Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Несмотря на проведение общего собрания собственников помещений в доме, принятие решения о создании товарищества собственников недвижимости, подачу документов на регистрацию ТСН, орган местного самоуправления провел конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ткач Г.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Мазановой Т.П.,
судей Пименовой С.Ю.,
Подкорытовой Н.П.
при секретаре Ш. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании действий по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании незаконными, о возложении обязанности публикации объявления об аннулировании результатов конкурса
по апелляционным жалобам представителя Г. и ТСН "Б", ООО "Управляющая компания "Зеленый город" на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 03.11.2015.
Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., объяснение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Г., являясь долевым собственником <...> в доме по <...>, обратилась в суд с иском к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании действий по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом по <...> незаконными, о возложении обязанности публикации объявления об аннулировании результатов конкурса.
В обоснование требований указано, что с <...> по <...> года в соответствии с решением общего собрания собственников помещений указанного дома управление общим имуществом дома осуществляло ООО УК "Зеленый город". Поскольку после <...> осуществление такой деятельности без лицензии не допускается, ООО УК "Зеленый город" лицензию не получило, орган местного самоуправления в течение месяца обязан был объявить конкурс по отбору управляющей организации, но и собственники помещений вправе были принять на общем собрании собственников помещений решение о выборе иного способа управления.
<...> собственники жилых помещений многоквартирного дома <...> в <...> провели общее собрание и приняли решение о создании ТСН <...> об управлении домом самостоятельно <...> копия протокола общего собрания от <...> была представлена в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга <...>. в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга была представлена копия расписки о сдаче документов на регистрацию созданного ТСН, а также требование собственников помещений многоквартирного дома о снятии с конкурса по отбору управляющей компании для управления указанным домом <...>. ИФНС было выдано свидетельство о регистрации ТСН <...>.
Ответчик <...> объявил и <...> вместо назначенной даты - <...> провел конкурс по отбору управляющей компании для управления домом по <...>, победителем которого стало ООО "УК "РЭМП-Эльмаш", чем нарушено ее право на определение способа управления многоквартирным жилым домом.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционных жалобах представители Г. и ТСН <...> ООО Управляющая компания "Зеленый город" просят решение отменить как незаконное.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционных жалоб представителями Г. и ТСН "Б", ООО Управляющая компания "Зеленый город" Х., И., З., поддержаны.
Представителями администрации Орджоникидзевского района А., УК "РЭМП-Эльмаш" М. высказаны возражения на доводы апелляционных жалоб.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционных жалоб. При этом судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Управление многоквартирным домом и обязанность его избрания собственниками помещений в доме на своем собрании предусмотрено ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 29.02.2016) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 01.05.2008 открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01.01.2007 не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
В силу Федерального закона N 255-ФЗ от 21.07.2014 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами обязаны иметь лицензию на осуществление данной деятельности, после 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Собственники помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором более чем шестнадцать, в случае непосредственного управления таким домом в срок 01.04.2015 обязаны провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о выборе иного способа управления, т.е. без привлечения сторонних лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. В случае, если указанное решение не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что управление многоквартирным домом по <...> с <...> осуществляло ООО УК "Зеленый город", которое на <...> лицензии не получило.
<...> собственники жилых помещений данного многоквартирного дома провели общее собрание и приняли решение о создании ТСН <...>, об управлении домом самостоятельно <...> копия протокола общего собрания от <...> была представлена в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга <...>. в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга была представлена копия расписки о сдаче документов на регистрацию созданного ТСН, а также требование собственников помещений многоквартирного дома о снятии с конкурса по отбору управляющей компании для управления указанным домом <...>. ИФНС было выдано свидетельство о регистрации ТСН <...>
Между тем и ответчик <...> объявил и <...> вместо назначенной даты - <...> провел конкурс по отбору управляющей компании для управления домом по <...>, победителем которого стало ООО "УК "РЭМП-Эльмаш".
Принимая решение о том, что действия Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, расположенным по <...> в <...>, являются законными, суд первой инстанции указал на то, что недостаточно для отказа в проведении конкурса по отбору управляющей организации одного лишь факта выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления этим домом без соблюдения условия о реализации принятого решения до дня проведения конкурса, подача документов на регистрацию ТСН является недостаточным доказательством реализации права на определение способа управления домом.
С данным выводом суда судебная коллегия не соглашается, находит его не соответствующим ни требованиям вышеуказанных норм материального законодательства, ни фактическим обстоятельствам, которые были установлены судом.
Вывод суда не соответствует и Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (ред. от 04.03.2015) "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", согласно которому конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
- большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 Кодекса;
- собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162 Кодекса;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Исходя из того, что собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> в установленном законом порядке был выбран способ управления многоквартирным домом - принято решение о создании ТСН, которое не оспорено, более того в регистрирующий орган <...> предоставлены документы для регистрации ТСН <...> о чем уведомлен <...> ответчик до официально назначенной даты проведения конкурса, подано ответчику требование собственников помещений многоквартирного дома о снятии с конкурса по отбору управляющей компании для управления указанным домом, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что собственниками помещений многоквартирного дома способ управления многоквартирным домом выбран, но не реализован.
Решение собственников помещений в многоквартирном доме о создании товарищества и является реализацией их обязанности по выбору способа управления домом.
С учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 75 основной целью проведения конкурса по выбору управляющей организации является соблюдение прав собственников жилых помещений на благоприятные и безопасные условия проживания граждан. У Администрации обязанность по проведению конкурса сохраняется в том случае, если до даты проведения конкурса способ управления домом собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран самостоятельно либо выбранный способ не реализован. Поскольку в данном случае собственниками способ управления дома выбран и реализован, так как нет необходимости заключать договор со специализированной организацией по управлению многоквартирными домами, поскольку управление домом взято собственниками помещений в свои руки, при наличии заявления о снятии с конкурса, проведение конкурса нарушает права собственников определять способ управления домом собственными силами или по своему усмотрению выбирать стороннюю управляющую организацию, когда и требуется реализация данного способа в форме заключения договора с выбранной компанией для управления их домом.
Если бы собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в качестве способа управления их домом, в целях реализации выбранного способа управления они должны были заключить с выбранной управляющей организацией договор управления многоквартирным домом. Его отсутствие и явилось бы подтверждением того, что способ управления домом в этом случае выбран, но не реализован.
Ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 18 Вводного закона к Жилищному кодексу Российской Федерации предусмотрены основания возникновения обязанности органа местного самоуправления проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, ими являются следующие случаи:
1) в течение года до дня проведения конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом;
2) в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Верховный Суд Российской Федерации своим решением от 10.08.2009 по делу N ГКПИ09-830, вступившим в законную силу 13.10.2009, также дал толкование положениям Правил и норм Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о том, что в соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных этой нормой способов управления многоквартирным домом. Но так как частью 4 этой же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, сделан вывод о том, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится и в том случае, если в течение года до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали, но не реализовали способ управления этим домом. Конкурс не проводится только при условии, если в течение года до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали свое решение о выборе способа управления этим домом.
Таким образом, при том, что собственниками спорного дома до даты проведения конкурса по отбору управляющей компании для управления этим домом избран способ управления домом собственными силами, создано ТСН, решение об этом не оспорено, документы на регистрацию ТСН поданы также до официально определенной даты проведения конкурса, измененной без внесения соответствующих корректив в документацию по проведению торгов, что, в частности, влияет на законность их проведения в данном случае, об этом ответчик был уведомлен, ответчиком получен отказ от участия в конкурсе по подбору управляющей компании, проведение торгов по отбору управляющей компании для данного дома есть ничто иное как навязывание ответчиком собственникам помещений дома управляющей компании, которую собственники помещений могли избрать также по своему усмотрению. В данном случае, поскольку собственники помещений многоквартирного дома не нашли необходимым привлечение к управлению домом специализированной организации, что является их правом, приняли решение об управлении домом собственными силами, что не запрещено законом, более того, предусмотрено законом, проведение торгов и результаты конкурса в отношении данного дома подлежат аннулированию.
Поскольку оспариваемыми действиями Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга нарушены права истца, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, на выбор способа управления многоквартирным домом, проведение открытого конкурса по отбору управляющей компании не основано на требованиях закона, следует признать правомерными требования истца, а решение суда об отказе в их удовлетворении незаконным, подлежащим отмене в соответствии с требованиями ч. 1 и 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 03.11.2015 отменить, принять по делу новое решение:
иск Г. к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании действий по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании незаконными, о возложении обязанности публикации объявления об аннулировании результатов конкурса удовлетворить, действия Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом по ул. <...> признать незаконными,
обязать Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга разместить на сайте в сети Интернет <...> объявления об аннулировании результатов конкурса от <...> по выбору управляющей компании ООО "УК "РЭМП-Эльмаш" для управления многоквартирным домом по ул. <...>.
Председательствующий
Т.П.МАЗАНОВА
Судьи
С.Ю.ПИМЕНОВА
Н.П.ПОДКОРЫТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.04.2016 ПО ДЕЛУ N 33-6064/2016
Требование: О признании действий по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации незаконными, об обязании опубликовать объявление об аннулировании результатов конкурса.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Несмотря на проведение общего собрания собственников помещений в доме, принятие решения о создании товарищества собственников недвижимости, подачу документов на регистрацию ТСН, орган местного самоуправления провел конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 апреля 2016 г. по делу N 33-6064/2016
Судья Ткач Г.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Мазановой Т.П.,
судей Пименовой С.Ю.,
Подкорытовой Н.П.
при секретаре Ш. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании действий по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании незаконными, о возложении обязанности публикации объявления об аннулировании результатов конкурса
по апелляционным жалобам представителя Г. и ТСН "Б", ООО "Управляющая компания "Зеленый город" на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 03.11.2015.
Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., объяснение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Г., являясь долевым собственником <...> в доме по <...>, обратилась в суд с иском к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании действий по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом по <...> незаконными, о возложении обязанности публикации объявления об аннулировании результатов конкурса.
В обоснование требований указано, что с <...> по <...> года в соответствии с решением общего собрания собственников помещений указанного дома управление общим имуществом дома осуществляло ООО УК "Зеленый город". Поскольку после <...> осуществление такой деятельности без лицензии не допускается, ООО УК "Зеленый город" лицензию не получило, орган местного самоуправления в течение месяца обязан был объявить конкурс по отбору управляющей организации, но и собственники помещений вправе были принять на общем собрании собственников помещений решение о выборе иного способа управления.
<...> собственники жилых помещений многоквартирного дома <...> в <...> провели общее собрание и приняли решение о создании ТСН <...> об управлении домом самостоятельно <...> копия протокола общего собрания от <...> была представлена в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга <...>. в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга была представлена копия расписки о сдаче документов на регистрацию созданного ТСН, а также требование собственников помещений многоквартирного дома о снятии с конкурса по отбору управляющей компании для управления указанным домом <...>. ИФНС было выдано свидетельство о регистрации ТСН <...>.
Ответчик <...> объявил и <...> вместо назначенной даты - <...> провел конкурс по отбору управляющей компании для управления домом по <...>, победителем которого стало ООО "УК "РЭМП-Эльмаш", чем нарушено ее право на определение способа управления многоквартирным жилым домом.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционных жалобах представители Г. и ТСН <...> ООО Управляющая компания "Зеленый город" просят решение отменить как незаконное.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционных жалоб представителями Г. и ТСН "Б", ООО Управляющая компания "Зеленый город" Х., И., З., поддержаны.
Представителями администрации Орджоникидзевского района А., УК "РЭМП-Эльмаш" М. высказаны возражения на доводы апелляционных жалоб.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционных жалоб. При этом судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Управление многоквартирным домом и обязанность его избрания собственниками помещений в доме на своем собрании предусмотрено ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 29.02.2016) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 01.05.2008 открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01.01.2007 не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
В силу Федерального закона N 255-ФЗ от 21.07.2014 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами обязаны иметь лицензию на осуществление данной деятельности, после 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Собственники помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором более чем шестнадцать, в случае непосредственного управления таким домом в срок 01.04.2015 обязаны провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о выборе иного способа управления, т.е. без привлечения сторонних лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. В случае, если указанное решение не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что управление многоквартирным домом по <...> с <...> осуществляло ООО УК "Зеленый город", которое на <...> лицензии не получило.
<...> собственники жилых помещений данного многоквартирного дома провели общее собрание и приняли решение о создании ТСН <...>, об управлении домом самостоятельно <...> копия протокола общего собрания от <...> была представлена в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга <...>. в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга была представлена копия расписки о сдаче документов на регистрацию созданного ТСН, а также требование собственников помещений многоквартирного дома о снятии с конкурса по отбору управляющей компании для управления указанным домом <...>. ИФНС было выдано свидетельство о регистрации ТСН <...>
Между тем и ответчик <...> объявил и <...> вместо назначенной даты - <...> провел конкурс по отбору управляющей компании для управления домом по <...>, победителем которого стало ООО "УК "РЭМП-Эльмаш".
Принимая решение о том, что действия Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, расположенным по <...> в <...>, являются законными, суд первой инстанции указал на то, что недостаточно для отказа в проведении конкурса по отбору управляющей организации одного лишь факта выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления этим домом без соблюдения условия о реализации принятого решения до дня проведения конкурса, подача документов на регистрацию ТСН является недостаточным доказательством реализации права на определение способа управления домом.
С данным выводом суда судебная коллегия не соглашается, находит его не соответствующим ни требованиям вышеуказанных норм материального законодательства, ни фактическим обстоятельствам, которые были установлены судом.
Вывод суда не соответствует и Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (ред. от 04.03.2015) "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", согласно которому конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
- большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 Кодекса;
- собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162 Кодекса;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Исходя из того, что собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> в установленном законом порядке был выбран способ управления многоквартирным домом - принято решение о создании ТСН, которое не оспорено, более того в регистрирующий орган <...> предоставлены документы для регистрации ТСН <...> о чем уведомлен <...> ответчик до официально назначенной даты проведения конкурса, подано ответчику требование собственников помещений многоквартирного дома о снятии с конкурса по отбору управляющей компании для управления указанным домом, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что собственниками помещений многоквартирного дома способ управления многоквартирным домом выбран, но не реализован.
Решение собственников помещений в многоквартирном доме о создании товарищества и является реализацией их обязанности по выбору способа управления домом.
С учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 75 основной целью проведения конкурса по выбору управляющей организации является соблюдение прав собственников жилых помещений на благоприятные и безопасные условия проживания граждан. У Администрации обязанность по проведению конкурса сохраняется в том случае, если до даты проведения конкурса способ управления домом собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран самостоятельно либо выбранный способ не реализован. Поскольку в данном случае собственниками способ управления дома выбран и реализован, так как нет необходимости заключать договор со специализированной организацией по управлению многоквартирными домами, поскольку управление домом взято собственниками помещений в свои руки, при наличии заявления о снятии с конкурса, проведение конкурса нарушает права собственников определять способ управления домом собственными силами или по своему усмотрению выбирать стороннюю управляющую организацию, когда и требуется реализация данного способа в форме заключения договора с выбранной компанией для управления их домом.
Если бы собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в качестве способа управления их домом, в целях реализации выбранного способа управления они должны были заключить с выбранной управляющей организацией договор управления многоквартирным домом. Его отсутствие и явилось бы подтверждением того, что способ управления домом в этом случае выбран, но не реализован.
Ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 18 Вводного закона к Жилищному кодексу Российской Федерации предусмотрены основания возникновения обязанности органа местного самоуправления проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, ими являются следующие случаи:
1) в течение года до дня проведения конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом;
2) в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Верховный Суд Российской Федерации своим решением от 10.08.2009 по делу N ГКПИ09-830, вступившим в законную силу 13.10.2009, также дал толкование положениям Правил и норм Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о том, что в соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных этой нормой способов управления многоквартирным домом. Но так как частью 4 этой же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, сделан вывод о том, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится и в том случае, если в течение года до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали, но не реализовали способ управления этим домом. Конкурс не проводится только при условии, если в течение года до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали свое решение о выборе способа управления этим домом.
Таким образом, при том, что собственниками спорного дома до даты проведения конкурса по отбору управляющей компании для управления этим домом избран способ управления домом собственными силами, создано ТСН, решение об этом не оспорено, документы на регистрацию ТСН поданы также до официально определенной даты проведения конкурса, измененной без внесения соответствующих корректив в документацию по проведению торгов, что, в частности, влияет на законность их проведения в данном случае, об этом ответчик был уведомлен, ответчиком получен отказ от участия в конкурсе по подбору управляющей компании, проведение торгов по отбору управляющей компании для данного дома есть ничто иное как навязывание ответчиком собственникам помещений дома управляющей компании, которую собственники помещений могли избрать также по своему усмотрению. В данном случае, поскольку собственники помещений многоквартирного дома не нашли необходимым привлечение к управлению домом специализированной организации, что является их правом, приняли решение об управлении домом собственными силами, что не запрещено законом, более того, предусмотрено законом, проведение торгов и результаты конкурса в отношении данного дома подлежат аннулированию.
Поскольку оспариваемыми действиями Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга нарушены права истца, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, на выбор способа управления многоквартирным домом, проведение открытого конкурса по отбору управляющей компании не основано на требованиях закона, следует признать правомерными требования истца, а решение суда об отказе в их удовлетворении незаконным, подлежащим отмене в соответствии с требованиями ч. 1 и 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 03.11.2015 отменить, принять по делу новое решение:
иск Г. к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании действий по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании незаконными, о возложении обязанности публикации объявления об аннулировании результатов конкурса удовлетворить, действия Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом по ул. <...> признать незаконными,
обязать Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга разместить на сайте в сети Интернет <...> объявления об аннулировании результатов конкурса от <...> по выбору управляющей компании ООО "УК "РЭМП-Эльмаш" для управления многоквартирным домом по ул. <...>.
Председательствующий
Т.П.МАЗАНОВА
Судьи
С.Ю.ПИМЕНОВА
Н.П.ПОДКОРЫТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)