Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 18.10.2017 N Ф09-6061/17 ПО ДЕЛУ N А71-14815/2016

Требование: О признании недействительным решения о внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома, обязании устранить нарушение.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым решением многоквартирный дом исключен из перечня домов, управление которыми осуществляет общество.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2017 г. N Ф09-6061/17

Дело N А71-14815/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Сухановой Н.Н.
с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2017 по делу N А71-14815/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Бушмакина С.А. (доверенность от 21.12.2016 N 1);
- товарищества собственников жилья "Ракетный-3" (далее - товарищество) - Рудин В.В. (председатель, протокол собрания от 15.05.2016 N 1).
От Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - административный орган, инспекция) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 07.10.2016 N 1960-О о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в отношении многоквартирного жилого дома N 23 по ул. Ракетная, г. Ижевска, и обязании инспекцию устранить нарушения прав общества и внести изменения в реестр лицензии Удмуртской Республики в части включения сведений об осуществлении управления обществом многоквартирным домом N 23 по ул. Ракетная г. Ижевска.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество.
Решением суда первой инстанции от 20.02.2017 (судья Кудрявцев М.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 (судьи Трефилова Е.М., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что 21.06.2016 на собрании правления товарищества принято решение о расторжении договора управления с обществом, 26.06.2016 товарищество в адрес общества направило уведомление N 10 о расторжении договора управления, однако к данному уведомлению не приложены документы, подтверждающие основания одностороннего расторжения договора. При этом в Уставе товарищества исключительной компетенции на разрешение вопроса расторжения договора управления председателем правления или правлением товарищества не закреплено.
В связи с этим общество полагает, что поскольку отсутствуют доказательства расторжения договора управления, то решение инспекции от 07.10.2016 N 1960-О незаконно, нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, на основании решения правления товарищества, принятого 24.05.2012, между товариществом в лице председателя правления Турыгиной Л.А. (заказчик) и обществом (исполнитель) 01.07.2012 заключен договор управления многоквартирным домом, по условиям которого заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязанности по выполнению работ и оказанию услуг по надлежащему содержанию, ремонту и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома N 23 по ул. Ракетной г. Ижевска, ремонту инженерного оборудования, поддержанию надлежащего санитарного состояния придомовой территории, ведению лицевых счетов собственников помещений дома (п. 2.1 договора).
На внеочередном общем собрании членов товарищества, оформленном протоколом от 09.05.2016 N 1, собственниками помещений многоквартирного дома принято решение об избрании нового правления товарищества.
Протоколом N 1 заседания правления товарищества от 15.05.2016 на должность председателя правления избран Рудин В.В.
Товариществом 20.05.2016 обществу вручено уведомление об отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом от 01.05.2016 с 01.07.2016 по причине невыполнения условий названного договора со стороны общества и необходимости передачи всей технической документации на многоквартирный дом.
На заседании правления товарищества, оформленном протоколом от 21.06.2016 N 2, принято решение об управлении домом самостоятельно, правлением товарищества и расторжении договора управления многоквартирным домом от 01.07.2012 с обществом.
Товарищество в лице председателя правления Рудина В.В. письмом от 26.06.2016 N 01 уведомило общество о расторжении договора управления от 01.07.2012 в одностороннем порядке в соответствии с п. 8.3 названного договора.
В ответ на уведомление общество письмом от 08.07.2016 N 01381 направило в адрес товарищества отказ от расторжения договора управления, со ссылкой на отсутствие в договоре п. 8.3.
Общество также направило товариществу письмо от 20.07.2016 N 01451, в котором указало, что согласно п. 8.3 договора расторгнуть последний в одностороннем порядке не представляется возможным, датой расторжения договора следует считать 30.06.2017.
Товарищество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений о многоквартирных домах в реестре лицензий Удмуртской Республики путем исключения многоквартирного дома N 23 по ул. Ракетной г. Ижевска из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет общество. К заявлению товариществом приложены, в том числе протоколы общих собраний собственников от 05.04.2008 N 1, 2, договор управления многоквартирным домом от 01.07.2012, протокол общего собрания членов товарищества от 09.05.2016, протокол заседания правления товарищества от 15.05.2016, письмо о расторжении договора от 26.06.2016.
По результатам рассмотрения заявления административным органом принято решение от 07.10.2016 N 1960-О о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики, в соответствии с которым многоквартирный дом N 23 по ул. Ракетная г. Ижевска исключен из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет общество.
Полагая, что названное решение инспекции незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемого ненормативного акта инспекции недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2, 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с п. 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок) к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
На основании п. 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает в том числе решение о внесении изменений в реестр.
В силу п. 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным п. 2, 3 подп. "г", "д" п. 5 Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 Порядка.
Согласно ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Ракетная, 23 создано товарищество, выбран способ управления многоквартирным домом в форме товарищества собственников жилья.
Доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Ракетная, 23, на общем собрании решения об изменении способа управления многоквартирным домом, выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении в связи с этим договора управления непосредственно с обществом суду не представлено.
Таким образом, как верно указано судами, после 21.06.2016 собственниками помещений не принималось решения об изменении способа управления многоквартирным домом, уполномоченным органом на основании оценки представленных документов, подтверждающих намерение собственников осуществлять управление домом посредством созданного товарищества, а также поступившего в адрес инспекции 09.08.2016 заявления товарищества, принято обоснованное решение об исключении жилого дома из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении общества.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого ненормативного акта инспекции незаконным.
Следовательно, суда правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2017 по делу N А71-14815/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "УК-Ижкомцентр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Н.Н.СУХАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)