Судебные решения, арбитраж
Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыбаевой Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 июня 2016 года по делу N А57-5764/2016, (судья Волкова М.А.),
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Энергия-1" (г. Саратов, ОГРН 1026402484349, ИНН 6451128727)
к комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов, ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344)
третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), комитет по управлению имуществом г. Саратова (г. Саратов, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860)
о взыскании платы за содержание общего имущества многоквартирных домов,
при участии в судебном заседании представителей:
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Татаринцева В.Ю. по доверенности от 16.10.2015,
от товарищества собственников жилья "Энергия - 1" - Никоновой М.Н. по доверенности от 29.03.2016
от третьих лиц - представители иные лица не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Энергия-1", г. Саратов (далее - ТСЖ "Энергия-1", истец) с иском к комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом г. Саратова, г. Саратов о взыскании
- - платы за содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Новоастраханская, д. 4 за помещение площадью 27,5 кв. метров в размере 2806 рублей 65 копеек за период с 01.04.2015 по 31.12.2015, пени в размере 86 рублей 44 копейки за период с 11.05.2015 по 31.12.2015;
- - платы за ремонт в размере 1079 рублей 10 копеек за период с 01.04.2015 по 31.12.2015, пени в размере 33 рублей 24 копеек за период с 11.05.2015 по 31.12.2015; платы за центральное отопление в размере 4003 рублей 46 копеек за период с 01.03.2015 по 31.12.2015, пени в размере 126 рублей 12 копеек за период с 11.04.2015 по 31.12.2015;
- - платы за содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Новоастраханская, д. 4 за помещение площадью 80,5 кв. метров в размере 29775 рублей 34 копейки за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, пени в размере 3877 рублей 60 копеек за период с 11.04.2013 по 31.12.2015;
- - платы за ремонт общего имущества в размере 10885 руб. 21 коп. за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, пени в размере 1369 рублей 21 копейку за период с 11.11.2013 по 31.12.2015;
- - платы за центральное отопление в размере 52103 рублей 07 копеек за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, пени в размере 6759 рублей 25 копеек за период с 11.04.2013 по 31.12.2015, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 4387 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 июня 2016 года по делу N А57-5764/2016 исковые требования удовлетворены: с комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Энергия-1" взыскана плата за содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Новоастраханская, д. 4 за помещение площадью 27.5 кв. метров в размере 2806 рублей 65 копеек за период с 01.04.2015 по 31.12.2015, пени в размере 86 рублей 44 копейки за период с 11 мая 2015 по 31.12.2015; плата за ремонт в размере 1079 рублей 10 копеек за период с 01.04.2015 по 31.12.2015, пени в размере 33 рублей 24 копеек за период с 11.05.2015 по 31.12.2015, центральное отопление в размере 4003 рублей 46 копеек за период с 01.03.2015 по 31.12.2015, пени в размере 126 рублей 12 копеек за период с 11.04.2015 по 31.12.2015. С комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Энергия-1" взыскана плата за содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Новоастраханская, д. 4 за помещение площадью 80,5 кв. метров в размере 29775 рублей 34 коп. за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, пени в размере 3877 рублей 60 коп. за период с 11.04.2013 по 31.12.2015; плата за ремонт общего имущества в размере 10885 рублей 21 коп. за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, пени в размере 1369 рублей 21 коп. за период с 11.11.2013 по 31.12.2015, центральное отопление в размере 52103 рублей 07 коп. за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, пени в размере 6759 рублей 25 коп. за период с 11.04.2013 по 31.12.2015, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4387 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, комитет по финансам обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального права, не выяснены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для дела: единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на оплату коммунальных услуг и жилое помещение, в соответствии с бюджетным законодательством перечисление денежных средств иным способом не допускается. Кроме того, комитет по финансам считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является стороной обязательства. Кроме того, истцом не представлены платежные документы не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от ТСЖ "Энергия-1" в суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения. Апелляционную жалобу - оставить без изменения.
Представители администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои правовые позиции по делу и настаивали на их удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав выступления представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Энергия-1" в соответствии с Уставом является организацией по обслуживанию жилищного фонда на территории Заводского района г. Саратова. В зоне обслуживания истца находится многоквартирный жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Ново-Астраханская, д. 4. ТСЖ "Энергия-1" в соответствии с Уставом является добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений, в том числе и в многоквартирном жилом доме N 4 по ул. Ново-Астраханской.
В данном доме N 4 по ул. Ново-Астраханской находятся нежилые помещения площадью 80,5 кв. м, и 27,5 кв. м принадлежащие на праве собственности МО "Город Саратов", включенные в реестр муниципальной собственности МО "Город Саратов" на основании решения Малого совета Саратовского городского Совета народных депутатов от 29.01.1993 N 233 "О формировании реестра муниципального нежилого фонда и дополнениях в перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность".
Поскольку жилой дом N 4 по ул. Ново-Астраханской относится к домам, в которых, кроме лифта и мусоропровода, отсутствует горячее водоснабжение, протоколами общего собрания членов ТСЖ "Энергия-1" от 01.06.2008, от 28 мая 2012 года, от 22 апреля 2014 года установлены тарифа для многоквартирного дома N 4 по ул. Ново-Астраханской: за период с 01.07.2012 по 30.04.2014 за содержание жилья - 10,22 руб., за ремонт жилья 3,43 руб.; за период с 01.05.2014 по настоящее время за содержание жилья - 11,34 руб., за ремонт жилья 4,36 руб.
В соответствии с пунктом 5.1.10; 5.2.3. Устава ТСЖ "Энергия-1", утвержденного общим собранием членов товарищества, установлено, что собственник помещения обязан, расположенного в доме, обслуживаемом ТСЖ "Энергия-1" обязан производить через расчетный счет товарищества оплату коммунальных услуг и установленных законом налогов на недвижимое имущество; принимать участие в расходах и обеспечивать уплату взносов, необходимых для покрытия затрат, связанных с содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества, пропорционально размеру общей площади помещений, находящихся в его собственности, своевременно вносить целевые и специальные сборы в размере, установленном общим собранием членов ТСЖ. Обязательство уплаты взносов возникает у собственников с момента приобретения им права собственности на помещение.
МО "Город Саратов" является собственником нежилых помещений.
Однако, начиная с марта 2013 года и по настоящее время, МО "Город Саратов" не исполняет надлежащим образом свои обязательства по оплате взносов на содержание, ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества.
Таким образом, по нежилому помещению площадью 27,5 кв. м у МО "Город Саратов" перед ТСЖ "Энергия-1" образовалась задолженность за содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 2806 рублей 65 копеек за период с 01.04.2015 по 31.12.2015, за ремонт в размере 1079 рублей 10 копеек за период с 01.04.2015 по 31.12.2015, за центральное отопление в размере 4003 рублей 46 копеек за период с 01.03.2015 по 31.12.2015.
По нежилому помещению площадью 80,5 кв. м у МО "Город Саратов" перед ТСЖ "Энергия-1" образовалась задолженность за содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 29775 рублей 34 копейки за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, за ремонт общего имущества в размере 10885 рублей 21 копейку за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, за центральное отопление в размере 52103 рублей 07 копеек за период с 01.03.2013 по 31.12.2015.
Невнесение ответчиком платы за содержание, ремонт жилого помещения и коммунальные услуги послужила основанием для обращения иска в суд первой инстанции с настоящими исковыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных правил и статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией осуществляющей управление многоквартирным домом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П указал "право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника, что само по себе не может нарушать конституционные права заявителя".
Таким образом, собственник даже в случае отсутствия договорных отношений с истцом, в силу закона обязан нести соразмерно своей доле расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 137 Жилищного Кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил N 491 от 13 августа 2006 г., размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (пункт 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья, либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (пункт 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 5.1.10; 5 2.3. Устава ТСЖ "Энергия-1", утвержденного общим собранием членов товарищества, установлено, что собственник помещения, расположенного в доме, обслуживаемом ТСЖ "Энергия-1" обязан производить через расчетный счет товарищества оплату коммунальных услуг и установленных законом налогов на недвижимое имущество; принимать участие в расходах и обеспечивать уплату взносов, необходимых для покрытия затрат, связанных с содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества, пропорционально размеру общей площади помещений, находящихся в его собственности, своевременно вносить целевые и специальные сборы в размере, установленном общим собранием членов ТСЖ. Обязательство уплаты взносов возникает у собственников с момента приобретения им права собственности на помещение.
Расходы на капитальный ремонт, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе нежилых помещений в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников. Размер платы на капитальный, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе общих мест пользования, устанавливается собранием и не превышает общегородских размеров.
В протоколах общего собрания членов ТСЖ "Энергия-1" от 01.06.2008, от 28 мая 2012 года, от 22 апреля 2014 года установлены тарифы для многоквартирного дома N 4 по ул. Ново-Астраханской. Площадь нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается выписками из ЕГРП.
Часть 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В счетах-фактурах и прилагаемых к ним расчетных ведомостях, выставляемых энергоснабжающей организацией Истцу, указывается объем и стоимость потребляемой энергии по объектам в соответствии с балансовой принадлежностью.
Отношения по поставке энергоснабжения регулируются договором энергоснабжения, предусмотренным параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию.
Истец при снятии показаний приборов учета пользовался услугами ЗАО "Теплосервис". В рассматриваемом деле пользование тепловой энергией осуществляет юридическое лицо для производственных нужд.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются, в том числе действия лиц, направленные на установление гражданских прав и обязанностей. В указанном случае, таким действием является фактическое подключение абонента к присоединенной сети.
Таким образом, МО "Город Саратов" заключило договор на поставку тепла и теплоносителя с момента приобретения права собственности на нежилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом доме N 4 по ул. Ново-Астраханская, находящегося на обслуживании ТСЖ "Энергия-1", в связи с тем, что с момента приобретения права собственности использовало тепловую энергию и теплоноситель для производственных нужд.
В спорный период перерывов при подаче тепловой энергии и теплоносителя, а также некачественного предоставления оказанной услуги по занимаемому помещению, не зафиксировано.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и соглашением сторон.
Истцом произведен расчет задолженности за центральное отопление по помещению площадью 27,5 кв. метров в размере 4003 рублей 46 копеек за период с 01.03.2015 по 31.12.2015, по помещению площадью 80,5 кв. метров в размере 52103 рублей 07 копеек за период с 01.03.2013 по 31.12.2015.
Судом первой инстанции правильно установлено, что нежилые помещения общей площадью 80,5 кв. м и 27,5 кв. м, в доме N 4 по ул. Астраханской в г. Саратове в спорный период находились в казне МО "Город Саратов" и не закреплялось за иными лицами на каком-либо праве.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами МО "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права. Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Истец представил расчет пени за просрочку исполнения обязательств по оплате за содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Новоастраханская, д. 4 за помещение площадью 27,5 кв. метров пени в размере в размере 86 рублей 44 копейки за период с 11 мая 2015 года по 31.12.2015; за ремонт пени в размере 33 рублей 24 копеек за период с 11.05.2015 по 31.12.2015, за центральное отопление пени в размере 126 рублей 12 копеек за период с 11.04.2015 по 31.12.2015; за содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Новоастраханская, д. 4 за помещение площадью 80,5 кв. метров пени в размере 3877 рублей 60 копеек за период с 11.04.2013 по 31.12.2015; за ремонт общего имущества пени в размере 1369 рублей 21 копейку за период с 11.11.2013 по 31.12.2015, за центральное отопление пени в размере 6 759 рублей 25 копеек за период с 11.04.2013 по 31.12.2015. Расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен. Судами расчет пени проверен и признан правильным.
При этом невыставление товариществом платежных документов в адрес МО "Город Саратов" не освобождает от обязанности ответчика, как собственника помещений в многоквартирных домах, вносить плату за содержание, ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется апелляционной коллегией судей по следующим обстоятельствам.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, сходящимся в муниципальной собственности поселения (пп. 3 п. 1) и содержания муниципального жилищного фонда (пп. 6 п. 1).
В силу пункта 2 статьи 18 Ф3 N 131 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23.06.1998 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет городское финансовое управление, в настоящее время комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской Городской Думой, утвержденного решением Саратовской Городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007, комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно п. 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22. положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно п. 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования, предъявленные к МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", как с надлежащему ответчику по делу.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного решение суда законно и обоснованно, принято с соблюдением материальных и процессуальных норм права, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционную жалобу комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 июня 2016 года по делу N А57-5764/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2016 N 12АП-8311/2016 ПО ДЕЛУ N А57-5764/2016
Разделы:Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. по делу N А57-5764/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыбаевой Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 июня 2016 года по делу N А57-5764/2016, (судья Волкова М.А.),
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Энергия-1" (г. Саратов, ОГРН 1026402484349, ИНН 6451128727)
к комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов, ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344)
третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), комитет по управлению имуществом г. Саратова (г. Саратов, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860)
о взыскании платы за содержание общего имущества многоквартирных домов,
при участии в судебном заседании представителей:
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Татаринцева В.Ю. по доверенности от 16.10.2015,
от товарищества собственников жилья "Энергия - 1" - Никоновой М.Н. по доверенности от 29.03.2016
от третьих лиц - представители иные лица не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Энергия-1", г. Саратов (далее - ТСЖ "Энергия-1", истец) с иском к комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом г. Саратова, г. Саратов о взыскании
- - платы за содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Новоастраханская, д. 4 за помещение площадью 27,5 кв. метров в размере 2806 рублей 65 копеек за период с 01.04.2015 по 31.12.2015, пени в размере 86 рублей 44 копейки за период с 11.05.2015 по 31.12.2015;
- - платы за ремонт в размере 1079 рублей 10 копеек за период с 01.04.2015 по 31.12.2015, пени в размере 33 рублей 24 копеек за период с 11.05.2015 по 31.12.2015; платы за центральное отопление в размере 4003 рублей 46 копеек за период с 01.03.2015 по 31.12.2015, пени в размере 126 рублей 12 копеек за период с 11.04.2015 по 31.12.2015;
- - платы за содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Новоастраханская, д. 4 за помещение площадью 80,5 кв. метров в размере 29775 рублей 34 копейки за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, пени в размере 3877 рублей 60 копеек за период с 11.04.2013 по 31.12.2015;
- - платы за ремонт общего имущества в размере 10885 руб. 21 коп. за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, пени в размере 1369 рублей 21 копейку за период с 11.11.2013 по 31.12.2015;
- - платы за центральное отопление в размере 52103 рублей 07 копеек за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, пени в размере 6759 рублей 25 копеек за период с 11.04.2013 по 31.12.2015, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 4387 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 июня 2016 года по делу N А57-5764/2016 исковые требования удовлетворены: с комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Энергия-1" взыскана плата за содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Новоастраханская, д. 4 за помещение площадью 27.5 кв. метров в размере 2806 рублей 65 копеек за период с 01.04.2015 по 31.12.2015, пени в размере 86 рублей 44 копейки за период с 11 мая 2015 по 31.12.2015; плата за ремонт в размере 1079 рублей 10 копеек за период с 01.04.2015 по 31.12.2015, пени в размере 33 рублей 24 копеек за период с 11.05.2015 по 31.12.2015, центральное отопление в размере 4003 рублей 46 копеек за период с 01.03.2015 по 31.12.2015, пени в размере 126 рублей 12 копеек за период с 11.04.2015 по 31.12.2015. С комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Энергия-1" взыскана плата за содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Новоастраханская, д. 4 за помещение площадью 80,5 кв. метров в размере 29775 рублей 34 коп. за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, пени в размере 3877 рублей 60 коп. за период с 11.04.2013 по 31.12.2015; плата за ремонт общего имущества в размере 10885 рублей 21 коп. за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, пени в размере 1369 рублей 21 коп. за период с 11.11.2013 по 31.12.2015, центральное отопление в размере 52103 рублей 07 коп. за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, пени в размере 6759 рублей 25 коп. за период с 11.04.2013 по 31.12.2015, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4387 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, комитет по финансам обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального права, не выяснены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для дела: единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на оплату коммунальных услуг и жилое помещение, в соответствии с бюджетным законодательством перечисление денежных средств иным способом не допускается. Кроме того, комитет по финансам считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является стороной обязательства. Кроме того, истцом не представлены платежные документы не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от ТСЖ "Энергия-1" в суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения. Апелляционную жалобу - оставить без изменения.
Представители администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои правовые позиции по делу и настаивали на их удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав выступления представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Энергия-1" в соответствии с Уставом является организацией по обслуживанию жилищного фонда на территории Заводского района г. Саратова. В зоне обслуживания истца находится многоквартирный жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Ново-Астраханская, д. 4. ТСЖ "Энергия-1" в соответствии с Уставом является добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений, в том числе и в многоквартирном жилом доме N 4 по ул. Ново-Астраханской.
В данном доме N 4 по ул. Ново-Астраханской находятся нежилые помещения площадью 80,5 кв. м, и 27,5 кв. м принадлежащие на праве собственности МО "Город Саратов", включенные в реестр муниципальной собственности МО "Город Саратов" на основании решения Малого совета Саратовского городского Совета народных депутатов от 29.01.1993 N 233 "О формировании реестра муниципального нежилого фонда и дополнениях в перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность".
Поскольку жилой дом N 4 по ул. Ново-Астраханской относится к домам, в которых, кроме лифта и мусоропровода, отсутствует горячее водоснабжение, протоколами общего собрания членов ТСЖ "Энергия-1" от 01.06.2008, от 28 мая 2012 года, от 22 апреля 2014 года установлены тарифа для многоквартирного дома N 4 по ул. Ново-Астраханской: за период с 01.07.2012 по 30.04.2014 за содержание жилья - 10,22 руб., за ремонт жилья 3,43 руб.; за период с 01.05.2014 по настоящее время за содержание жилья - 11,34 руб., за ремонт жилья 4,36 руб.
В соответствии с пунктом 5.1.10; 5.2.3. Устава ТСЖ "Энергия-1", утвержденного общим собранием членов товарищества, установлено, что собственник помещения обязан, расположенного в доме, обслуживаемом ТСЖ "Энергия-1" обязан производить через расчетный счет товарищества оплату коммунальных услуг и установленных законом налогов на недвижимое имущество; принимать участие в расходах и обеспечивать уплату взносов, необходимых для покрытия затрат, связанных с содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества, пропорционально размеру общей площади помещений, находящихся в его собственности, своевременно вносить целевые и специальные сборы в размере, установленном общим собранием членов ТСЖ. Обязательство уплаты взносов возникает у собственников с момента приобретения им права собственности на помещение.
МО "Город Саратов" является собственником нежилых помещений.
Однако, начиная с марта 2013 года и по настоящее время, МО "Город Саратов" не исполняет надлежащим образом свои обязательства по оплате взносов на содержание, ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества.
Таким образом, по нежилому помещению площадью 27,5 кв. м у МО "Город Саратов" перед ТСЖ "Энергия-1" образовалась задолженность за содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 2806 рублей 65 копеек за период с 01.04.2015 по 31.12.2015, за ремонт в размере 1079 рублей 10 копеек за период с 01.04.2015 по 31.12.2015, за центральное отопление в размере 4003 рублей 46 копеек за период с 01.03.2015 по 31.12.2015.
По нежилому помещению площадью 80,5 кв. м у МО "Город Саратов" перед ТСЖ "Энергия-1" образовалась задолженность за содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 29775 рублей 34 копейки за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, за ремонт общего имущества в размере 10885 рублей 21 копейку за период с 01.03.2013 по 31.12.2015, за центральное отопление в размере 52103 рублей 07 копеек за период с 01.03.2013 по 31.12.2015.
Невнесение ответчиком платы за содержание, ремонт жилого помещения и коммунальные услуги послужила основанием для обращения иска в суд первой инстанции с настоящими исковыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных правил и статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией осуществляющей управление многоквартирным домом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П указал "право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника, что само по себе не может нарушать конституционные права заявителя".
Таким образом, собственник даже в случае отсутствия договорных отношений с истцом, в силу закона обязан нести соразмерно своей доле расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 137 Жилищного Кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил N 491 от 13 августа 2006 г., размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (пункт 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья, либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (пункт 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 5.1.10; 5 2.3. Устава ТСЖ "Энергия-1", утвержденного общим собранием членов товарищества, установлено, что собственник помещения, расположенного в доме, обслуживаемом ТСЖ "Энергия-1" обязан производить через расчетный счет товарищества оплату коммунальных услуг и установленных законом налогов на недвижимое имущество; принимать участие в расходах и обеспечивать уплату взносов, необходимых для покрытия затрат, связанных с содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества, пропорционально размеру общей площади помещений, находящихся в его собственности, своевременно вносить целевые и специальные сборы в размере, установленном общим собранием членов ТСЖ. Обязательство уплаты взносов возникает у собственников с момента приобретения им права собственности на помещение.
Расходы на капитальный ремонт, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе нежилых помещений в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников. Размер платы на капитальный, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе общих мест пользования, устанавливается собранием и не превышает общегородских размеров.
В протоколах общего собрания членов ТСЖ "Энергия-1" от 01.06.2008, от 28 мая 2012 года, от 22 апреля 2014 года установлены тарифы для многоквартирного дома N 4 по ул. Ново-Астраханской. Площадь нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается выписками из ЕГРП.
Часть 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В счетах-фактурах и прилагаемых к ним расчетных ведомостях, выставляемых энергоснабжающей организацией Истцу, указывается объем и стоимость потребляемой энергии по объектам в соответствии с балансовой принадлежностью.
Отношения по поставке энергоснабжения регулируются договором энергоснабжения, предусмотренным параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию.
Истец при снятии показаний приборов учета пользовался услугами ЗАО "Теплосервис". В рассматриваемом деле пользование тепловой энергией осуществляет юридическое лицо для производственных нужд.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются, в том числе действия лиц, направленные на установление гражданских прав и обязанностей. В указанном случае, таким действием является фактическое подключение абонента к присоединенной сети.
Таким образом, МО "Город Саратов" заключило договор на поставку тепла и теплоносителя с момента приобретения права собственности на нежилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом доме N 4 по ул. Ново-Астраханская, находящегося на обслуживании ТСЖ "Энергия-1", в связи с тем, что с момента приобретения права собственности использовало тепловую энергию и теплоноситель для производственных нужд.
В спорный период перерывов при подаче тепловой энергии и теплоносителя, а также некачественного предоставления оказанной услуги по занимаемому помещению, не зафиксировано.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и соглашением сторон.
Истцом произведен расчет задолженности за центральное отопление по помещению площадью 27,5 кв. метров в размере 4003 рублей 46 копеек за период с 01.03.2015 по 31.12.2015, по помещению площадью 80,5 кв. метров в размере 52103 рублей 07 копеек за период с 01.03.2013 по 31.12.2015.
Судом первой инстанции правильно установлено, что нежилые помещения общей площадью 80,5 кв. м и 27,5 кв. м, в доме N 4 по ул. Астраханской в г. Саратове в спорный период находились в казне МО "Город Саратов" и не закреплялось за иными лицами на каком-либо праве.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами МО "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права. Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Истец представил расчет пени за просрочку исполнения обязательств по оплате за содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Новоастраханская, д. 4 за помещение площадью 27,5 кв. метров пени в размере в размере 86 рублей 44 копейки за период с 11 мая 2015 года по 31.12.2015; за ремонт пени в размере 33 рублей 24 копеек за период с 11.05.2015 по 31.12.2015, за центральное отопление пени в размере 126 рублей 12 копеек за период с 11.04.2015 по 31.12.2015; за содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Новоастраханская, д. 4 за помещение площадью 80,5 кв. метров пени в размере 3877 рублей 60 копеек за период с 11.04.2013 по 31.12.2015; за ремонт общего имущества пени в размере 1369 рублей 21 копейку за период с 11.11.2013 по 31.12.2015, за центральное отопление пени в размере 6 759 рублей 25 копеек за период с 11.04.2013 по 31.12.2015. Расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен. Судами расчет пени проверен и признан правильным.
При этом невыставление товариществом платежных документов в адрес МО "Город Саратов" не освобождает от обязанности ответчика, как собственника помещений в многоквартирных домах, вносить плату за содержание, ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется апелляционной коллегией судей по следующим обстоятельствам.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, сходящимся в муниципальной собственности поселения (пп. 3 п. 1) и содержания муниципального жилищного фонда (пп. 6 п. 1).
В силу пункта 2 статьи 18 Ф3 N 131 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23.06.1998 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет городское финансовое управление, в настоящее время комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской Городской Думой, утвержденного решением Саратовской Городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007, комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно п. 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22. положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно п. 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования, предъявленные к МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", как с надлежащему ответчику по делу.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного решение суда законно и обоснованно, принято с соблюдением материальных и процессуальных норм права, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционную жалобу комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 июня 2016 года по делу N А57-5764/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
О.В.ЛЫТКИНА
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)