Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2017 N 12АП-12730/2017, 12АП-12731/2017 ПО ДЕЛУ N А57-2070/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2017 г. по делу N А57-2070/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2017 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Клочковой Н.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мкртчян Э.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" и Администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2017 года по делу N А57-2070/2017 (судья Д.Ю. Игнатьев),
по иску ассоциации ТСЖ Ленинского района, г. Саратов,
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитет по ЖКХ муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова, в лице ликвидационной комиссии, г. Саратов,
об обязании произвести капитальный ремонт общего имущества,
при участии в судебном заседании:
Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Пасечный С.С. по доверенности от 10.01.2017 года,
Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района - Шельпяков А.В. по доверенности от 04.09.2017 г.,
Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Муниципального образования "Город Саратов" - Бондаренко С.Е. по доверенности от 09.01.2017,
Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Абушаева Г.А. по доверенности от 15.11.2016.
без участия: представители Комитета по управлению имуществом города Саратов, Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", муниципального управления "ДЕЗ по Ленинскому району города Саратова" в лице председателя ликвидационной комиссии, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ (определение Арбитражного суда Астраханской области о принятии искового заявления от 14.02.2017 - изв. N 277967, 277936, 277974; определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017),
установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация ТСЖ Ленинского района (Ассоциация, Истец) с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов", в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (Администрация, Ответчик) с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с требованием обязать муниципальное образование "Город Саратов", в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов", в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- - в многоквартирном доме N 77 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения N 2 к заключению эксперта от 15 июня 2017 года N 2251/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома, на сумму - 612361, 0 руб.; утепление торцевых стен и ремонт межпанельных швов жилого дома, на сумму - 2153283,0 руб.; ремонт стояков, розлива водоотведения (канализации) жилого дома, на сумму - 207282,0 руб.; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома, на сумму - 281740,0 руб.; ремонт стояков системы холодного водоснабжения жилого дома, на сумму - 204177,0 руб.; ремонт стояков, розлива, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения жилого дома, на сумму - 579021,0 руб.; ремонт отмостки жилого дома, на сумму - 107728,0 руб.; ремонт подъезда (N 2) жилого, на сумму - 605682,0 руб.; ремонт цоколя жилого дома, на сумму - 40297,0 рубля, а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 2 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 824;
- - в многоквартирном доме N 81 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения N 3 к заключению эксперта от 15 июня 2017 года N 2251/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт фасада (утепление стен фасада, ремонт межпанельных швов) жилого дома, на сумму - 2776696,0 руб.; ремонт стояков водоотведения (канализации) жилого дома, на сумму - 300610,0 руб.; ремонт розлива и стояков системы центрального отопления жилого дома, на сумму - 3312201,0 руб.; ремонт отмостки жилого дома, на сумму - 146072,0 руб.; ремонт подъездов (с N 1 по N 4) жилого дома, на сумму - 2552739,0 руб.; ремонт цоколя жилого дома, на сумму - 68585,0 рубля, а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 824.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 сентября 2017 года по делу N А57-2066/2017 суд обязал муниципальное образование "Город Саратов", в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов", в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- - в многоквартирном доме N 77 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения N 2 к заключению эксперта от 15 июня 2017 года N 2251/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома на сумму - 612 361 руб.; утепление торцевых стен и ремонт межпанельных швов жилого дома на сумму - 2 153 283 руб.; ремонт стояков, розлива водоотведения (канализации) жилого дома на сумму - 207 282 руб.; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму - 281 740 руб.; ремонт стояков системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму - 204177 руб.; ремонт стояков, розлива, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму - 579 021 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму - 107 728 руб.; ремонт подъезда (N 2) жилого на сумму - 605 682 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму - 40 297 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 2 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 824;
- - в многоквартирном доме N 81 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения N 3 к заключению эксперта от 15 июня 2017 года N 2251/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт фасада (утепление стен фасада, ремонт межпанельных швов) жилого дома на сумму - 2 776 696 руб.; ремонт стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму - 300 610 руб.; ремонт розлива и стояков системы центрального отопления жилого дома на сумму - 3 312 201 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму - 146 072 руб.; ремонт подъездов (с N 1 по N 4) жилого дома на сумму - 2 552 739 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму - 68 585 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 824.
Не согласившись с вынесенным решением, комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов" обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Заявители апелляционных жалоб указывают, что управляющая компания не имеет самостоятельного экономического интереса в данном споре, истцом не были представлены подлинники договоров управления. Отсутствие домов в дополнительных условиях приема передачи жилых домов указывает на то, что АТСЖ Ленинского района приняла многоквартирные дома в надлежащем состоянии и претензий по их техническому состоянию не имела. Суд при вынесении судебного акта должен был руководствоваться сроками проведения капитального ремонта, установленными областной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Счиает, что заключение экспертов от 15 июня 2017 года N 2251/6-3 составлено с нарушением требований части 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ссылается на пропуск истцом срока исковой давности.
От АТСЖ Ленинского района в материалы дела поступили пояснения на апелляционные жалобы, в которых ассоциация просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, поддержали свою позицию по рассматриваемому спору.
Апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие представителей Комитета по управлению имуществом города Саратов, Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", муниципального управления "ДЕЗ по Ленинскому району города Саратова" в лице председателя ликвидационной комиссии, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (ст. 186 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционных жалоб установлены следующие обстоятельства.
С 01 сентября 2015 года Ассоциация ТСЖ Ленинского района на основании заключенных договоров управления от 24 августа 2015 года, утвержденных решениями общих собраний собственников помещений спорных многоквартирных домов, оформленных протоколами от 21 августа 2015 года и лицензии N 064-000149 от 30 апреля 2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Государственной жилищной инспекцией Саратовской области осуществляет в качестве управляющей организации управление многоквартирными домами в г. Саратове (включенными в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Саратовской области): N 77 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. (9-этажный, 2-подъездный, панельный, 1974 года постройки); N 81 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. (9-этажный, 4-подъездный, панельный, 1982 года постройки), далее по тексту - "спорные многоквартирные дома".
Данные договора действующие и заключены на срок с 01 сентября 2015 года и до 31 августа 2020 года (пункт 8.1. договора).
В соответствии с пунктом 4.2.4 указанных договоров управления Ассоциация в интересах собственников жилых и нежилых помещений без доверенности имеет право представлять их законные интересы в судах; предъявление иска в суд об обязании бывшего наймодателя произвести капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"); а также предъявление иных исков, связанных с управлением, содержанием и ремонтом общего имущества дома).
При проведении общих осмотров спорных многоквартирных домов выявлено, что они требуют капитального ремонта.
Письмом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от 01 апреля 2016 года N 9531-ЕС/04 разъяснено, что пунктом 2 Методических рекомендаций по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных приказом Минстроя России от 4 августа 2014 года N 427/ПР, предусматривается, что при определении необходимости проведения капитального ремонта рекомендуется применять ведомственные строительное нормы ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р).
Ведомственные строительные нормы. Правила оценки физического износа жилых зданий. ВСН 53-86 (р) (утверждены Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года N 446) предназначены для оценки физического износа жилых зданий, необходимой при технической инвентаризации, планировании и проектировании капитального ремонта жилищного фонда и содержат примерные составы работ при различной степени износа конструкций и элементов жилых зданий, внутренних инженерных систем.
ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утв. Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312, устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Приложение N 2 к Положению устанавливает минимальную продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов, Приложение N 3 к Положению - минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, Приложение N 9 к Положению - перечень работ, производимых при капитальном ремонте зданий и объектов.
Вышеуказанные осмотры проведены в соответствии с положениями Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", согласно которых капитальный ремонт здания - это ремонт здания с целью, восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
По результатам осмотра в сентябре 2015 года составлены соответствующие акты осеннего осмотра спорных многоквартирных домов.
В свою очередь во всех спорных многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N 2327 от 30 сентября 2010 года "О приватизации жилищного фонда" комитет по управлению имуществом города Саратова от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" производил приватизацию муниципальных жилых помещений.
Согласно договорам на приватизацию жилых помещений, приватизация муниципальных квартир: N 6 дома N 77 по ул. Лебедева-Кумача в г. Саратове произведена - 22 января 2016 года, на основании договора на приватизацию N 5648-16 от 22 января 2016 года; N 24 дома N 77 по ул. Лебедева-Кумача в г. Саратове произведена - 11 марта 2016 года, на основании договора на приватизацию N 5975-16 от 11 марта 2016 года; N 63 дома N 77 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове произведена - 13 апреля 2015 года, на основании договора на приватизацию N 3927-15 от 13 апреля 2015 года; N 12 дома N 81 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове произведена - 18 февраля 2016 года, на основании договора на приватизацию N 5825-16 от 18 февраля 2016 года; N 124 дома N 81 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове произведена - 15 сентября 2015 года, на основании договора на приватизацию N 5012-15 от 15 сентября 2015 года; N 138 дома N 81 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове произведена - 25 декабря 2014 года, на основании договора на приватизацию N 2180-14 от 25 декабря 2014 года.
Считая, что наймодатель несет обязательства по капитальному ремонту, как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирных домах, до момента исполнения обязательства, поскольку на момент приватизации дома требовали капитального ремонта, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что необходимость проведения капитального ремонта на день приватизации квартир и до настоящего времени подтверждена имеющимися в деле актами осмотров, а также заключением экспертов от 15 июня 2017 года N 2251/6-3. В материалы дела не представлены доказательства того, что бывший наймодатель ранее исполнил свою обязанность по производству капитального ремонта спорных многоквартирных жилых домов в части окончательно заявленных исковых требований.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда по доводам апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения им данного обязательства.
Указанная норма является специальной нормой, поскольку в соответствии с ней осуществляется приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах особой категории - требующих капитального ремонта.
Определяя в Законе о приватизации жилищного фонда основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2012 N 389-0-0).
Применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации, в системе действующего законодательства предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Норма статьи 6 Закона о приватизации жилищного фонда является специальной нормой, поскольку в соответствии с нею осуществляется приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах особой категории - требующих капитального ремонта. Из нее следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения им данного обязательства.
В соответствии с имеющимися в материалах дела договорами на приватизацию жилого помещения собственник - администрация МО "Город Саратов" согласно Закону о приватизации жилищного фонда безвозмездно передает, а граждане принимают в собственность квартиру, жилое помещение, находящееся в данном доме. Передаваемое жилье граждане занимают на основании договора социального найма жилого помещения.
На основании актов технического состояния общего имущества спорных многоквартирных домов от сентября 2015 года судом установлено, что на момент приватизации гражданами жилых помещений требовался капитальный ремонт общего имущества этих домов.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонта лифтовых шахт; ремонт подъездов, ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов (ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р)).
Спорные многоквартирные дома имеют лифты и лифтовое оборудование Всесоюзного промышленного объединения "Союзлифтмаш" Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР, изготовленные на территории Союзных республик СССР, установленные при строительстве спорных многоквартирных домов более 25 лет назад и эксплуатируемые по настоящее время.
Пункты 3, 4 Правил "Организации безопасного использования и содержания лифтов...", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года N 743 устанавливают, что "лифт" - это устройство в значении, установленном техническим регламентом Таможенного союза "Безопасность лифтов", организация безопасного использования и содержания которого обеспечивается с соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов".
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2017 года.
В свою очередь, пунктом 5 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 824 - срок службы лифта устанавливается равным 25 годам, со дня ввода его в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 5.5 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" - лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента и отработавшие назначенный срок службы должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего технического регламента.
Требования к капитальному ремонту лифтов установлен Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 марта 2014 года N 93-ст (далее - "Стандарт"), который применяется для обеспечения безопасности в период использования лифта по назначению в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" (пункт 1.1 Стандарта).
Пунктом 7.6.1 Стандарта регламентирован порядок проведения капитального ремонта лифтов и при капитальном ремонте лифтов проводятся ремонт или замена узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс или близких к его выработке с последующей регулировкой, а также поврежденных узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования. После проведения капитального ремонта лифтов проводятся проверка функционирования вновь установленных, отремонтированных узлов и проверка функционирования лифта во всех режимах, предусмотренных руководством по эксплуатации.
В соответствии с пунктом 7.6.3 Стандарта - проведение капитального ремонта лифта должно планироваться, исходя из срока службы составных частей, узлов и оборудования лифта, приведенного в документации изготовителя. В случае отсутствия в документации изготовителя срока службы составных частей этот срок принимают в соответствии с приложением А.1 Стандарта.
Данное приложение устанавливает, что предельный срок службы основного лифтового оборудования (лебедка, шкаф управления, вводное устройство, кабина, противовес, портал, буферное устройство) составляет - 25 лет, а срок службы остальных узлов и механизмов составляет от 5 до 15 лет.
Таким образом, вышеприведенные нормы законодательства указывают на то, что капитальный ремонт лифтов должен проводится, исходя из нескольких самостоятельных критериев: - истечение срока службы составных частей узлов, механизмов и оборудования лифта (пункт 7.6.3 Стандарта) или в случае повреждения различных узлов, элементов, механизмов и оборудования лифтов (пункт 7.6.1 Стандарта).
В спорных многоквартирных домах, необходимость капитального ремонта лифтов обусловлена тем, что срок службы составных частей и оборудования лифта - истек.
Соответственно, обязанность по проведению капитального ремонта лифтов исходит непосредственно из вышеприведенных правовых норм и как следствие каких-либо специальных познаний в вопросе необходимости проведения капитального ремонта лифтов не требуется.
Необходимость капитального ремонта лифтов, отработавших, установленный 25 летний срок службы, подтверждается также разъяснением N 40 от 11 августа 2017 года саморегулируемой организации "Межрегиональная Ассоциация организаций по оценке соответствия "Русьэкспертлифт" - являющейся профильной саморегулируемой организацией по сертификации и испытательных лабораторий по лифтам, отвечающих за оценку соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов".
При этом суд принимает во внимание то, что саморегулируемая организация "Межрегиональная Ассоциация организаций по оценке соответствия "Русьэкспертлифт" создана в марте 2004 года (свидетельство о государственной регистрации N 1047796187119 от 23 марта 2004 года), как Ассоциация экспертных организаций (инженерных центров) лифтовой отрасли.
В соответствии с пунктом 5.7 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального назначения ВСН 58-88 (р), определение стоимости капитального ремонта зданий (объектов) должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным соответственно для капитального ремонта ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора определением Арбитражного суда Саратовской области от 03 мая 2017 года по данному делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено Федеральному бюджетному учреждению "Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (г. Саратов, ул. Кутякова, 10), экспертам Гильгун М.М., Коновальчик О.Ю.
Экспертами установлена необходимость произвести в многоквартирном доме N 77 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения N 2 к заключению эксперта от 15 июня 2017 года N 2251/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома, на сумму - 612361, 0 руб.; утепление торцевых стен и ремонт межпанельных швов жилого дома, на сумму - 2153283,0 руб.; замену лифтового оборудования во всех подъездах жилого дома; ремонт стояков, розлива водоотведения (канализации) жилого дома, на сумму - 207282,0 руб.; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома, на сумму - 281740,0 руб.; ремонт стояков системы холодного водоснабжения жилого дома, на сумму - 204177,0 руб.; ремонт стояков, розлива, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения жилого дома, на сумму - 579021,0 руб.; ремонт отмостки жилого дома, на сумму - 107728,0 руб.; ремонт подъезда (N 2) жилого, на сумму - 605682,0 руб.; ремонт цоколя жилого дома, на сумму - 40297,0 рубля.
Экспертами установлена необходимость произвести в многоквартирном доме N 81 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения N 3 к заключению эксперта от 15 июня 2017 года N 2251/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт фасада (утепление стен фасада, ремонт межпанельных швов) жилого дома, на сумму - 2776696,0 руб.; замену лифтового оборудования во всех подъездах жилого дома; ремонт стояков водоотведения (канализации) жилого дома, на сумму - 300610,0 руб.; ремонт розлива и стояков системы центрального отопления жилого дома, на сумму - 3312201,0 руб.; ремонт отмостки жилого дома, на сумму - 146072,0 руб.; ремонт подъездов (с N 1 по N 4) жилого дома, на сумму - 2552739,0 руб.; ремонт цоколя жилого дома, на сумму - 68585,0 рубля.
Установить возможные сроки проведения работ по капитальному ремонту для устранения выявленных дефектов, эксперту-строителю не предоставляется возможным, в связи отсутствием научно-обоснованной методики определения сроков проведения работ на стадии проведения экспертизы.
Кроме того, в ходе проведения экспертизы экспертами по спорным многоквартирным домам составлены локальные сметные расчеты, которые отражены в Приложениях NN 2,3 заключения эксперта N 2251/6-3 от 15 июня 2017 года.
Допрошенные в ходе судебного заседания эксперты подтвердили выводы, изложенные в экспертном заключении N 2251/6-3 от 15 июня 2017 года, но вместе с тем, частично согласились с замечаниями ответчика и третьих лиц, связанными с количеством рассчитанных расходных материалов, необходимых при производстве требуемых работ, в сторону их уменьшения, что ими было отражено в письменных пояснениях, приобщенных судом к материалам дела.
Также эксперты пояснили, что все указанные в заключении работы обоснованно отнесены ими к работам по капитальному ремонту общего имущества спорных многоквартирных домов, ввиду его физического износа более нормативных показателей, установленных Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий. ВСН 53-86 (р), утвержденных Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года N 446, а относительно замены лифтового оборудования ввиду истечения предельного срока эксплуатации, установленного пунктом 5 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 824 и Правилами "Организации безопасного использования и содержания лифтов...", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года N 743.
В силу части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является всего лишь одним из доказательств, исследуемых наряду с другими доказательствами по делу. Таким образом, процессуальный статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеется заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит оценке арбитражным судом наравне с другими представленными доказательствами.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, заключение эксперта оценивается судом наряду с другими доказательствами по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что необходимость проведения капитального ремонта на день приватизации квартир и до настоящего времени подтверждена имеющимися в деле актами осмотров, а также заключением экспертов 2251/6-3 от 15 июня 2017 года.
Доказательств того, что бывший собственник жилого дома - наймодатель исполнил свою обязанность по производству капитального ремонта с момента постройки многоквартирных жилых домов, в материалы дела не представлено.
Согласно статье 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей обязанности наймодателя жилого помещения по надлежащей эксплуатации жилого дома, Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099, утративших силу с 23.05.2006, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определяющих порядок предоставления и оплаты услуг, права и обязанности потребителей, права, обязанность и ответственность исполнителей, в том числе по эксплуатации, сохранности и содержанию жилищного фонда, обязанность по обслуживанию и ремонту жилого дома была возложена на государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, обслуживающие этот дом.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела III ЖК РФ.
Из смысла приведенных выше норм права, а также общих положений закона об исполнении обязательств, следует, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении ранее возникших обязательств за организацией, обязанной выполнить капитальный ремонт многоквартирного дома, такая обязанность сохраняется до ее исполнения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 ГК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обязанность по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления), и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. При этом данная обязанность сохраняется, как перед гражданами, приватизировавшими жилые помещения до передачи дома в управление, так и перед гражданами, являвшимися на момент передачи дома в управление нанимателями жилых помещений в объеме обязательств, установленных законом применительно к договору социального найма.
Доказательств проведения капитального ремонта спорных домов ответчиком не представлено.
Исходя из того, что эксперты в своем заключении не смогли ответить на вопрос о сроках проведения вышеуказанных ремонтных работ, суд принимает во внимание ответы ООО "СтройЛифт", ООО "Саратовжилстрой" и ООО "РемКом" - организаций имеющих технические возможности по проведению работ, необходимость которых установлена экспертным заключением.
Согласно ответу от 20 апреля 2017 года ООО "Стройлифт" сообщило, что зарегистрировано 01 марта 2012 года в ИФНС Ленинского района г. Саратова. Основным видом его деятельности является поставка, монтаж, пусконаладка, диспетчеризация пассажирских лифтов любого производителя. Оно имеет допуск к данным видам работ, выданный НП "МОС (СРО)" (свидетельство N СРО-С-057-6453120642-003212-1).
Общее время выполнения работ по замене лифтов, отработавших назначенный срок службы, с учетом поставки, составляет: до 10 остановок - 50 календарных дней; до 18 остановок - 60 календарных дней.
Согласно ответу от 03 мая 2017 года ООО "РемКом" сообщило, что оно располагает техническими возможностями по капитальному ремонту подъездов, кровель, систем электро-, тепло-, холодного и горячего водоснабжения, утепление фасадов, отмосток многоквартирных домов в сроки от 9-ти до 35-ти дней, при этом различные виды работ могут проводиться одновременно.
Ответом N 232 от 03 мая 2017 года ООО "Саратовжилстрой" сообщило, что оно располагает техническими возможностями по капитальному ремонту подъездов, кровель, систем электро-, тепло-, холодного и горячего водоснабжения, утепление фасадов, отмосток многоквартирных домов в сроки от 9-ти до 35-ти дней, при этом различные виды работ могут проводиться одновременно.
Объем необходимых для проведения капитального ремонта работ спорного многоквартирного дома, а также их стоимость определены в экспертном заключении 2251/6-3 от 15 июня 2017 года. Стоимость работ ответчиком и третьими лицами не оспорена.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая действующие в спорный период нормы права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований в части обязания администрации МО "Город Саратов" за счет средств казны МО произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: N 77, N 81 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове.
Довод апеллянтов о том, что истец не вправе обращаться в суд с данным исковым требованием, так как данное право принадлежит лицам, приватизировавшим жилые помещения в данном доме, подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку право АТСЖ Ленинского района г. Саратова: в интересах собственников жилых и нежилых помещений без доверенности представлять их законные интересы в судах; предъявлять иски в суд об обязании бывшего наймодателя произвести капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"); а также предъявлять иные иски, связанные с управлением, содержанием и ремонтом общего имущества спорных домов, закреплено в протоколах общих собраний собственников помещений спорных многоквартирных домов, оформленных протоколами от 21 августа 2015 года.
Отклоняя доводы заявителей апелляционных жалоб о пропуске истцом срока исковой давности, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
За дату начала отсчета срока исковой давности ответчиком принята дата первой приватизации жилого помещения в спорном доме.
Норма статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" является специальной нормой, поскольку в соответствии с нею осуществляется приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах особой категории - требующих капитального ремонта. Из нее следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения им данного обязательства.
При этом, как указано в части 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
В ответе на 5 вопрос "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 года", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 01 августа 2007 года, разъяснено, что согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 6.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 года N 10-П, - вводя общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в таких домах, федеральный законодатель не мог не учитывать положения Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определяющего основные принципы и порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, статьей 16 которого в отношении домов, требующих капитального ремонта, за бывшими наймодателями - исходя из принципов социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти - была сохранена обязанность производить капитальный ремонт таких домов в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Будучи дополнительной гарантией права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, данная статья, как указал Конституционный Суд РФ, имеет обеспечительно-гарантийный характер и направлена на защиту имущественных и жилищных прав таких граждан, причем сфера ее действия распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, безотносительно к тому, в чьей собственности - государственных или муниципальных образований - эти помещения находились прежде (Определения КС РФ от 19 октября 2010 года N 1334-О-О, от 14 июля 2011 года N 886-О-О и от 1 марта 2012 года N 389-О-О).
Изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая не утратила силу и продолжает действовать, т.е. обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов.
Данная обязанность соответственно возникает у наймодателя с момента первой приватизации и при ее невыполнении сохраняется в последующем до приватизации последней муниципальной квартиры в доме. То есть эта обязанность является длящеюся.
Соответственно с иском к наймодателю имел право обратиться, как первый приватизирующий муниципальную квартиру в доме наниматель, так и последующее в рамках срока исковой давности, который исчисляется к каждому нанимателю отдельно.
Приватизации в рамках рассматриваемого иска были произведены в период с 25 декабря 2014 года (исковое заявление подано - 08 февраля 2017 года) по 11 марта 2016 года и соответственно срок исковой давности не пропущен.
Таким образом, определение начала течения срока исковой давности датой первой приватизации не основано на нормах действующего законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что истцом не пропущен срок исковой давности по заявленным исковым требованиям, правомерен.
Рассмотрев доводы апеллянтов о несогласии с экспертным заключением, судебная коллегия считает, что заявителями не представлено доказательств наличия противоречий в проведенной экспертизе или необоснованности выводов экспертов.
Несогласие стороны спора с заключением экспертизы и выводами суда, сделанными по результатам рассмотрения дела, не является основанием для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2017 года по делу N А57-2070/2017 подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", Администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов" в соответствии со статьей 333.35 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб, судебной коллегией не разрешался.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2017 года по делу N А57-2070/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
О.В.ЛЫТКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)