Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Дейкун А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Федькушова М.А., по доверенности от 09.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4676/2017) ООО "ЖКС N 2 Невского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2017 по делу N А56-59151/2016 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению ООО "ЖКС N 2 Невского района"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
о признании незаконным постановления
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Невского района" (ОГРН 1089847179960, ИНН 7811405949, место нахождения: 192174, г. Санкт-Петербург, ул. Шелгунова, д. 16, далее - ООО "ЖКС N 2 Невского района", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298, место нахождения: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, литера А; далее - ГЖИ, Инспекция, административный орган) от 10.08.2016 N 3346/16.
Решением суда от 27.01.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ЖКС N 2 Невского района" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что уведомление о проведении внеплановой проверки было направлено Обществу менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Кроме того, из материалов фотофиксации сотрудника Общества видно, что Общество предприняло мероприятия по обеспечению безопасности граждан (балконы обтянуты сеткой, имеются ограждения). Фасады и балконы являются аварийными, коррозия оголившейся арматуры составляет 80%, что подтверждает факт необходимости капитального ремонта. Ремонт фасадов, стыков полносборных зданий до 50% выполняются в ходе капитального ремонта, решение о проведении которого принимается собственниками помещений.
В судебном заседании представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество, извещенное надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя Общества.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных к апелляционной жалобе, не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции. Кроме того, заявителем не обоснована относимость представленных документов к настоящему спору, поскольку представлены документы в отношении проверки обслуживания иного многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ивановская, д. 13, д. 19.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.06.2016 специалистом ГЖИ на основании распоряжения N 09/8795-р от 29.06.2016 осуществлена выездная внеплановая проверка в отношении Общества. В результате проведенного осмотра территории по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 52 Инспекцией выявлены нарушения Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 (далее - Правила N 1135), а именно:
- - неисполнение обязанностей по содержанию фасада здания;
- - не организована систематическая проверка состояния фасада здания;
- - с лицевой стороны фасада наблюдаются многочисленные трещины с раскрытием до 0,3 см, маяки не установлены;
- - промежуточные карнизы с лицевой стороны фасада имеют разрушения штукатурного слоя, металлические скосы коррозированы, имеют следы деформации;
- - по всему дому балконные плиты имеют разрушения разной степени развития, с оголением арматуры, коррозией оголившейся арматуры, разрушением штукатурного слоя, трещинами по нижней поверхности, металлические ограждения балконов коррозированы;
- - ограждения опасных зон не выполнены.
Таким образом, нарушены пункты 1.1.1, 1.6.2 Правил N 1135.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 09/8795-р от 30.06.2016 (с материалами фотофиксации).
29.07.2016 Инспекцией в присутствии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 09/8795-р, которым действия заявителя квалифицированы как нарушение статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных нарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Постановлением от 10.08.2016 N 3346/16 Общество привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации в виде штрафа в размере 60 000 руб.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обжаловало постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Статья 20 Закона N 273-70 предусматривает административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада, в том числе осуществление ремонтных работ с нарушением сроков и порядка, установленных правилами, утвержденными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, включая работы по снятию отслоившейся отделки наружной поверхности стен (штукатурки, облицовочной плитки); ремонту водосточных труб, наружных кондиционеров и радиоэлектронных устройств; снятию слабо держащихся декоративных элементов; удалению выпадающих кирпичей кладки стен; укреплению козырьков и ограждению крылец; установке и поддержанию в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения, указателей улиц, номерных знаков домов и лестничных указателей и других элементов визуальной информации; удалению растительности с кровель и фасадов; вставке, установке, укреплению и содержанию в чистоте и технически исправном состоянии стекол, ручек в дверных и оконных заполнениях, что для юридических лиц влечет предупреждение или наложение административного штрафа от двадцати тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом (далее также - МКД) должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в числе прочего соблюдение требований к надежности и безопасности МКД; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Договором управления 110-Д от 18.12.2009 ООО "ЖКС N 2 Невского района" приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по управлению спорными МКД, а также надлежащему содержанию общего имущества МКД (в том числе, указанных в оспариваемом постановлении).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе, собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Согласно требованиям пункта 2.3 части 2 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.
Состав общего имущества и требования к содержанию общего имущества определены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктами "в", "г" части 2 раздела 1 Правил N 491 в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции МКД (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции МКД, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Фасад, как совокупность ограждающих несущих и ненесущих конструкций, относится к общему имуществу собственников МКД.
Заявителем были нарушены требования, предусмотренные Правилами N 1135.
Согласно пункту 1.1.1 Правил N 1135 владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны поддерживать в исправном состоянии фасады зданий и сооружений и сохранять архитектурно-художественное убранство зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 1.6.2 Правил N 1135 владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны:
- - систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов (балконов, лоджий и эркеров, карнизов, отливов, окрытий, водосточных труб, козырьков);
- - проверять прочность креплений архитектурных деталей и облицовки, устойчивость парапетных и балконных ограждений;
- - при осмотре фасадов крупноблочных и крупнопанельных зданий контролировать состояние горизонтальных и вертикальных стыков между панелями и блоками;
- - по мере необходимости, но не реже одного раза в год, очищать и промывать фасады, используя специальную технику и смывки по методике, согласованной с КГА, а в случае если здание, сооружение является объектом культурного наследия, - с КГИОП;
- - по мере необходимости, но не реже двух раз в год, весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона), внутренние и наружные поверхности остекления окон, дверей балконов и лоджий, входных дверей в подъездах следует очищать и промывать, как правило, химическими средствами;
- - проводить текущий ремонт, в том числе окраску фасада, с периодичностью в пределах 7-8 лет с учетом фактического состояния фасада;
- - производить поддерживающий ремонт отдельных элементов фасада (цоколей, крылец, ступеней, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов).
Ненадлежащее содержание фасадов указанного дома подтверждено документально и заявителем по существу не оспорено.
Поскольку объективных причин невозможности соблюдения требований законодательства, не зависящих от Общества, не установлено, на основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) его вину в совершении вмененного правонарушения следует признать установленной. Следовательно, состав вмененного правонарушения, предусмотренного статьей 20 Закона N 273-70, доказан.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не установлено.
В целях обеспечения доступа к общему имуществу собственников помещений МКД по указанному адресу 29.06.2016 Общество было уведомлено Инспекцией о проведении 30.06.2016 внеплановой выездной проверки. По результатам данной проверки по указанному адресу выявлены разрушения балконных плит до арматуры, коррозия оголившейся арматуры и металлических элементов балконов, разрушения штукатурного слоя фасадов, многочисленные трещины, что свидетельствует о нарушении Обществом пунктов 1.1.1, 1.6.2 Правил, выразившихся в неосуществлении систематических проверок состояния фасадов и их отдельных элементов, а также их поддерживающего ремонта.
Довод заявителя о том, что выявленные дефекты фасада подлежат устранению при проведении капитального ремонта, не соответствует фактическим обстоятельствам и не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Обществом применяется неверное толкование пункта 4.2.3.1 постановления Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, поскольку, в соответствии с п. 4.2.3.1 данного постановления местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Таким образом, согласно данной норме при капитальном ремонте по проекту должны устраняться дефекты архитектурных деталей. Такие отклонения от нормы, как разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной кладки должны устраняться по мере их выявления.
В соответствии с пунктами 11, 13, 14 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе проведение управляющей организацией регулярных осмотров общего имущества, по результатам которых оформляется акт осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов.
Кроме того, включение МКД в региональную программу капитального ремонта не освобождает управляющую организацию от исполнения обязанностей по содержанию общего имущества МКД. Более того, цена договора управления включает в себя платежи за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД.
В краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2016 году, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2015 N 1154, дом 52 по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Бабушкина не включен.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84, капитальный ремонт данного дома, включая фасады, запланирован на 2027 - 2029 годы.
Учитывая степень износа, характер выявленных разрушений фасадов данного дома при неисполнении Обществом обязанности по обеспечению надлежащего содержания фасадов дома, как общего имущества собственников, до наступления даты запланированного в соответствии с Региональной программой капитального ремонта существует угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц.
Согласно выводам и рекомендациям технического заключения ОАО "Ленжилниипроект" состояние балконов оценено аварийным, требуются работы капитального характера. Тем не менее, вывод о необходимости проведения работ капитального характера, учитывая, что капитальный ремонт данного дома запланирован только с 2027 года, не исключает необходимости поддержания дома в нормальном состоянии для комфортного и безопасного проживания граждан до того момента, когда работы капитального характера начнут выполняться в соответствии со сроками и перечнем работ и услуг по капремонту, утвержденному Региональной программой.
В соответствии с указанным техническим заключением Обществу рекомендовано наблюдение за трещинами стен с помощью установки стандартных гипсовых маяков.
Согласно пункту 4.2.1.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Между тем, несмотря на рекомендации технического заключения, данная обязанность Обществом не выполняется. В ходе внеплановой выездной проверки установлено наличие многочисленных трещин на лицевом фасаде дома, при этом для наблюдения за ними маяки не установлены.
В том же техническом заключении рекомендован текущий ремонт с заменой металлических карнизных свесов лицевых фасадов.
Административное наказание назначено в пределах санкции инкриминируемой статьи, надлежащих доказательств, свидетельствующих о тяжелом финансовом положении Обществом, не представлены.
По мнению апелляционного суда, назначенный штраф отвечает требованиям справедливости, соразмерности, степени вины, тяжести правонарушения и целям административного наказания.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2017 по делу N А56-59151/20166 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2017 N 13АП-4676/2017 ПО ДЕЛУ N А56-59151/2016
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2017 г. N 13АП-4676/2017
Дело N А56-59151/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Дейкун А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Федькушова М.А., по доверенности от 09.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4676/2017) ООО "ЖКС N 2 Невского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2017 по делу N А56-59151/2016 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению ООО "ЖКС N 2 Невского района"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
о признании незаконным постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Невского района" (ОГРН 1089847179960, ИНН 7811405949, место нахождения: 192174, г. Санкт-Петербург, ул. Шелгунова, д. 16, далее - ООО "ЖКС N 2 Невского района", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298, место нахождения: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, литера А; далее - ГЖИ, Инспекция, административный орган) от 10.08.2016 N 3346/16.
Решением суда от 27.01.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ЖКС N 2 Невского района" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что уведомление о проведении внеплановой проверки было направлено Обществу менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Кроме того, из материалов фотофиксации сотрудника Общества видно, что Общество предприняло мероприятия по обеспечению безопасности граждан (балконы обтянуты сеткой, имеются ограждения). Фасады и балконы являются аварийными, коррозия оголившейся арматуры составляет 80%, что подтверждает факт необходимости капитального ремонта. Ремонт фасадов, стыков полносборных зданий до 50% выполняются в ходе капитального ремонта, решение о проведении которого принимается собственниками помещений.
В судебном заседании представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество, извещенное надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя Общества.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных к апелляционной жалобе, не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции. Кроме того, заявителем не обоснована относимость представленных документов к настоящему спору, поскольку представлены документы в отношении проверки обслуживания иного многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ивановская, д. 13, д. 19.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.06.2016 специалистом ГЖИ на основании распоряжения N 09/8795-р от 29.06.2016 осуществлена выездная внеплановая проверка в отношении Общества. В результате проведенного осмотра территории по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 52 Инспекцией выявлены нарушения Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 (далее - Правила N 1135), а именно:
- - неисполнение обязанностей по содержанию фасада здания;
- - не организована систематическая проверка состояния фасада здания;
- - с лицевой стороны фасада наблюдаются многочисленные трещины с раскрытием до 0,3 см, маяки не установлены;
- - промежуточные карнизы с лицевой стороны фасада имеют разрушения штукатурного слоя, металлические скосы коррозированы, имеют следы деформации;
- - по всему дому балконные плиты имеют разрушения разной степени развития, с оголением арматуры, коррозией оголившейся арматуры, разрушением штукатурного слоя, трещинами по нижней поверхности, металлические ограждения балконов коррозированы;
- - ограждения опасных зон не выполнены.
Таким образом, нарушены пункты 1.1.1, 1.6.2 Правил N 1135.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 09/8795-р от 30.06.2016 (с материалами фотофиксации).
29.07.2016 Инспекцией в присутствии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 09/8795-р, которым действия заявителя квалифицированы как нарушение статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных нарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Постановлением от 10.08.2016 N 3346/16 Общество привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации в виде штрафа в размере 60 000 руб.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обжаловало постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Статья 20 Закона N 273-70 предусматривает административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада, в том числе осуществление ремонтных работ с нарушением сроков и порядка, установленных правилами, утвержденными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, включая работы по снятию отслоившейся отделки наружной поверхности стен (штукатурки, облицовочной плитки); ремонту водосточных труб, наружных кондиционеров и радиоэлектронных устройств; снятию слабо держащихся декоративных элементов; удалению выпадающих кирпичей кладки стен; укреплению козырьков и ограждению крылец; установке и поддержанию в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения, указателей улиц, номерных знаков домов и лестничных указателей и других элементов визуальной информации; удалению растительности с кровель и фасадов; вставке, установке, укреплению и содержанию в чистоте и технически исправном состоянии стекол, ручек в дверных и оконных заполнениях, что для юридических лиц влечет предупреждение или наложение административного штрафа от двадцати тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом (далее также - МКД) должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в числе прочего соблюдение требований к надежности и безопасности МКД; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Договором управления 110-Д от 18.12.2009 ООО "ЖКС N 2 Невского района" приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по управлению спорными МКД, а также надлежащему содержанию общего имущества МКД (в том числе, указанных в оспариваемом постановлении).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе, собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Согласно требованиям пункта 2.3 части 2 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.
Состав общего имущества и требования к содержанию общего имущества определены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктами "в", "г" части 2 раздела 1 Правил N 491 в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции МКД (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции МКД, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Фасад, как совокупность ограждающих несущих и ненесущих конструкций, относится к общему имуществу собственников МКД.
Заявителем были нарушены требования, предусмотренные Правилами N 1135.
Согласно пункту 1.1.1 Правил N 1135 владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны поддерживать в исправном состоянии фасады зданий и сооружений и сохранять архитектурно-художественное убранство зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 1.6.2 Правил N 1135 владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны:
- - систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов (балконов, лоджий и эркеров, карнизов, отливов, окрытий, водосточных труб, козырьков);
- - проверять прочность креплений архитектурных деталей и облицовки, устойчивость парапетных и балконных ограждений;
- - при осмотре фасадов крупноблочных и крупнопанельных зданий контролировать состояние горизонтальных и вертикальных стыков между панелями и блоками;
- - по мере необходимости, но не реже одного раза в год, очищать и промывать фасады, используя специальную технику и смывки по методике, согласованной с КГА, а в случае если здание, сооружение является объектом культурного наследия, - с КГИОП;
- - по мере необходимости, но не реже двух раз в год, весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона), внутренние и наружные поверхности остекления окон, дверей балконов и лоджий, входных дверей в подъездах следует очищать и промывать, как правило, химическими средствами;
- - проводить текущий ремонт, в том числе окраску фасада, с периодичностью в пределах 7-8 лет с учетом фактического состояния фасада;
- - производить поддерживающий ремонт отдельных элементов фасада (цоколей, крылец, ступеней, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов).
Ненадлежащее содержание фасадов указанного дома подтверждено документально и заявителем по существу не оспорено.
Поскольку объективных причин невозможности соблюдения требований законодательства, не зависящих от Общества, не установлено, на основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) его вину в совершении вмененного правонарушения следует признать установленной. Следовательно, состав вмененного правонарушения, предусмотренного статьей 20 Закона N 273-70, доказан.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не установлено.
В целях обеспечения доступа к общему имуществу собственников помещений МКД по указанному адресу 29.06.2016 Общество было уведомлено Инспекцией о проведении 30.06.2016 внеплановой выездной проверки. По результатам данной проверки по указанному адресу выявлены разрушения балконных плит до арматуры, коррозия оголившейся арматуры и металлических элементов балконов, разрушения штукатурного слоя фасадов, многочисленные трещины, что свидетельствует о нарушении Обществом пунктов 1.1.1, 1.6.2 Правил, выразившихся в неосуществлении систематических проверок состояния фасадов и их отдельных элементов, а также их поддерживающего ремонта.
Довод заявителя о том, что выявленные дефекты фасада подлежат устранению при проведении капитального ремонта, не соответствует фактическим обстоятельствам и не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Обществом применяется неверное толкование пункта 4.2.3.1 постановления Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, поскольку, в соответствии с п. 4.2.3.1 данного постановления местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Таким образом, согласно данной норме при капитальном ремонте по проекту должны устраняться дефекты архитектурных деталей. Такие отклонения от нормы, как разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной кладки должны устраняться по мере их выявления.
В соответствии с пунктами 11, 13, 14 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе проведение управляющей организацией регулярных осмотров общего имущества, по результатам которых оформляется акт осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов.
Кроме того, включение МКД в региональную программу капитального ремонта не освобождает управляющую организацию от исполнения обязанностей по содержанию общего имущества МКД. Более того, цена договора управления включает в себя платежи за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД.
В краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2016 году, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2015 N 1154, дом 52 по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Бабушкина не включен.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84, капитальный ремонт данного дома, включая фасады, запланирован на 2027 - 2029 годы.
Учитывая степень износа, характер выявленных разрушений фасадов данного дома при неисполнении Обществом обязанности по обеспечению надлежащего содержания фасадов дома, как общего имущества собственников, до наступления даты запланированного в соответствии с Региональной программой капитального ремонта существует угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц.
Согласно выводам и рекомендациям технического заключения ОАО "Ленжилниипроект" состояние балконов оценено аварийным, требуются работы капитального характера. Тем не менее, вывод о необходимости проведения работ капитального характера, учитывая, что капитальный ремонт данного дома запланирован только с 2027 года, не исключает необходимости поддержания дома в нормальном состоянии для комфортного и безопасного проживания граждан до того момента, когда работы капитального характера начнут выполняться в соответствии со сроками и перечнем работ и услуг по капремонту, утвержденному Региональной программой.
В соответствии с указанным техническим заключением Обществу рекомендовано наблюдение за трещинами стен с помощью установки стандартных гипсовых маяков.
Согласно пункту 4.2.1.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Между тем, несмотря на рекомендации технического заключения, данная обязанность Обществом не выполняется. В ходе внеплановой выездной проверки установлено наличие многочисленных трещин на лицевом фасаде дома, при этом для наблюдения за ними маяки не установлены.
В том же техническом заключении рекомендован текущий ремонт с заменой металлических карнизных свесов лицевых фасадов.
Административное наказание назначено в пределах санкции инкриминируемой статьи, надлежащих доказательств, свидетельствующих о тяжелом финансовом положении Обществом, не представлены.
По мнению апелляционного суда, назначенный штраф отвечает требованиям справедливости, соразмерности, степени вины, тяжести правонарушения и целям административного наказания.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2017 по делу N А56-59151/20166 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Е.А.СОМОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)