Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания": представитель не явился;
- от государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
- от публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт": Лагутинская Е.А. представитель по доверенности от 01.01.2016 N б/н;
- рассмотрев в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"
на решение от 22.04.2016
по делу N А04-1170/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"
к государственной жилищной инспекции Амурской области
третье лицо: публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт"
о признании недействительным предписания
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - инспекция) N 781 от 30.12.2015 в части пунктов 1, 2 3 (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 22.04.2016 по делу N А04-1170/2016 заявленные обществом требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 22.04.2016 по делу N А04-1170/2016 отменить в части отказа признания недействительным пунктов 2 и 3 предписания, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Определением от 03.06.2016 апелляционный суд удовлетворил ходатайство ООО "Городская управляющая компания" об участии в судебном заседании 07.07.2016 по настоящему делу путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области.
Общество, инспекция явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" поддержал доводы апелляционной жалобы общества по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции от 22.04.2016 по делу N А04-1170/2016 отменить, принять новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. В силу статьи 268 АПК РФ апелляционный суд проверяет решение суда в обжалуемой части.
В силу статей 154 - 155 ЖК РФ собственники и наниматели помещений в жилом многоквартирном доме обязаны оплачивать коммунальные услуги, в том числе потребленные на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 15 статьи 155 ЖК РФ, пункта 63 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги; плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. В пункте 69 Правил N 354 указано содержание платежного документа.
Как следует из материалов дела, 01.05.2015 между обществом и собственниками заключены договоры управления многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: г. Белогорск, ул. Кирова, 304В, ул. Чехова, 39Б.
По результатам внеплановой документарной проверки в отношении общества государственным жилищным инспектором составлен акт проверки от 30.12.2015, вынесено предписание N 781 об устранении выявленных нарушений. В предписании от 30.12.2015 N 781 инспекция указала, что в нарушение требований ЖК РФ общество передало полномочия на выполнение комплекса работ по учету, начислению, предъявлению начислений к оплате, приему платежей и взысканию задолженности с потребителей коммунальных услуг, а также по расчету объема электроэнергии, потребленной при использовании общего имущества многоквартирного дома ПАО "ДЭК" (п. 1 предписания); при расчете норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды применяются площади мест общего пользования с учетом площадей подвалов (п. 2 предписания); деятельность по управлению многоквартирными домами обществом осуществляется без надлежащим образом оформленной технической документации на многоквартирные дома по ул. Чехова 39Б и ул. Кирова 304В в г. Белогорске (п. 3 предписания).
В целях устранения выявленных нарушений инспекция потребовала от общества привести платежные документы, выставляемые собственникам помещений МКД N 396 по ул. Чехова в г. Белогорске, МКД N 304В по ул. Кирова в г. Белогорске, в соответствие с положениями ЖК РФ, "Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и Правилами N 354; произвести перерасчет за услугу электроснабжение на ОДН без учета подвального помещения жителям указанных домов; и привести техническую документацию на МКД по ул. Чехова 39Б и ул. Кирова 304В в г. Белогорск в соответствие с п. 24, п. 26 Правил N 491.
Инспекция решением от 10.02.2016 внесла изменение в предписание, изложив его в следующей редакции: пункт 1 включить в документы, собственникам МКД N 396 МКД N 304в по ул. Кирова в г. Белогорск на оплату жилищно-коммунальных услуг управляющей организацией общества, сведения, предусмотренные пп. в, г, д, е, ж, л п. 69 Правил N 354, по услуге "Электроснабжение"; пункт 2 - изготовить (внести изменения) актуальные технические паспорта на многоквартирные дома N 396 по ул. Чехова, МКД N 304в по ул. Кирова в г. Белогорске.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 44 названных Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к этим Правилам.
При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 44 Правил N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Управляемые заявителем дома оборудованы общедомовыми приборами учета. Доказательств того, что в спорных домах общим собранием собственников помещений приняты решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, материалы настоящего дела не содержат.
Согласно абзацу третьего пункта 44 Правил N 354, в случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Абзацем вторым пункта 44 Правил N 354 закреплен порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Доводы жалобы общества на статью 36 ЖК РФ и на ошибочность принятия во внимание письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, отклоняются, так как на дату письма пунктом 3 Правил N 354 Министерство регионального развития Российской Федерации было уполномочено Правительством Российской Федерации давать разъяснения по применению указанных Правил.
Министерство разъяснило, что в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Согласно данным разъяснениям, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Если при утверждении норматива потребления электроэнергии площади чердаков и подвалов не учитывались в акте об утверждении нормативов коммунальных услуг в составе помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, услуги по передаче электрической энергии подлежат оплате исходя из объема энергии, определенного без учета площади чердаков и подвалов.
Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Амурской области утверждены постановлением Правительства Амурской области от 23.05.2006 N 466, пунктом 5 которого рекомендовано управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, и ресурсоснабжающим организациям (при непосредственном способе управления многоквартирным домом) в целях соблюдения единого методологического подхода при определении и применении нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги на общедомовые нужды исходить из площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
В письме от 29.02.2016 N 01-06-478 управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области сообщило инспекции, что нормативы потребления электроснабжения, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 30.08.2012 N 466 определены из расчета общей площади помещений, входящих в состав общего имущества: межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам и без дифференциации в зависимости от наличия либо отсутствия подвалов в многоквартирных домах.
Заявителем не доказано наличие таких существенных обстоятельств, как наличие подвальных помещений, используемых для нужд жителей домов, наличие энергопотребляющих устройств и энергопотребления в подвальных помещениях в целях общедомовых нужд многоквартирных жилых домов, а также объем энергопотребления в подвальных помещениях с учетом их площади и количества работающих энергопотребляющих устройств.
Частью 1 статьи 156 ЖК РФ определено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положениями статьи 36 ЖК РФ определен круг объектов, принадлежащих собственникам жилых помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, при этом при определении размера оплаты коммунальных платежей положения указанной статьи не могут быть приняты во внимание, поскольку при расчете нормативов потребления коммунальных услуг применяется специальное регулирование для определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с этим инспекция правомерно предписала обществу произвести перерасчет за услугу электроснабжение на ОДН без учета подвального помещения жителям указанных выше домов (пункт 2 предписания N 781 от 30.12.2015).
В соответствии с пунктом 24 Правил N 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае управляющая организация, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил N 491).
Отсутствие или утрата указанной документации, отсутствие волеизъявления собственников помещений в МКД на изготовление технической документации не могут являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Общество добровольно приняло на себя обязательства по управлению жилыми домами, и как следствие, обязанность по хранению и восстановлению недостающей документации (в случае утраты) на спорный дом, которая необходима для расчета платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе для общедомовых нужд.
На основании изложенного пункт 3 оспариваемого предписания соответствует законодательству.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше нормативных документов, повторно исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы жалобы несостоятельными. Вывод суда первой инстанции, что требования пунктов 2, 3 спорного предписания соответствуют закону и не нарушают права заявителя по делу, апелляционным судом признается правильным.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в соответствии со статьей 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 1 500 руб., на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная госпошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания".
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Амурской области от 22.04.2016 по делу N А04-1170/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 18.05.2016 N 894 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2016 N 06АП-3137/2016 ПО ДЕЛУ N А04-1170/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. N 06АП-3137/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания": представитель не явился;
- от государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
- от публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт": Лагутинская Е.А. представитель по доверенности от 01.01.2016 N б/н;
- рассмотрев в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"
на решение от 22.04.2016
по делу N А04-1170/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"
к государственной жилищной инспекции Амурской области
третье лицо: публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт"
о признании недействительным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - инспекция) N 781 от 30.12.2015 в части пунктов 1, 2 3 (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 22.04.2016 по делу N А04-1170/2016 заявленные обществом требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 22.04.2016 по делу N А04-1170/2016 отменить в части отказа признания недействительным пунктов 2 и 3 предписания, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Определением от 03.06.2016 апелляционный суд удовлетворил ходатайство ООО "Городская управляющая компания" об участии в судебном заседании 07.07.2016 по настоящему делу путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области.
Общество, инспекция явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" поддержал доводы апелляционной жалобы общества по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции от 22.04.2016 по делу N А04-1170/2016 отменить, принять новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. В силу статьи 268 АПК РФ апелляционный суд проверяет решение суда в обжалуемой части.
В силу статей 154 - 155 ЖК РФ собственники и наниматели помещений в жилом многоквартирном доме обязаны оплачивать коммунальные услуги, в том числе потребленные на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 15 статьи 155 ЖК РФ, пункта 63 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги; плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. В пункте 69 Правил N 354 указано содержание платежного документа.
Как следует из материалов дела, 01.05.2015 между обществом и собственниками заключены договоры управления многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: г. Белогорск, ул. Кирова, 304В, ул. Чехова, 39Б.
По результатам внеплановой документарной проверки в отношении общества государственным жилищным инспектором составлен акт проверки от 30.12.2015, вынесено предписание N 781 об устранении выявленных нарушений. В предписании от 30.12.2015 N 781 инспекция указала, что в нарушение требований ЖК РФ общество передало полномочия на выполнение комплекса работ по учету, начислению, предъявлению начислений к оплате, приему платежей и взысканию задолженности с потребителей коммунальных услуг, а также по расчету объема электроэнергии, потребленной при использовании общего имущества многоквартирного дома ПАО "ДЭК" (п. 1 предписания); при расчете норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды применяются площади мест общего пользования с учетом площадей подвалов (п. 2 предписания); деятельность по управлению многоквартирными домами обществом осуществляется без надлежащим образом оформленной технической документации на многоквартирные дома по ул. Чехова 39Б и ул. Кирова 304В в г. Белогорске (п. 3 предписания).
В целях устранения выявленных нарушений инспекция потребовала от общества привести платежные документы, выставляемые собственникам помещений МКД N 396 по ул. Чехова в г. Белогорске, МКД N 304В по ул. Кирова в г. Белогорске, в соответствие с положениями ЖК РФ, "Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и Правилами N 354; произвести перерасчет за услугу электроснабжение на ОДН без учета подвального помещения жителям указанных домов; и привести техническую документацию на МКД по ул. Чехова 39Б и ул. Кирова 304В в г. Белогорск в соответствие с п. 24, п. 26 Правил N 491.
Инспекция решением от 10.02.2016 внесла изменение в предписание, изложив его в следующей редакции: пункт 1 включить в документы, собственникам МКД N 396 МКД N 304в по ул. Кирова в г. Белогорск на оплату жилищно-коммунальных услуг управляющей организацией общества, сведения, предусмотренные пп. в, г, д, е, ж, л п. 69 Правил N 354, по услуге "Электроснабжение"; пункт 2 - изготовить (внести изменения) актуальные технические паспорта на многоквартирные дома N 396 по ул. Чехова, МКД N 304в по ул. Кирова в г. Белогорске.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 44 названных Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к этим Правилам.
При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 44 Правил N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Управляемые заявителем дома оборудованы общедомовыми приборами учета. Доказательств того, что в спорных домах общим собранием собственников помещений приняты решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, материалы настоящего дела не содержат.
Согласно абзацу третьего пункта 44 Правил N 354, в случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Абзацем вторым пункта 44 Правил N 354 закреплен порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Доводы жалобы общества на статью 36 ЖК РФ и на ошибочность принятия во внимание письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, отклоняются, так как на дату письма пунктом 3 Правил N 354 Министерство регионального развития Российской Федерации было уполномочено Правительством Российской Федерации давать разъяснения по применению указанных Правил.
Министерство разъяснило, что в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Согласно данным разъяснениям, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Если при утверждении норматива потребления электроэнергии площади чердаков и подвалов не учитывались в акте об утверждении нормативов коммунальных услуг в составе помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, услуги по передаче электрической энергии подлежат оплате исходя из объема энергии, определенного без учета площади чердаков и подвалов.
Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Амурской области утверждены постановлением Правительства Амурской области от 23.05.2006 N 466, пунктом 5 которого рекомендовано управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, и ресурсоснабжающим организациям (при непосредственном способе управления многоквартирным домом) в целях соблюдения единого методологического подхода при определении и применении нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги на общедомовые нужды исходить из площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
В письме от 29.02.2016 N 01-06-478 управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области сообщило инспекции, что нормативы потребления электроснабжения, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 30.08.2012 N 466 определены из расчета общей площади помещений, входящих в состав общего имущества: межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам и без дифференциации в зависимости от наличия либо отсутствия подвалов в многоквартирных домах.
Заявителем не доказано наличие таких существенных обстоятельств, как наличие подвальных помещений, используемых для нужд жителей домов, наличие энергопотребляющих устройств и энергопотребления в подвальных помещениях в целях общедомовых нужд многоквартирных жилых домов, а также объем энергопотребления в подвальных помещениях с учетом их площади и количества работающих энергопотребляющих устройств.
Частью 1 статьи 156 ЖК РФ определено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положениями статьи 36 ЖК РФ определен круг объектов, принадлежащих собственникам жилых помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, при этом при определении размера оплаты коммунальных платежей положения указанной статьи не могут быть приняты во внимание, поскольку при расчете нормативов потребления коммунальных услуг применяется специальное регулирование для определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с этим инспекция правомерно предписала обществу произвести перерасчет за услугу электроснабжение на ОДН без учета подвального помещения жителям указанных выше домов (пункт 2 предписания N 781 от 30.12.2015).
В соответствии с пунктом 24 Правил N 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае управляющая организация, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил N 491).
Отсутствие или утрата указанной документации, отсутствие волеизъявления собственников помещений в МКД на изготовление технической документации не могут являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Общество добровольно приняло на себя обязательства по управлению жилыми домами, и как следствие, обязанность по хранению и восстановлению недостающей документации (в случае утраты) на спорный дом, которая необходима для расчета платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе для общедомовых нужд.
На основании изложенного пункт 3 оспариваемого предписания соответствует законодательству.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше нормативных документов, повторно исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы жалобы несостоятельными. Вывод суда первой инстанции, что требования пунктов 2, 3 спорного предписания соответствуют закону и не нарушают права заявителя по делу, апелляционным судом признается правильным.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в соответствии со статьей 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 1 500 руб., на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная госпошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания".
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 22.04.2016 по делу N А04-1170/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 18.05.2016 N 894 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.И.САПРЫКИНА
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.И.САПРЫКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)