Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: представитель не явился, извещен;
- от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Армавиртеплоэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.01.2016 по делу N А32-12797/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Армавиртеплоэнерго",
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 5",
принятое в составе судьи Тамахина А.В.,
общество с ограниченной ответственностью "Армавиртеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 5" об обязании заключить договор N 864 от 16.10.2013 г.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.01.2016 в иске отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что на официальном сайте reformagkh.ru размещены сведения, согласно которым компания лицензию в установленный срок не получила, в числе лиц, имеющих право осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, не значится. В управлении указанной компании на настоящий момент спорные многоквартирные дома не находятся, в связи с чем заключение с ответчиком договора невозможно и противоречит закону.
Общество с ограниченной ответственностью "Армавиртеплоэнерго" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что выводы суда противоречат выводам, изложенным в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А32-22372/2014.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания N 5" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ответчик в своем отзыве обращает внимание суда на тот факт, что ООО "Управляющая компания N 5" не получила лицензию и с 01.05.2015 не предоставляет услуги по управлению многоквартирными домами. Вся необходимая информация по прекращению указанного вида деятельности была размещена на официальном сайте ответчика в соответствии с действующим законодательством. Управление домами прекращено с 01.06.2015, денежных средств компания с собственников за поставленные услуги не получала и в таком случае ООО "Управляющая компания N 5" не вправе требовать с граждан платы для последующего ее перечисления истцу. В связи с отсутствием лицензии на управление и обслуживание многоквартирных домов у ООО Управляющая компания N 5", переходом всех ранее обслуживанием многоквартирных домов в управление к другим управляющим компаниям, понуждение к заключению договора N 864 от 16.10.2013.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, иск предъявлен обществом как теплоснабжающей организацией к управляющей компании как исполнителю коммунальных услуг в связи осуществлением ответчиком управления многоквартирными домами.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", Приказа Минстроя России от 22.12.2014 N 882/пр "Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" управляющими организациями информация о своей деятельности, о наличии многоквартирных домов в управлении и о прекращении такого управления раскрывается в том числе путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, специально предназначенном для указанной цели - reformagkh.ru, согласно установленным формам.
На основании анализа материалов дела, а также сведений, размещенных во всеобщем открытом доступе на названном официальном сайте, суд первой инстанции установил, что в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 5" ранее находились следующие многоквартирные дома, расположенные в г. Армавире: ул. 30 лет Победы, 7 и 17; ул. 30 лет Победы, 25; ул. 30 лет Победы, 27; ул. 30 лет Победы, 33; ул. 30 лет Победы, 7; ул. Володарского, 10; ул. Володарского, 16; ул. Володарского, 4; ул. Герцена, 7; ул. Ефремова, 228; ул. Ефремова, 230; ул. Линейная, 1; ул. Линейная, 2Г; ул. Линейная, 3А; ул. Линейная, 3Б; ул. Линейная, 5; ул. Линейная, 7; ул. Луначарского, 19; ул. Маркова, 4; ул. Маркова, 6; ул. Матвеева, 20; ул. Матвеева, 65; ул. Нефтебаза, 1; ул. Новороссийская, 15; ул. Новороссийская, 117; ул. Новороссийская, 129 лит. В; ул. Новороссийская, 131; ул. Новороссийская, 133; ул. Новороссийская, 135; ул. Новороссийская, 137; ул. Новороссийская, 139; ул. Новороссийская, 44; ул. Новороссийская, 56; ул. Островского, 53; ул. Пионерская, 57; ул. Поветкина, 25; ул. Промзона, 16; ул. Советской Армии, 12; ул. Советской Армии, 14; ул. Советской Армии, 18А; ул. Советской Армии, 27; ул. Советской Армии, 29; ул. Советской Армии, 31; ул. Советской Армии, 4; ул. ТЭЦ 1В; ул. Шаумяна, 11Б; ул. Шмидта, 132; ул. Шмидта, 4; ул. Шмидта, 9.
На основании общедоступной информации об управлении ответчиком многоквартирными домами письмом от 05.11.2013 N 1957 ООО "Армавиртеплоэнерго" обратилось к управляющей компании с предложением о заключении договора на отпуск тепловой энергии в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика и направила проект договора на отпуск тепловой энергии.
29.11.2013 управляющая компания направила в адрес общества отказ от заключения договора, мотивированный отсутствием между сторонами обязательства по поставке тепловой энергии, отсутствием в действующих договорах управления и решениях общих собраний собственников помещений условий об обязанности ответчика предоставлять такие услуги, наличие прямых договорных отношений между истцом как ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений многоквартирных домов, заключенных путем совершения потребителями конклюдентных.
Отказ управляющей компании послужил основанием для обращения общества с исковым заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии с положениями статей 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка тепловой энергии осуществляется на основании договора энергоснабжения.
Обязанность управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды и внутридомовые потери предусмотрена подпунктом "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", пп. 9 - 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации многоквартирными домами влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07 содержатся разъяснения, согласно которым в случаях управления многоквартирным домом управляющей организацией исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома. При этом, в случае выбора данного способа управления, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг.
Пункт 9 Правил N 354 определяет возможные варианты договорных правоотношений по поводу предоставления коммунальных услуг для собственников помещений многоквартирного дома:
- - договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, в который включаются соответствующие условия;
- - договор о предоставлении коммунальных услуг, заключаемый с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив;
- - договор, заключаемый собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 13 приведенных Правил в первых двух случаях предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Соответственно исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме является управляющая компания, если собственниками выбран данный способ управления.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Из содержания пункта 17 Правил N 354 следует, что предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме может оформляться посредством заключения двух договоров: договора между управляющей компанией (кредитор) и ресурсоснабжающей организацией (должник), договора между собственниками помещений многоквартирного дома (кредиторы) и управляющей компанией (должник).
Аналогичный вывод следует и из положений статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, четко разграничивающей порядок взимания платы за коммунальные услуги при различных способах управления многоквартирным домом.
В частности, согласно пункту 7.1 указанной статьи собственники могут осуществлять платежи либо непосредственно исполнителю, либо, при наличии решения общего собрания, напрямую ресурсоснабжающей организации. В последнем случае меняется способ исполнения обязательства потребителей (собственников помещений) перед управляющей организацией - исполнителем коммунальных услуг. Обязанность истца как исполнителя коммунальных услуг по оплате полученной энергии в полном объеме ресурсоснабжающей организации сохраняется. Совершенные "напрямую" платежи погашают обязанность исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организации по оплате полученной энергии в оплаченной части в порядке статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации. Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг должна организовать правоотношения с собственниками помещений в соответствии со своими правами и обязанностями, в том числе в части получения информации об оплате данных услуг - пункт 64 Правил N 354, статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно толкованию пункта 64 Правил N 354, данному в решении Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197, внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом или кооперативом либо управляющей организацией соответственно, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, надлежащим кредитором для собственника жилого помещения является исполнитель коммунальных услуг, надлежащим кредитором для исполнителя коммунальных услуг - ресурсоснабжающая организация.
В частности, согласно положениям пунктов 6, 7 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных названными Правилами. Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, вне зависимости от содержания договора на управление многоквартирным домом, фактическое потребление коммунальных услуг, свидетельствует о наличии договорных правоотношений между потребителем и управляющей компанией, с одной стороны, исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, с другой стороны. Отсутствие либо расторжение договора управляющей компанией и сбытовой организацией юридически безразлично для ситуации, когда управление многоквартирным домом осуществляется (продолжается), в силу конклюдентных действий собственников помещений дома по потреблению коммунальной услуги все стороны (потребители, исполнитель, сбытовая организация) оказываются связанными договорными правоотношениями по приведенной выше модели по прямому указанию закона.
При этом наличие договорных правоотношений сторон возникших в силу закона не является само по себе основанием для отказа в оформлении данных правоотношений в форме письменного договора с целью придания данным правоотношениям большей определенности и приведения их в соответствие с требованиями вышеприведенных нормативных актов.
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
На основании анализа материалов настоящего дела, а также сведений, размещенных во всеобщем открытом доступе на официальном сайте reformagkh.ru, судом первой инстанции установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 5" прекратило управление всеми указанными истцом домами.
Прекращение ответчиком деятельности по управлению спорными многоквартирными домами связано с внесением изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", согласно положениям которого введено требование о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно статье 7 приведенного закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В случае если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу названного Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые указаны в настоящей части и осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу названного Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 данного Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 указанного Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Как указано ответчиком, не опровергнуто истцом и следует из сведений, размещенных во всеобщем открытом доступе на официальном сайте reformagkh.ru, ООО "Управляющая компания N 5" лицензию в установленный срок не получило, в числе лиц, имеющих право осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами не значится. В управлении указанной компании на настоящий момент спорные многоквартирные дома не находятся.
При таких обстоятельствах заключение с ответчиком договора на дату вынесения решения невозможно.
Отклоняя довод истца, суд первой инстанции обоснованно и аргументировано указал о невозможности обязания в судебном порядке заключить договор с ответчиком, действие которого бы распространилось на прошлые периоды.
Кроме того, отсутствие договора не исключает обязанность ответчика или собственников многоквартирного дома по оплате задолженности за фактически поставленную энергию в случае документального подтверждения истцом данного факта.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.02.2016 по делу N А32-11138/2015 и от 18.02.2016 по делу N А32-11141/2015.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.01.2016 по делу N А32-12797/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.04.2016 N 15АП-2893/2016 ПО ДЕЛУ N А32-12797/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2016 г. N 15АП-2893/2016
Дело N А32-12797/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: представитель не явился, извещен;
- от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Армавиртеплоэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.01.2016 по делу N А32-12797/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Армавиртеплоэнерго",
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 5",
принятое в составе судьи Тамахина А.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Армавиртеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 5" об обязании заключить договор N 864 от 16.10.2013 г.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.01.2016 в иске отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что на официальном сайте reformagkh.ru размещены сведения, согласно которым компания лицензию в установленный срок не получила, в числе лиц, имеющих право осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, не значится. В управлении указанной компании на настоящий момент спорные многоквартирные дома не находятся, в связи с чем заключение с ответчиком договора невозможно и противоречит закону.
Общество с ограниченной ответственностью "Армавиртеплоэнерго" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что выводы суда противоречат выводам, изложенным в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А32-22372/2014.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания N 5" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ответчик в своем отзыве обращает внимание суда на тот факт, что ООО "Управляющая компания N 5" не получила лицензию и с 01.05.2015 не предоставляет услуги по управлению многоквартирными домами. Вся необходимая информация по прекращению указанного вида деятельности была размещена на официальном сайте ответчика в соответствии с действующим законодательством. Управление домами прекращено с 01.06.2015, денежных средств компания с собственников за поставленные услуги не получала и в таком случае ООО "Управляющая компания N 5" не вправе требовать с граждан платы для последующего ее перечисления истцу. В связи с отсутствием лицензии на управление и обслуживание многоквартирных домов у ООО Управляющая компания N 5", переходом всех ранее обслуживанием многоквартирных домов в управление к другим управляющим компаниям, понуждение к заключению договора N 864 от 16.10.2013.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, иск предъявлен обществом как теплоснабжающей организацией к управляющей компании как исполнителю коммунальных услуг в связи осуществлением ответчиком управления многоквартирными домами.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", Приказа Минстроя России от 22.12.2014 N 882/пр "Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" управляющими организациями информация о своей деятельности, о наличии многоквартирных домов в управлении и о прекращении такого управления раскрывается в том числе путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, специально предназначенном для указанной цели - reformagkh.ru, согласно установленным формам.
На основании анализа материалов дела, а также сведений, размещенных во всеобщем открытом доступе на названном официальном сайте, суд первой инстанции установил, что в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 5" ранее находились следующие многоквартирные дома, расположенные в г. Армавире: ул. 30 лет Победы, 7 и 17; ул. 30 лет Победы, 25; ул. 30 лет Победы, 27; ул. 30 лет Победы, 33; ул. 30 лет Победы, 7; ул. Володарского, 10; ул. Володарского, 16; ул. Володарского, 4; ул. Герцена, 7; ул. Ефремова, 228; ул. Ефремова, 230; ул. Линейная, 1; ул. Линейная, 2Г; ул. Линейная, 3А; ул. Линейная, 3Б; ул. Линейная, 5; ул. Линейная, 7; ул. Луначарского, 19; ул. Маркова, 4; ул. Маркова, 6; ул. Матвеева, 20; ул. Матвеева, 65; ул. Нефтебаза, 1; ул. Новороссийская, 15; ул. Новороссийская, 117; ул. Новороссийская, 129 лит. В; ул. Новороссийская, 131; ул. Новороссийская, 133; ул. Новороссийская, 135; ул. Новороссийская, 137; ул. Новороссийская, 139; ул. Новороссийская, 44; ул. Новороссийская, 56; ул. Островского, 53; ул. Пионерская, 57; ул. Поветкина, 25; ул. Промзона, 16; ул. Советской Армии, 12; ул. Советской Армии, 14; ул. Советской Армии, 18А; ул. Советской Армии, 27; ул. Советской Армии, 29; ул. Советской Армии, 31; ул. Советской Армии, 4; ул. ТЭЦ 1В; ул. Шаумяна, 11Б; ул. Шмидта, 132; ул. Шмидта, 4; ул. Шмидта, 9.
На основании общедоступной информации об управлении ответчиком многоквартирными домами письмом от 05.11.2013 N 1957 ООО "Армавиртеплоэнерго" обратилось к управляющей компании с предложением о заключении договора на отпуск тепловой энергии в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика и направила проект договора на отпуск тепловой энергии.
29.11.2013 управляющая компания направила в адрес общества отказ от заключения договора, мотивированный отсутствием между сторонами обязательства по поставке тепловой энергии, отсутствием в действующих договорах управления и решениях общих собраний собственников помещений условий об обязанности ответчика предоставлять такие услуги, наличие прямых договорных отношений между истцом как ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений многоквартирных домов, заключенных путем совершения потребителями конклюдентных.
Отказ управляющей компании послужил основанием для обращения общества с исковым заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии с положениями статей 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка тепловой энергии осуществляется на основании договора энергоснабжения.
Обязанность управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды и внутридомовые потери предусмотрена подпунктом "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", пп. 9 - 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации многоквартирными домами влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07 содержатся разъяснения, согласно которым в случаях управления многоквартирным домом управляющей организацией исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома. При этом, в случае выбора данного способа управления, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг.
Пункт 9 Правил N 354 определяет возможные варианты договорных правоотношений по поводу предоставления коммунальных услуг для собственников помещений многоквартирного дома:
- - договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, в который включаются соответствующие условия;
- - договор о предоставлении коммунальных услуг, заключаемый с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив;
- - договор, заключаемый собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 13 приведенных Правил в первых двух случаях предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Соответственно исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме является управляющая компания, если собственниками выбран данный способ управления.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Из содержания пункта 17 Правил N 354 следует, что предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме может оформляться посредством заключения двух договоров: договора между управляющей компанией (кредитор) и ресурсоснабжающей организацией (должник), договора между собственниками помещений многоквартирного дома (кредиторы) и управляющей компанией (должник).
Аналогичный вывод следует и из положений статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, четко разграничивающей порядок взимания платы за коммунальные услуги при различных способах управления многоквартирным домом.
В частности, согласно пункту 7.1 указанной статьи собственники могут осуществлять платежи либо непосредственно исполнителю, либо, при наличии решения общего собрания, напрямую ресурсоснабжающей организации. В последнем случае меняется способ исполнения обязательства потребителей (собственников помещений) перед управляющей организацией - исполнителем коммунальных услуг. Обязанность истца как исполнителя коммунальных услуг по оплате полученной энергии в полном объеме ресурсоснабжающей организации сохраняется. Совершенные "напрямую" платежи погашают обязанность исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организации по оплате полученной энергии в оплаченной части в порядке статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации. Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг должна организовать правоотношения с собственниками помещений в соответствии со своими правами и обязанностями, в том числе в части получения информации об оплате данных услуг - пункт 64 Правил N 354, статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно толкованию пункта 64 Правил N 354, данному в решении Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197, внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом или кооперативом либо управляющей организацией соответственно, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, надлежащим кредитором для собственника жилого помещения является исполнитель коммунальных услуг, надлежащим кредитором для исполнителя коммунальных услуг - ресурсоснабжающая организация.
В частности, согласно положениям пунктов 6, 7 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных названными Правилами. Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, вне зависимости от содержания договора на управление многоквартирным домом, фактическое потребление коммунальных услуг, свидетельствует о наличии договорных правоотношений между потребителем и управляющей компанией, с одной стороны, исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, с другой стороны. Отсутствие либо расторжение договора управляющей компанией и сбытовой организацией юридически безразлично для ситуации, когда управление многоквартирным домом осуществляется (продолжается), в силу конклюдентных действий собственников помещений дома по потреблению коммунальной услуги все стороны (потребители, исполнитель, сбытовая организация) оказываются связанными договорными правоотношениями по приведенной выше модели по прямому указанию закона.
При этом наличие договорных правоотношений сторон возникших в силу закона не является само по себе основанием для отказа в оформлении данных правоотношений в форме письменного договора с целью придания данным правоотношениям большей определенности и приведения их в соответствие с требованиями вышеприведенных нормативных актов.
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
На основании анализа материалов настоящего дела, а также сведений, размещенных во всеобщем открытом доступе на официальном сайте reformagkh.ru, судом первой инстанции установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 5" прекратило управление всеми указанными истцом домами.
Прекращение ответчиком деятельности по управлению спорными многоквартирными домами связано с внесением изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", согласно положениям которого введено требование о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно статье 7 приведенного закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В случае если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу названного Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые указаны в настоящей части и осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу названного Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 данного Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 указанного Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Как указано ответчиком, не опровергнуто истцом и следует из сведений, размещенных во всеобщем открытом доступе на официальном сайте reformagkh.ru, ООО "Управляющая компания N 5" лицензию в установленный срок не получило, в числе лиц, имеющих право осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами не значится. В управлении указанной компании на настоящий момент спорные многоквартирные дома не находятся.
При таких обстоятельствах заключение с ответчиком договора на дату вынесения решения невозможно.
Отклоняя довод истца, суд первой инстанции обоснованно и аргументировано указал о невозможности обязания в судебном порядке заключить договор с ответчиком, действие которого бы распространилось на прошлые периоды.
Кроме того, отсутствие договора не исключает обязанность ответчика или собственников многоквартирного дома по оплате задолженности за фактически поставленную энергию в случае документального подтверждения истцом данного факта.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.02.2016 по делу N А32-11138/2015 и от 18.02.2016 по делу N А32-11141/2015.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.01.2016 по делу N А32-12797/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)