Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5579/2017) акционерного общества "Универсам" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06 марта 2017 года по делу N А70-16135/2016 (судья Курындина А.Н.), принятое по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (ОГРН 1147232010530, ИНН 7204201389) к акционерному обществу "Универсам" (ОГРН 1037200551630, ИНН 7202063239) о взыскании 905 341 руб. 60 коп.,
установил:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (далее - НО "ФКР ТО", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Акционерному обществу "Универсам" (далее - АО "Универсам", ответчик) о взыскании 853 987 руб. 50 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с мая 2015 по июль 2016, а также 51 354 руб. 10 коп. пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт за период с 11.01.2016 по 24.08.2016.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06 марта 2017 года по делу N А70-16135/2016 исковые требования удовлетворены.
АО "Универсам", не согласившись с решением суда, обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ответчик указывает на то, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о перечислении взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, так как протокол от 14.04.2015 содержит недостоверные сведения относительно выбора управляющей компании; документы на оплату ответчику не передавались.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Руководствуясь статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Универсам" на праве собственности принадлежит ряд нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 90/1, которые входят в состав многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 90, а именно:
- - помещение (магазин) общей площадью 7 118, 9 м2;
- - нежилое помещение (складское) общей площадью 125 м2;
- - нежилое помещение (литера А, а2) общей площадью 347,1 м2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.08.2016 N 72/001/256/2016-92843.
Истец является региональным оператором в Тюменской области и осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 580-п "О создании регионального оператора".
Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы была утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы" и официально опубликована на официальном портале органов государственной власти Тюменской области 18.12.2014.
Собственники помещений в многоквартирном доме N 90 по ул. Республики в г. Тюмени выбрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, то есть НО "ФКР ТО", что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 14.04.2015.
Указанный многоквартирный дом был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы при ее утверждении.
Таким образом, по утверждению истца, обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт возникла у ответчика, начиная с мая 2015 года.
Суммы ежемесячных взносов на капитальный ремонт в отношении принадлежащих ответчику на праве собственности нежилых помещений составляют:
- - помещение (магазин) общей площадью 7 118, 9 м2 - 53 391 руб. 75 коп., из расчета: 7 118, 9 м2 x 7,50 руб. = 53 391 руб. 75 коп., где 7 118, 9 м2 - общая площадь помещения; 7,50 руб. - минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
- - нежилое помещение (складское) общей площадью 125 м2 - 937 руб. 50 коп., из расчета: 125 м2 x 7,50 руб. = 937 руб. 50 коп., где 125 м2 - общая площадь помещения; 7,50 руб. - минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
- - нежилое помещение (литера А, а2) общей площадью 347,1 м2 - 2 603 руб. 25 коп., из расчета: 347,1 м2 x 7,50 руб. = 2 603 руб. 25 коп., где 347,1 м2 - общая площадь помещения; 7,50 руб. - минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Уплата взносов на капитальный ремонт в отношении всех перечисленных нежилых помещений за период с мая 2015 года по июль 2016 года ответчиком не производилась, в связи с чем у него имеется задолженность в общей сумме 853 987 руб. 50 коп. В связи с отсутствием оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на счет регионального оператора, НО "ФКР ТО" в адрес АО "Универсам" направлена претензия о необходимости погашения задолженности от 25.08.2016 N 4483. Поскольку в добровольном порядке ответчик требования истца не исполнил, НО "ФКР ТО" обратился в суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев материалы дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают в том числе в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из решений собраний в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно положениям статей 39, 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Таким образом, собственник нежилого (жилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В постановлении Правительства Тюменской области от 14.04.2014 N 157-п "Об установлении срока принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта" предусмотрено, что в Тюменской области срок для принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта составляет четыре месяца со дня официального опубликования принятой в установленном законодательством Тюменской области порядке региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
По правилам части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 той же статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 той же статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 ЖК РФ сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Аналогичный порядок предусмотрен статьей 6.10 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области".
Как определено частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
По правилам части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Статьей 6.9. Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" установлен более ранний срок возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт - по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы была утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы" и официально опубликована на официальном портале органов государственной власти Тюменской области 18.12.2014.
Как указывалось выше, многоквартирный дом, в состав которого входят принадлежащие ответчику на праве собственности нежилые помещения, был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы при ее утверждении.
Таким образом, обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт возникла у ответчика с мая 2015 года.
Довод ответчика о том, что у него отсутствует обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт, в связи с не предоставлением платежных документов и не заключением договора истцом, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Действительно, во исполнение пункта 9 части 2 статьи 155 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества, в котором вносится взнос.
Однако предоставление документа на оплату не является условием, при выполнении которого у собственника помещения возникает обязанность по оплате взноса на капитальный ремонт, поскольку законодательство (часть 3 статьи 169 ЖК РФ, статья 6.9 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области") связывает возникновение таковой с истечением определенного периода времени (в данном случае - 4 месяца) после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такое обстоятельство в данном случае наступило, а потому доводы подателя жалобы в данной части со ссылкой на часть 1 статьи 165.1 ГК РФ отклоняются как не влияющие на возникновение обязанности по оплате спорных взносов.
Следовательно, взносы на капитальный ремонт с мая 2015 года ответчик должен был оплачивать на счет истца.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 642-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляет 7 руб. 50 коп. в месяц в расчете на один квадратный метр жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме.
Право собственности ответчика на нежилые помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 90, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Собственники помещений в указанном многоквартирном доме выбрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, то есть НО "ФКР ТО", что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 14.04.2015.
Доводы подателя жалобы относительно недостоверности данного протокола основаны на том, что по вопросу о выборе управляющей компании собственники проголосовали за выбор ООО УК "ЭнергоСервис", хотя управление многоквартирным домом продолжало осуществляться ООО УК "Жилищный стандарт", отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку материалами дела не подтверждается, что в установленном порядке были оспорены и признаны недействительными результаты голосования по вопросу о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, отсутствуют данные об ином волеизъявлении собственников по данному вопросу. Кроме того, даже если в какой-то части принятые на общем собрании собственников многоквартирного дома решения не были реализованы, это не свидетельствует о недействительности протокола в целом или отдельных решений, зафиксированных в нем. Также не подтвержден документально ответчиком и довод об оплате взносов на капитальный ремонт управляющей компании (отсутствуют платежные документы).
Соответственно, собственники помещений в многоквартирном доме, в состав которого входят принадлежащие ответчику на праве собственности помещения, в установленные законодательством сроки выбрали способ формирования фонда капитального ремонта - на счете регионального оператора и довели эти сведения до истца.
Исходя из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства внесения ответчиком платы на капитальный ремонт, решение суда первой инстанции о взыскании 853 987 руб. 50 коп. за период с мая 2015 года по июль 2016 года является обоснованным.
Также истец просит взыскать с ответчика 51 354 руб. 10 коп. пени за период с 11.01.2016 по 24.08.2016.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В случае неисполнения собственником обязанности по своевременному внесению платы за коммунальные и жилищные услуги, пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ регламентирована обязанность по оплате кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Поскольку судом установлен факт неисполнения обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт, применение к ответчику ответственности в виде пени обоснованно.
Расчет пени судом проверен, признан обоснованным. Порядок расчета податель жалобы не оспаривает, контррасчет не представляет.
Соответственно требование о взыскании пени в размере 51 354 руб. 10 коп. обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по государственной пошлине за ее подачу в сумме 3000 руб. относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 06 марта 2017 года по делу N А70-16135/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2017 N 08АП-5579/2017 ПО ДЕЛУ N А70-16135/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2017 г. N 08АП-5579/2017
Дело N А70-16135/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5579/2017) акционерного общества "Универсам" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06 марта 2017 года по делу N А70-16135/2016 (судья Курындина А.Н.), принятое по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (ОГРН 1147232010530, ИНН 7204201389) к акционерному обществу "Универсам" (ОГРН 1037200551630, ИНН 7202063239) о взыскании 905 341 руб. 60 коп.,
установил:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (далее - НО "ФКР ТО", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Акционерному обществу "Универсам" (далее - АО "Универсам", ответчик) о взыскании 853 987 руб. 50 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с мая 2015 по июль 2016, а также 51 354 руб. 10 коп. пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт за период с 11.01.2016 по 24.08.2016.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06 марта 2017 года по делу N А70-16135/2016 исковые требования удовлетворены.
АО "Универсам", не согласившись с решением суда, обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ответчик указывает на то, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о перечислении взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, так как протокол от 14.04.2015 содержит недостоверные сведения относительно выбора управляющей компании; документы на оплату ответчику не передавались.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Руководствуясь статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Универсам" на праве собственности принадлежит ряд нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 90/1, которые входят в состав многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 90, а именно:
- - помещение (магазин) общей площадью 7 118, 9 м2;
- - нежилое помещение (складское) общей площадью 125 м2;
- - нежилое помещение (литера А, а2) общей площадью 347,1 м2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.08.2016 N 72/001/256/2016-92843.
Истец является региональным оператором в Тюменской области и осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 580-п "О создании регионального оператора".
Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы была утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы" и официально опубликована на официальном портале органов государственной власти Тюменской области 18.12.2014.
Собственники помещений в многоквартирном доме N 90 по ул. Республики в г. Тюмени выбрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, то есть НО "ФКР ТО", что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 14.04.2015.
Указанный многоквартирный дом был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы при ее утверждении.
Таким образом, по утверждению истца, обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт возникла у ответчика, начиная с мая 2015 года.
Суммы ежемесячных взносов на капитальный ремонт в отношении принадлежащих ответчику на праве собственности нежилых помещений составляют:
- - помещение (магазин) общей площадью 7 118, 9 м2 - 53 391 руб. 75 коп., из расчета: 7 118, 9 м2 x 7,50 руб. = 53 391 руб. 75 коп., где 7 118, 9 м2 - общая площадь помещения; 7,50 руб. - минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
- - нежилое помещение (складское) общей площадью 125 м2 - 937 руб. 50 коп., из расчета: 125 м2 x 7,50 руб. = 937 руб. 50 коп., где 125 м2 - общая площадь помещения; 7,50 руб. - минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
- - нежилое помещение (литера А, а2) общей площадью 347,1 м2 - 2 603 руб. 25 коп., из расчета: 347,1 м2 x 7,50 руб. = 2 603 руб. 25 коп., где 347,1 м2 - общая площадь помещения; 7,50 руб. - минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Уплата взносов на капитальный ремонт в отношении всех перечисленных нежилых помещений за период с мая 2015 года по июль 2016 года ответчиком не производилась, в связи с чем у него имеется задолженность в общей сумме 853 987 руб. 50 коп. В связи с отсутствием оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на счет регионального оператора, НО "ФКР ТО" в адрес АО "Универсам" направлена претензия о необходимости погашения задолженности от 25.08.2016 N 4483. Поскольку в добровольном порядке ответчик требования истца не исполнил, НО "ФКР ТО" обратился в суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев материалы дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают в том числе в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из решений собраний в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно положениям статей 39, 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Таким образом, собственник нежилого (жилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В постановлении Правительства Тюменской области от 14.04.2014 N 157-п "Об установлении срока принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта" предусмотрено, что в Тюменской области срок для принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта составляет четыре месяца со дня официального опубликования принятой в установленном законодательством Тюменской области порядке региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
По правилам части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 той же статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 той же статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 ЖК РФ сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Аналогичный порядок предусмотрен статьей 6.10 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области".
Как определено частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
По правилам части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Статьей 6.9. Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" установлен более ранний срок возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт - по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы была утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы" и официально опубликована на официальном портале органов государственной власти Тюменской области 18.12.2014.
Как указывалось выше, многоквартирный дом, в состав которого входят принадлежащие ответчику на праве собственности нежилые помещения, был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы при ее утверждении.
Таким образом, обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт возникла у ответчика с мая 2015 года.
Довод ответчика о том, что у него отсутствует обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт, в связи с не предоставлением платежных документов и не заключением договора истцом, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Действительно, во исполнение пункта 9 части 2 статьи 155 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества, в котором вносится взнос.
Однако предоставление документа на оплату не является условием, при выполнении которого у собственника помещения возникает обязанность по оплате взноса на капитальный ремонт, поскольку законодательство (часть 3 статьи 169 ЖК РФ, статья 6.9 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области") связывает возникновение таковой с истечением определенного периода времени (в данном случае - 4 месяца) после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такое обстоятельство в данном случае наступило, а потому доводы подателя жалобы в данной части со ссылкой на часть 1 статьи 165.1 ГК РФ отклоняются как не влияющие на возникновение обязанности по оплате спорных взносов.
Следовательно, взносы на капитальный ремонт с мая 2015 года ответчик должен был оплачивать на счет истца.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 642-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляет 7 руб. 50 коп. в месяц в расчете на один квадратный метр жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме.
Право собственности ответчика на нежилые помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 90, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Собственники помещений в указанном многоквартирном доме выбрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, то есть НО "ФКР ТО", что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 14.04.2015.
Доводы подателя жалобы относительно недостоверности данного протокола основаны на том, что по вопросу о выборе управляющей компании собственники проголосовали за выбор ООО УК "ЭнергоСервис", хотя управление многоквартирным домом продолжало осуществляться ООО УК "Жилищный стандарт", отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку материалами дела не подтверждается, что в установленном порядке были оспорены и признаны недействительными результаты голосования по вопросу о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, отсутствуют данные об ином волеизъявлении собственников по данному вопросу. Кроме того, даже если в какой-то части принятые на общем собрании собственников многоквартирного дома решения не были реализованы, это не свидетельствует о недействительности протокола в целом или отдельных решений, зафиксированных в нем. Также не подтвержден документально ответчиком и довод об оплате взносов на капитальный ремонт управляющей компании (отсутствуют платежные документы).
Соответственно, собственники помещений в многоквартирном доме, в состав которого входят принадлежащие ответчику на праве собственности помещения, в установленные законодательством сроки выбрали способ формирования фонда капитального ремонта - на счете регионального оператора и довели эти сведения до истца.
Исходя из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства внесения ответчиком платы на капитальный ремонт, решение суда первой инстанции о взыскании 853 987 руб. 50 коп. за период с мая 2015 года по июль 2016 года является обоснованным.
Также истец просит взыскать с ответчика 51 354 руб. 10 коп. пени за период с 11.01.2016 по 24.08.2016.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В случае неисполнения собственником обязанности по своевременному внесению платы за коммунальные и жилищные услуги, пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ регламентирована обязанность по оплате кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Поскольку судом установлен факт неисполнения обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт, применение к ответчику ответственности в виде пени обоснованно.
Расчет пени судом проверен, признан обоснованным. Порядок расчета податель жалобы не оспаривает, контррасчет не представляет.
Соответственно требование о взыскании пени в размере 51 354 руб. 10 коп. обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по государственной пошлине за ее подачу в сумме 3000 руб. относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 06 марта 2017 года по делу N А70-16135/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.В.ТЕТЕРИНА
Судьи
Д.Г.РОЖКОВ
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
Н.В.ТЕТЕРИНА
Судьи
Д.Г.РОЖКОВ
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)