Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2017 N 08АП-4114/2017 ПО ДЕЛУ N А81-5497/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2017 г. N 08АП-4114/2017

Дело N А81-5497/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Аристовой Е.В., Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4114/2017) общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юрибей" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 января 2017 года по делу N А81-5497/2016 (судья Чорноба В.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юрибей" (ОГРН 1158901000653; ИНН 8901029948) к Департаменту муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район (ОГРН 1138903000191; ИНН 8903032907), при участии в деле третьего лица, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "КонсьержЪ" о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 25.05.2016, применении последствий признания недействительным договора управления многоквартирным домом и признании единственным участником, допущенным для участия в конкурсе,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юрибей" (далее - ООО УК "Юрибей", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Департаменту муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район (далее - Департамент, ответчик) о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 25.05.2016, применении последствий признания недействительным договора управления многоквартирным домом и признании единственным участником, допущенным для участия в конкурсе.
К участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "КонсьержЪ" (далее - ООО УК "КонсьержЪ", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.01.2017 по делу N А81-5497/2016 в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что ООО УК "КонсьержЪ" нарушило требования законодательства, скрыв реальный размер кредиторской задолженности, превышающий 70% балансовой стоимости его активов и разделив кредиторскую задолженность на статьи о кредиторской задолженности и краткосрочных обязательствах.
В письменных отзывах на апелляционную жалобу ответчик и третье лицо просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ ходатайство Департамента удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменные отзывы на нее, исследовав материалы дела и проверив обжалуемый судебный акт, коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 75 от 06.02.2006, Департаментом муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru и официальном сайте Департамента муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район была опубликована информации о том, что будет проведен конкурс по отбору управляющих организаций для управления определенными многоквартирными домами (извещение N 140416/11278026/01 от 15.04.2016).
В соответствии с указанным извещением (лот N 1) конкурс объявлен на право заключения договора управления многоквартирными жилыми домами по адресу Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, мкр. Олимпийский, д. 1, 3 (том 1 л.д. 25 - 29).
По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе установлено поступление трех заявок от ООО УК "КонсьержЪ", ООО УК "Юрибей" и общества с ограниченной ответственностью "Надымское производственное предприятие".
В соответствии с протоколом N 07-РЗ/25-05-2016 от 25.05.2016 рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией участниками были признаны ООО УК "КонсьержЪ" и ООО УК "Юрибей" (том 1 л.д. 31 - 32).
В соответствии с протоколом N 01-ОК/25-05-2016 от 25.05.2016 конкурса по отбору управляющих организаций победителем признано ООО УК "КонсьержЪ" (том 1 л.д. 32 - 33).
Возражая против принятого решения, ООО УК "Юрибей" предъявил настоящие исковые требования в суд.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска, суд апелляционной инстанции руководствуется следующими положениями законодательства.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Истцом в настоящем деле предъявлены требования о признании недействительными результатов конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными жилыми домами.
Выбор способа управления многоквартирным домом регламентируется статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 75 от 06.02.2006 (далее - Правила N 75).
Данный нормативный правовой акт определяет процедуру проведения конкурса и не предоставляет организатору такого конкурса права применять иной порядок.
В пункте 4 Правил N 75 указаны принципы проведения конкурса, которыми являются создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестная конкуренция; эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
Согласно пункту 5 Правил N 75 нарушение процедуры организации или проведения конкурса является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
В соответствии с пунктом 87 Правил N 75 обжаловать результаты конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, вправе участник конкурса.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, ООО УК "Юрибей" указало на допуск Департаментом к участию в конкурсе юридического лица (ООО УК "КонсьержЪ"), не соответствующего предъявляемым федеральными законами требованиям.
Аналогичные возражения приведены истцом в апелляционной жалобе.
Пунктом 52 Правил N 75 предусмотрено, что для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 54 Правил N 75, требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 Правил, не допускается.
В соответствии с пунктом 53 Правил N 75 заявка на участие в конкурсе включает в себя, в том числе, копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом; копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
Подпунктом 1 пункта 15 Правил N 75 предусмотрено, что претенденты должны в том числе соответствовать установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом. В частности, в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации; отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период; претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации, и решение по такой жалобе не вступило в силу; отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Аналогичное требование изложено в пункте 5 раздела 3 конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 75 требования, указанные в пункте 15 настоящих Правил, предъявляются ко всем претендентам. Организатор конкурса при проведении конкурса не вправе устанавливать иные требования к претендентам.
Пункт 18 Правил N 75 содержит перечень оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе, согласно которому таковыми являются:
1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;
3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.
В силу пункта 70 Правил N 75 на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил. Конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по форме согласно приложению N 7, который подписывается присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Пунктом 20 Правил установлено, что отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете" экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации (часть 3 названной статьи).
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (часть 1 статьи 7 названного Закона).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 66н от 02.07.2010 утверждены формы бухгалтерской отчетности организаций.
Приложением N 1 данного приказа утверждены формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
В разделе V бухгалтерского баланса ("Пассив", "Краткосрочные обязательства") краткосрочные обязательства включают в себя кредиторскую задолженность (строка 1520), заемные средства (строка 1510), доходы будущих периодов (строка 1530), оценочные обязательства (строка 1540), прочие обязательства (строка 1550).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 43н от 06.07.1999 утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99).
В соответствии с указанным Положением бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту (пункт 5).
Согласно требованиям пункта 6 Положения бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Разделом IV Положения регламентировано содержание бухгалтерского баланса.
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные (пункт 19 Положения).
В соответствии с положениями раздела IV Положения включению в строку "Кредиторская задолженность" подлежат сведения об обязательствах перед поставщиками и подрядчиками, по векселям к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, задолженность перед персоналом организации, задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, задолженность участникам (учредителями) по выплате доходов, авансы полученные, а также об обязательствах перед прочими кредиторами.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 94н от 31.10.2000 утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению.
По смыслу приведенных выше положений с учетом указанного Плана кредиторская задолженность определяется как сумма кредитового сальдо субсчетов к счетам по расчетам с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с разными дебиторами и кредиторами, расчетам по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, расчетам с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, расчетам по выплате доходов и прочим операциям.
По справедливому замечанию суда первой инстанции в строку 1550 (прочие обязательства) включаются исключительно те пассивы, которые не относятся к иным строкам раздела V бухгалтерского баланса.
В предоставленном ООО УК "КонсьержЪ" бухгалтерском балансе по 2015 году содержатся следующие сведения: в строке 1520 кредиторская задолженность указана в размере 41 875 руб., в строке 1550 другие краткосрочные обязательства названы в сумме 33 176 руб.
Нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете при его составлении и при обращении ООО УК "КонсьержЪ" с заявкой на конкурс не следует из материалов дела и не подтверждено истцом надлежащими доказательствами.
В отсутствие достаточных правовых и фактических оснований для установления недостоверности бухгалтерского баланса ООО УК "КонсьержЪ" и иной представленной им документации суд первой инстанции обоснованно принял во внимание содержание служебной записки начальника Управления экономики и договорной работы ООО "УК "КонсьержЪ", в соответствии с которой кредиторская задолженность составляет 64% балансовой стоимости активов за 2015 год.
Кроме того, Департамент при проведении конкурса не обладает достаточными полномочиями для проверки отнесения ООО УК "КонсьержЪ" тех или иных обязательств в строки 1520 и 1550.
Коллегия не усматривает оснований для несогласия с выводом суда первой инстанции о соблюдении ООО УК "КонсьержЪ" приведенных выше требований к подателям заявок на конкурс.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о нарушении ответчиком и третьим лицом положений законодательства в части согласования срока заключаемого с проведением торгов договора, коллегия отмечает следующее.
В соответствии с Правилами N 75 (пункт 41) конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя требования к участникам конкурса, установленные пунктом 15 Правил; срок, в течение которого победитель конкурса должен подписать договоры управления многоквартирным домом и предоставить обеспечение исполнения обязательств в соответствии с разделом IX Правил; срок начала выполнения управляющей организацией возникших по результатам конкурса обязательств, который должен составлять не более 30 дней с даты подписания собственниками помещений в многоквартирном доме и (или) лицами, принявшими помещения, и управляющей организацией подготовленных в соответствии с положениями раздела IX настоящих Правил договоров управления многоквартирным домом.
Ответчиком в дело представлена конкурсная документация на открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, мкр. Олимпийский, д. 1, 3 (том 1 л.д. 135 - 141).
Согласно пункту 10 конкурсной документации договор управления многоквартирным домом вступает в силу со дня его подписания управляющей организацией и направления собственникам помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, признанной победителем по результатам открытого конкурса, и действует в течение 3 лет.
Ввиду изложенного судом первой инстанции указание годичного срока заключения договора обоснованно расценено как опечатка, не повлекшая нарушения ответчиком и третьим лицом требований действующего законодательства и в частности - Правил N 75.
Обратное в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано истцом.
Суд апелляционной инстанции приходит к заключению о законности и обоснованности отказа суда первой инстанции в удовлетворении предъявленных ООО УК "Юрибей" исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Апелляционная жалоба истца не содержит подтвержденных доводов, влекущих изменение или отмену принятого судом по делу решения.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 января 2017 года по делу N А81-5497/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ

Судьи
Е.В.АРИСТОВА
А.В.ВЕРЕВКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)