире составил 722,11 руб., по предписанию обсчет определен в размере 774,03 руб.
Таким образом, предписание, в соответствии с которым общество должно произвести потребителю, проживающему в квартире N 10 дома N 37 в деревне Хорьково Приморского района Архангельской области, перерасчет платы за отопление за период с сентября 2015 года по январь 2016 года является законным и обоснованным в размере 722,11 руб.
В связи с изложенным оспариваемое предписание в части возложения на общество обязанности произвести потребителю, проживающему в квартире N 10 дома N 37 в деревне Хорьково Приморского района Архангельской области, перерасчет платы за отопление за период с сентября 2015 года по январь 2016 года в размере 51,92 руб. является незаконным и подлежит отмене.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует отменить, признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекцией Архангельской области об устранении выявленных нарушений от 09.03.2016 N ОК-01/07-06/34 в части возложения на общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" обязанности произвести потребителю, проживающему в квартире N 10 дома N 37 деревне Хорьково Приморского района Архангельской области, перерасчет платы за отопление за сентябрь 2015 года по январь 2016 года в размере 51,92 руб. В удовлетворении остальной части требований обществу отказать.
Поскольку общество не представило в материалы дела подлинную квитанцию об уплате госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции, распределение судебных расходов в соответствии со статьей 110 АПК РФ судом апелляционной инстанции при вынесении постановления не производится.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 июля 2016 года по делу N А05-6371/2016 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 09.03.2016 N ОК-03/07-06/34 об устранении выявленных нарушений в части возложения на общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" обязанности произвести потребителю, проживающему в квартире N 10 дома N 37 деревни Хорьково Приморского района Архангельской области, перерасчет платы за отопление за сентябрь 2015 года по январь 2016 года в размере 51,92 руб.
В удовлетворении остальной части требований обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
В.И.СМИРНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)