Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2017 N 17АП-9930/2017-АКУ ПО ДЕЛУ N А60-15972/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2017 г. N 17АП-9930/2017-АКу

Дело N А60-15972/2017

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
на решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
от 06 июня 2017 года по делу N А60-15972/2017,
принятое судьей Водолазской С.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ИНН 7704307993, ОГРН 1157746180305)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - заявитель, ООО "ГУЖФ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 01.03.2017 N 29-05-20-13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.06.2017, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ГУЖФ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе указывает, что дело об административном правонарушении рассмотрено ненадлежащим административным органом, при этом ссылается на то, что место нахождение ООО "ГУЖФ" г. Москва. Кроме того, полагает возможным признать правонарушение малозначительным, поскольку нарушения устранены.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 12.01.2017 Военной прокуратурой Екатеринбургского гарнизона с привлечением специалиста Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проведена проверка соблюдения ООО "ГУЖФ" Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, при управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 145. В ходе проверки установлено, в частности, что не убран снежный покров на тротуарах и пешеходных дорожках, находящихся на придомовой территории; не очищены урны; отсутствует освещение межквартирного тамбура 16 этажа; в жилых помещениях, кухне кв. 77 на 16 этаже сухие и влажные следы промочек увлажнения потолочных перекрытий, откосов и стен, отслоение и почернение штукатурного слоя.
По итогам проверки военным прокурором Екатеринбургского гарнизона вынесено постановление от 31.01.2017 о возбуждении в отношении ООО "ГУЖФ" дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ.
Материалы административного дела переданы для рассмотрения в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. По результатам рассмотрения административного дела Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области вынесено постановление о назначении административного наказания от 01.03.2017 N 29-05-20-13, в соответствии с которым ООО "ГУЖФ" привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО "ГУЖФ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено ненадлежащим административным органом Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, со ссылкой на то, что место нахождения ООО "ГУЖФ" и, соответственно, место совершения административного правонарушения - г. Москва, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В силу ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
В соответствии с оспариваемым по настоящему делу постановлением по делу об административном правонарушении ООО "ГУЖФ" вменяется нарушение, выразившееся в том, что ООО "ГУЖФ", являясь управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 145 (договор управления от 27.07.2015), нарушило правила содержания и ремонта в отношении указанного многоквартирного дома. То есть, в рассматриваемом случае местом совершения административного правонарушения является место, где должна быть исполнена соответствующая обязанность - г. Екатеринбург. Соответственно, дело об административном правонарушении рассмотрено Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
В ст. 7.22 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В ч. 1, ч. 2 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относится исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Следовательно, управляющая организация, допустившая нарушение установленных требований по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, как являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к ст. 7.22 КоАП РФ.
Данная правовая позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 N 307-АД16-13243, от 30.06.2017 N 301-АД16-19395.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения Военной прокуратурой Екатеринбургского гарнизона проверки выявлено нарушение ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.6.8, 3.7.6, 3.7.18, 3.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Как указано выше, ООО "ГУЖФ" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 145 (договор управления от 27.07.2015).
В соответствии с общедоступной информацией с официального сайта "Реформа ЖКХ" ООО "ГУЖФ" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области на основании лицензии N 520 от 02.07.2015, выданной Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области; также в материалах дела имеется выписка от 26.04.2017 из реестра лицензий Свердловской области.
С учетом правовой позиции, содержащейся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 N 307-АД16-13243, от 30.06.2017 N 301-АД16-19395, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае вменяемое ООО "ГУЖФ" административное правонарушение подлежит квалификации по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ как специальной по отношению к ст. 7.22 КоАП РФ.
В п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 270, 272.1 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 июня 2017 года по делу N А60-15972/2017 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 01.03.2017 N 29-05-20-13 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья
Н.В.ВАРАКСА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)