Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 09.11.2015 ПО ДЕЛУ N А71-10497/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2015 г. по делу N А71-10497/2015


Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Е.В. Калинина, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов", г. Глазов об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, г. Ижевск,
установил:

МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов", г. Глазов (далее - заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее Госжилинспекция УР, административный орган) от 06.08.2015 N И6-02-137, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Ответчик заявленные требования не признал по изложенным в отзыве основаниям.
В соответствии со ст.ст. 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Из материалов дела следует, что Глазовской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Поздеевой Н.А. по вопросу нарушения требований жилищного законодательства в связи с несвоевременным устранением протечки кровли в доме N 16 "б" по ул. Красногорский тракт г. Глазова. Проверкой установлено, что 10.06.2015 в диспетчерскую службу МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов" поступила заявка от жильцов квартиры N 34 дома N 16 "б" по ул. Красногорский тракт г. Глазова о протечке кровли. В соответствии с актом технического осмотра квартиры N 34 указанного дома от 10.06.2015, в ходе осмотра установлено намокание потолка квартиры площадью 2 кв. м, по причине протечки кровли. Указанная протечка кровли устранена МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов" 09.07.2015, что подтверждается актом приемки выполненных работ. То есть сроки устранения протечки, установленные Правилами и нормами технической документации жилищного фонда, МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов" нарушены.
И.о. Глазовского межрайонного прокурора А.Ю. Бородовицыным 22.07.2015 по факту нарушения правил содержания жилого дома возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ в отношении МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов". Материалы административного дела были направлены для привлечения к административной ответственности по подведомственности в Госжилинспекцию УР.
Постановлением Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 06.08.2015 N И6-02-137 в присутствии представителя предприятия Урсегова А.П. по доверенности от 05.08.2015 МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказаниям в виде штрафа в сумме 40000 руб.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования заявителем указано, что административным органом неверно установлен субъект правонарушения. Собственниками дома N 16 "б" по ул. Красногорский тракт в г. Глазове выбран способ управления - управление ТСЖ, значит оно и должно нести ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома.
Кроме того, Госжилинспекцией УР при привлечении заявителя к административной ответственности не учтен тот факт, что ремонт мягкой кровли имеет специальную технологию восстановления, что занимает длительный промежуток времени. Во исполнение заключенного между ТСЖ "Красногорский тракт" и предприятием договора, заявитель в течение суток после протечки осуществил ряд предварительных мероприятий по предотвращению попадания дождевых осадков - поставили заплату на покрытие из мягкой кровли площадью до 3 м{\super 2, что подтверждается актом выполненных работ от 11.06.2015.
30.04.2015 заявителем был проведен весенний осмотр указанного дома, на основании которого составлен план работ по текущему ремонту на 2015 год, куда вошел ремонт кровли со сроком выполнения работ 2, 3 квартал текущего года.
Ответчик в отзыве указал, что факт совершения заявителем административного правонарушения материалами дела подтверждается, постановление вынесено в соответствии с требованиями закона, является законным и обоснованным. Вина общества в совершении правонарушения установлена. Обществом нарушены правила, которые обязаны применять управляющие организации при осуществлении деятельности по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. МУП "ГЖУ" МО "Город Глазов" является лицом, ответственным за содержание общего имущества спорного многоквартирного жилого дома и обязано выполнять работы по надлежащему управлению МКД, то есть обязано следить за состоянием всех частей дома, не исключая и кровлю. Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество или кооператив могут оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество осуществляет контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием услуг и выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (Правила N 491).
В соответствии с п.п. "б" п. 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включаются крыши.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 г. (далее по тексту - постановление N 170, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), которые являются обязательными для исполнения управляющими организациями. В данном нормативном акте перечислено, что именно включается в содержание и техническое обслуживание дома, также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции дома независимо от желания собственников отдельных его помещений.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
В силу п. 4.6.1.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки, указанные в приложении N 2.
В соответствии с приложением N 2 к правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда протечки кровли в отдельных местах должны быть устранены в течение суток.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Как следует из материалов дела, на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Глазов, ул. Красногорский тракт, д. NN 16 "б", 1 "б", 16, 16 "с", 14, 12 "а" в форме заочного голосования от 12.10.2010 создано ТСЖ "Красногорский тракт".
01.01.2011 между ТСЖ "Красногорский тракт" и МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов" заключен договор N 11-79 об оказании услуг по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 2.1.4 данного договора МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов" предоставляет услуги и осуществляет работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества.
На основании п. 1.4 договора от 01.01.2011 N 11-79 перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов и представляемых коммунальных услуг приведены в Приложениях N 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 и N 4 к договору.
В соответствии с п. 43 Приложения N 3.4 к договору от 01.01.2011 N 11-79, в перечень работ по содержанию и текущему ремонту дома N 16 "б" по ул. Красногорский тракт г. Глазова входит ремонт и частичная замена участков кровель по мере необходимости.
Следовательно, МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов" является лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома N 16 "б" по ул. Красногорский тракт г. Глазова и обязано выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, его содержанию, то есть обязано следить за состоянием всех частей дома, не исключая и кровлю.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что 10.06.2015 по адресу: г. Глазов, Красногорский тракт, дом N 16 "б" имело место намокание потолка квартиры N 34 площадью до 2 кв. м, по причине протечки кровли. Указанная протечка кровли устранена МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов" 09.07.2015, что подтверждается актом приемки выполненных работ. То есть сроки устранения протечки, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда нарушены. Тем самым, установлено нарушение МУП "ГЖУ" МО "Город Глазов" правил содержания и ремонта жилых домов.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия МУП "ГЖУ" МО "Город Глазов" всех зависящих от него мер по соблюдению требований жилищного законодательства и доказательств невозможности выполнения указанных требований материалы дела не содержат.
Таким образом, наличие вменяемого заявителю состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, материалами дела подтверждается.
За допущенное нарушение МУП "ГЖУ" МО "Город Глазов" обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ. Штраф назначен заявителю в пределах санкции статьи 7.22 КоАП РФ, в минимальном размере.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности при рассмотрении дела не установлено. Постановление принято ответчиком в пределах его полномочий и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Довод заявителя о неверно определенном административным органом субъекте правонарушения судом отклоняется как противоречащий материалам дела и нормам действующего законодательства.
Довод заявителя о том, что им принимались меры по исполнению договора об оказании услуг по управлению МКД, в частности, что был принят ряд предварительных мероприятий по предотвращению попадания дождевых осадков - поставили заплату на покрытие, судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с актом технического осмотра квартиры N 34 дома N 16 "б" по ул. Красногорский тракт г. Глазова от 10.06.2015 было установлено намокание потолка квартиры площадью 2 кв. м, по причине протечки кровли.
В соответствии с актом технического осмотра квартиры N 34 дома N 16 "б" по ул. Красногорский тракт г. Глазова от 13.07.2015 были зафиксированы желтые следы на потолке площадью до 4 кв. м, вздутие, что говорит о неэффективности принятых предварительных мер по устранению намокания потолка. Кроме того, договор об оказании услуг по управлению многоквартирным домом N 11-79 был заключен с предприятием еще в 2011 году и у МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов" было достаточно времени организовать работу по содержанию и ремонту МКД, что свидетельствует о ненадлежащем содержании имущества спорного многоквартирного дома, необеспечении безопасности МКД в процессе эксплуатации.
Оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным в порядке ст. 2.9 КоАП РФ судом не усматривается. Допущенное нарушение в смысле п. 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в целях применения малозначительности исключительным не является, создает угрозу жизни и здоровью граждан, причинения имущественного вреда.
Согласно статье 211 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рассмотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.
Указанных в названной норме обстоятельств при рассмотрении дела судом не установлено, следовательно, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления ответчика не имеется.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается. На основании ч. 1 ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина подлежит возврату в размере 4000 руб., уплаченная по платежным поручениям от 20.07.2015 N 3716, от 31.07.2015 N 3847.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:

1. Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 06.08.2015 N И6-02-137, вынесенного Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в отношении Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов", г. Глазов.
2. Выдать МУП "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов", г. Глазов справку на возврат из федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Е.В.КАЛИНИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)