Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.06.2017 N 05АП-1612/2017 ПО ДЕЛУ N А51-23411/2016

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2017 г. по делу N А51-23411/2016


Резолютивная часть постановления оглашена 29 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Н.Н. Анисимовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Э.В. Гуляевой, С.Г. Расторгуевым
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Надеждинского муниципального района Приморского края
апелляционное производство N 05АП-1612/2017
на решение от 27.01.2017
судьи Р.Б. Назметдиновой
по делу N А51-23411/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ИНН 7704307993, ОГРН 1157746180305)
к Администрации Надеждинского муниципального района Приморского края (ИНН 2521001247, ОГРН 1022501062088)
- о признании незаконными бездействия администрации, выразившиеся в не установлении размера платы за содержание жилых помещений для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также обязать установить размер платы;
- при участии:
- от администрации Надеждинского муниципального района Приморского края: Е.С. Синенко, по доверенности от 20.09.2016, сроком действия на 3 года, удостоверение;
- ООО "Главное управление жилищным фондом" - не явилось;
- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "ГУЖФ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконными бездействий Администрации Надеждинского муниципального района Приморского края (далее по тексту - Администрация), выразившихся в не установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Приморский край, Надеждинский район, п. Раздольное, ул. Тухачевского 8, дома NN 78, 93, 124, 130, 147, 148 и обязании установить плату.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, администрация Надеждинского муниципального района Приморского края обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что принятие администрацией Надеждинского муниципального района 21.09.2016 постановления N 503 "Об установлении цен для определения размера платы за содержание жилых помещений", исключает со стороны администрации бездействие.
При этом, администрация подтверждает, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилого помещения, в том числе в отношении государственного жилищного фонда, возложена законом на органы местного самоуправления.
В связи с нахождением в отпуске судьи С.В. Гуцалюк на основании определения от 22.05.2017 произведена ее замена на судью Н.Н. Анисимову, и рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала на основании статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель администрации Надеждинского муниципального района Приморского края доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "Главное управление жилищным фондом", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялись перерывы до 25.05.2017 до 13 часов 20 минут и до 29.05.2017 до 11 часов 45 минут. Об объявлении перерывов лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. Размещение такой информации на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.
Из материалов дела судом установлено, что 27.07.2015 между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (управляющая организация) заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации N 2-УЖФ-ОЗ, в соответствии с которым управляющая организация обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества и ремонт в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными Силами РФ, а также предоставляет коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилищном фонде, в том числе в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: Приморский край, Надеждинский район, п. Раздольное, ул. Тухачевского 8, дома NN 78, 93, 124, 130, 147, 148 (в соответствии с Приложением N 1 к договору).
В связи с вступлением в силу изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия в сфере жилищных вопросов с 01.01.2015 исполняют органы местного самоуправления. В связи с чем ООО "ГУЖФ" письмом от 27.01.2016 N 118 обратилось к главе администрации Надеждинского муниципального района с просьбой проинформировать общество о наличии, отсутствии, либо планировании издания нормативно-правового акта, устанавливающего размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилого фонда, расположенного на территории Надеждинского муниципального района, находящегося на обслуживании ОП "Уссурийский" ООО "ГУЖФ".
Письмом от 01.04.2016 N 682 ООО "ГУЖФ" повторно просило администрацию Надеждинского муниципального района предоставить копии нормативных документов об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и пользования жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилого фонда, расположенного на территории Надеждинского муниципального района, действующих в 2016 году.
ООО "ГУЖФ" письмом от 06.04.2016 на основании представленных расчетов просило администрацию Надеждинского муниципального района установить дифференцированно для каждого многоквартирного дома и общежития, расположенного на территории муниципального образования, размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей, проживающих по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда и собственников помещений в многоквартирном доме, которые при выборе управляющей компании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Письмом от 24.05.2016 ООО "ГУЖФ" повторно просило администрацию Надеждинского муниципального района рассмотреть обращение от 06.04.2016.
27.06.2016 Администрацией дан ответ, из которого следует, что для предоставления нормативных документов об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт необходимо представить письменное подтверждение о выборе способа управления жилого фонда, расположенного по адресам: п. Раздольное, ул. Тухачевского 8, дома NN 78, 93, 124, 130, 147, 148.
В ответ на указанное обращение ООО "ГУЖФ" письмом от 30.06.2016 N 1571 пояснило, что собственником жилого фонда, расположенного по адресу: Приморский край, Надеждинский район, п. Раздольное, ул. Тухачевского, 8 д. д. N 93, 124, 147, 148, 78, 130 - Министерством обороны Российской Федерации 30.06.2015 было принято решение о выборе способа управления - управление управляющей компанией - Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", но решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения им принято не было. В связи с чем, общество повторно просит установить размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, расположенного по адресу: Приморский край, Надеждинский район, п. Раздольное, ул. Тухачевского, 8 д. д. N 93, 124, 147, 148, 78, 130.
Письмом от 12.07.2016 ООО "ГУЖФ" обратилось в администрацию Надеждинского муниципального района с просьбой разъяснить регламент установления платы на содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, сообщить на какой стадии находится процесс рассмотрения представленных документов, а также дату вынесения решения по обращению от 06.04.2016.
21.09.2016 администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края издано постановление N 503 "Об установлении цен для определения размер платы за содержание жилых помещений".
Вместе с тем, посчитав, что бездействие администрации выразилось в не установлении тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилищного фонда, общество, обратилось в суд, с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
По смыслу статьи 13 ГК РФ, статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
В силу части 4 данной статьи наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 3 статьи 156 Кодекса размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Учитывая изложенное, обязанность по установлению размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, в том числе государственного жилищного фонда, возложена на органы местного самоуправления.
При этом обязанность органа местного самоуправления установить размер платы за содержание жилого помещения распространяется также в отношении и тех собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что собственником жилых помещений в спорных многоквартирных домах, переданных в управление обществу по договору от 27.07.2015 N 2-УЖФ-03, является Министерство обороны Российской Федерации, которое в предусмотренном жилищным законодательством порядке не установило размер платы за содержание жилищного фонда.
Поскольку переданные в управление обществу многоквартирные жилые дома, собственником которых является Министерство обороны, относятся к государственному жилищному фонду, орган местного самоуправления обязан установить размеры платы, предусмотренные частью 3 статьи 156 ЖК РФ, в отношении вышеуказанных многоквартирных домов государственного жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования.
Материалами дела подтверждается, что многоквартирные дома, в отношении которых общество просило установить плату за содержание жилых помещений по правилам части 3 статьи 156 ЖК РФ, расположены в границах п. Раздольное, относящегося к Надеждинскому муниципальному району Приморского края.
То обстоятельство, что обязанность по принятию нормативного акта, которым устанавливается плата за содержание спорных жилых помещений, возложена на Администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края, последней не оспаривается.
Напротив, во исполнение возложенной на нее обязанности, администрацией в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Надеждинского муниципального района, принято постановление от 21.09.2016 N 503 "Об установлении цен для определения размера платы за содержание жилых помещений".
Следовательно, на момент обращения в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением о признании бездействия незаконным (04.10.2016), администрацией Надеждинского муниципального района уже было издано постановление N 503, которым установлен размер платы за содержание жилых помещений.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
При таких обстоятельствах, коллегия приходит к выводу о том, что администрация не допустила незаконного бездействия, приняв требуемый в соответствии с положениями ЖК РФ и Закона N 131-ФЗ нормативный правовой акт.
Кроме того, согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку постановление об установлении цен для определения размера платы за содержание жилых помещений на момент обращения в суд с рассматриваемым заявлением уже было принято, права и законные интересы общества нарушены не были, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии условий, установленных статьей 198 АПК РФ, для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Соответственно, обжалуемое решение суда первой инстанции на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Общества в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению по результатам рассмотрения апелляционной жалобы остаются на заявителе.
Сумма излишне уплаченной по заявлению государственной пошлины в сумме 3000 рублей подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2017 по делу N А51-23411/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" из федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче заявления платежным поручением N 51295 от 09.09.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Н.Н.АНИСИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)