Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2016 N 07АП-5435/2016 ПО ДЕЛУ N А03-2465/2016

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2016 г. по делу N А03-2465/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Колупаевой Л.А.,
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. без использования средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - не явился;
- от заинтересованного лица - не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 апреля 2016 г. по делу N А03-2465/2016 (судья Синцова В.В.)
по заявлению акционерного общества "Теплоцентраль Белокуриха" (ИНН 2203000225, ОГРН 1022200534718)
к Государственной инспекции Алтайского края
о признании недействительным предписания от 27.11.2015 N 13-04П/188,

установил:

Акционерное общество "Теплоцентраль Белокуриха" (далее - АО "Теплоцентраль Белокуриха", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 27.11.2015 N 13-04П/188 по установленным фактам нарушений действующего законодательства при начислении платы за коммунальные услуги.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28 апреля 2016 г. заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание от 27.11.2015 N 13-04П/188 по установленным фактам нарушений действующего законодательства при начислении платы за коммунальные услуги признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что АО "Теплоцентраль Белокуриха" нарушены пункты 42, 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительством РФ от 06.05.2011 N 354. Факты выявленных нарушений заявителем не опровергнуты. При этом, предписание является исполнимым.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) АО "Теплоцентраль Белокуриха" не представлен.
Общество и Инспекция, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: ул. Бр. Ждановых, д. 15, в г. Белокуриха, 9-ти этажный, 72-х квартирный, общей площадью 3902,6 кв. м, со всеми видами благоустройства находится на обслуживании ООО "ЖКХ". Поставку тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения на жилой дом осуществляет АО "Теплоцентраль Белокуриха".
Для проведения проверки по обращению жильцов указанного дома в связи с несогласием с начислением платы за отопление и горячее водоснабжение, Государственной инспекцией Алтайского края проведена документарная проверка, в ходе которой АО "Теплоцентраль Белокуриха" представлены следующие документы: копия письма администрации г. Белокуриха с информацией, где были установлены общедомовые приборы учета по программе капитального ремонта от 06.03.2013 N 831; копии платежных документов (счет) на оплату услуг по кв. N 45 за август - октябрь; сведения о лицевых счетах потребителей с указанием площади и кол-ве проживающих; отчет по периодам задолженности абонента Стародубцевой Л.Г.; отчет по начислениям собственникам помещений за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за август - октябрь 2015 года; свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение N 37, принадлежащее Гончаровой В.Г.; свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение N 38а, принадлежащее Леоновой Н.П.; пояснительное письмо.
В ходе проверки установлено, что указанный многоквартирный жилой дом не оборудован узлом учета тепловой энергии и теплоносителя. Жилые помещения индивидуальными приборами учета тепловой энергии не оборудованы, частично оборудованы приборами учета горячего снабжения. Жилое помещение N 45 индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения не оборудовано.
По итогам проверки выявлены нарушения, допущенные АО "Теплоцентраль Белокуриха" при начислении платы за горячее водоснабжение. Так, начисление платы за горячее водоснабжение собственникам помещений жилого дома по адресу: ул. Бр. Ждановых, д. 15, в г. Белокуриха за период август - октябрь 2015 года осуществлялось без учета среднего либо нормативного значения потребления ГВС по отдельным квартирам, которые не передали показания индивидуальных приборов учета, что является нарушением требований пунктов 42, 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
По результатам проверки составлен акт от 27.11.2015 N 13-04А/456, Обществу выдано предписание от 27.11.2015 N 13-04П/188 об устранении выявленных нарушений законодательства с требованием выполнить в срок до 01.01.2016 изложенные в нем требования: осуществлять распределение потребленного объема горячего водоснабжения собственникам помещений жилого дома с учетом среднего либо нормативного значения потребления ГВС по всем квартирам, которые не передали показания индивидуальных приборов учета.
Полагая, что указанное предписание не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы АО "Теплоцентраль Белокуриха" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что оспариваемое предписание является незаконным, поскольку не отвечает критерию исполнимости в силу отсутствия указания на совершение Обществом конкретных действий, направленных на устранение выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
К правоотношениям по снабжению соответствующими ресурсами с участием исполнителя коммунальных услуг, в данном случае товарищества собственников жилья, применимы положения Жилищного кодекса Российской Федерации, а также с учетом периода образования спорной задолженности Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд;
в) в случае, указанном в подпункте "д" пункта 85 настоящих Правил - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям) до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Судом установлено, что решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.12.2014 N 554 с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлен тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую АО "Теплоцентраль Белокуриха" потребителям г. Белокуриха за компонент на теплоноситель в размере 31 руб. 57 коп./куб. м, с учетом НДС, за компонент на тепловую энергию в размере 2 248 руб. 71 коп./Гкал.
В соответствии с примечанием, отраженном в приложении к указанному решению, для расчета с потребителями за горячую воду учитывать расход тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб. м.
Согласно решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.12.2014 N 555 с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую АО "Теплоцентраль Белокуриха" потребителям г. Белокуриха, в размере 2 248 руб. 71 коп./Гкал.
Решением Белокурихинского городского Совета депутатов от 06.04.2006 N 18 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению. Норматив по жилому дому: ул. Бр. Ждановых, д. 13, составляет 0,0204 Гкал/м2 в месяц равномерно в течение года.
Решением Управления от 19.11.2014 N 118 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению, в том числе и на общедомовые нужды. Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для индивидуальных нужд по жилому дому: ул. Бр. Ждановых, 15, в г. Белокуриха составляет 2,12 куб. м на 1 чел. в месяц, на общедомовые нужды составляет 0,14 куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц.
Постановлением администрации г. Белокуриха от 16.09.2015 N 1319 отопительный сезон 2015-2016 года в г. Белокуриха начат с 21.09.2015.
Вместе с тем, проверкой установлено, что АО "Теплоцентраль Белокуриха" распределение потребленного объема горячего водоснабжения собственникам помещений жилого дома осуществлено без учета среднего либо нормативного значения потребления ГВС по отдельным квартирам, которые не передали показания индивидуальных приборов учета.
В отчетах ежемесячного распределения тепловой энергии и теплоносителя за сентябрь 2015 года отсутствуют данные по индивидуальному потреблению горячего водоснабжения квартир N N 12, 29, 32, 58, 64, 72, а также по помещению, занимаемому ООО "Электронно-кассовый сервис".
В связи с отсутствием на доме общедомового приборами учета отопления и горячего водоснабжения и частичным оборудованием индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения, расчет размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению должен производиться в соответствии с пунктами 42, 42 (1), 43, 44, 59, Правил N 354, с использованием формул N 2, N 10, N 15, N 23 для всех потребителей жилого дома.
Таким образом, проверкой выявлены нарушения, допущенные АО "Теплоцентраль Белокуриха" при начислении платы за горячее водоснабжение жилого дома по адресу: ул. Бр. Ждановых, д. 15, в г. Белокуриха за период август - октябрь 2015 года осуществлено без учета среднего либо нормативного значения потребления ГВС по отдельным квартирам, которые не передали показания индивидуальных приборов учета, что является нарушением пунктов 42, 59 Правил N 354. В связи с указанными нарушениями Обществу выдано предписание от 27.11.2015 N 13-04П/188 об их устранении в срок до 01.01.2016, а именно: осуществлять распределение потребленного объема горячего водоснабжения собственникам помещений жилого дома с учетом среднего либо нормативного значения потребления ГВС по всем квартирам, которые не передали показания индивидуальных приборов учета.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
Как указано в пункте 1 статьи 18 Закона N 294-ФЗ, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Из указанных норм следует, что обязательным условием выдачи любого предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения проверяемым лицом требований законодательства.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Выданное предписание не должно носить признаки формального выполнения требований. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемым предписанием, Обществу предписано в срок до 01.01.2016 осуществлять распределение потребленного объема горячего водоснабжения собственникам помещений жилого дома с учетом среднего либо нормативного значения потребления ГВС по всем квартирам, которые не передали показания индивидуальных приборов учета.
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предписание выдается на устранение нарушений, установленных при проведении проверки, то есть предписание должно иметь непосредственное отношение к выявленным нарушениям, его требование должно быть направлено на устранение нарушений и не иметь абстрактный характер.
Согласно содержанию акта проверки от 27.11.2015 N 13-04А/456 и предписания от 27.11.2015 N 13-04П/188 выявленные нарушения допущенные АО "Теплоцентраль Белокуриха" в связи с начислением платы за горячее водоснабжение собственникам помещений жилого дома по адресу: ул. Бр. Ждановых, д. 15, в г. Белокуриха за период август - октябрь 2015 года, а именно начисление платы осуществлялось без учета среднего либо нормативного значения потребления ГВС по отдельным квартирам, которые не передали показания индивидуальных приборов учета. При этом, оспариваемым предписание Обществу указано на необходимость осуществлять распределение потребленного объема горячего водоснабжения собственникам помещений жилого дома с учетом среднего либо нормативного значения потребления ГВС по всем квартирам, которые не передали показания индивидуальных приборов учета.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно указано, что оспариваемое предписание не содержит конкретных и четких требований, обязанность исполнить которые в установленный срок возложена на лицо, нарушившее нормативные правила, следовательно, сами требования оспариваемого предписания не могут быть признаны реально исполнимыми.
Доказательств обратного, заинтересованным лицом, в нарушение статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
Рассматривая вопрос в порядке статьи 200 АПК РФ о нарушении оспариваемым предписанием интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, судебная коллегия приходит к выводу о нарушении таких интересов общества, так как в случае не исполнения им предписания, может последовать административная ответственность, установленная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При установленных обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии основании для признания оспариваемого предписания недействительным; требования общества правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, были предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта и подлежат отклонению.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 апреля 2016 г. по делу N А03-2465/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
А.Ю.СБИТНЕВ

Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
О.А.СКАЧКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)