Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Беговое" о признании недействующим приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30 августа 2012 г. N 39/1 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Воронежской области" в части порядка определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, установленного пунктом 3 приложения к приказу, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 24 сентября 2015 г. N 47/7, и в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области, согласно таблице 1 приложения N 2, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 19 ноября 2015 г. N 52/1, с момента вступления в действие указанных редакций, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Беговое" на решение Воронежского областного суда от 15 марта 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Беговое" Сывороткина В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Беговое" (далее - ООО "Беговое", общество) обратилось в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30 августа 2012 г. N 39/1 (далее - приказ от 30 августа 2012 г. N 39/1) "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Воронежской области" в части порядка определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, установленного пунктом 3 приложения к приказу, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 24 сентября 2015 г. N 47/7 (далее - приказ от 24 сентября 2015 г. N 47/7), и в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области, согласно таблице 1 приложения N 2, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 19 ноября 2015 г. N 52/1 (далее - приказ от 19 ноября 2015 г. N 52/1), с момента вступления в действие указанных редакций.
В обоснование заявленного требования административный истец сослался на то, что приказом от 24 сентября 2015 г. N 47/7 внесены изменения в абзац 1 пункта 3 приложения к приказу от 30 августа 2012 г. N 39/1, которым из состава помещений многоквартирных жилых домов при расчетах за поставленный ресурс по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды исключены площади технических этажей, чердачных и подвальных помещений, что приводит к неправильному определению кВт/ч в месяц за 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, и возлагает на административного истца оплату "сверхнормативного" расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды как исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем общество как управляющая организация вынуждена оплачивать за счет собственных средств электроэнергию, фактически потребленную на общедомовые нужды в местах общего пользования, не учтенных оспариваемым нормативным правовым актом.
Решением Воронежского областного суда от 15 марта 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Беговое" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области и прокуратура Воронежской области представили возражения.
В судебное заседание представители Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области и прокуратуры Воронежской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя участвующего в деле лица и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ООО "Беговое" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и в силу положений пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) несет бремя оплаты "сверхнормативного" расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды как исполнитель коммунальных услуг.
Приказом от 30 августа 2012 г. N 39/1 Управлением по государственному регулированию тарифов в Воронежской области (далее - Управление по тарифам) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Воронежской области, определенные с применением расчетного метода, согласно приложению N 2 к приказу (пункт 2).
Нормативы потребления определены расчетным методом с применением дифференциации в зависимости от этажности здания и включали в себя: нормативы расхода электрической энергии на освещение мест общего пользования, нормативы расхода электрической энергии на работу лифтов, насосов и аппаратуры управления насосами подачи холодной воды, на работу циркуляционных насосов системы горячего водоснабжения, на работу автоматических запирающих устройств. На работу усилителей телеантенн коллективного пользования, на работу систем противопожарной автоматики и дымоудаления (кВт/ч/кВ.м в месяц).
Пунктом 3 приложения к названному приказу состав общего имущества в многоквартирном доме при применении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды определяется согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
Приказом от 19 декабря 2014 г. N 56/10 в целях приведения в соответствие действующему законодательству приложение N 2 изложено в новой редакции в части определения норматива расхода электрической энергии на освещение мест общего пользования без применения дифференциации в зависимости от этажности здания.
Приказом от 24 сентября 2015 г. N 44/7 в приказ от 30 августа 2012 г. внесены изменения, в частности в абзац 1 пункта 3 приложения к данному приказу, согласно которому общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Приказом от 19 ноября 2015 г. N 52/1 в приказ от 30 августа 2012 г. органом регулирования внесены изменения, в частности утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области, определенные с применением методом аналогов и с учетом повышающих коэффициентов.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области установлены в размере: в отношении многоквартирных домов, не оборудованных лифтами - 1,15 кВт.ч в месяц на кв. м; в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами - 1,51 кВт.ч в месяц на кв. м.
Приказом от 28 июля 2016 г. N 31/1 в приказ от 30 августа 2012 г. N 39/1, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", внесены изменения, а именно исключены положения о повышающих коэффициентах и нормативам.
Приказом Управления по тарифам от 13 декабря 2016 г. N 55/1 в приказ от 30 августа 2012 г. N 39/1 внесены изменения в приложение N 2 и абзац 1 пункта 3 приложения к приказу N 39/1, согласно которым нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области установлены в размере: в отношении многоквартирных домов, не оборудованных лифтами - 0,51 кВт.ч в месяц на кв. м; в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами - 1,75 кВт.ч в месяц на кв. м.
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), технических этажей, чердаков, подвалов, в которых имеются инженерные коммуникации и не принадлежащих отдельным собственникам. Приказ вступил в силу с 01 января 2017 года.
Суд первой инстанции, сделав обоснованный вывод о том, что при определении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома надлежит учитывать помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса, отказал в удовлетворении заявленного требования, указав при этом, что оспариваемый приказ Управления по тарифам от 30 августа 2012 г. в редакции приказов от 24 сентября 2015 г. N 47/7 и от 19 ноября 2015 г. N 52/1 по состоянию на 01 января 2017 г. утратил силу в связи с изданием органом регулирования приказа от 13 декабря 2016 г. N 55/1.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при издании приказа от 24 сентября 2015 г. N 47/7 органом регулирования необоснованно не включены в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, площади технических этажей, чердаков, подвалов, которые также не были учтены при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области, определенные с применением метода аналогов и утвержденные приказом от 19 ноября 2015 г. N 52/1.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложения к данным правилам.
Между тем норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) на момент утверждения оспариваемого приказа определялся по формуле 10, которая содержалась в приложении N 1 к Правилам N 306 (пункт 9 приложения 1).
Составляющая данной формулы Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м) - в формуле 10 не была раскрыта.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса.
Согласно пункту 44 Правил N 354, в редакции, действовавшей до 01 января 2017 г., распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель коммунальных услуг, оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, оплата "сверхнормативного" расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды возлагается на управляющую организацию как исполнителя коммунальных услуг, что приведет к негативным экономическим последствиям административного истца.
Вместе с тем, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования в связи с тем, что оспариваемый приказ по состоянию на 01 января 2017 г. утратил силу в связи с изданием органом регулирования приказа от 13 декабря 2016 г. N 55/1 и соответственно перестал затрагивать права и законные интересы общества, основано на ошибочном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, поставщиком энергоресурсов - ПАО "ТНС энерго Воронеж" в Арбитражный суд Воронежской области предъявлен иск к ООО "Беговое" о взыскании 41 154,64 руб. задолженности за поставленный объем электроэнергии в размере превышения норматива потребления на общедомовые нужды за период июль - сентябрь 2016 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы заявителя.
То обстоятельство, что приказом органа регулирования от 13 декабря 2016 г. N 55/1 ранее допущенные нарушения закона при установлении нормативов потребления устранены, а оспариваемый приказ утратил силу, не свидетельствует о восстановлении нарушенных прав заявителя.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Воронежского областного суда от 15 марта 2017 г. отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "Беговое" - удовлетворить.
Приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30 августа 2012 г. N 39/1 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Воронежской области" в части порядка определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, установленного пунктом 3 приложения к приказу, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 24 сентября 2015 г. N 47/7, и в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области, согласно таблице 1 приложения N 2, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 19 ноября 2015 г. N 52/1 признать недействующим с даты вступления в законную силу настоящего определения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 06.07.2017 N 14-АПГ17-6
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июля 2017 г. N 14-АПГ17-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Беговое" о признании недействующим приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30 августа 2012 г. N 39/1 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Воронежской области" в части порядка определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, установленного пунктом 3 приложения к приказу, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 24 сентября 2015 г. N 47/7, и в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области, согласно таблице 1 приложения N 2, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 19 ноября 2015 г. N 52/1, с момента вступления в действие указанных редакций, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Беговое" на решение Воронежского областного суда от 15 марта 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Беговое" Сывороткина В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Беговое" (далее - ООО "Беговое", общество) обратилось в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30 августа 2012 г. N 39/1 (далее - приказ от 30 августа 2012 г. N 39/1) "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Воронежской области" в части порядка определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, установленного пунктом 3 приложения к приказу, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 24 сентября 2015 г. N 47/7 (далее - приказ от 24 сентября 2015 г. N 47/7), и в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области, согласно таблице 1 приложения N 2, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 19 ноября 2015 г. N 52/1 (далее - приказ от 19 ноября 2015 г. N 52/1), с момента вступления в действие указанных редакций.
В обоснование заявленного требования административный истец сослался на то, что приказом от 24 сентября 2015 г. N 47/7 внесены изменения в абзац 1 пункта 3 приложения к приказу от 30 августа 2012 г. N 39/1, которым из состава помещений многоквартирных жилых домов при расчетах за поставленный ресурс по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды исключены площади технических этажей, чердачных и подвальных помещений, что приводит к неправильному определению кВт/ч в месяц за 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, и возлагает на административного истца оплату "сверхнормативного" расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды как исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем общество как управляющая организация вынуждена оплачивать за счет собственных средств электроэнергию, фактически потребленную на общедомовые нужды в местах общего пользования, не учтенных оспариваемым нормативным правовым актом.
Решением Воронежского областного суда от 15 марта 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Беговое" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области и прокуратура Воронежской области представили возражения.
В судебное заседание представители Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области и прокуратуры Воронежской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя участвующего в деле лица и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ООО "Беговое" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и в силу положений пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) несет бремя оплаты "сверхнормативного" расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды как исполнитель коммунальных услуг.
Приказом от 30 августа 2012 г. N 39/1 Управлением по государственному регулированию тарифов в Воронежской области (далее - Управление по тарифам) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Воронежской области, определенные с применением расчетного метода, согласно приложению N 2 к приказу (пункт 2).
Нормативы потребления определены расчетным методом с применением дифференциации в зависимости от этажности здания и включали в себя: нормативы расхода электрической энергии на освещение мест общего пользования, нормативы расхода электрической энергии на работу лифтов, насосов и аппаратуры управления насосами подачи холодной воды, на работу циркуляционных насосов системы горячего водоснабжения, на работу автоматических запирающих устройств. На работу усилителей телеантенн коллективного пользования, на работу систем противопожарной автоматики и дымоудаления (кВт/ч/кВ.м в месяц).
Пунктом 3 приложения к названному приказу состав общего имущества в многоквартирном доме при применении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды определяется согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
Приказом от 19 декабря 2014 г. N 56/10 в целях приведения в соответствие действующему законодательству приложение N 2 изложено в новой редакции в части определения норматива расхода электрической энергии на освещение мест общего пользования без применения дифференциации в зависимости от этажности здания.
Приказом от 24 сентября 2015 г. N 44/7 в приказ от 30 августа 2012 г. внесены изменения, в частности в абзац 1 пункта 3 приложения к данному приказу, согласно которому общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Приказом от 19 ноября 2015 г. N 52/1 в приказ от 30 августа 2012 г. органом регулирования внесены изменения, в частности утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области, определенные с применением методом аналогов и с учетом повышающих коэффициентов.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области установлены в размере: в отношении многоквартирных домов, не оборудованных лифтами - 1,15 кВт.ч в месяц на кв. м; в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами - 1,51 кВт.ч в месяц на кв. м.
Приказом от 28 июля 2016 г. N 31/1 в приказ от 30 августа 2012 г. N 39/1, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", внесены изменения, а именно исключены положения о повышающих коэффициентах и нормативам.
Приказом Управления по тарифам от 13 декабря 2016 г. N 55/1 в приказ от 30 августа 2012 г. N 39/1 внесены изменения в приложение N 2 и абзац 1 пункта 3 приложения к приказу N 39/1, согласно которым нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области установлены в размере: в отношении многоквартирных домов, не оборудованных лифтами - 0,51 кВт.ч в месяц на кв. м; в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами - 1,75 кВт.ч в месяц на кв. м.
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), технических этажей, чердаков, подвалов, в которых имеются инженерные коммуникации и не принадлежащих отдельным собственникам. Приказ вступил в силу с 01 января 2017 года.
Суд первой инстанции, сделав обоснованный вывод о том, что при определении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома надлежит учитывать помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса, отказал в удовлетворении заявленного требования, указав при этом, что оспариваемый приказ Управления по тарифам от 30 августа 2012 г. в редакции приказов от 24 сентября 2015 г. N 47/7 и от 19 ноября 2015 г. N 52/1 по состоянию на 01 января 2017 г. утратил силу в связи с изданием органом регулирования приказа от 13 декабря 2016 г. N 55/1.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при издании приказа от 24 сентября 2015 г. N 47/7 органом регулирования необоснованно не включены в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, площади технических этажей, чердаков, подвалов, которые также не были учтены при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области, определенные с применением метода аналогов и утвержденные приказом от 19 ноября 2015 г. N 52/1.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложения к данным правилам.
Между тем норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) на момент утверждения оспариваемого приказа определялся по формуле 10, которая содержалась в приложении N 1 к Правилам N 306 (пункт 9 приложения 1).
Составляющая данной формулы Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м) - в формуле 10 не была раскрыта.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса.
Согласно пункту 44 Правил N 354, в редакции, действовавшей до 01 января 2017 г., распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель коммунальных услуг, оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, оплата "сверхнормативного" расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды возлагается на управляющую организацию как исполнителя коммунальных услуг, что приведет к негативным экономическим последствиям административного истца.
Вместе с тем, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования в связи с тем, что оспариваемый приказ по состоянию на 01 января 2017 г. утратил силу в связи с изданием органом регулирования приказа от 13 декабря 2016 г. N 55/1 и соответственно перестал затрагивать права и законные интересы общества, основано на ошибочном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, поставщиком энергоресурсов - ПАО "ТНС энерго Воронеж" в Арбитражный суд Воронежской области предъявлен иск к ООО "Беговое" о взыскании 41 154,64 руб. задолженности за поставленный объем электроэнергии в размере превышения норматива потребления на общедомовые нужды за период июль - сентябрь 2016 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы заявителя.
То обстоятельство, что приказом органа регулирования от 13 декабря 2016 г. N 55/1 ранее допущенные нарушения закона при установлении нормативов потребления устранены, а оспариваемый приказ утратил силу, не свидетельствует о восстановлении нарушенных прав заявителя.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Воронежского областного суда от 15 марта 2017 г. отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "Беговое" - удовлетворить.
Приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30 августа 2012 г. N 39/1 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Воронежской области" в части порядка определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, установленного пунктом 3 приложения к приказу, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 24 сентября 2015 г. N 47/7, и в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области, согласно таблице 1 приложения N 2, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 19 ноября 2015 г. N 52/1 признать недействующим с даты вступления в законную силу настоящего определения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)