Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Управляющая компания": представитель не явился;
- от государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
- от публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Управляющая компания"
на решение от 17.05.2017
по делу N А04-843/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Варламовывм Е.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Управляющая компания"
к государственной жилищной инспекции Амурской области
третье лицо: публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания"
о признании незаконными предписания и решения
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Управляющая Компания" (ОГРН 1082807000462, ИНН 2807014647, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области о признании незаконными предписания N 888 от 11.11.2016, решения от 30.01.2017 на заявление об отмене предписания N 888 от 11.11.2016 государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - инспекция).
Определением от 28.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК").
Решением Арбитражного суда Амурской области от 17.05.2017 по делу N А04-843/2017 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 17.05.2017 по делу N А04-843/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
01.01.2010 между открытым акционерным обществом "Дальневосточная энергетическая компания" (гарантирующий поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью "Жилсервис Управляющая компания" (покупатель) был заключен договор энергоснабжения N СВООЭ1003150.
Письмом от 20.01.2014 N 35-08/137 филиал ОАО "ДЭК" "Амурэнергосбыт" в лице Свободненского отделения уведомило ООО "Жилсервис УК" о намерении расторгнуть договор энергоснабжения с ООО "Жилсервис УК" в одностороннем порядке с 01.02.2014, ввиду сложившейся задолженности за поставленный коммунальный ресурс в сумме 4 214 093,82 рублей.
На основании протокола собрания собственников помещений в форме очного голосования от 02.06.2015 N 216 между собственниками многоквартирного дома N 65 по ул. Малиновского г. Свободного и ООО "Жилсервис УК" (управляющая организация) заключен договор управления многоквартирным домом от 16.06.2015 N 216. Дом электрофицирован.
К обязанностям управляющей организации в соответствии с пунктом 1.1.2 отнесено предоставление собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг (приложение N 3) в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 N 354. В приложении N 3 к договору управления многоквартирным домом от 16.06.2015 N 216 перечислены следующие коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление.
12.10.2015 общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис УК" обратилось в ПАО "ДЭК" "Амурэнергосбыт" с предложением о заключении договора на поставку электрической энергии потребителям многоквартирных домов.
Письмом от 16.10.2015 ПАО "ДЭК" сообщило ООО "Жилсервис УК" о документах, прилагаемых к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, а также направило проект договора энергоснабжения и агентский договор в 2-х экземплярах.
Письмом от 24.05.2016 ПАО "ДЭК" "Амурэнергосбыт" сообщило ООО "Жилсервис УК" о документах, прилагаемых к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, а также направило проект договора энергоснабжения и агентский договор в 2-х экземплярах.
Письмом от 31.08.2016 ПАО "ДЭК" "Амурэнергосбыт" направило ООО "Жилсервис УК" для подписания договор энергоснабжения N СВОО1003180 от 01.10.2016 и агентский договор в 2-х экземплярах.
На основании поступившей 15.08.2016 жалобы гражданина (вх. N Б-2673) на необоснованное начисление платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, по распоряжению от 12.10.2016 N 873 инспекцией проведена внеплановая проверка ООО "Жилсервис УК" на предмет соблюдения лицензионных требований и условий.
В ходе проведения проверки установлено, что с 16.06.2015 по 01.07.2016 решения об оплате за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды собственниками помещений в многоквартирном доме N 65 по ул. Малиновского г. Свободного не принималось. Поэтому объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, плата за потребленную электрическую энергию, в том числе на общедомовые нужды, за расчетный период распределялась и взималась между потребителями по фактическим показаниям общедомовых приборов учета. За период с 01.09.2015 по 31.12.2015 размер платы за потребление электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды, рассчитанный по показаниям общедомового прибора учета, по многоквартирному дому N 65 по ул. Малиновского г. Свободного составил 32 690,72 руб. и в полном объеме выставлен собственникам помещений в многоквартирном доме.
Размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды и площади мест общего пользования (без учета подвальных помещений) и тарифа за электроэнергию за период с 01.09.2015 по 31.12.2015 составляет 7822,28 рубля (норматив - 2,79 кВт.ч/кв. м умножить на 297 кв. м площади мест общего пользования по данным технического паспорта на многоквартирный дом умножить на тариф для населения 2,36 руб. /кВт.ч умножить на 4 месяца).
Размер платы за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды за период с 01.09.2015 по 31.12.2015 составил 24 868,44 руб.
За период с 01.01.2016 по 30.06.2016 размер платы за потребление электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды, рассчитанный по показаниям общедомового прибора учета по многоквартирному дому N 65 по ул. Малиновского г. Свободного составил 68 251,20 руб. и в полном объеме выставлен собственникам помещений в многоквартирном доме.
Размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды и площади мест общего пользования (без учета подвальных помещений) и тарифа за электроэнергию за период с 01.01.2015 по 30.06.2016 составляет 11 733,42 рубля (норматив - 2,79 кВт.ч/кв. м умножить на 297 кв. м площади мест общего пользования по данным технического паспорта на многоквартирный дом умножить на тариф для населения 2,36 руб. /кВт.ч умножить на 6 месяцев).
Размер платы за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды за период с 01.01.2015 по 30.06.2016 составил 56 517,78 руб.
По результатам проверки составлен акт N 888 от 11.11.2016 и выдано предписание N 888 от 11.11.2016 об устранении выявленных нарушений, которым ООО "Жилсервис УК" предписано в срок до 26.12.2016 произвести перерасчет размера платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды собственникам многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Свободный, ул. Малиновского, д. 65, в сторону уменьшения за период с 01.09.2015 по 31.12.2015 и с 01.01.2016 по 30.06.2016 на общую сумму 81 386,22 рублей, расчет произвести пропорционально площади жилых и нежилых помещений принадлежащих собственникам многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Свободный, ул. Малиновского, д. 65.
10.01.2017 ООО "Жилсервис УК" в инспекцию заявлено об отмене предписания N 888 от 11.11.2016. Решением инспекции от 30.01.2017 предписание оставлено без изменений.
Не согласившись с предписанием и решением, ООО "Жилсервис УК" обратилось в арбитражный суд, который оценив представленные доказательства в их совокупности, правомерно отказал в удовлетворении требований.
Общество в апелляционной жалобе полагает оспариваемое предписание и решение не соответствующими требованиям пункта 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 N 354, поскольку договорные отношения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией по поставке электрической энергии прекращены с 01.02.2014, договор управления многоквартирным домом заключен 16.06.2015, но договор энергоснабжения подписан 01.10.2016. ООО "Жилсервис УК" статусом исполнителя коммунальной услуги электроснабжение не обладал.
Доводы жалобы общества противоречат законодательству.
В соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, подпунктом "а" пункта 9 которых предусмотрено, что управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Из содержания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты заключения договора управления многоквартирным домом (пункт 14 Правил предоставления коммунальных услуг).
На основании пункта 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Постановление N 124) под "исполнителем" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Учитывая указанные нормы права, суд первой инстанции верно отметил, что управляющая организация, заключившая с собственниками помещений договор управления многоквартирным домом, автоматически становится исполнителем всех коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием соответствующего статуса и цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления. При этом действующее законодательство не предполагает наличие нескольких исполнителей коммунальных услуг в отношении одного многоквартирного дома, в котором избран способ управления - управление управляющей организацией.
Заключив договор управления многоквартирным домом от 16.06.2015 N 216, общество в спорный период оказывало собственникам упомянутого многоквартирного дома как услуги по содержанию общего имущества, так и предоставлял коммунальные услуги.
Общество ошибочно считает, что отсутствие в договоре управления условия о предоставлении электрической энергии освобождает его от исполнения обязанности по предоставлению такой коммунальной услуги, заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Не подтверждено, что имелось решение собственников помещений о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ПАО "ДЭК" как ресурсоснабжающей организации, минуя управляющую компанию.
В силу пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции, действовавшей в спорный период) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация) оплачивает за счет собственных средств.
Материалами дела подтверждается, что плата за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за указанный период распределялась между потребителями и взималась с них с нарушением пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг по фактическим показаниям общедомовых приборов учета без учета соответствующего объема, определенного на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Устанавливая нарушение общества, инспекцией при осуществлении расчетов использованы нормативы и тарифы, установленные приложением N 3.6 к постановлению Правительства Амурской области от 30.08.2012 N 466 "О нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Амурской области", приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 19.12.2014 N 181-пр/э. Расчеты произведены инспекцией в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, судом проверены и признаны верными.
Инспекция на основании положений части 8.1 статьи 13, статьей 193 и 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Положения о государственной жилищной инспекции Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 03.08.2007 N 455, вправе осуществлять лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, выдавать предписания об устранении нарушений.
Нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении внеплановой проверки не установлено.
Оспариваемое предписание от 11.11.2016 N 888 выдано заявителю уполномоченным органом, основано на установленном факте нарушения норм жилищного законодательства, содержит конкретные властные предписания, которые с учетом предоставленного срока для устранения нарушений (26.12.2016), относятся к сфере деятельности заявителя как управляющей компании и являются фактически исполнимыми.
Является правильным вывод суда о законности предписания от 11.11.2016 N 888 и решения от 30.01.2017, которые не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Амурской области от 17.05.2017 по делу N А04-843/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2017 N 06АП-3646/2017 ПО ДЕЛУ N А04-843/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2017 г. N 06АП-3646/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Управляющая компания": представитель не явился;
- от государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
- от публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Управляющая компания"
на решение от 17.05.2017
по делу N А04-843/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Варламовывм Е.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Управляющая компания"
к государственной жилищной инспекции Амурской области
третье лицо: публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания"
о признании незаконными предписания и решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Управляющая Компания" (ОГРН 1082807000462, ИНН 2807014647, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области о признании незаконными предписания N 888 от 11.11.2016, решения от 30.01.2017 на заявление об отмене предписания N 888 от 11.11.2016 государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - инспекция).
Определением от 28.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК").
Решением Арбитражного суда Амурской области от 17.05.2017 по делу N А04-843/2017 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 17.05.2017 по делу N А04-843/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
01.01.2010 между открытым акционерным обществом "Дальневосточная энергетическая компания" (гарантирующий поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью "Жилсервис Управляющая компания" (покупатель) был заключен договор энергоснабжения N СВООЭ1003150.
Письмом от 20.01.2014 N 35-08/137 филиал ОАО "ДЭК" "Амурэнергосбыт" в лице Свободненского отделения уведомило ООО "Жилсервис УК" о намерении расторгнуть договор энергоснабжения с ООО "Жилсервис УК" в одностороннем порядке с 01.02.2014, ввиду сложившейся задолженности за поставленный коммунальный ресурс в сумме 4 214 093,82 рублей.
На основании протокола собрания собственников помещений в форме очного голосования от 02.06.2015 N 216 между собственниками многоквартирного дома N 65 по ул. Малиновского г. Свободного и ООО "Жилсервис УК" (управляющая организация) заключен договор управления многоквартирным домом от 16.06.2015 N 216. Дом электрофицирован.
К обязанностям управляющей организации в соответствии с пунктом 1.1.2 отнесено предоставление собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг (приложение N 3) в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 N 354. В приложении N 3 к договору управления многоквартирным домом от 16.06.2015 N 216 перечислены следующие коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление.
12.10.2015 общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис УК" обратилось в ПАО "ДЭК" "Амурэнергосбыт" с предложением о заключении договора на поставку электрической энергии потребителям многоквартирных домов.
Письмом от 16.10.2015 ПАО "ДЭК" сообщило ООО "Жилсервис УК" о документах, прилагаемых к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, а также направило проект договора энергоснабжения и агентский договор в 2-х экземплярах.
Письмом от 24.05.2016 ПАО "ДЭК" "Амурэнергосбыт" сообщило ООО "Жилсервис УК" о документах, прилагаемых к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, а также направило проект договора энергоснабжения и агентский договор в 2-х экземплярах.
Письмом от 31.08.2016 ПАО "ДЭК" "Амурэнергосбыт" направило ООО "Жилсервис УК" для подписания договор энергоснабжения N СВОО1003180 от 01.10.2016 и агентский договор в 2-х экземплярах.
На основании поступившей 15.08.2016 жалобы гражданина (вх. N Б-2673) на необоснованное начисление платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, по распоряжению от 12.10.2016 N 873 инспекцией проведена внеплановая проверка ООО "Жилсервис УК" на предмет соблюдения лицензионных требований и условий.
В ходе проведения проверки установлено, что с 16.06.2015 по 01.07.2016 решения об оплате за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды собственниками помещений в многоквартирном доме N 65 по ул. Малиновского г. Свободного не принималось. Поэтому объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, плата за потребленную электрическую энергию, в том числе на общедомовые нужды, за расчетный период распределялась и взималась между потребителями по фактическим показаниям общедомовых приборов учета. За период с 01.09.2015 по 31.12.2015 размер платы за потребление электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды, рассчитанный по показаниям общедомового прибора учета, по многоквартирному дому N 65 по ул. Малиновского г. Свободного составил 32 690,72 руб. и в полном объеме выставлен собственникам помещений в многоквартирном доме.
Размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды и площади мест общего пользования (без учета подвальных помещений) и тарифа за электроэнергию за период с 01.09.2015 по 31.12.2015 составляет 7822,28 рубля (норматив - 2,79 кВт.ч/кв. м умножить на 297 кв. м площади мест общего пользования по данным технического паспорта на многоквартирный дом умножить на тариф для населения 2,36 руб. /кВт.ч умножить на 4 месяца).
Размер платы за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды за период с 01.09.2015 по 31.12.2015 составил 24 868,44 руб.
За период с 01.01.2016 по 30.06.2016 размер платы за потребление электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды, рассчитанный по показаниям общедомового прибора учета по многоквартирному дому N 65 по ул. Малиновского г. Свободного составил 68 251,20 руб. и в полном объеме выставлен собственникам помещений в многоквартирном доме.
Размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды и площади мест общего пользования (без учета подвальных помещений) и тарифа за электроэнергию за период с 01.01.2015 по 30.06.2016 составляет 11 733,42 рубля (норматив - 2,79 кВт.ч/кв. м умножить на 297 кв. м площади мест общего пользования по данным технического паспорта на многоквартирный дом умножить на тариф для населения 2,36 руб. /кВт.ч умножить на 6 месяцев).
Размер платы за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды за период с 01.01.2015 по 30.06.2016 составил 56 517,78 руб.
По результатам проверки составлен акт N 888 от 11.11.2016 и выдано предписание N 888 от 11.11.2016 об устранении выявленных нарушений, которым ООО "Жилсервис УК" предписано в срок до 26.12.2016 произвести перерасчет размера платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды собственникам многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Свободный, ул. Малиновского, д. 65, в сторону уменьшения за период с 01.09.2015 по 31.12.2015 и с 01.01.2016 по 30.06.2016 на общую сумму 81 386,22 рублей, расчет произвести пропорционально площади жилых и нежилых помещений принадлежащих собственникам многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Свободный, ул. Малиновского, д. 65.
10.01.2017 ООО "Жилсервис УК" в инспекцию заявлено об отмене предписания N 888 от 11.11.2016. Решением инспекции от 30.01.2017 предписание оставлено без изменений.
Не согласившись с предписанием и решением, ООО "Жилсервис УК" обратилось в арбитражный суд, который оценив представленные доказательства в их совокупности, правомерно отказал в удовлетворении требований.
Общество в апелляционной жалобе полагает оспариваемое предписание и решение не соответствующими требованиям пункта 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 N 354, поскольку договорные отношения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией по поставке электрической энергии прекращены с 01.02.2014, договор управления многоквартирным домом заключен 16.06.2015, но договор энергоснабжения подписан 01.10.2016. ООО "Жилсервис УК" статусом исполнителя коммунальной услуги электроснабжение не обладал.
Доводы жалобы общества противоречат законодательству.
В соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, подпунктом "а" пункта 9 которых предусмотрено, что управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Из содержания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты заключения договора управления многоквартирным домом (пункт 14 Правил предоставления коммунальных услуг).
На основании пункта 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Постановление N 124) под "исполнителем" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Учитывая указанные нормы права, суд первой инстанции верно отметил, что управляющая организация, заключившая с собственниками помещений договор управления многоквартирным домом, автоматически становится исполнителем всех коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием соответствующего статуса и цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления. При этом действующее законодательство не предполагает наличие нескольких исполнителей коммунальных услуг в отношении одного многоквартирного дома, в котором избран способ управления - управление управляющей организацией.
Заключив договор управления многоквартирным домом от 16.06.2015 N 216, общество в спорный период оказывало собственникам упомянутого многоквартирного дома как услуги по содержанию общего имущества, так и предоставлял коммунальные услуги.
Общество ошибочно считает, что отсутствие в договоре управления условия о предоставлении электрической энергии освобождает его от исполнения обязанности по предоставлению такой коммунальной услуги, заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Не подтверждено, что имелось решение собственников помещений о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ПАО "ДЭК" как ресурсоснабжающей организации, минуя управляющую компанию.
В силу пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции, действовавшей в спорный период) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация) оплачивает за счет собственных средств.
Материалами дела подтверждается, что плата за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за указанный период распределялась между потребителями и взималась с них с нарушением пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг по фактическим показаниям общедомовых приборов учета без учета соответствующего объема, определенного на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Устанавливая нарушение общества, инспекцией при осуществлении расчетов использованы нормативы и тарифы, установленные приложением N 3.6 к постановлению Правительства Амурской области от 30.08.2012 N 466 "О нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Амурской области", приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 19.12.2014 N 181-пр/э. Расчеты произведены инспекцией в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, судом проверены и признаны верными.
Инспекция на основании положений части 8.1 статьи 13, статьей 193 и 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Положения о государственной жилищной инспекции Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 03.08.2007 N 455, вправе осуществлять лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, выдавать предписания об устранении нарушений.
Нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении внеплановой проверки не установлено.
Оспариваемое предписание от 11.11.2016 N 888 выдано заявителю уполномоченным органом, основано на установленном факте нарушения норм жилищного законодательства, содержит конкретные властные предписания, которые с учетом предоставленного срока для устранения нарушений (26.12.2016), относятся к сфере деятельности заявителя как управляющей компании и являются фактически исполнимыми.
Является правильным вывод суда о законности предписания от 11.11.2016 N 888 и решения от 30.01.2017, которые не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 17.05.2017 по делу N А04-843/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.И.САПРЫКИНА
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.И.САПРЫКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)